24 августа 2019, суббота, 11:51
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

15 сентября 2006, 10:47

Черный квадрат в кубе

«Несовременные» художники не уступают «современным» в стремлении работать с пространством провинциального города. Казалось бы, еще вчера на фестивале «Арт-местечко» в Шаргороде мне рассказывали, как современный художник говорил таксисту: «Реализм – что в нем «реального»? Шишкин, Репин – сосновый лес, поля ржи. Но это же не лес и не поля, а краски и бумага. А черный квадрат, он и есть черный квадрат». А вот не прошло и месяца после Шаргорода, как Вера Калмыкова пригласила меня в Павловский Посад на свой совместный проект с Маргаритой Марковой – выставку «Цвет Звука», открывающую новый социально-культурный проект «Дом Широкова».

По-моему, это что-то симметричное «Арт-Местечку». Современный художник приезжает в провинцию не для того, чтобы продать свой продукт местным жителям, а для того, чтобы из «прекрасного далека» воззвать к своей целевой группе – конкурентам по цеху – и приобрести символический капитал, который конвертируется в реальный. Несовременный художник не имеет возможности «воспроизводиться» по такой модели. У него нет оснований делать ставку на постиндустриальную «экономику внимания». Он воспроизводится дедовским способом – напрямую привлекает реального и вполне кредитоспособного «простого», непосвященного, в том числе местного, зрителя. Как и его «современный» брат по искусству, он вкладывает деньги в свой проект или ищет спонсора – при этом амбиции не меньшие.
По словам Калмыковой, проект «Дом Широкова» направлен на «депровинциализацию» небольшого подмосковного выставочного зала c последующей интеграцией Павловского Посада в социальный и культурный процесс «столицы».

Действуя таким образом, «несовременный художник» или куратор рискует потерять продвинутого столичного зрителя, у которого предложение «посмотреть музыку» вызывает не меньше скепсиса, чем «черный квадрат» у шаргородского таксиста. Ведь эти игры в «выражение одного искусства средствами другого» – в лучшем случае грамотный китч, в худшем – порочное агрессивное дилетантство, разврат неведения. Риск потерять время и «место» в голове очень велик. Тем более, полтора часа на электричке по маршруту Венички – или три часа на автомобиле по Горьковскому шоссе, кому как хуже. С другой стороны, как известно, именно «из такого сора» рождается самое гениальное. Дух таможенника Руссо стучит в сердце и нашептывает: «Съезди, попробуй. А вдруг получится». Обычно я предпочитаю рискнуть. И это работает.

И вот я уже в «Доме Широкова», где как раз в день моего приезда недорого продаются красивые украшения из полудрагоценных камней и серебра, а также кожаная и даже замшевая обувь подмосковного производства. Бусы, которые в Москве стоят 200 рублей, здесь можно купить за 50. Казалось бы, незначительная разница. Но ведь и туфли, которые ты в Москве купила за полторы тыщи, на этой выставке стоят 500. А вокруг прилавков ты видишь произведения искусства – картины, написанные на холсте или оргалите маслом или акрилом, компьютерную графику, фотографию, изящные декоративные тарелки, деревянные и другие скульптуры, призванные визуализировать музыкальные «образы», от  «Carmina Burana» и Моцарта до Баха и Шнитке, от ‘Doors’ и Гребенщикова до чукотского и перуанского народного пения.

Поскольку «веянья времени» выражаются в «направлениях», охватывающих все виды искусства, сотворить «цвет звука» нетрудно. За полтора столетия манифесты эпохи перехода от романтизма/реализма к модернизму сменились популистскими масскультовскими дискурсами типа «уроков музлитературы», где предлагалось «представить себе» мелодию в виде пейзажа. Визуально-акустическая метафора стала штампом европейской культуры, закрепленным в таких текстах, как «Слепой музыкант» Короленко. Визуализировать музыку можно не только через формальную или содержательную привязку композитора к художнику того же, или родственного, «направления». Можно просто сделать музыку «саунд-треком» к картине. Кстати, в обоих стратегиях проявляестся единый контекст «несовременного» и «современного» искусств. Отсылка к «стилевому контексту» является концептуальным жестом, задающим смысл ценность продукта, а саунд-трек – это вообще частый прием синкретически мыслящих «контемпорари-артников».

Первым я заметил Моцарта. И, кажется, как ни смешно, даже «догадался», что ласкающие и веселящие глаз бело-голубые лубочно-классицистические австро-немцы в бальных туфлях, как бы сошедшие с полотен Борисова-Мусатова, легко и непринужденно «крашеные» маслом по оргалиту на ассиметричных (фирменное ноу-хау Игоря Семенникова) картинных плоскостях – это Моцарт. Но «слёзный» путь души в горние обители, изображенный Андреем Бозиным на большом вертикальном холсте в «условно-символистской» манерке – дело рук того же венского классика, написавшего «Реквием». Кроме Моцарта, Игорь Семенников представляет триптих по мотивам III части 3-й симфонии Рахманинова и «Синюю Птицу» Шнитке в виде псевдо-конструктивистской абстрактной скульптуры из дерева, оргстекла и металла. В свою очередь, живописатель Лакримозы также воссоздал Carmina Burana в виде березово/бирюзово-рябинового/карминового квадрата и «Токкату ре-минор» Баха средствами психоделической карандашной графики, которую практически невозможно забыть.

