Адрес: https://polit.ru/article/2006/09/21/eads/


21 сентября 2006, 12:25

Летайте самолетами. Но Boeing или Airbus?

В ходе визита Владимира Путина в Париж решится вопрос о том, на каких самолетах «Аэрофлота» россиянам предстоит летать в ближайшем будущем. Это будут самолеты компаний Boeing, Airbus или обоих авиастроительных гигантов сразу. Подключение Владимира Путина к решению вопроса обусловлено не только многомиллиардной суммой контракта, но и попыткой оказать поддержку российскому бизнесу (по преимуществу госкомпаниям) в "позитивной экспансии" на Запад.

Больше года “Аэрофлот” пытался определиться, как будет расширять парк дальнемагистральных лайнеров. Первоначально обсуждалась покупка не менее, чем 22 самолетов. Сегодня говорят чаще о 44 машинах. «Аэрофлот» выбирал между последними моделями Boeing (787 Dreamliner) и Airbus (A-350). Однако у менеджмента компании и представителей основного собственника (государства) оказались разные предпочтения. Менеджмент “Аэрофлота” склонялся в пользу Boeing, большинство чиновников – в пользу Airbus. Несколько раз совет директоров “Аэрофлота” рассматривал этот вопрос, последний раз – 15 сентября. Но все безрезультатно: контракты так и не подписаны. Но, как заявил вчера гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов, дальше компания выбирать не будет, для нее “конкурс закончился”.

Как сообщает газета "Ведомости", менеджмент “Аэрофлота” готов удвоить заказ, объявил Окулов. Компания готова купить по 22 лайнера и у Boeing, и у Airbus. Все лайнеры “Аэрофлот” хочет получить за шесть лет — B-787 в 2010-2012 гг., А-350 — в 2012-2016 гг.

По каталогу Dreamliner стоит $143-188 млн, новый А-350 XWB — $189-242 млн. Стоимость 44 самолетов – минимум $6 млрд. Правда, Boeing с Airbus уже заявляли, что гарантируют “Аэрофлоту” “значительные скидки”. Но даже с ними сделка слишком велика для “Аэрофлота”, констатирует аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Впрочем, российским госкомпаниям не привыкать привлекать огромные кредиты, в качестве поручителя может выступить государство, в качестве кредиторов – консорциум российских банков (например, ВТБ и Сбербанк). Такой вариант был использован при покупке «Юганскнефтегаза».

По мнению Сахновой, контракт в $6 млрд пока позволил себе лишь австралийский гигант Quantas Airways c годовыми оборотами в $14 млрд. Выход для “Аэрофлота” - взять большую часть самолетов в операционный лизинг (аренду), а сами поставки растянуть на срок до 10 лет, считает Сахнова. Но и в этом случае “Аэрофлот” вряд ли найдет применение всем 44 лайнерам, ведь основные для них маршруты — Азия и Америка. А там слишком велика конкуренция, резюмирует аналитик.

Но в совете единогласия до сих пор нет. НРК поддержала “Аэрофлот” в стремлении купить Boeing. “Аэрофлот” еще зимой оплатил места в графике поставок B-787: его продажи начнутся в 2008 года, но очередь за ним выстроилась серьезная — на 420 лайнеров (Airbus, обновив программу А-350 в июле, получил пока лишь предконтрактное соглашение на 20 новинок). Срок оплаты истекал 15 сентября, и НРК на днях взялась сама доплатить за авиакомпанию, продлив оферту Boeing на несколько месяцев.

Однако чиновники так и не определились. Чиновник Минтранса считает, что заявление Окулова — “игра”, чтобы сначала получить долгожданные Boeing, а подписание контракта с Airbus растянуть на несколько лет. То же самое вполне успешно “Аэрофлот” делал с контрактом по шести Ил-96: документ подписан еще в 1999 года, но до сих пор не исполнен, напоминает он. Чиновник Минэкономразвития полагает, что позиция государства станет ясна после переговоров с EADS, материнской компанией Airbus.

Летом Внешторгбанк купил 5% акций EADS. Россия (в лице ВТБ, а впоследствии – Объединенной авиастроительной корпорации) теперь хочет поучаствовать в управлении корпорацией. Однако корпорация распространила официальное заявление сопредседателей совета директоров EADS Манфреда Бишофа (представляет в совете интересы DaimlerChrysler) и Арно Лагардера (Lagardere). Суть их заявления сводится к тому, что EADS не собирается изменять собственным правилам, чтобы допустить Россию до участия в управлении корпорацией. “Организация компании определяется набором правил, которые обусловливают права и полномочия акционеров по надзору за компанией и управлению ею”, — говорится в заявлении. Правила, “четко прописанные в регистрационных документах EADS (и, следовательно, доступные для общественности)”, заключаются в том, что “по договоренности между контролирующими акционерами сторонние инвесторы не могут, купив акции EADS на открытом рынке, лишить контролирующих акционеров их мажоритарных прав”. Эти права состоят в том, что попасть в совет без поддержки DaimlerChrysler или правительства Франции нельзя: по уставу правом голоса при выборе членов совета обладают только эти два акционера. Каждый из них по уставу номинирует четырех своих кандидатов и по одному независимому. Всего в совете 10 директоров.

Согласно сегодняшней позиции мажоритариев, российских представителей могут выбрать только независмыми директорами. Но и эта перспектива пока крайне сомнительна.

Как сообщала ранее британская The Times, "Аэрофлоту" «настоятельно рекомендовали» отложить приобретение 44 магистральных воздушных судов. Причиной подобного решения, по мнению британского издания, стала борьба российских бизнесменов и властей за блокпакет EADS. Теперь "Аэрофлот" захотел купить сначала "Боинги", а лишь потом - Airbus. Однако вполне возможно, что мнение компании еще будет «дополнено» после визита Владимира Путина в Париж 22 сентября.

Times отмечала, что Владимир Путин собирается использовать контракт по покупке «Арофлотом» дальнемагистральных лайнеров в качестве пряника, которым можно привлечь EADS, материнскую компанию Airbus, к участию в "Объединенной авиастроительной корпорации" – это новорожденный российский эквивалент EADS. Аналитики полагают, что ОАК, которая будет включать фирмы "Миг", "Сухой" и котирующийся на фондовой бирже "Иркут", нуждается в специалистах европейской индустрии и бизнеса, чтобы быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Не стоит забывать, что основным акционером «Аэрофлота» является государство. Исходя из этого процесс согласования выбора марки будет дальнемагистральных лайнеров будет нелегким.

Если упрощать, то ситуация складывается следующим образом. Если переговоры в Париже относительно вхождения российских представителей в состав Совета директоров EADS и увеличения российской доли в компании будут с точки зрения российской стороны успешными, «Аэрофлот» с большой вероятностью обяжут заключить контракт с Airbus (на 22 или даже 44 машины). Если переговоры провалятся (что весьма вероятно, судя по заявлениям представителей EADS), то к удовольствию менеджеров «Аэрофлота» контракт с Airbus будет отложен, а компания купит «Боинги» (скорее всего, все-таки 22 машины или около того).