Адрес: https://polit.ru/article/2006/12/29/holod/


29 декабря 2006, 08:01

«Холодная война» национальных стереотипов

Представьте: вы едете в метро. Напротив сидит человек, национальность которого вы не можете определить, но уже успели окрестить «кавказцем» или «азиатом». Он живет в своем мире,  вы – в своем, и эти миры не пересекаются. Вы даже не допускаете мысли, что этот человек мог бы стать вашим лучшим другом. А, собственно, почему? Откуда предубежденность? Во многом это подрывная работа стереотипов, утверждают специалисты. В данном случае, этнических стереотипов.

Стереотипом можно назвать упрощенное восприятие других людей, событий, явлений и т.д. Соответственно, этнические стереотипы — это достаточно схематичное представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям других национальностей. 

Человек вообще склонен к стереотипному поведению. Каждый знает, как порой бывает трудно сойти с автоматизма, особенно, в мышлении. А когда мы имеем дело с такой сложной, тем более, для простого человека, сферой, как межнациональные отношения, то избежать стереотипов становится практически невозможно. Но проблема возникает лишь тогда, когда имеющие место или мнимые различия между представителями разных народов начинают подаваться, как нечто, имеющее принципиальное значение. После этого остается один шаг до формирования в обществе враждебной установки, которая действует на межнациональное разобщение. Затем вредоносная установка обосновывает и оправдывает дискриминацию по национальному признаку.

Неприязнь к представителям других национальностей, которая проявляется в форме негативных стереотипов, по современным меркам, сигнализирует о неблагополучии в сфере межнациональных отношений. Рано или поздно такие настроения  выливаются в ксенофобию и агрессивный национализм. О том, что общество в значительной степени находится под влиянием негативных этнических установок, говорят данные социологических исследований. По опросам социологов, 80% москвичей констатируют напряженность в межнациональных отношениях, но лишь немногие из них лично сталкивались с подобными ситуациями. Налицо тенденция обобщенного восприятия действительности, когда действия или личностные черты отдельных лиц начинают приписываться всем представителям данной этнической группы.

Но далеко не все из нас склонны видеть в каждом встречном врага. Как выяснили ученые, распространенность этнических предубеждений зависит от разных факторов. Так, чем больше доля иноэтничных групп в структуре населения, тем сильнее развита ксенофобия. Поэтому, например, интенсивность негативных этностереотипов в Москве на порядок выше, чем в каком-нибудь таежном селе.

Важную роль также играют социальное положение и образование человека. Вирус национальной нетерпимости, как правило, поражает лиц с низким уровнем доходов и, особенно,  безработных граждан. Это реакция на реальную или мнимую концентрацию представителей других народов в наиболее доходных и престижных социальных нишах. Ненависть в данном случае порождает такой фактор, как социальное неравенство, которое ощущает коренное население перед более успешными в их глазах приезжими. Однако этот мотив не связан непосредственно с усилением миграции, так как он имел место уже в середине 80-х годов.

Как утверждают социологи, подверженность человека этническим предубеждениям зависит и от уровня его образованности. Чем выше образовательный и, очевидно, культурный уровень человека, тем слабее его этнические стереотипы.

Наиболее значимым фактором, обусловливающим распространенность национальной неприязни, оказался возраст. Националистические идеи наиболее легко приживаются в молодежной среде. Не случайно, политические организации, так или иначе сеющие межнациональную рознь, активно привлекают в свои ряды именно молодых людей.   

Когда речь заходит о национальном вопросе, обычно говорят о восприятии проблемы с точки зрения коренного населения, то есть, русского человека. Интересно, а насколько важной считают вопрос межнациональных отношений представители этнических диаспор?

Как выяснилось, проблема межэтнического взаимодействия воспринимается ими как крайне актуальная: каждый третий из числа представителей нацменьшинств относит ее к числу основных. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что испытали к себе неприязненное отношение со стороны коренного населения, причем неоднократно. Такое же отношение многие русские отмечали к себе при поездках в бывшие союзные республики. Таким образом, негативные этнические установки имеют свойство заражать представителей любых национальностей, независимо от их численности и исторической судьбы. При этом русские были уверены, что  «мы» к «ним» относимся лучше, чем «они» к «нам». Для этнических стереотипов естественно, что «наше» отношение к другим народам характеризуется как дружелюбное и уважительное, тогда как «они» относятся к «нам» чаще всего предвзято и неприязненно. Таково кривое зеркало межнациональной ненависти, которая начинается, казалось бы, с такой обыденной вещи, как навешивание ярлыков.

Упрощенные и часто негативные этнические установки в обществе формируются в значительной степени средствами массовой информации. Одной из типичных форм подачи предвзятых мнений относительно национальностей являются публикации, содержащих обобщения о чертах «национального» характера или особенностях образа жизни представителей различных этнокультурных групп. Все это служит фактором формирования ксенофобии и негативных межэтнических установок в массовом сознании. Анализ уголовной хроники в прессе показывает, что этническое происхождение преступника указывается, как правило, только в том случае, если это представитель одного из кавказских народов. Надо ли говорить, насколько искаженное представление о целых нациях, которое затем трансформируется в стереотип, складывается у обывателя в результате такой избирательности масс-медиа.

Как с этим бороться, если этнические предубеждения закладываются даже в таких мелочах, как упоминание или умалчивание национальности преступника? Закон этого делать не запрещает. Но должно же быть лекарство от ксенофобии на бытовом уровне. И оно есть. Дело в том, что стереотип – это следствие неведения. Он складывается в условиях недостатка информации. Мы приписываем человеку какие-то черты, и зачастую не лучшие, когда мало знаем о нем. А мало знаем, потому что не общаемся. Именно поэтому те, кто имеет среди друзей представителей других национальностей, практически не подвержен действию этнических стереотипов. Средство к всеобщей толерантности – это диалог. Общение разрушает стереотипы и убивает ксенофобию. Именно общения не хватает пока в сфере межнациональных отношений. Диалога, в котором мы смогли бы увидеть за образом «представителя нацменьшинств» человека со всеми его чувствами и переживаниями. «Холодная война» стереотипов не так безобидна, как кажется. Поэтому… давайте общаться.