14 октября 2019, понедельник, 12:26
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 декабря 2006, 10:14

Марина Давыдова: "Хотелось бы видеть Россию составной частью Европы"

Марина Давыдова – современный решительный человек, который хочет видеть Россию составной частью Европы. Хотя бы на территории театра – той области, которая является делом ее жизни. Она проделала путь, характерный для новой России: театровед, закончивший ГИТИС и посвятивший себя научной работе, затем – журналист, театральный обозреватель национального издания и автор книги «Конец театральной эпохи», удостоенной в этом году премии Станиславского: человек, который занимается журналистикой, получает такую премию впервые. Сейчас Марина Давыдова еще и арт-директор фестиваля NET (Новый европейский театр), утверждающего в России западные ценности. Для чего фестиваль NET необходим России, Марина Давыдова поделилась с Мариной Борисовой.

Cделаем вид, будто я ничего не знаю про фестиваль NET, чтобы спрашивать с чистого листа. Мне интересно: что побудило заняться этим и зачем все это происходит?

Во второй половине 1990-х я и мои коллеги -- фестиваль был создан в 1998 году несколькими театральными критиками -- начали ездить по западным фестивалям. Попросту говоря, как и все российские люди, мы стали, наконец, выездными. И с удивлением обнаружили, что в других странах, в т.ч. странах Восточной Европы, есть целая генерация молодых режиссеров, постановки которых чрезвычайно интересны. Потом мы оглянулись вокруг себя и увидели, что у нас никаких молодых режиссеров нет. Стало ясно, что надо что-то делать. Уже существовал Чеховский фестиваль, но в то время он представлял мэтров европейской режиссуры. Целый пласт европейской театральной культуры  для России не существовал. Мы подумали, что нужно создать такой фестиваль, который бы привозил тех, кто уже  завоевал какое-то признание в Европе, но в России еще совершенно не известен. Представить новое поколение европейского театра. Поэтому решили, что наш фестиваль будет называться NET – Новый европейский театр. И долгое время слово «новый» – в этой аббревиатуре – было синонимом слова «молодой». Мы будет представлять новое поколение европейской режиссуры и, может быть, благодаря этому у нас тоже появится новое поколение. Самое удивительно, что так и случилось. Именно на рубеже 1990-х – 2000-х в русскую театральную жизнь ворвались  Серебренников, Карбаускис, Черняков, Бутусов…

Меня интересует вопрос селекции: каково соотношение отсмотренных спектаклей и спектаклей в афише? И как афиша соотносится с европейским театром? NET -- это образ Европы или все-таки – особый, избирательный образ Европы?

Конечно, избирательность присутствует. Европейский театр разный. Можно и из передовой Германии привезти совершенно традиционный спектакль, можно из Англии -- бенефисный. Но мы ездим в основном на фестивали и специальная область нашего интереса -- это такой театральный арт-хауз. Я не всегда задаюсь целью что-то выбрать, но что-то порой само попадается на глаза и потом становится частью программы. Недавно в Париже я посмотрела четыре очень интересных спектакля: Боба Уилсона, Ромео Кастеллуччи, Петера Муссбаха и Жоэля Помра, молодого французского режиссера. Последний меня особенно заинтересовал. Я не слышала прежде этого имени, хотя во Франции он уже очень известен. Я  увидела  спектакль молодого человека, который придумал новый способ рассказывания историй в театре. Новый способ театрального нарратива. Там найдено остранение, как в немом кино, когда за кадром звучит авторский голос, а на сцене ты видишь какую-то картинку. Казалось бы, совершенно простой прием, но следишь за сюжетом неотрывно. Мы уже ведем переговоры с Французским культурным центром и надеемся, что Помра к нам в следующем году придет.

А каков принцип отбора?

У любого фестиваля принцип прост: надо привезти побольше хороших спектаклей. Но у NETa всегда были эстетические ограничения,  а первое время был еще возрастной ценз -- мы привозили режиссеров не старше 40. Потом, когда первоочередная задача по омоложению российской театральной жизни как-то сама собой (а может и не без нашего участия) решилась, стало ясно, что слово «новый» не должно быль быть синонимом слова «молодой». Важнее представить то, что является новыми тенденциям в европейском искусстве. Современный театр. Не так-то просто коротко определить что это такое. Он ведь очень разный. Алхимические спектакли инженерного театра АХЕ. Формалистский минимализм Михаэля Тальхаймера. Метафорические опусы Жозефа Наджа. Нешумная «Чайка» Арпада Шиллинга. Громоподобные постановки Андрея Жолдака. Люк Бонди. Кристоф Марталер. Пина Бауш. Алан Платель. Что общего между ними? Но ведь что-то общее явно существует. Я поэтому предложила такую формулировку: современный театр -- это то, что даже при беглом взгляде на сцену опознается как современный театр. Ведь 90 процентов российского репертуара составляют спектакли, лишенные каких бы то ни было примет времени.

Как мне представляется, NET в России – это остров чужого. Спектакли, которые вынуты из европейского культурного пространства. Трудно представить, чтобы «Защита от будущего» Марталера возникла у нас: спектакль, который поставлен в Вене и играется в госпитале югендстиля, родился в той среде, в той истории. Для нас это привозное искусство, которое контрастно нашей реальности и вряд ли станет своим. Так вот: зачем нам нужен NET?

Для кого-то чужое, для меня очень даже свое. Я хочу по мере сил изменить представление окружающих  о том, что такое современный театр. Помимо культурной задачи есть еще эгоистическая – мне хотелось бы жить в стране, театр которой не является провинциальным и встроен в европейский контекст. Мне хотелось бы, чтобы Россия была естественной составной частью Европы – хотя бы в культурном смысле.

Но западные спектакли  являются частью западной цивилизации, где все другое – уровень жизни, менталитет, бытовая культура, театральный язык. В их спектаклях отражается их жизнь и их проблемы.  Для нас там много формального. Мы видим людей, которые на нас не похожи, мы наблюдаем за ними, но прожить их жизнь не можем – так зачем же на все это смотреть?

Ну, во-первых, есть два разных вида интереса в театре. А – увидеть на сцене что-то похожее, Б – наоборот: увидеть что-то непохожее. Вот Чеховский фестиваль привозит сюда спектакли японского театра Но. Он гораздо больше непохож на все, что вокруг, чем самый авангардный европейский спектакль. Тем не менее, люди ходят и смотрят. Потому что им интересно увидеть нечто абсолютно отличающееся от того, с чем они соприкасаются. Во-вторых, Россия очень уж неоднородна. Здесь есть довольно большая прослойка европейски ориентированных людей. В количественном отношении их меньше, чем не европейски ориентированных, но они есть. И может быть благодаря NETу их станет больше.

NET-2006 проходил под лозунгом «невербальный театр», спектакли игрались вне традиционного театрального пространства. Не уничтожается ли здесь само понятие «театр» -- специальное место, где происходит нечто, имеющее литературную основу, сюжет, характеры, конфликт? Зачем эта провокация?

Последнее время, как мне кажется, самые интересные явления в области театра происходят как раз на границах разных жанров, разных зрелищных форм. На границе драматического театра и современного танца, драматического театра и цирка, драматического театра и изобразительного искусства, драматического театра и музыки. Один из спектаклей нынешнего фестиваля -- «Кода» французского режиссера Франсуа Танги -- строился по музыкальным законам. Другой, английский  – «Не оглядывайся» -- был похож на огромную инсталляцию. Границы театра не размываются, они становятся шире. Одна из самых интересных и приметных тенденций последнего времени – театра художника. Долгое время – с самого момента возникновения режиссуры – все самые радикальные жесты постановщиков совершались в рамках интерпретационного театра, который очень тесно привязан к литературному первоисточнику. А сейчас мы присутствует при  рождении других форм театра: режиссер тут не интерпретатор текста, а почти демиург. Он сам сочиняет свой спектакль. Он  иногда использует какой-то текст в качестве трамплина для полета фантазии (как Жозеф Надж в «Войцеке», например), но траектория полета непредсказуема. Спектакль Наджа вроде сделан по мотивам пьесы Георга Бюхнера, но если бы мне не сказали, что это «Войцек», я бы никогда в жизни не поняла, что триггером для фантазий режиссера стал именно эта, а не какая-то другая пьеса. На самом деле это собственное сочинение режиссера -- такие театральные сноски к прочитанному тексту.

Но публика идет в театр на известную ей пьесу, где она ждет сюжет. Готова ли она к таким вольностям? Не будут ли обмануты ее ожидания?

Что касается Европы, то я всякий раз изумляюсь, сколь эстетически продвинутой является тамошняя публика. Например, авиньонская. Мне, конечно же, возразят, что Авиньон – это очень специальное место. В известном смысле так оно и есть, но на этот фестиваль приезжает не только рафинированный столичный зритель, но и жители маленьких городов Прованса. И вот этому провинциальному зрителю показывают спектакль «Асубу» того же Наджа – такое тягостное медитативное зрелище, которое идет полтора часа. Во дворе Папского дворца, замечу, идет, а это фактически стадион: огромный зал под открытым небом на 2000 мест. По-моему, этот спектакль играли семь раз. Когда я его смотрела, он шел под проливным дождем. Зонтики раскрывать нельзя, мешаешь соседу. Под этим самым дождем артисты героически играли, а зрители героически сидели: не ушел ни один человек. Наверное, еще лет десять тому назад на такой спектакль было бы сложно собрать огромный зал и в Авиньоне. А сейчас уже возможно: представления о том, что такое театр, каким он должен быть, от чего можно получать удовольствие, сильно изменились. В России несколько иная ситуация. Я с трудом представляю, чтобы у нас в зале на 2000 мест игрался этот спектакль. Не в маленьком Авиньоне, а многомиллионной Москве. Но все равно надо что-то делать, тогда все будет меняться. Когда к нам впервые приехал Боб  Уилсон с «Персефоной», зал МХАТа зиял проплешинами. А через несколько лет на его же «Игре снов» зрители уже висели на люстрах. Конечно, людей, которым интересен современный театр у нас гораздо меньше, чем в Германии. Но они есть. Мы для них и работаем.  Надеемся, что их станет больше.

Поговорим о театре в России. Как тебе кажется, его жанры развиваются по одним законам? Или опера и,  допустим, драма существуют в автономных режимах?

До недавнего времени в России опера и драма развивались параллельными курсами. Они не пересекались. Более того, театральные критики вообще крайне редко ходили в оперу. Переломный момент – появление спектаклей Дмитрия Чернякова. Помню опрос: нужно было составить топ-десятку сезона, я поставила на первое место «Похождение повесы» в Большом театре. В тот момент – в 2004, то есть совсем недавно, это у многих вызвало удивление: это же оперный спектакль, он может нравиться -- не нравиться, но какое отношение он имеет к этой топ-десятке? Я говорила, особенно представителям старшего поколения: «А вы видели «Похождение повесы?» Они отвечали: «Нет, это же опера. Зачем на нее холить?». Опера – это такое место, где люди поют, а есть еще условно называемый режиссером человек, которые делает так, чтобы исполнители на сцене лбами не сталкивались. О том, что опера может быть объектом приложения настоящих режиссерских сил, что она тоже может существовать в поле авторского театра – в России открытие последних лет. Для Европы не так. Там все давно случилось. Но сейчас, когда это открытие у нас сделано, какие-то изменения будут происходить. Думаю, еще лет пять тому назад Кирилл Серебренников на предложение поставить оперу сказал бы: «Какая опера? Зачем? Что я буду в ней делать?» А сейчас он уже  ставит в Мариинке. Все меняется на наших глазах.

Есть ли в России что-нибудь адекватное уровню NET, и, соответственно, образу театральной Европы, который NET создает в России? Появляется ли продукция, сделанная у нас нашими людьми, и при этом соответствующая западному уровню. Есть ли у нас свои Марталеры?

Очень мало. Марталеров вообще не видно, к сожалению. Их, впрочем, везде мало – он же гений. Всякий раз, когда составляем программу NET, мы думаем: ну должна же там каким-то образом Россия присутствовать! Обычно с трудом удается наскрести один-два спектакля. Но случаются и свои радости, и даже настоящие открытия. Например, Дмитрий Крымов -- одно из самых интересных явлений, которые появились в российском театре за последние два года. Самый удачный его спектакль -- «Демон. Вид сверху» -- в силу технических причин не попал в афишу. Но, конечно, должен был попасть. То, что делают он и его команда, трудно назвать драматическим театром, скорее - театром художников. Тут все рисованное может ожить, а живые люди немного похожи на кукол. Тут реальность так же изменчива, как реальность мультфильмов. Нечто похожее делал когда-то Тадеуш Кантор, но его сценические экзерсисы рождались из воспоминаний о детстве. У Крымова они рождаются из тоски по мировой культуре. Сама эта культура, однако, преломляется фантазией, очень похожей на фантазию ребенка.
Того, что можно было бы характеризовать как  Новый европейский театр, в России все еще очень мало. Но лет шесть назад его вообще фактически не было.

Значит, понемногу мы становимся частью Европы.

Ну, да. Становимся. Хотя бы потому, что все реже слышу разговоры о том, что мы намеренно привозим в Россию гнилое западные искусство, чтобы развратить русскую публику и нашу русскую духовность погубить.

Теперь вопрос про личную жизнь. Когда в последний раз ты испытала в театре – не побоюсь этого слова -- чувство волшебства?

Совсем недавно. В Израиле, на фестивале современного танца, где увидела совершенно завораживающий спектакль неизвестный мне танцевальной труппы Inbal Pinto Dance Company, который невозможно пересказать. Про добрые и злые силы. Про белых и темных, а еще и про голубых и лиловых людей, которые сплетаются в танце. Я вспоминала Баланчина с его «Драгоценностями», только это по-другому рассказано, очень современно.

А в России?

Да тот же «Демон. Вид сверху». По-моему, это самое настоящее волшебство.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

