22 июня в Российском Государственном Гуманитарном Университете прошел VII Международный форум образовательных технологий «Touching the Future» («Прикосновение к будущему»).
Информационные технологии (IT-технологии) - это часть жизни современных людей. Форум начался именно с этого, с обсуждения того, каким именно стал сегодня студент. «Вооружен и очень опасен» - такой был показан ролик о студенте, собирающимся на лекцию в параллели с голливудским боевиком, собирающимся на задание.
Затем было представлено множество новинок от различных фирм-производителей. Это школьные доски, где можно рисовать и писать пальцем, выбирая любой цвет и тип линий, это различные проекторы, это интерактивные доски, которые можно держать на коленях, рисовать, а изображения с них проецируются на большой экран. Был рассказ об интерактивных глобусах, в том числе не только Земли, но и других планет Солнечной системы. Был рассказ о клавиатуре, которую можно использовать, например, в ванной, что как известно очень способствует творчеству – ванная еще со времен Архимеда часто бывала креативным местом для множества людей.
Среди докладов были и скучные тоже – откровенная реклама производителей, но в целом это больше напоминало шоу в стиле Hi-tech. Оно сопровождалось выступением электро-инструментального скрипичного дуэта “Vibraсia”, которые исполняли классическую музыку в современной и необычной обработке. Московская государственная консерватория представила проект «Мистерия Da Vinci», также с использованием современных IT-технологий.
После докладов в комплексе многофункциональных мультимедийных аудиторий РГГУ состоялись шестнадцать мастер-классов, где ведущие преподаватели различных российских вузов продемонстрировали свои проекты в области Hi-tech.
В это время на вопросы журналистов ответил Сергей Викторович Кувшинов, директор института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ.
Что такое для вас преподавание IT-технологий?
Вы знаете, как в Жуковском под Москвой есть школа летчиков-испытателей, так у нас -школа IT-преподавателей. Здесь учат высшему классу. У нас учатся кроме студентов многие, в том числе школьные учителя. Приходят к нам и из стоматологического института, из технических вузов, без всяких комплексов, что они технари и все знают. В нашем деле есть свои особенности.
Проводите ли вы дистанционное обучение?
В России дистанционное обучение очень специфическое, и если честно сказать, то это форма торговли документами о высшем учебном образовании. Поэтому в РГГУ эта форма не развивается, у нас «дистанционка» используется как интенсификация очных форм обучения, чтобы не девальвировать дипломы РГГУ. Наши студенты обычно ходят на занятия, но существуют для них и дистанционные курсы, например они вместе со студентами Германии в городе Нант в такой вот виртуальной группе изучают культуру Европы.
На каких сейчас факультетах применяются информационные технологии?
Практически весь пятый этаж нашего здания обслуживает весь университет и все шесть с половиной тысяч студентов, которые учатся в Москве в РГГУ сегодня. Это многофункциональные аудитории, сейчас в них проходят курсы иностранного языка, а через минуту в них можно заниматься математикой.
Почему вам пришла идея внедрять весь этот комплекс информационных технологий именно в гуманитарном вузе?
Во-первых, к этому подталкивает жизнь. Если мы сейчас это не внедрим, то завтра мы останемся на задворках европейского образования. Во-вторых, это привлекательно для студентов, сейчас они еще играют в эти игрушки – телефоны, пейджеры – сегодня это сильная дополнительная мотивация для погружения в гуманитарное знание, и это надо использовать. И третий момент – это все-таки современный инструмент. Мы приглашаем рабочего, а он начинает долбить стену долотом. Мы посмотрим день-два и потом откажемся, мы уже привыкли, что специалист берет дрель с перфоратором и через полсекунды работа уже сделана. Сегодня у преподавателя должен быть свой профессиональный Hi-tech инструмент, тогда появится качество этой работы.
А как ваши преподаватели на это идут?
А другого нет пути, это безальтернативный путь.
Есть такие данные, что когда человек пишет сам рукой, то усвоение материала происходит лучше. А если он просто смотрит слайд-шоу, то что у него останется в голове?
Совершенно верно. А если он пишет и еще что-то говорит и показывает, то это еще лучше, чем просто записывать от руки. Это и есть интерактивные технологии. Кроме того, у студента появляется другой тип конспекта. Ему теперь требуется не просто ручка и тетрадка, но и так называемый специализированный раздаточный материал, где сделаны уже основные графики, схемы, чертежи, но с пропущенными ключевыми местами и он, слушая преподавателя, заполняет эти места и записывает собственные мысли, ему не нужно заниматься рутиной. Такие конспекты бывают не в 10-20 страничек, а в 300-350 страниц.
Какие еще новшества ждут студентов в следующем году?
Виртуальная реальность. Мы уже делали тест у себя, у нас была инсталляция - мы ходили по античному городу Ксанф. Студент надевает очки и идет по античному городу, там мозаики, фрески и так далее. Это конечно, потрясающе – три минуты и студент может рассказывать об этом всю жизнь. Или полет над Москвой - есть такая совершенно блестящая вещь – полная имитация, что вы летите над Тверской, там дома летят так, что ты действительно чувствуешь, будто находишься в машине со скоростью сто километров. При этом можно рассказывать, что вот слева памятник Юрию Долгорукому, справа…другому Юрию.
При появлении информационных технологий студентам становится легче жить, легче добыть информацию, не становятся ли они более ленивыми, менее подвижными в своих умственных способностях?
Нет, они наоборот, становятся более изворотливы, чем больше они влезают в информационное поле, тем больше они понимают, что оно необъятное, тем дальше они пытаются «схватить» все больше и больше, из Интернета можно скачивать до бесконечности.
Например, рефераты по заданной теме?
Если студент должен написать реферат на какую-либо тему, то он не может просто скачать его из Интернета. Любой IT-преподаватель может взять фрагмент реферата и легко найти его в Сети. Я по своему курсу говорю: «Вот вам диск с рефератами по моему курсу, посмотрите его внимательно. Вот вам тема, которой нет, вот вам план, давайте его обсудим».
Когда они начинают делать реферат по индивидуальной теме, я представляю, что есть в Сети по этому вопросу. Попробуйте сдать мне этот реферат, если у вас получится. Владение преподавателем информацией снимает эту проблему. Я могу обсудить также реферат из Интернета со студентом: вот здесь не так, там не доработано, это не грамотно, так делать нельзя. Не секрет, что все рефераты – это компиляция, так давайте делать это цивилизованно. Компиляция может быть грамотной, с библиографическими ссылками, с обсуждением. Когда студент приходит на консультации 3-4 раза со всей вот этой байдой, то потом откладывает все это и начинает писать, и идет еще в библиотеку. Если этот шаг наступает, то вот тогда можно ставить зачет.
В чем состоит концепция образования в РГГУ?
Это сплав традиций и современных технологий. «Вековые традиции и современные технологии» - это и есть наш слоган, наш главный ведущий принцип.
Что останется неизменным, что никогда не уйдет из образования?
Вот если нам удастся за эти пять лет привить любовь к знанию, если останется такая привычка – учиться всю жизнь, если мы их не оттолкнем от этого процесса, то люди поймут, как ходить на фитнесс необходимо, так же необходимо и чему-то учиться. Любовь к учебе – вот это главное.
Яна Войцеховская