25 августа 2019, воскресенье, 14:44
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 декабря 2006, 09:00

Интимное гражданство Кена Пламера

Рецензия на книгу Кена Пламера (Plummer K. Intimate citizenship: Private decisions and public dialogues. Seattle: University of Washington Press, 2003.)

Современный мир переживает полное смешение частного и публичного. Постепенно приватное становится предметом публичных обсуждений, а публичное — частного политического дискурса, обслуживающего небольшую элитарную группу. Политики по инерции продолжают говорить о национальной идее, этничности и традиционной семье как основных элементах, определяющих общественный уклад. Однако на первый план мало помалу выдвигается личная, интимная сфера человеческого существования.

К. Пламмер выделяет пять базовых дискурсивных областей, формирующих представление об угрозах и возможностях, стоящих перед обществом, и, соответственно, задающих основное направление в конструировании индивидом собственной жизни: семья, гендер, тело, идентичность и сексуальность (p. 4). Тем самым в очередной раз фальсифицируется укрепившаяся в университетах гранд-теория глобальных социальных трансформаций, в которой нет места обыденности и личной жизни, но всегда воспроизводится миф о некоторой объективной социетальной реальности. Продолжая линию от М. Вебера до Ч.Р. Миллса, во многом опираясь на идеи символического интеракционизма, К. Пламмер говорит исключительно о социологии повседневности, выбирая ее радикальный вариант, который называет «социологией интимности» (p. ix). Предмет последней — трансформации индивидуального и личного, выходящие за рамки психического и даже психологического, создающие тем самым социальный мир позднего модерна, в центре которого всегда находится человек. Не случайно собственный стиль теоретизирования К. Пламмер называет «критическим гуманизмом»[1].

Вопросы о том, как живут и как должны жить люди определяют пламмеровскую программу исследования социального, основная задача которой научиться проговаривать и воспринимать повседневные истории (р. 146). Только через интерпретацию повседневности можно приблизиться к пониманию «радикально нового типа социального порядка» (p. 8), описанного, например, в Индивидуализированном обществе З. Баумана, Обществе риска У. Бека, Трансформации интимности Э. Гидденса или в Макдонализации общества Г. Ритцера. В основе нового социального порядка лежит принципиальная амбивалентность человека, проживающего одновременно в дискурсивных и фактологических областях традиционного, современного и постсовременного миров. Продолжение дискуссии о «рефлексивной модернизации», как создании возможности для осмысления повседневного и божественного, невозможно без обозначения проблем, связанных с личной жизнью [Пламмер, 2004, с. 157]. Ближнее и дальнее окружение человека уже не может определять его выбор, более того оно само становится продуктом индивидуализированной идеологии, основанной на пролифирации частных, локальных решений. К. Пламмер подчеркивает, что подобное размывание общих, создающих единый и непротиворечивый мир представлений не приводит к возникновению ситуации, в которой «anything goes», в которой господствуют абсолютно свободные, независимые от обстоятельств индивидуальные выборы (p. 25). Напротив, еще более закрепляются социальные паттерны допустимого, конституирующие саму возможность быть индивидом и совершать свободный выбор. Здесь К. Пламмер воспроизводит теоретическую логику позднего И. Гофмана, автора Анализа фреймов.

«Интимное гражданство», концептуализироанное К. Пламмером, — результат амбивалентности постсовременного человека. Воспринимаемое как оксюморон, оно позволяет связывать противоречивые и абсолютно несовместные с точки зрения модерна области политического и приватного (p. 15, 68). Термин гражданства К. Пламмер относит к так называемым «контекстуальным понятиям», практически неразличимым от метафорических описаний. В классическом представлении гражданство определяется как перечень прав и обязанностей, поддерживаемых либеральным обществом. Индивидуальные свободы не воспринимаются в отрыве от принимаемых обязательств, которые определяются всеобщим правом, основанным на законе, политических решениях и базовом уровне благосостояния: свобода личности, свобода слова, право на частную собственность, право на участие в политической жизни и т.д. (р. 51). Отсюда ключевым элементом гражданства становится понятие границы, позволяющей различать граждан от неграждан, своих от чужих. Образ врага, элементы борьбы и преодоление некоторого исходящего извне сопротивления — основные дискурсивные маркеры такой гражданственности. Подобный дискурс — все еще неотъемлемая черта политических партий и некоммерческих организаций, нацеленных на воспроизводство уходящих в прошлое общественных отношений. Именно здесь рождается миф о пассивности населения и, как следствие, необходимости, установления единых норм и правил, структурирующих общественные и приватные представления и действия.

