Адрес: https://polit.ru/article/2006/11/27/almaz/


27 ноября 2006, 08:38

Алмазная реституция

Процесс восстановления государственной собственности на наиболее крупные ее объекты, кажется, начинает ускоряться. Не успели отгреметь жаркие баталии вокруг «дела ЮКОСа», как государство вплотную занялось не менее интересным объектом – компанией АЛРОСА («Алмазы России-Саха»). Причем интерес этот, с некоторой точки зрения, выглядит логичным – у нас все нефть да газ на уме, хотя недра нашей родины таят в себе еще и алмазы, о которых вроде бы забыли. А зря, так как Российский фонд федерального имущества уже подал иски в суды против республики Саха (Якутия) с требованием восстановить собственность Российской Федерации на имущественный комплекс бывшего НПО «Якуталмаз».

Сами эти иски выглядят несколько надуманно, однако в условиях укрепления властной вертикали и восстановления контроля государства (в лице ныне господствующего в Кремле клана) над наиболее прибыльными отраслями экономики их появление большого удивления не вызывает. Ясно, что предполагается удержать или установить контроль над месторождениями и добычей природного газа, нефти, а теперь и алмазов. В нашу задачу сейчас не входит давать оценку  этой политике, однако интересно рассмотреть, как она будет проводиться на примере одной, отдельно взятой компании.

Дело это будет непростым, пусть и не в такой степени, как «дело ЮКОСа». И не только потому, что добыча алмазов так же прибыльна, как и добыча нефти, и поэтому старые владельцы будут защищать свою собственность до последнего, но и потому, что вопросы собственности (и так крайне запутанные) сильно переплелись с вопросами государственного устройства Российской Федерации.

Компания «Алмазы России-Саха» возникла в 1992 году как результат договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия). С российской стороны договор был подписан президентом РФ Борисом Ельциным, а со стороны Якутии – ее тогдашним президентом Михаилом Николаевым. Во исполнение этого договора, на базе бывшего советского НПО «Якуталмаз», в состав которого входили все добывающие предприятия алмазной отрасли, была создана акционерная компания «Алмазы России-Саха» (АЛРОСА), которой передавался имущественный комплекс советского алмазодобывающего предприятия. Поскольку считается, что структура акционерного капитала должна учитывать то, что алмазы находились в недрах именно Якутии, республика получила в свое распоряжение 36% акций новой компании. Для паритета, а также с учетом того, что все капитальные вложения в геологоразведку и освоение месторождений велись из союзного бюджета, Российская Федерация получила в акционерном капитале АЛРОСА те же 36% акций. Еще 5% получил чековый фонд военнослужащих, а остаток в 23% акций получили улусы (районы) Якутии. Таким образом, больший по объему пакет акций оказался у Якутии, хотя федеральное правительство могло блокировать решения компании, так как до контрольного пакета в 67% голосующих акций республика все равно не дотягивала.

Однако это было еще не все. Кроме обладания самым большим пакетом акций, Якутия получила право самостоятельного экспорта 20% добываемых алмазов. Тем самым была нарушена монополия государства на экспорт алмазов, существовавшая все советское время, и была введена так называемая многоканальная система сбыта алмазной продукции. Правда, многоканальность все-таки ограничилась территорией России, так как за ее границами сбыть алмазы ювелирным компаниям, работающим, к примеру, в Нидерландах, Израиле или США, помимо сбытовой системы мирового алмазного монополиста «Де Бирс» было просто невозможно. Поэтому, если в советские времена алмазные оптовики из «Де Бирс» имели дело только с одним продавцом в лице «Алмазэкспорта», то теперь этих продавцов стало два. Изменения в системе сбыта принципиальных перемен не повлекли, но республика получила в свое распоряжение финансовые ресурсы, которыми теперь могла распоряжаться самостоятельно, не обращая внимания на федеральные органы власти.