Противоположный концептуальный полюс выставки для меня представляют работы Анны Голубевой и Ирины Ратуш. Здесь я не смог ни «отгадать», ни, тем более, «опознать» ни одного композитора, а только стоял и любовался на картины. И это при моем общеизвестном визуальном «кретинизме»: до недавнего времени я останавливался только возле тех картин, на которых были какие-нибудь слова или тексты – подпись художника не в счет. Визуальная «музыка» Голубевой – резкая, контрастная,
очень интенсивная, насыщенная информацией о людях, вещах, положениях, ситуациях, процессах – не нуждается, пожалуй, ни в какой «контекстуализации» и ни в каком «синкретическом измерении». То же самое можно сказать и про картины Ратуш, которая выступает на этой выставке в своей «импрессионистически-туманной» ипостаси, хотя портреты и натюрморты у нее не менее выразительны, чем у Голубевой. Утопический дух  «визуализации музыки» уступает здесь место современному духу «дружественной информационной среды». «Специальное предложение» состоит в том, чтобы музыку рассматривать как подходящий саунд-трек к картине. Вполне естественно, что за дверью под «старым холстом» Анна Голубева прячет Горана Бреговича, Тома Уэйтса, «вневременного» Баха и Альбинони, а Ирина Ратуш – ‘When The Music’s Over’ Джима Моррисона, «Туман над Янцзы» и «Великую железнодорожную симфонию» Гребенщикова, перуанцев, Эдит Пиаф, бенгальских садху и того же Баха, что характерно.

Деревянные скульптуры Сергея Яковлева «Имеющие уши» и «Флейта Крысолова» не имеют музыкальных прообразов. Связь с музыкой осуществляется здесь за счет знаковых компонентов изображения. Приятно, что можно потрогать («поиметь») уши, и поиграть если не «на» флейте, то по крайней мере «с» флейтой, которую печальный крысолов обреченно вставляет в рот крысе. Наслаждаясь соприкосновением с поверхностью, мы получаем возможность дополнить визуальный и акустический способы восприятия еще одним способом – тактильным.

Если двигаться по часовой стрелке, то выставка начинается с пушистого, как ветер и снег, гобелена Любы Платоновой, посвященного квартету Мальциуса, а заканчивается «воспоминаниями о Китае» Жан-Мишеля Жарра в исполнении фотохудожника Сергея Иванова, знакомого посетителям «Апшу» и «Проекта О.Г.И.» по своим экспозициям «Люди и положения» и «Русская провинция». На фоне капелек и льдинок, наводняющих все работы Иванова в этом зале, удивляет и особенно радует плывущая чайка, которую хочется по-домашнему назвать «уточкой», схватить и увести с собой домой в Москву.

Похоже, создатели выставки «Цвет звука» рисковали не меньше, а то и больше меня. Одно дело – сесть в электричку и приехать в Павловский Посад, другое дело – не побояться упреков в банальности и наивном утопизме и дать волю своему интуитивному желанию, иррациональному «порыву» противопоставить «свою вещь» пресловутому «бесконечному тупику» постмодернистского искусства, которое является саморефлексией, «автометаописанием». Художники как бы говорят: да, мы понимаем, что всякий там «цвет звука» – это расхожая метафора «времен Очаковских и покоренья Крыма». Но нам очень хочется, именно сегодня, «нарисовать Моцарта», и мы честно говорим об этом, не сбиваясь ни на какую конъюнктуру.

«Цвет звука» бросает двойной вызов «контемпорари-арту» – не только культур-экономический, но и собственно эстетический. Действительно, насколько Малевич «реалистичнее» реалистов, настолько же «концептуальнее» «контемпорари-артников» создатели «Цвета Звука» в их наивно-циничной и традиционно-утопической заявке изобразить музыку красками. Если любой объект постольку является искусством, поскольку он «защищен концепцией», то тривиальный «художественный метод», которым пользовались деды и прадеды, может оказаться стократ «концептуальнее» любого другого. А «цвет звука», о котором мечтали ранние авангардисты и над которым смеялись потом их ученики – это самый что ни на есть «черный квадрат» в кубе. 

