8 декабря 2019, воскресенье, 07:09
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 июня 2006, 10:35

“В такой ситуации психологическая дистанция не нужна”

В ситуации господства мифа о повальной коммерциализации образования в России появляются и продолжают существовать вполне “добровольческие” проекты – “летние школы”, дающие школьникам возможность получения элементов качественного образования, выведения их на дорогу, часто ведущую в науку или не менее социально важные сферы. О феномене летних школ и возможности его воспроизведения мы побеседовали с основателем Летней Экологической Школы (ЛЭШ), ее многолетним директором, а ныне - преподавателем, учителем биологии лицея “Интеллектуал”, соросовским учителем, методистом Федерального детского эколого-биологического центра Минобразования России, научным сотрудником Института теоретической и экспериментальной физики им. Алиханова Минатома России Игорем Окштейном. Интервью взяла Яна Войцеховская.

Что такое

ЛЭШ?

Технологически все выглядит достаточно просто. Порядка сотни детей - от окончивших пятый класс до окончивших десятый - вывозятся в сельскую местность, где с ними занимаются преподаватели. Занятия проходят обычно в сельской школе, рядом разбивается палаточный лагерь, в котором все и живут. С момента основания на Летнюю Школу приглашается много студентов, которые берут на себя приготовление еды, ведут факультативы и помогают преподавателям во многих других случаях.

Чтобы попасть в ЛЭШ, школьник должен пройти некоторый довольно существенный конкурс, в среднем порядка трех человек на место, примерно как в Университете. Проходит этот конкурс в феврале-апреле, а к июню подводятся итоги, и школьники, отобранные в ЛЭШ, могут готовится к Школе.

Кроме биологического сейчас есть много других отделений – гуманитарное, математическое, физическое, медицинское и социальных наук. На всех этих отделениях есть отдельный конкурс и критерии отбора у них свои. Сейчас Летняя Школа разделилась на две части – в нашей части человек 200, их них 120 – школьники, а остальные – преподаватели.

Понятно, зачем школьнику, который интересуется полевой биологией, ехать в поле смотреть животных и растения. А зачем ехать в поля и жить в палатках, чтобы изучать например, цитологию, медицину или математику?

Ну, во-первых, факультативы, явно использующие живую природу в качестве объекта. В любом случае, есть какие-то практические занятия, экскурсии, есть какие-то животные, которых надо посмотреть, исторические памятники, которые можно увидеть в округе, фольклор, который можно собирать в деревне - то есть этого всего не так уж мало.

Кроме того, существенна изоляция. Существенно, что нет родителей, которые присматривают, а есть коллектив единомышленников, который живет какой-то достаточно интересной жизнью.

На Школе очень много возможностей. Обычно бывает около 70 различных факультативов, и школьник должен для себя что-то выбрать. Это значит, что он все время должен самоопределяться, что ему интересно, а что нет. И получается, что за время Школы школьник имеет возможность довольно сильно уточнить сам для себя, что ему важно и интересно.

А есть ли какая-то проверка полученных знаний?

Еще бы! Школа идет месяц. Этот месяц разделен следующим образом. Там есть два теоретических цикла в начале, полевой цикл в середине и еще два цикла в конце. Цикл – это примерно 5 учебных дней и один выходной. В конце каждого цикла обычно сдается экзамен по пройденным предметам. Если обязательных пар две, то и экзаменов получается два. Бывают занятия, которые идут не один цикл, а два или три, но в среднем получается, что за это время школьник сдает 6-8 обязательных форм отчетности. Это нагрузка, как в сессию.

А бывает так, что дети перестают ходить на занятия, если им что-то не нравится?

Перестают ходить – это редчайшее исключение. Бывает, что школьник теряет к чему-то интерес, и в этом случае в его интересах просто переопределиться. Если какой-то курс не нравится, школьник имеет возможность буквально в первый день понять, что ему не нравится и сбежать на другой курс (конечно, по согласованию с куратором). Тогда можно увернуться от этого зачета и приобрести другой.

