НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 октября 2006, 08:52

Новый рецепт газового коктейля

Обновление правительства явно пошло на пользу экономике Украины. На смену истерическому стилю Юлии Тимошенко и осторожному, но не решающемуся до конца порвать с ее наследством – Юрия Еханурова пришел новый подход, который можно назвать прагматичным. И этот прагматизм прежде всего проявилась в непростой сфере газоснабжения. Прекрасно понимая, что кроме России и Центральной Азии взять газ Украине больше негде, новое хозяйственное руководство предпочитает идти на переговоры, а не «давить на психику» своих партнеров.

Однако переговоры подразумевают учет позиции контрагента, а эта позиция зафиксирована всеми производителями газа, начиная с Владимира Путина и заканчивая Сапармуратом Ниязовым, достаточно четко: дешевле 100 долларов за тысячу кубометров Украина газ не получит. Причем $100/1000 кб. м – это минимальная цена от среднеазиатских поставщиков, рынок сбыта у которых ограничен, а вот у России цена самая большая – $230/1000 куб. м. Понятно, что это цена европейского рынка, которую украинской экономике не выдержать. Поэтому сейчас российский газ продается на Украину смешанным со среднеазиатским, и в результате этого смешения его цена более или менее приемлема для украинских потребителей – $95/1000 куб. м. Но это сейчас, до конца 2006 года, а вот с началом нового, 2007, ситуация должна поменяться.

Изменение ситуации заключается в том, что Украина приняла решение полностью отказаться от потребления российского газа и заменить его среднеазиатским. Для этого Министерство топлива и энергетики Украины подписало контракты на поставку газа на 8,5 млрд куб. м с Казахстаном, на 7 млрд куб. м с Узбекистаном и на 42 млрд куб. м – с Туркменией. Итого получается 57,5 млрд куб. м на год, при том что Украина свою внутреннюю потребность оценивает в 80 млрд куб. м. Еще 20 млрд кубометров даст собственная добыча, и поэтому газовый баланс можно считать практически сведенным (как именно Украина будет добирать оставшиеся 2,5 млрд куб. м, аналитики пока усиленно гадают). В результате этой замены цена газа для Украины может остаться в пределах $100/1000 куб. м плюс (украинская сторона говорит, что готова выдержать даже 130/1000 куб. м). При этом у российского «Газпрома» высвобождается 17 млрд куб. м, которые он раньше поставлял на Украину и которые теперь ему надо будет куда-то пристроить.

Изменение в структуре поставок газа должно отразиться также на взаимных платежах за его транспортировку. Понятно, что если новые газовые контракты в следующем году начнут реально выполнятся, то тогда получится, что «Газпром» будет транзитером центральноазиатского газа от границы Казахстана до границы Украины, а газотранспортная система Украины, в свою очередь, – чистым транзитером российского газа от своей восточной границы до западной. При этом, в принципе, есть возможность договориться о зачете стоимости транспортных услуг, поскольку Россия прокачивает меньшие объемы центральноазиатского газа на Украину по более длинному маршруту, а Украина прокачивает большие объемы российского газа в Европу по более короткому маршруту. Вероятно, стоимость обоих транзитов практически совпадет. И это совпадение может дать возможность для ее зачета.

Вопрос о зачете стоимости транспортировки появляется не случайно. Если до недавнего времени Россия оплачивала транзит по территории Украины бартером, то есть тем же газом, то последние несколько лет она платит деньгами. Для России – вернее, для «Газпрома», при его гигантской денежной выручке, – это совершенно необременительно, но вот для Украины оплата стоимости транзита наличными должна быть более проблемной.

А еще более проблемной должна стать оплата самого центральноазиатского газа. Об этом в комментариях к подписанным контрактам ничего не говорится, хотя вопрос оплаты достаточно интересен. Можно договориться и о цене газа, и о стоимости его прокачки, но вот какой будет валюта платежа по этим договоренностям? Понятно, что украинскую гривну в платежах использовать не получится, опять всучить украинский ширпотреб, похоже, тоже не выйдет. Остаются только твердые валюты – доллар и евро. И сможет ли украинская сторона найти от $5,7 млрд (при цене в $100/1000 куб. м) до $7,4 млрд (при цене в $130/1000 кб. м) для выплат по газовым контрактам – сказать крайне затруднительно. Поиск валюты для оплаты газовых контрактов может стать основным по значимости сюжетом газовых отношений Украины с ее поставщиками.

Что же касается «проблемы» «Газпрома» с тем, чтобы куда-то пристроить высвобождающиеся с украинского рынка 17 млрд куб. м – то она скорее позитивного плана. Это вполне приличная величина, которая требует отдельного рассмотрения.

Во-первых, и это совершенно очевидное решение, «Газпром» может увеличить поставки в дальнее зарубежье, что при нынешней европейской цене на газ сулит ему немалые прибыли. Во-вторых, сделав над собой усилие, корпорация может переориентировать поставки на внутренний рынок, где потребители ждут дополнительных объемов газа с не меньшим нетерпением, чем в Европе. Причем потребители очень разные, начиная с жителей глухих деревень, которые мечтают о газификации как о манне небесной, и заканчивая энергетическим гигантом РАО «ЕЭС», в планах которого строительство новых электростанций, работающих на голубом топливе. Да и нынешним грозит нехватка: «Газпром» пытается сократить их газовый паек. В этот же лист ожидания включаются производители удобрений, цемента, металлов и других не менее важных товаров. И в-третьих, у «Газпрома» есть еще один, довольно парадоксальный вариант решения этой проблемы – снизить добычу топлива как раз на эти 17 млрд куб. м (или на меньшую величину) и сохранить их для будущих времен, когда потребность в природном газе может существенно возрасти. Но эта идея для «Газпрома», вероятно, чересчур оригинальна, поэтому вряд ли будет когда-нибудь реализована. Таким образом, вторым интересным сюжетом нового года будет определение пропорции, в которой сэкономленный на Украине газ будет делиться между внутренним и внешним рынками.

См. также:

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.