Адрес: https://polit.ru/article/2006/12/04/it/


04 декабря 2006, 10:03

Информационные итоги недели, 25 ноября - 1 декабря

**Финляндский провал**

Именно провалом, по мнению большинства СМИ, закончился саммит Россия - ЕС в Хельсинки. Никаких решений на встрече, вопреки надеждам, высказывавшихся как российской, так и европейской прессой после последнего саммита в Лахти, принять не удалось, за исключением малозначительного, в общем-то, соглашения руководителя Минтранса России Игоря Левитина по платежам европейских самолетов за транссибирские перелеты.
При этом, по мнению ряда изданий, ожидать чего-то другого от саммита не приходилось: блокировка Польшей европейского мандата на заключение нового всеобъемлющего соглашения Евросоюза с Россией априорно исключала возможность достижения сколько-нибудь серьезных договоренностей. Надо отметить, что европейские лидеры приехали в Финляндию основательно разогретые европейским общественным мнением, занявшим в последнее время предельно жесткую антироссийскую позицию. На протяжении всего времени между встречами в Лахти и Хельсинки европейские СМИ муссировали "мусорный скандал" - утечку информации из испанского МИДа, показывающую слабость и беспринципность лидеров "старой Европы", в первую очередь Франции и Германии, не решившихся жестко "поставить на место" Россию и потребовать заключения соглашения на своих условиях, то есть безоговорочного подписания Энергетической хартии. Если европейские руководители недовольны нелепой позицией Варшавы, столкнувшей Евросоюз с Россией из-за запрета на ввоз в нашу страну некачественного польского мяса, то журналисты дружно возмущались позицией России по этому вопросу: то, что и мясо-то не польское, и не говядина это вовсе, а какая-то дичь непонятного происхождения, им неинтересно - главное, что Польша - своя, европейская, а Россия - чужая (с Ираном и КНДР дружит!), недемократическая и вообще неприятная страна. В этом смысле чрезвычайно "кстати" стала смерть в лондонской клинике беглого офицера ФСБ Александра Литвиненко, погибшего от отравления; Скотланд-Ярд может сколько угодно говорить, что причина смерти и виновники отравления неизвестны, но для "простого" европейского журналиста все ясно, как Божий день: Литвиненко отравил антидемократический кремлевский режим. Пока главы государств совещались, журналисты ловили постоянные сообщения о ходе расследования "дела Литвиненко", смаковали различные конспирологические версии, все без исключения носившие антикремлевский характер.
В общем, в создавшейся атмосфере неудивительно, что европейское руководство рассталось с колебаниями прошлых недель и выставило России жесткий ультиматум: подписывайте Энергетическую хартию, разделяйте добывающие и распределительные мощности энергетических компаний - или Старый Свет начнет форсированный поиск энергоносителей в других регионах мира. Что, впрочем, не так уж трудно - помимо собственного норвежского и британского газа все больше энергосырья поступает из Алжира, вот-вот на Европу нахлынет девятый вал ливийской нефти и газа, есть еще и западноафриканские страны с большими запасами углеводородного сырья - Нигерия, Мавритания, Ангола, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи... Правда, для того, чтобы они заменили на европейских рынках Россию, понадобится время, и еще несколько лет российский газ и нефть будут востребованы на европейском рынке, особенно на немецком, но эти годы пройдут быстро. Россия, в свою очередь, ультиматум отвергла, что понятно: присоединение нашей страны к Энергетической хартии приведет к уравниванию внутренних цен на газ с европейскими, что недопустимо по социальным соображениям - как-никак доходы российских граждан и отечественных предприятий куда ниже, чем в Европе.
Кто больше потеряет от ухудшения отношений, Россия или Европа - этот вопрос СМИ решают по-разному, точно так же, как и различные группы политиков в нашей стране. Для кого-то разрыв с Европой - благо: будем "дружить" с Китаем, Ираном, Пхеньяном и Гаваной, восстановим мировой антизападный блок. Для других Европа является единственным регионом планеты, отношения с которой должны носить не конъюнктурный, а постоянный характер, так как только в сотрудничестве с ней Россия сможет преодолеть экономическую отсталость и избежать попадания в зависимость от Пекина, продолжить движение в сторону демократизации. Впрочем, такой выбор - дело вкуса не только элитных группировок и политиков, а каждого гражданина России. Тут уж кому что нравится.