12:02 В Петербурге мужчина ограбил банк на восемь миллионов. На два из них он уже купил BMW и часы
12:00 Собаки снижают риск смерти от инфаркта и инсульта у своих хозяев
11:39 В Волгограде общественник организовал платную парковку на месте для инвалидов. Его посадили на четыре года
11:29 В Башкирии и в Воронеже дешевле всего снимать однокомнатную квартиру
11:00 Около тысячи средневековых монет найдены в лесу в Дании
10:20 Президент Израиля попросил Путина помиловать девушку, которую осудили на 7,5 лет за гашиш в багаже
10:14 В Москве задержали активиста «Декоммунизации» Дэнни Кулинича. Еще к пятерым пришли с обысками по «московскому делу»
10:04 В Приморье администрация заплатит за каждый пострадавший дом от паводка по 10 тыс. рублей
10:00 «Геномный иммунитет» был открыт благодаря заражающему коал вирусу
09:12 «Коммерсант»: суд вынес приговор по делу о хищении 250 млн рублей. Один из подсудимых освобожден в зале суда
08:38 Число погибших от тайфуна «Хагибис» выросло до 44 человек
08:05 «Коммерсант»: судья КС РФ усомнился в «репутации» дипломов российских вузов
07:34 Избирком Екатеринбурга подсчитал 50% опросных листов. Больше половины участников одобрили строительство храма напротив городского парка
06:57 Конгрессмен США поздравил американские ВМС фотографией российского крейсера
06:15 Минздрав: смертность россиян из-за алкоголя снизилась на 30%
05:48 Подмосковье и Ленинградская область возглавили рейтинг регионов по строительству жилья
05:11 Сборная России всухую победила Кипр и досрочно вышла на Евро-2020
13.10 18:48 В Москве прошли пикеты в поддержку фигуранта «московского дела» Константина Котова
13.10 17:43 Активисты объединились в межрегиональную коалицию «СТОП ШИЕС»
13.10 16:58 The New York Times: в мае Россия нанесла авиаудары по четырем больницам в Сирии
13.10 16:04 В Элисте прошел митинг против назначения мэром экс-главы ДНР. Люди также против бывшего топ-менеджера «Россетей»
13.10 14:55 Осужденный за педофилию автор саундтрека из «Джокера» не получит роялти
13.10 14:07 Иркутский губернатор Сергей Левченко увеличил себе оклад. Объяснил это заботой о бюджетниках
13.10 12:45 The Bell: Дуров может отложить запуск криптовалюты из-за судебного запрета США
13.10 11:40 Общегородской опрос по поводу строительства храма в Екатеринбурге признан состоявшимся
13.10 10:28 Тайфун «Хагибис»: 18 погибших, 16 пропавших без вести
13.10 09:40 Около двух тысяч сотрудников ГИБДД будут сокращены в России
12.10 22:38 Прошла жеребьевка «ВТБ Кубок Кремля 2019»
12.10 19:26 Бизнесмен сделал пожертвование в ФБК. Их признали иноагентом, а бизнесмена завалили угрозами
12.10 18:09 Нижегородская область первая в РФ утвердила тариф на раздельный сбор мусора. Он оказался ниже обычного
12.10 16:50 Начальника петрозаводской колонии №9 уволят за избиения заключенных
12.10 16:27 В Кремле «не обсуждают» возвращение смертной казни. В соцсетях это тема №1 из-за убийства девятилетней девочки
12.10 15:29 На Японию обрушился самый мощный тайфун за 60 лет. Уже пострадало 50 человек
12.10 14:47 Кенийский бегун установил мировой рекорд: он пробежал марафон быстрее двух часов
12.10 13:37 Посольство России в Конго: в авиакатастрофе Ан-72 погибло двое россиян
12.10 12:30 Экс-губернатора Челябинской области обвиняют в хищении 20 млрд рублей
12.10 11:29 «Джокер» собрал в российском прокате 1 млрд рублей. Популярнее него – только «Король Лев» и «Мстители. Финал»
12.10 10:56 Новость из прошлого: 12 октября 1999 года – ВЦИОМ: впервые с начала года количество сторонников реформ превысило противников
12.10 10:21 ПФР перестал учитывать уход за ребенком как стаж
11.10 22:00 В сеть попала видеозапись с избиениями заключенного в петрозаводской ИК‑9
11.10 20:42 С 14 октября будут отменены повышенные сезонные тарифы на проезд по платным дорогам
11.10 19:47 Акции «Яндекса» обвалились более чем на 20% из-за законопроекта об иностранном владении
11.10 19:44 МЧС перевело торговые центры в категорию высокого риска пожарной опасности
11.10 19:00 Пассажир рейса в Бургас забыл сдать пистолет. Самолет посадили в Ростове-на-Дону, а мужчину оштрафовали
11.10 18:08 У израильтянки нашли гашиш при пересадке в Шереметьево. Ее приговорили к 7,5 годам колонии
11.10 18:05 Краснодарский суд оштрафовал адвоката Михаила Беньяша на 30 тысяч рублей
11.10 16:51 Американский рэпер подписал контракт на $10 млн. Сейчас он находится в тюрьме
11.10 16:05 Умер советский космонавт Алексей Леонов. Ему было 85 лет
11.10 16:02 Около семи тысяч человек подписали петицию в поддержку тюменского учителя ОБЖ
11.10 15:47 Новость из прошлого: 11 октября 1999 года – Премьер Путин: «Мы не ведем переговоров с террористами»
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.