Но это еще не все. Материал сданных зачетов дальше может быть спрошен при собеседовании продолжающего в следующий класс. То есть, когда этот же школьник, отучившись в 5 классе, приходит поступать в 6-ой в Летнюю Школу, он опять проходит через систему собеседований, только для продолжающих эти собеседования в большой степени являются проверкой того, помнит ли он то, чему его научили. На этот счет есть шуточная поговорка “ни одна собака не уйдет необученной”, а не в шутку – все, чему школьника научили, дальше накапливается и может быть спрошено. Это система.

Ну, конечно, жизнь богаче, бывает, что для кого-то делаются какие-то исключения по общему решению, но в целом это работает именно так – случается, что школьника, пришедшего поступать в 8-ой класс, спрашивают о том, чему его учили в 5-ом, и если он вдруг этого не знает, ему приходится это специально учить.

Эта система радикально отличается как от школьной, так и от вузовской. От вузовской - тем, что не работает принцип “выучил, сдал, забыл”, потому что спросят, а потом еще раз спросят, а потом еще, и интервалы между этими “спросят” порядка года. А от школьной системы отличается отсутствием текущего контроля.

То есть школьник сам должен помнить о том, что ему нужно все это выучить, прийти на занятия?

Здесь система работает очень просто: тот, кто не помнит, просто отсеивается в первый же год, то есть больше не приезжает на Летнюю Школу. Правда, есть правило, позволяющее сделать вот что: школьник может пропустить год, не приехав на Школу, и через два года поступать как новенький, и в этом случае его не спрашивают о том, чему его учили раньше.

Что в конце концов происходит с этими школьниками, то есть куда они попадают, когда вырастают?

Львиная доля поступает в МГУ. Большая часть идет на биофак, некоторая часть – на факультет фундаментальной медицины, факультет почвоведения и факультет биоинженерии и биоинформатики. Меньшая часть идет на химфак и в медицинские вузы.

Дальше оценить сложнее, но например, количество кандидатов наук, когда-то учившихся в ЛЭШ, уже очень большое, что естественно, так как поступившие в МГУ с большой вероятностью становятся кандидатами наук. Есть какое-то количество докторов. Точнее сейчас не могу сказать, но процент остающихся в науке довольно велик. И есть определенный процент ушедших в педагогику и медицину.

Естественно, часть этих людей попала в замечательные времена с 90-ого года, когда экономически все очень ухудшилось. Значительная часть представителей этой волны просто уехала в США и Западную Европу. Сейчас, кстати, многие возвращаются. Причем все вернувшиеся так или иначе объясняют, что им там не понравилось, что работать там хорошо, а жить как-то не очень - не экономически, а психологически, что тут как-то теплее. Вернулась часть людей, там вполне успешных, ну и вернулись, естественно, люди, которые были там не очень успешны.

А существуют ли аналоги ЛЭШ на Западе? Что-нибудь известно?

Скажем так: не до такой степени. Почти нет. Был разговор, что математики то ли сделали, то ли собираются что-то похожее сделать, но тут я подробностей не знаю. Есть какие-то занятия со школьниками в Израиле, там что-то есть при Институте Вейсмана в Реховоте, но подробностей я тоже не знаю. Знаю только, что занятия со школьниками у них происходят прямо на территории Вейсмановского института. Но вообще на Западе это поразительно мало развито. По крайней мере, насколько я знаю, это не достигает такого уровня сложности, там довольно простые занятия.

Получается, что Летняя Школа – это некая система, которая отбирает школьников для вузов, для каких-то конкретных вузов…

Для элитных московских вузов. Конечно. Так исторически сложилось, никто специально этого не делал, просто преподаватели так или иначе были людьми университетскими или вокруг него собирались, а все остальное получилось само собой.

В России существуют другие летние школы?

В России такого рода школ не так уж мало. Ну, есть Красноярская летняя школа - КЛШ, которая старше, чем наша. Есть несколько летних школ в Туле, есть Летняя школа в Кирове (Вятке) и другие. Такого рода попыток (во всяком случае) проводится очень много. И есть, конечно, “Химера” – химическая летняя школа, которая ответвилась от одного и того же с нами корня. В1989 году школа называлась “Химера”, организаторами были Вячеслав Загорский и Аркадий Мушегян, а в 1990 году она разделилась на ЛЭШ и собственно “Химеру”.