Рецензируемая книга создает контекст для новой интерпретации гражданства. К. Пламмер не дает однозначного определения интимного гражданства. Оно строится скорее как противопоставление традиционным теоретическим описаниям. Дополнительные метафоры «дифференцированного универсализма» или «плюрализованного этоса» (с. 56‑57) скорее подчеркивают стремление автора построить определение от противного, нежели задать новую теоретическую рамку. Единственным фундированным концептом у К. Пламмера выступает понятие идентичности, отталкиваясь от которого создаются мультикультурные сообщества, на первый взгляд преодолевающие традиционные границы «свой – чуждой», но в действительности лишь устанавливающие иные критерии для дифференциации. Если классическое понимание гражданства в основном строилось по национальному или государственному признаку, проживанию на территории или принадлежности к определенной группе, наделенной некоторым суверенитетом (с. 65), в новой интерпретации — демаркационная линия конструируется в идивидуальных коммуникативных практиках, создающих идентичности обыденной, частной жизни. Это позволяет говорить о гражданстве сексуальном, культурном, феминистском, глобальном, экологическом, радикальном, рефлексивном, диалогичном и т.д. (с. 60‑61). Другими словами, первоначально феминистский лозунг о «преобразовании частного в политическое» (с. 69) распространяется на все сферы интимного гражданства, создавая тем самым условия неприемлемые для внеличностных конструктов гражданственности, определяющих разграничение своего и чужого. К. Пламмер подчеркивает, что акцент на обыденной жизни не означает ее доминирование над общественными отношениями, скорее происходит их смешение и взаимопоглащение (р. 70), посредством чего и становится возможным публичное как таковое.

Надуманные представления об индивиде, рационально действующем в политической сфере, не могут быть поддержаны даже титаническими усилиями производителей масс-медийной продукции и проектировщиков электоральных компаний. Только в частной сфере без введения серии допущений, мы можем предполагать, что человек осознает происходящее и отдает отчет в собственных действиях, то есть поступает рационально. Видимо, особенность постсовременного общества как раз и состоит в смещении рациональности в традиционно аффективную область человеческого действия — область эмоций и чувств по отношению к себе и своему ближайшему окружению. Так демократия политических институтов, гражданских инициатив, поддержанных малыми политизированными и закрытыми общественными организациями, замещается «демократией эмоциональной повседневной жизни» (по Гидденсу), которая не нуждается в наличии легитимных представителей и активной общественной деятельности. Утопические и несколько надуманные описания современной демократии, предлагаемые Э. Гидденсом [Giddens, 1999, p. 62‑63], вызывают скептическое отношение. Однако утверждения о равных правах, реализации собственных представлений, открытом диалоге, основанном на взаимном доверии, отсутствии внешнего арбитра в разрешении личных противоречий лишь подчеркивают амбивалентность не только обыденных, но и концептуальных представлений о современности.

В качестве основной причины амбивалентности современного человека К. Пламмер называет «культурные войны», или «моральные конфликты», возникающие на пересечении разных, подчас абсолютно несовместных культурных и обыденных представлений о должном и фактическом. «Хотя любой может сказать, что мы живем в аморальное время, фактически еще не было периода, в котором вопросы морали занимали в повседневных разговорах столь важное место как сейчас», — утверждает К. Пламмер (p. 34). Поэтому описание обыденной морали может послужить основным инструментом для понимания того, чем люди руководствуются в своей жизни, каким образом общаются и воспроизводят интимное гражданство (р. 98).

С пролиферацией публичных норм, открытием перед индивидом многообразных культурных миров, произошел сдвиг в различении допустимого и недопустимого в область индивидуального выбора, поддерживаемого локальными, относительно независимыми от навязываемых масс-медийных фреймов, сообществами. Пожалуй, единственным островком публичного дискурса, основанного на высказываниях самих граждан, в терминологии раннего модерна остается институт общественного мнения, воспроизводимый стандартными конвейерными процедурами сбора текстологической информации. Политическая лояльность и представления о «нормальном гражданине» воспроизводятся небольшой группой респондентов, согласных участвовать в воспроизводстве публичного дискурса. Все большая же часть населения отказывается от подобных представлений себя, на что указывает возрастающий процент неответов, порой превышающий 70% от единиц выборочной совокупности. Опросы общественного мнения не просто отражают дискурс неинтерактивной сферы публичных коммуникаций (книги, газеты, телевизионные программы), но выступают одним из основных его компонентов. Вторая, интерактивная сфера (публичные обсуждения на конференциях и семинарах, Интернет форумах и чатах), основанная на межличностной коммуникации, выпадает из технологий, обслуживающих привычные гражданские институты.

Диалогичное гражданство, поддерживаемое интерактивной сферой, приводит к возникновению невозможных ранее конфликтов. Чтобы утверждать свое гражданство в разговоре следует научиться разговаривать, что оказывается сложной задачей для современного человека: «Занятно, но большинство аргументации не является таковой. Она относится к абсолютно иным предметам. Даже среди интеллектуалов я очень часто наблюдаю подобное несоответствие», — замечает К. Пламмер (р. 87). Люди не слышат друг друга и по привычке воспроизводят монологичные способы общения, оставаясь одинокими даже в абсолютно интерактивных сферах. Современная система обучения прививает навыки лидерства, умения выигрывать и побеждать, но, как правило, ничего не дает тому, кто хочет понять другого, обнаружить смысл в высказываниях оппонента.

Наивно полагать, что новые формы общения создают принципиально новый тип общественных отношений. Публичная сфера — не более чем исторический конструкт, возникающий в форме структуры, поддерживающий публичные дебаты (р. 80). Но как каждый конструкт, отображающий некоторую «реальность» (по Гофману), он «сам становится этой реальностью, лишь потому, что никакой другой социальной реальности, кроме изображений нет» [Вахштайн, 2004, с. 186] Со временем изменяются лишь ролевые установки основных участников обсуждений, а также возникает новый круг лиц, ранее принципиально не имеющих права на публичные высказывания: гомосексуалисты, лесбиянки, феминистки, сторонники ранних браков или свободного секса. К. Пламмер видит в этом общую тенденцию постсовременного общества, которая приводит к «политизации приватного» (р. 76), в ходе которой «доводы и аргументы дискутирующих сторон образуют сеть социальных событий, помогающих создавать, структурировать и трансформировать «интерпретативные сообщества», зачастую инкорпорированные в общественные движения» (р. 82). Обсуждаемые же вопросы все чаще и чаще становятся слишком частными и мелкими для людей, привыкших мыслить в масштабах наций, стран или больших этосов: «С кем жить? Как заводить и воспитывать детей? Как ухаживать за своим телом? Как общаться с людьми, поддерживая свою гендерную идентичность? Как быть эротичной и привлекательной?» (р. 85). Удивительно, но у современного человека до сих пор нет ни языковых средств, ни речевых навыков для обсуждения наиболее близких и казалось бы понятных вопросов. Родители замолкают при вопросах детей о сексе, обсуждение гомосексуализма сводится к неудачным шуткам и оговоркам, супруги, находясь в одной постели, не могут даже упомянуть об угасании полового влечения, взрослый человек не в состоянии внятно описать собственное тело... Это происходит уже вовсе не потому, что люди затрагивают табуированные темы, скорее они не знают как о них говорить, как воспроизводить в диалоге личные и социальные проблемы и противоречия. И это лишь небольшая часть того пласта человеческих отношений, который К. Пламмер определяет как интимное гражданство. Для создания последнего необходимо найти «новые речевые средства, которые помогут различать разные миры» (р. 145), а не воссоздавать гомогенный мир публичного дискурса.

Несмотря на академическое оформление «Интимное гражданство» — глубоко личная книга. Написанная по материалам лекций, прочитанных в Вашингтонском университете, она в общем то отвечает на вопрос, когда-то табуированный и закрытый для обсуждений, а теперь выносимый на публичные слушания во многих городах мирах — легитимности гомосексуальных отношений и возможности их поддержания в современном мире. Все работы К. Пламмера «связаны с темами сексуальности, гендера, интимности и гомосексуализма» [Пламмер, 2004, с. 150], неизменно посвящены его постоянному партнеру Эвералду Лонгленду и, похоже, что все они направлены на создание собственного интимного гражданства, которое Кен оберегает и воссоздает уже на протяжении более полувека.

ЛИТЕРАТУРА

Giddens A. Runaway world: How globalization is shaping our lives. London: Profile Books, 1999.

Plummer K. Documents of life: An invitation to a critical humanism. 2nd ed. London: Sage, 2001.

Вахштайн В.С. [Рец.] Книга о «реальности» социальной реальности: И. Гофман. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой; Вступ. ст. Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003 // Социологический журнал. 2004. № 3/4. С. 178‑187.

Пламмер К. Социологическая идентичность: интервью с профессором К. Пламмером / Интерв., пер. с англ. А.Ю. Рыкуна // Социологический журнал. 2004. №3/4. С. 143‑157.


[1] Критический гуманизм является лейтмотивом большинства произведений К. Пламмера и может служить для демаркации его концептуальной позиции в общем дискурсе современных социологических теорий. См., например, его методическую работу, вошедшую в качестве обязательного источника в базовые курсы по методологии социальных наук многих западных университетов [Plummer, 2001].

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

14:29 Росгвардия потратит почти 4 млн рублей на пистолеты-шокеры
13:59 Кит Харингтон сыграет в очередном фильме по комиксам Marvel
13:30 Иркутский губернатор объявил фейком приписанные чиновнице слова о жителях-«быдле»
12:59 Лидеры G7 поддержали укрепление сотрудничества с Россией
12:35 «Аэрофлот» возглавил рейтинг гендерной нетолерантности среди авиакомпаний
12:03 Росгвардия проверит видео с сотрудниками, отказавшими в помощи из-за шаурмы
11:27 Оксимирон отказался исполнять старые песни
10:59 Мэрия Москвы насчитала полмиллиона участников Дня флага 24 августа. Ряд оппозиционеров задержали
10:29 «Роскосмос» уточнил график стыковки «Союза» с МКС
09:58 Дональд Трамп допустил приглашение Владимира Путина на следующий саммит G7
09:30 НАСА назвало время второй попытки стыковки «Союза» с МКС
24.08 18:58 Минобороны показало момент пуска баллистической ракеты с атомной подлодки
24.08 18:24 Игорь Крутой: фестиваль «Новая волна» останется в Сочи
24.08 17:58 Полиция задержала оппозиционеров на праздничном митинге в Москве
24.08 17:31 В Уфе незрячую женщину не пустили в автобус с собакой-поводырем. К расследованию подключилась прокуратура
24.08 16:59 В Минздраве связали наступление преждевременной смерти с использованием электронных сигарет
24.08 16:29 МВД сообщило о 100 тыс. зрителей на концерте в честь флага в Москве
24.08 16:00 Россия сменила посла в Великобритании. Впервые с 2011 года
24.08 15:27 Председатель ЕС предложил позвать Украину вместо России на саммит G7
24.08 15:10 Актер Петр Мамонов попал в больницу. У него инфаркт
24.08 14:51 В подмосковном Красногорске коллекторы обстреляли из пневматики мужчину с ребенком
24.08 14:08 В Подмосковье практически разобрали севший в кукурузном поле самолет. Видео
24.08 13:43 Глава российского сегмента МКС: на «Союзе» при стыковке возникли странные колебания
24.08 13:15 Умер переводчик фильмов Юрий Живов. Он перевел более 1300 кинолент
24.08 12:41 Роспотребнадзор возбудил дело на «Победу». Лоукостер не пустил на рейс летевшую на похороны пассажирку
24.08 12:28 Минздрав опроверг дефицит инсулина после срыва трети тендеров на госзакупки
24.08 11:58 Лолита предложила поклоннице поработать. Женщина пожаловалась на тяжелую жизнь
24.08 11:30 Центр Москвы частично перекрыли из-за концерта. Акции оппозиции в этот день запретили
24.08 10:53 «Роскосмос» назначил дату новой попытки стыковки «Союза» с МКС
24.08 10:28 Скарлетт Йоханссон возглавила рейтинг самых дорогих актрис Голливуда
24.08 09:59 НАСА объяснило провал стыковки «Союза» с МКС
24.08 09:30 Дмитрий Гудков получил еще десять суток ареста
24.08 09:04 «Союз» не пристыковался к МКС
23.08 18:50 Три сотрудника «Крестов-2» в Петербурге лишились работы. ФСИН подтвердила факт пыток в СИЗО
23.08 18:22 Disney взял бездомного пса на главную роль в экранизации «Леди и Бродяги»
23.08 17:38 Умер миллиардер Дэвид Кох
23.08 17:06 Чиновники и полиция угрожают жителям Кузбасса штрафами за плакаты «Мы любим Россию за красоту и природу»
23.08 16:19 Члена кущевской банды Цеповяза перевели в омскую колонию
23.08 15:48 Хоккеиста сборной России Евгения Кузнецова дисквалифицировали за кокаин
23.08 15:21 Главе Калининградской области предложили взятку за строительство мусороперерабатывающего завода. Он отказался
23.08 13:54 Роспотребнадзор: в южных регионах России опасных комаров нет
23.08 13:28 Росгвардия хочет получить право на изъятие домов и земель. Ранее этого добились ФСБ и ФСО
23.08 13:09 Пять пострадавших на акциях 27 июля и 3 августа обратились в СК
23.08 12:50 Росгвардия закупила у университета спецназа в Чечне багги по завышенным ценам. Поставщик связан с партнером фонда Кадырова
23.08 12:30 Нанотермометр способен измерить температуру отдельной клетки
23.08 12:02 Россия и Украина опять обсуждают обмен пленными. Вышинского и Сенцова в списках нет
23.08 11:30 Марроканский стегозавр отнял у китайского сородича титул древнейшего представителя своей группы
23.08 11:30 Составлен атлас активности генов возбудителя малярии
23.08 11:27 Чиновники с Ямала оказались самыми богатыми. Они зарабатывают больше 130 тысяч рублей
23.08 11:18 В Госдуме предложили поощрять врачей не за больных, а за здоровых пациентов
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.