В Якутии вплоть до последнего времени было два государственных бюджета. Один бюджет, официально утверждаемый Иль Туменом (парламентом) республики, формировался по общим доходным и расходным принципам, единым для всех субъектов федерации, был открытым (публиковался в печати). Его исполнением занималось республиканское министерство финансов. А вот второй бюджет, который формировался за счет доходов от экспорта алмазов, был секретным, нигде не публиковался, находился в ведении специально созданного Комитета по драгоценным камням республики и курировался лично президентом Николаевым.

Несмотря на явную несправедливость при распределении пакета акций АЛРОСА и доходов от экспорта алмазов, федеральное правительство длительное время вынуждено было обходить эту тему молчанием, так как, столкнувшись с волной национального сепаратизма, было готово отдавать бывшую союзную и союзно-республиканскую собственность в руки национальных руководителей в каком угодно объеме, лишь бы те подписали союзный договор. Потом, когда государственная власть в России поокрепла, а сепаратистская волна поутихла, начался процесс возврата в федеральную собственность бывшего союзного имущества, переданного 14-15 лет тому назад в распоряжение автономных республик, краев и областей. И одними из первых в этот процесс были вовлечены алмазные копи Восточной Сибири.

Сначала федеральное правительство пыталось консолидировать федеральный пакет акций АЛРОСА путем включения в него «нереспубликанских» пакетов, принадлежащих военным и улусам. И если с военными все было более или менее просто (им приказали – они и откозыряли), то вот с якутскими улусами поделать было ничего нельзя. Поэтому первый раунд закончился тем, что в федеральный пакет стал составлять 41%, ну а Якутия осталась при своих 59% акций. Потом федералы попытались увеличить стоимость своей доли внесением в состав имущественного комплекса АЛРОСА ряда активов, имеющих некоторое отношение к алмазной промышленности и находящихся при этом вне территории республики. Однако якутская часть правления АЛРОСА от такого способа увеличить капитализацию компании отказалась, поэтому второй раунд возврата ее имущества в государственную собственность окончился ничем, если не считать частичной смены менеджмента компании. И вот сейчас, судя по всему, пошел третий раунд, в ходе которого федеральная сторона решила пойти ва-банк: иск предъявлен на все имущество НПО «Якуталмаз», которое и послужило базой для организации АЛРОСА.

При этом, конечно, надо иметь в виду, что за прошедшие 15 лет компания не стояла на месте, у нее появились новые проекты, и не только в Якутии, но и на других территориях России, и даже за границей, поэтому стоимость «Якуталмаза» наверняка будет меньше современной стоимости АЛРОСА. Однако и ее будет достаточно для того, чтобы контрольный пакет акций перекочевал из республиканской в федеральную собственность. Если, конечно, решения судов (а их наверняка будет несколько) окажутся в пользу центра. Об уверенности Москвы в позитивных перспективах (при наличии договоренностей на сей счет) может говорить и намерение переутвердить в должности нынешнего президента Якутии, экс-главу АЛРОСА Вячеслава Штырова.

Процесс возврата республиканской собственности в федеральную может получить силу прецедента. И это в первую очередь может отразиться на той же Якутии, которая имеет все шансы потерять не только алмазные активы, но и, например, угольные. Дело в том, что уже несколько месяцев Росимущество судится с той же Якутией по поводу федерального пакета акций угольного объединения «Якутуголь». Когда-то федеральный пакет был каким-то образом присвоен республиканскими властями, и вот теперь центр пытается восстановить свои нарушенные права. К этому его подталкивает не только обстроенное чувство справедливости, но и наличие крупных иностранных инвесторов в лице японских энергетических корпораций, которые очень хотят купить акции этих угольных предприятий. Естественно, отдавать деньги в якутский бюджет федеральные власти совсем не хотят, поэтому будут настаивать на возврате в госсобственность всего спорного пакета.

Мы будем следить за развитием этого дела. Если же наш прогноз верен, то возникает еще один немаловажный вопрос: не приведет ли цепочка подобных перераспределений финансовых потоков к усилению республиканского национализма.

См. также: