Адрес: https://polit.ru/article/2006/09/11/drama/


11 сентября 2006, 10:25

Театр без границ

Начало театрального сезона в этом году связано с двумя событиями. Во-первых, 250-летие двух главных императорских театров России – Александринского в Санкт-Петербурге и Малого театра в Москве. Как были императорские, так и остались – масштаб торжеств соответствующий. Во-вторых, очередной фестиваль «Новая драма», который открывается 15 сентября. Театр тут совсем другой. Современный – само собой, в первую очередь – демократичный. Не чета репертуарному театру с его бюджетами и аристократической спесью.

Поначалу Новая Драма понималась исключительно как альтернатива традиционному театру. Все силы уходили на самоутверждение. Фестиваль при этом все равно сводился к параду спектаклей – форм более чем привычных. Дискуссии, читки, разнообразные встречи и обсуждения – все это возникало спонтанно и протекало где-то вовне. Программа нынешнего фестиваля построена так, что с основной программой, в которую входит 19 российских и зарубежных спектаклей, всерьез конкурирует специальная – экспериментальные работы, читки, семинары, мастер-классы, дискуссии и обсуждения. Похоже, это будет даже интереснее самих спектаклей. Тем более что заведомых шедевров в этом году не ожидается. На пресс-конференции Эдуард Бояков отметил, что критериями отбора в этом году являлась не степень новизны, а личная мотивация создателей спектакля. Ему вторил Михаил Угаров, сравнивая движение новой драмы с текущим литературным процессом, для которого оценочный критерий неприменим – главное, что процесс идет. 

Фестивальные события будут происходить практически круглосуточно. С утра до ночи будут сменять друг друга мероприятия четырех направлений: герои – опыты – спектакли – клуб. Организаторы фестиваля отказались от невнятных обсуждений и круглых столов, предложив участникам формат свободного монолога, отчасти напоминающего stand-up comedy. Именно так будет проходить серия утренних встреч с практиками и теоретиками новой драмы Михаилом Угаровым, Андреем Могучим, Иваном Вырыпаевым, Мариной Давыдовой и др.

Дневные часы будут заняты следующим направлением – «Опыты». В первую очередь, это читки. На фестивале будут представлены новые российские пьесы, а также очередные переводы британских пьес, осуществленные при поддержке Британского Совета. В июне этого года на Первом Фестивале современной британской драматургии в Москве уже было нечто подобное. Механизмы взаимодействия актеров друг с другом и со зрителями, процесс рождения спектакля, обнажение его открытой структуры лежат в основе проектов «Москва-Вроцлав-Москва», «Демократия.doc», «Открытый круг»  и др. Взаимодействие разнообразных медиа в современном культурном пространстве – особая тема. Логично и предсказуемо присутствие на фестивале и нового российского документального кино (КИНОТЕАТР.DOC) и темы «Телеканал» (Театральный канал ZDF, Германия).  

После «Опытов» пойдут спектакли. Интригуют польские «Большая жрачка», «Сны» и «Клаустрофобия»: все три по русским пьесам, к тому же уже поставленным в российских театрах. Новых пьес вообще мало, интерес перемещается в поле интерпретации: как в Сыктывкаре играют «4.48 Психоз», а в Якутии «Пластилин»? Ждут в Москве и питерский спектакль Андрея Могучего «Не Наmlet» по тексту Владимира Сорокина.

А ближе к ночи начнет свою работу фестивальный клуб, посвященный «новым рифмам нашего города» - современному русскому рэпу. В свое время улицы американских гетто породили ритуальную зарифмованную читку. В русской традиции ближайший аналог рэпа – раешный стих. Так что это не просто чужое явление, закупленное за границей по очередному ленд-лизу. Вопреки сложившимся стереотипам, рэп куда ближе театральной стихии, чем собственно музыке. Опять-таки все логично – хорошо, что в итоге додумались. Поискам ритмов и рифм современной жизни заняты и создатели американского спектакля «Требуется барабанщик», и идеолог российской саунд-драмы, режиссер спектакля «Переход» Владимир Панков.

У фестиваля своя территория. Самым ненасытным предстоит постоянно фланировать между тремя основными площадками, образующими особую зону новой драмы в театральной Москве  – ТЕАТРОМ.DOC, театром «Практика» и Центром Мейерхольда.
Фестивальное время еще больше расширится за счет ежедневного ночного эфира на радио «Маяк», в котором будут представлены полные версии утренних выступлений фестивальных героев. А на сайте www.newdramafest.ru и в «живом журнале» www.livejournal.com/community/newdrama зрители смогут вести интерактивный диалог с участниками фестиваля.

Фестиваль в режиме нон-стоп провоцирует и участников, и гостей на совершенно особый тип существования. Конечно, программа не рассчитана на зрителей, воспринимающих театр сугубо потребительски. Фестиваль демократичен, это открытая территория общения, где нет устоявшихся иерархий, размыта граница между участниками и зрителями. Anything goes.