**Двуглавое чудовище**

Важнейшая экономическая тема прошедшей недели, соглашение о стратегическом сотрудничестве, подписанное председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером и президентом НК "Роснефть" Сергеем Богданчиковым, по мнению некоторых газет, тесно связана с предыдущей темой - провалом саммита Россия - Евросоюз. Два энергетических гиганта договорились о совместном участии в совместных проектах в области геологоразведки, в конкурсах и аукционах на получение прав недропользования. Совместная деятельность будет осуществляться на паритетных началах - 50% "Газпром" и 50% "Роснефть". Соглашение одна уважаемая газета назвала "нашим ответом Чемберлену": мол, Европа требует от России демонополизации нефтегазовой отрасли, а мы назло ей создадим этакое двуглавое чудовище - супермонополиста, который станет разведывать, добывать, транспортировать и реализовать на рынке и нефть, и газ.
По мнении. Экспертов, альянс "Газпром" - "Роснефть" сможет относительно бесконфликтно поделить наследие ЮКОСа, которое остается камнем преткновения между двумя госхолдингами, а также возрастает вероятность весьма скорого вытеснения ТНК-ВР с богатейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, очень перспективного как в плане газификации Сибири и развития нефтехимической промышленности в регионе, так и в плане масштабного экспорта газа в Китай, Японию и Корею. Безусловно, соглашение позволит устранить конкуренцию между компаниями на конкурсах и аукционах, удешевить покупки месторождений. Более того, некоторые издания полагают, что соглашение - первый шаг к возрождению былой сверхидеи - полного объединения двух энергетических гигантов.
Создание нефтегазовой монополии (ну, почти монополии - все-таки еще существуют ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз" и прочие, но по сравнению с "Газпромнефтью", или как там будет называться новый суперхолдинг, они станут мелочью, не заслуживающей внимания) сильно облегчит высшей бюрократии управление нефтегазовыми активами. Однако в перспективе ничего хорошего ожидать от такого объединения не стоит - для страны и общества, для экономического развития и в целом перспектив России в мире. Ведь не секрет, что сейчас "Газпром" и "Роснефть", защищенные статусом госкомпаний, управляются весьма неэффективно, конкурировать с крупными западными компаниями не могут из-за инертности мышления руководства и невысокого уровня профессионализма менеджмента, из-за отсутствия мотивации развития вглубь, а не вширь, из-за легкомысленного отношения к деньгам, которых в распоряжении слишком много, а достаются они чересчур легко. Поэтому реанимация создания "двухголового чудовища", при всей своей внешней привлекательности, несет для страны в будущем массу неизбежных проблем, решать которые будет труднее, чем сейчас.

**Непонятная отрава**

Еще далеко не утихли страсти вокруг отравления бывшего полковника ФСБ Александра Литвиненко, как таинственный отравитель (или отравители) нанес новый удар: в Дублине отравился и чуть было не отправился к праотцам директор Института экономики переходного периода, бывший премьер и один из наиболее ненавистных для российского обывателя персонажей Егор Гайдар. Западная пресса, поддержанная российскими радикальными демократами и правозащитниками, сразу начала выстраивать цепочку: Политковская-Литвиненко-Гайдар, то есть заподозрила, что российские спецслужбы взялись за тотальное уничтожение врагов Кремля.
Допустить существование в недрах ФСБ террористического "заговора отравителей" (хотя, напомним, Политковскую все-таки уничтожили более "гуманным" способом - застрелили) можно при одном условии: признать, что в недрах контрразведки окопалась группа совершенно безумных маньяков, без всякого смысла и цели уничтожающих тех людей, которые им по разным причинам не нравятся. Политковская, при всех особенностях ее публицистики, была ценнейшим человеком именно для ФСБ: по результатам ее расследований были арестованы и осуждены большие группы "оборотней в погонах". Да контрразведка должна была ее холить и лелеять, а не убивать! Литвиненко, конечно, - другое дело: передавшийся врагам офицер спецслужб должен был понимать, что рано или поздно станет мишенью для бывших коллег, но если его уничтожать, то это надо было делать раньше, лет пять назад. Теперь же он совершенно не был опасен, а его книга относительно того, что ФСБ взрывала дома в Москве и провоцировала Шамиля Басаева на вторжение в Дагестан в 1999-м бьет в первую очередь по его покровителю Борису Березовскому - сам беглый олигарх постоянно твердит, что "операция "Преемник" - его рук дело. То есть именно он стоял и за взрывами жилых домов, и за вторжением чеченских отрядов в Дагестан ради стремительного наращивания рейтинга малоизвестного полковника спецслужб и продвижения его на пост президента. Разговоры о том, что Литвиненко получил какие-то документы, связанные с убийством Политковской несерьезны: что, письменные распоряжения президента Путина или главы ФСБ Николая Патрушева киллерам с указанием цели? Таких документов в природе не бывает. И с угрозами, которые, как утверждал покойный Литвиненко, высказывал в адрес Политковской лично Владимир Путин, явная неувязка - по эфэсбэшника-эмигранта, президент России якобы передавал угрозы через Ирину Хакамаду, которая уже много лет не имеет никакой возможности общаться с главой государства. Что, собственно, она, при всей своей нелюбви к Кремлю и его хозяину, сразу и подтвердила.
С Гайдаром же - вообще все непонятно. Активным оппозиционером он не был, со всякими Каспаровыми, Касьяновыми и Лимоновыми не общался. Правительство всегда отправляет подготовленные им законы на экспертизу в возглавляемый Гайдаром институт... За Гайдаром - только недобрая память населения, разорившегося в 1992-м, когда Егор Тимурович возглавлял правительство. Да и то большинство здравомыслящих людей прекрасно понимает, что его персональная ответственность за "шоковую терапию" того времени, если и есть, то ничтожно мала - общая финансово-экономическая ситуация в стране была катастрофической, да и основополагающие решения принимал отнюдь не Гайдар.
Убийство Литвиненко и в еще большей степени попытка устранения Гайдара заставляют подумать о том, что в России или за ее пределами действует группа людей, любыми средствами пытающаяся осложнить положение России на мировой арене и обострить обстановку внутри страны. Кто это - можно только предположить: например, наиболее непримиримые беглые олигархи. Другие версии, связанные с действиями Кремля, могут всерьез рассматриваться только в случае признания возможности массового помешательства его обитателей.