Адрес: https://polit.ru/article/2006/09/26/sivv/


26 сентября 2006, 15:40

Обвиняемый по делу Сычева получил 4 года

Завершился процесс по делу солдата Андрея Сычева, лишившегося ног после издевательств над ним в Челябинском танковом училище. Главный обвиняемый Александр Сивяков получил 4 года колонии общего режима, лишился звания младшего сержанта и права занимать командные должности сроком на три года. Срок наказания отсчитывается с 16 января 2006 года, когда Сивякова взяли под стражу.

Сивяков признан виновным по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», в том числе по эпизоду в новогоднюю ночь, когда, согласно материалам дела, он заставлял Сычева в течение трех часов находиться в состоянии полуприсяда и бил его по ногам.

Как установил суд, Сивяков «воспитывал» своего сослуживца в ночь на 1 января 2006 года. Вскоре после этого Сычев обратился в санчасть, где ему не смогли помочь. В критическом состоянии его привезли в больницу Челябинска. Там выяснилось, что у Сычева началась гангрена, и чтобы спасти жизнь солдата, медикам пришлось ампутировать ему ноги и половые органы.

Суд установил прямую причинно-следственную связь между действиями Сивякова и тем, что в конце концов произошло с Сычевым. Вместе с тем, как отметил суд, действия Сивякова в новогоднюю ночь можно характеризовать как «неосторожную форму вины». Также суд не согласился с той частью обвинения, где говорилось, что Сивяков действовал умышленно. Суд посчитал, что Сивяков не предвидел, чем это могло кончиться для Сычева. При этом суд сделал ссылку на то, что Сивяков мог в силу жизненного опыта догадаться о том, к каким последствиям сможет привести длительное нахождение в позе полуприсяда.

Другие обвиняемые в дедовщине – Павел Кузьменко и Геннадий Билимович – получили условное наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы, с испытательным сроком один год. Они признаны виновными по статье 335 УК РФ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности». Суд учел положительные характеристики подсудимых, а также то, что их издевательства не привели к тяжким последствиям для здоровья рядовых Александра Сатушкина и Александра Ахметова.

Приговор главному обвиняемому оказался мягче, чем требовало гособвинение (6 лет) и потерпевшая сторона (10 лет). Представитель семьи Сычевых адвокат Евгений Белов заявил, что после согласования с доверителями приговор Александру Сивякову будет обжалован. «Мы полагаем, что приговор будет обжалован, ведь искалечена жизнь человека», – заявил юрист. Он также отметил, что юридически классификация преступлений Сивякова правильная и с юридической точки зрения приговор абсолютно справедливый.

Сестра Андрея Сычева Марина Муфферт сказала, что приговор, несомненно, будет обжалован в течение 10 дней. «Наказание Сивякову – слишком мягкое. Мы думали, что будет пять лет. Но четыре года для человека, который искалечил жизнь человеку, не вписывается ни в какие разумные рамки», – заявила Муфферт. Она также отметила, что помимо кассации семья Сычевых намерена подавать гражданские иски (возмещение морального и материального вреда). «Но не к Сивякову, поскольку с него взять нечего», – уточнила Муфферт.

Адвокаты Сивякова настаивали на полном оправдании их подзащитного, заявляя, что ни один из шести вменяемых ему эпизодов не доказан. Адвокат Елена Устинович заявила, что их подзащитный находится в шоковом состоянии. По ее словам, вопрос, обжаловать ли приговор челябинского суда, будет решен 27 сентября, после того как они встретятся с подзащитным. Устинович отметила, что «такой мягкий приговор при таких вменяемых тяжких преступлениях свидетельствует о слабой доказательной базе этого уголовного дела».

Адвокаты Сивякова настаивали на том, что Сычев, в результате издевательств и побоев лишившийся ног и гениталий, стал жертвой не дедовщины, а собственной наследственной болезни и ошибки врачей челябинской больницы скорой помощи №3. Таким образом, защита Сивякова придерживалась версии военных врачей из госпиталя Бурденко, которые заявляли, что причиной увечий Сычева стало наследственное заболевание – тромбофлебит, осложненный заражением крови.

Отметим, что Главная военная прокуратура разрабатывала версию гангрены у Андрея Сычева из-за избиения или долгого нахождения в неудобной позе, а Минообороны настаивало на версии врожденного заболевания. Главком сухопутных войск Алексей Маслов, возглавлявший проверочную комиссию Минобороны по делу Сычева, обвинял прежнее руководство ГВП в «превышении служебных полномочий отдельными должностными лицами, которые пытаются различными способами выбивать признательные показания у подозреваемых».

Процесс по делу Сычева длился почти четыре месяца. Материалов дела за это время накопилось на 10 томов. Заседания проходили сложно, ряд свидетелей с обеих сторон отказывались от своих показаний, заявляя о давлении на них со стороны прокуратуры. Однако в результате суд признал эти заявления необоснованными, и все изменения в показаниях свидетелей были признаны не соответствующими действительности.

Андрей Сычев между тем до сих пор находится на лечении в столичном военном госпитале имени Бурденко.

Вопиющий случай с рядовым Сычевым, о котором стало широко известно в конце января 2006 года, имел широкий резонанс в обществе и оживил дискуссию о необходимости что-то делать с армией. В первую очередь это ударило по министру обороны Сергею Иванову, который сначала, не сориентировавшись в ситуации, заявил, что «ничего серьезного не произошло», потому что иначе он бы об этом знал. Некоторые наблюдателей не исключали, что история с Сычевым была использована для кампании против главы Минобороны, который считался преемником Путина в 2008 году.