Идея в любом случае состоит в том, что устраивается некоторый отбор, после чего школьники вывозятся на природу, и там им преподают разные науки. Кстати, есть интересная закономерность: каждая такая школа неизбежно норовит превратиться в микрокосм, то есть вокруг одного отделения постепенно начинают нарастать другие, к биологам добавляются физики, к математикам еще кто-то, химикам вдруг нужны биологи. В Красноярской школе когда-то были одни математики, потом появились и биологи, и химики и все прочие.

Можно ли этот опыт распространить на общую систему образования?

Это сложный вопрос. Во-первых, хороших учителей биологии совсем не так много. А это очень большое ограничение, потому что слабый учитель биологии, как правило, не очень заинтересован в активности школьников. А весь опыт летних школ так или иначе связан с тем, что школьники становятся очень активными, задают массу вопросов преподавателю, начинают сами читать книжки и так далее. Получается, что провоцирование активности далеко не всегда входит в интересы учителя. И это, я бы сказал, основное препятствие.

Следующий момент. Даже если учитель хороший, кое-что просто трудно сделать в одиночку. Ну, сколько лет один и тот же школьник может учиться биологии у одного и того же человека? Ну, два года. Ну, три. Понятно, что запасы эти исчерпываются, и либо надо своих учеников, доучив их до какого-то уровня, куда-то перенаправлять, либо надо создавать некий коллектив. Причем этот коллектив должен быть многоплановым, маленьким этот коллектив не может быть, потому что интересы у школьников разные. Вот отсюда и вытекает создание системы такого рода, похожей на Летнюю Школу.

Вот мы уже основные гвозди забили: во-первых, это должны быть сильные учителя, во-вторых, большой коллектив сильных учителей, и собственно, уже из этого понятно, что вряд ли это может быть вокруг обычной школы, это в любом случае, какой-то вуз, при котором это все осуществляется. Я думаю, что это скорее система, в которой вокруг вуза консолидируются разные общеобразовательные силы и общими усилиями вот что-то такое рождается.

Вот в таком виде, я думаю, это исполнимо, но дальше все начинает упираться в сравнительно слабый уровень обучения в периферийных вузах. Я ничего не хочу сказать плохого про какие-то конкретные вузы, но надо понимать, что при сильном вузе это возможно, а при слабом – нет. Если эти условия выполнены, то возникает масса возможностей: можно общаться с другими летними школами, обмениваться преподавателями и школьниками, можно проводить всероссийскую олимпиаду в школах. Кроме того, такое место сразу становится центром притяжения, про такую школу люди как-то узнают, можно сайт завести в Интернете.

В этом виде наш опыт, безусловно, распространим, хотя, с другой стороны, во всех известных мне случаях начинается все с одного, совершенно определенного человека, который выступает в роли энтузиаста и все это раскочегаривает. Когда система раскочегарена, оказывается, что все уже проще.

И можно твердо сказать, в каком виде это не может существовать. Если существует некий один энтузиаст учитель в каком-то отдаленном регионе, причем в месте, где рядом нет вуза, то такое сделать очень трудно, потому что коллектива там собрать не получается. В этом случае можно ориентироваться на другие формы обучения.

А как быть с тем фактом, что большинство школьников вынуждены ходить в нелюбимую школу и учить нелюбимые уроки и им часто совсем не понятно, зачем это вообще нужно делать - они не хотят учиться. Что делать в этой ситуации?

Здесь есть несколько важных психологических моментов. На Летней Школе обычно и могло бы войти в современную школу – это то, что наша система многопрофильна (некоторый аналог этому можно найти в проекте профильной школы“Полит.ру”). Это система, в которой школьник может довольно свободно выбирать профиль и желательно выбирать даже не профиль, а отдельные курсы.