Выставка «Цвет Звука» проходит в выставочном зале «Дом Широкова» до 1 октября. Павловский Посад, площадь Революции, д. 9. Электричка Горьковского направления («Петушки – Крутое») с Курского вокзала.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

11:30 Центр Москвы частично перекрыли из-за концерта. Акции оппозиции в этот день запретили
10:53 «Роскосмос» назначил дату новой попытки стыковки «Союза» с МКС
10:28 Скарлетт Йоханссон возглавила рейтинг самых дорогих актрис Голливуда
09:59 НАСА объяснило провал стыковки «Союза» с МКС
09:30 Дмитрий Гудков получил еще десять суток ареста
09:04 «Союз» не пристыковался к МКС
23.08 18:50 Три сотрудника «Крестов-2» в Петербурге лишились работы. ФСИН подтвердила факт пыток в СИЗО
23.08 18:22 Disney взял бездомного пса на главную роль в экранизации «Леди и Бродяги»
23.08 17:38 Умер миллиардер Дэвид Кох
23.08 17:06 Чиновники и полиция угрожают жителям Кузбасса штрафами за плакаты «Мы любим Россию за красоту и природу»
23.08 16:19 Члена кущевской банды Цеповяза перевели в омскую колонию
23.08 15:48 Хоккеиста сборной России Евгения Кузнецова дисквалифицировали за кокаин
23.08 15:21 Главе Калининградской области предложили взятку за строительство мусороперерабатывающего завода. Он отказался
23.08 13:54 Роспотребнадзор: в южных регионах России опасных комаров нет
23.08 13:28 Росгвардия хочет получить право на изъятие домов и земель. Ранее этого добились ФСБ и ФСО
23.08 13:09 Пять пострадавших на акциях 27 июля и 3 августа обратились в СК
23.08 12:50 Росгвардия закупила у университета спецназа в Чечне багги по завышенным ценам. Поставщик связан с партнером фонда Кадырова
23.08 12:30 Нанотермометр способен измерить температуру отдельной клетки
23.08 12:02 Россия и Украина опять обсуждают обмен пленными. Вышинского и Сенцова в списках нет
23.08 11:30 Марроканский стегозавр отнял у китайского сородича титул древнейшего представителя своей группы
23.08 11:30 Составлен атлас активности генов возбудителя малярии
23.08 11:27 Чиновники с Ямала оказались самыми богатыми. Они зарабатывают больше 130 тысяч рублей
23.08 11:18 В Госдуме предложили поощрять врачей не за больных, а за здоровых пациентов
23.08 10:37 Работников группы ГАЗ переведут на четырехдневку из-за санкций
23.08 10:37 С перил Крымского моста срезали первый «свадебный» замок. Он провисел всего два дня
23.08 10:11 Последняя зарубежная авиакомпания, летающая на SSJ100, пытается их продать
23.08 10:07 РБК: зарплаты бюджетников дотягивают до майских указов только в четырех регионах
23.08 09:46 «Уральские авиалинии» вновь массово задерживают вылеты и прилеты в Екатеринбург
23.08 09:45 Под детской площадкой скрывалась гробница эпохи Тан
23.08 09:29 Навальный вышел на свободу. Он отбывал 30 суток за призыв участвовать в акции 27 июля
23.08 09:10 Воронеж и Ставрополь – самые «выгодные» города для студентов
23.08 08:59 Создатели продолжения «Вия 3D» подали в суд на Шварценеггера и Джеки Чана
23.08 08:45 Трех полицейских в Екатеринбурге обвинили в изнасиловании девушки
23.08 08:38 AliExpress разрешил россиянам возвращать покупки без объяснения причин
23.08 08:19 Борис Джонсон закинул ногу на стол перед Макроном в Елисейском дворце
23.08 07:47 Летевший в Петербург авиалайнер SmartAvia вернулся в Самару
23.08 07:28 Дагестанский чиновник «состарил» себя на 34 года, чтобы получить пенсию
23.08 07:15 За 10 лет число молодых россиян, взявших ипотеку, выросло на треть
23.08 06:51 Госдеп США официально отказал Турции в продаже комплексов ПРО
23.08 06:38 Apple покажет три новых модели iPhone в сентябре
23.08 06:16 Пять человек погибли из-за давки на рэп-концерте в Алжире
23.08 05:50 Трамп передумал урезать объем финансовой помощи другим странам
23.08 05:39 Росстат: за восемь лет в России стало втрое больше долгожителей
23.08 05:32 Из-за глобального потепления в Крым перебрались опасные комары из жарких стран
22.08 18:57 Суд заморозил иск метрополитена к организаторам протестных митингов в Москве
22.08 18:33 Российским производителям мороженого, консервов и шоколада пообещали льготные кредиты
22.08 18:07 Московские избиркомы не смогли договориться с военными о видеонаблюдении на выборах
22.08 17:46 Столичная служба такси подала три иска к организаторам несанкционированных акций
22.08 17:22 Дым от поджогов в Сан-Паулу превратил день в ночь. Видео
22.08 16:53 ФБК нашел у главного антикоррупционера Москвы квартиру за 200 млн рублей
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.