Должен быть обычный школьный набор предметов. В сильной школе можно даже с сокращенными часами. А оставшаяся нагрузка добирается спецкурсами, которые школьники могут выбирать.

А вести эти курсы будут те же самые учителя?

Ну, хорошо бы их вели, кроме учителей, еще университетские специалисты или хотя бы студенты. Я понимаю, что это не везде возможно, но я бы очень это рекомендовал. Во-первых, школа сразу становится проточной системой. Это означает, что слабый учитель в ней надолго не задержится.

Во-вторых, при такой системе ни с кем не приходится мучиться, потому что сильный школьник начинает учиться у достаточно сильных специалистов, школьники послабее начинают группироваться вокруг школьных учителей, более или менее обычных, но все-таки достаточно хорошо обучающих, кто-то ограничивается минимумом, а главное, что все всё делают добровольно. От минимального среднего образования никуда не денешься, но все что сверх – можно выбирать, можно не выбирать. Главное, что при этом не получается сильного принуждения, и с дисциплиной в такой школе заведомо гораздо лучше.

То есть, нужно открыть школу для преподавания в ней студентов и работников вузов?

Да. Сделать систему, в которой такого рода начинания, как минимум, не подавляются, как максимум – активно поощряются. Понятно, что далеко не все студенты хорошо ведут занятия, но от проб такого рода в режиме кружков или факультативов точно ничего плохого не будет.

Примерно в таком режиме работает московский лицей “Интеллектуал”, в котором я преподаю биологию. Там не очень много школьников, у них бывают “дырки” между уроками в течение дня, у них есть время, когда они свободны. Но там есть большая библиотека, куда эти школьники могут пойти и взять книжку, есть зал, где они могут играть. То есть, они имеют возможность проводить время в “дырках” между обязательными занятиями. А дальше часть этих “дырок” заполняется факультативами, и факультативов таких много.

Есть еще и другая, психологическая, сторона обучения. Происходит так, что учитель в нынешней средней школе по совместительству исполняет обязанности укротителя. Это влечет за собой необходимость психологической дистанции, потому что, только внушая страх, он может держать дисциплину и заставлять детей учить свой предмет.

Это приходится делать еще и потому, что соотношение учителей и детей в школе в лучшем случае 1:20. При таком соотношении слишком мало внимания достается каждому из учеников. Для сравнения, в Летней Школе соотношение учителей и учеников 2:3 или в худшем случае 1:3. В такой ситуации психологическая дистанция не нужна. Ученик может общаться со многими учителями, а учитель – со многими учениками, получается что-то вроде сетевой структуры. При этом у всех всегда есть дело: если учитель не на занятии, он может готовить еду вместе с учениками, пойти с ними собирать ягоды или что-нибудь еще.

Конечно, увеличение количества учителей в школах создаст финансовые проблемы, но это вопрос не ко мне. Важно, чтобы психологическая дистанция между учителями и учениками уменьшалась. Я думаю, что психологически современная школа будет приближаться к Летней тем больше, чем меньше в ней будет принуждения. Надеюсь, это так и будет происходить.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

07.12 18:17 «Левиафан» Звягинцева назван одним из лучших фильмов последних десяти лет
07.12 16:57 В центре Москвы полковник ФСБ избил врачей скорой
07.12 16:05 В Ставропольском крае 6 человек заразились корью из-за непривитого ребенка
07.12 15:39 Убивший свою девушку историк Соколов засел за книгу-исповедь
07.12 15:09 Пресс-секретарь Медведева ответил на расследование Навального
07.12 14:10 В Минске оппозиция начала акцию против объединения Белоруссии с Россией
07.12 12:48 В России снова выросло число смертей от алкогольного отравления
07.12 11:58 Стрельбу на авиабазе во Флориде открыл служащий ВВС Саудовской Аравии
07.12 11:01 В Москве автомобиль въехал в вестибюль станции МЦК. Есть погибшие
07.12 10:25 Подозреваемый в убийстве Хангошвили работал в спецназе ФСБ
07.12 09:40 Илон Маск выиграл суд против дайвера, которого назвал педофилом
06.12 22:23 Тейлор Свифт – самая высокооплачиваемая исполнительница по версии Forbes
06.12 21:43 Фигурантов «московского дела» Лесных и Мартинцова приговорили к реальным срокам. Мыльников получил условный срок
06.12 20:52 Сотрудники ФСИН запустили акцию «Бездомный полк». Они требуют дать им жилье
06.12 20:00 В США на авиабазе ВМС произошла стрельба. Ранены 11 человек, трое убиты
06.12 18:56 В Москве умер преподаватель МГУ. Он выпил «Крот»
06.12 18:11 Фигуранта «московского дела» Егора Жукова взяла на работу «Новая газета» и «Эхо Москвы»
06.12 18:05 Жителя Кубани обвинили в похищении персональных данных 700 тыс. сотрудников РЖД
06.12 17:08 Двоих экс-фигурантов «московского дела» арестовали на 15 суток за акцию 27 июля. В этот срок им засчитали время в СИЗО
06.12 16:57 Британское правительство показало фотографии русских хакеров из санкционного списка США
06.12 16:23 Журналиста Илью Азара оштрафовали на 300 тыс. рублей из-за участия в шествии
06.12 15:43 С фигуранта «московского дела» Сергея Фомина сняли обвинение в участии в «массовых беспорядах»
06.12 15:00 При недостаточном освещении самки африканских рыб могут спариваться с самцами других видов
06.12 14:59 За год от кори в мире умерли 140 тыс. человек. Большинство — дети без прививок
06.12 14:34 The Bell: патриарх Кирилл пользовался самолетом из расследования Навального
06.12 14:00 В Лондоне открылась выставка индийских художников, работавших в Ост-Индской компании
06.12 13:56 Uber: компания в день получает восемь жалоб на сексуальные домогательства
06.12 13:26 Суд приговорил Емельянова к двум годам условно по «московскому делу»
06.12 13:16 В Узбекистане появится аналог Голливуда Cinema City Sollywood
06.12 13:00 Древнеегипетские женщины наносили на свои тела татуировки
06.12 12:07 Тина Канделаки займется производством фильмов и сериалов для онлайн-кинотеатра ivi
06.12 11:57 Фигуранта «московского дела» Никиту Чирцова суд отправил в колонию
06.12 11:41 Суд назначил штраф бывшему фигуранту «московского дела» Павлу Новикову
06.12 11:30 Суд арестовал имущество и счета экс-замглавы ПФР Алексея Иванова на сумму 70 млн рублей
06.12 11:24 Стоимость продуктов для новогоднего стола увеличилась на 16%
06.12 11:00 Полет зонда «Паркер» к Солнцу принес первые научные результаты
06.12 10:42 Фигурант «московского дела» Егор Жуков получил три года условно
06.12 10:32 В ФСБ украли 600 млн рублей, выделенных на строительство погранзастав
06.12 10:18 Бывший майор КГБ Виктор Шеймов умер в США. Он сбежал туда во время холодной войны
06.12 08:31 Кинопортал IMDb назвал топ-10 самых популярных актеров и актрис 2019 года
06.12 08:09 В Испании реанимировали женщину через 6,5 часов после остановки сердца
06.12 07:41 Власти Сингапура арестовали попавшее под американские санкции российское судно
06.12 07:05 В ЕС запретили использование криптовалюты Facebook Libra
06.12 06:37 В Пермском крае колясочница сломала руки – она пыталась подняться по пандусу в администрацию города
06.12 05:40 В России самое популярное в 2019 году видео на YouTube – пародия на мультфильм «Фиксики»
05.12 22:03 Виктор Бут заявил о сети американских педофилов, куда могли попасть российские дети
05.12 21:13 Грузовой корабль SpaceX Dragon привезет на МКС генетически модифицированную мышь с чрезмерно развитой мускулатурой
05.12 20:29 На черном рынке начали продавать доступ к московской системе распознавания лиц
05.12 19:33 Бывший глава УФМС по Алтайскому краю получил взятку иконой
05.12 19:20 50 голодных белых медведей окружили село в Чукотке
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.