Адрес: https://polit.ru/article/2007/01/05/tur_iran/


05 января 2007, 10:14

Рычаги силы государств Большого Кавказа

Окончание. См. часть 1

Турция – давний сосед России на Кавказе. После распада СССР эта держава претендует на ведущую геополитическую роль к югу от Большого Кавказского хребта. Турецкая армия вторая по численности в Европе и НАТО, ее военный бюджет составляет около 9 млрд долларов, и она всегда была предметом национальной гордости. Вооруженные силы Турции насчитывают 515 000 человек. На вооружении Сухопутных войск турецкой армии, численностью около 490 000 человек, состоит: 4205 танков, 4380 боевых бронированных машин, в том числе 738 боевых машин пехоты и 3642 бронетранспортера, и 6985 орудий полевой артиллерии, в том числе 2015 буксируемых и 868 самоходных орудий, более 2000 минометов, 60 реактивных систем залпового огня; 3582 единицы противотанковых средств, 19 ПУ ЗУР, 1510 ПЗРК, около 1600 зенитных орудий, 196 самолетов и около 300 вертолетов.

На вооружении ВВС, численность которых составляет около 60 000 человек, состоит: 486 самолетов боевой авиации, 330 самолетов вспомогательной авиации и 37 вертолетов, организационно сведенных в два тактических авиа командования.

На вооружении ВМС, численностью около 53 000 человек, имеется: 121 боевой корабль различного класса (26 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 21 ракетный катер, 18 патрульных катеров, 24 минно-тральных корабля, 29 малых десантных кораблей), 151 вспомогательное судно. Силы флота организационно состоят из четырех флотилий (боевой, подводных лодок, ракетных катеров, минной), авиабазы ВМС и дивизиона вспомогательных судов.

Сухопутные силы дислоцированы в соответствии с оперативными планами Североатлантического альянса. l-я полевая армия (штаб в Стамбуле) размещается в районе Черноморских проливов и Восточной Фракии (европейская часть Турции); 2-я полевая армия (штаб в Малатья) – в районе южных границ страны; 3-я полевая армия (штаб в Эрзинджане) – в районах, прилегающих к границам Армении; 4-я (Эгейская) полевая армия (штаб в Измире) – в районах побережья Эrейского и Средиземного морей. Отдельные армейские корпуса дислоцируются в Центральной Анатолии и в северной части острова Кипр. На территории Большого Кавказа, практически на всей северо-восточной части Турции, дислоцируется около трети всей ее армии – 3-я полевая армия в составе: 8-го и 9-го армейских корпусов, 48-й отдельной пехотной бригады, 4-й отдельной бронетанковой бригады и части сил 2-й полевой армии (7-й армейский корпус).

9-й АК имеет в своем составе: 3-ю мотопехотную дивизию,7-ю, 14-ю, 25-ю отдельные механизированные бригады, отдельный мотопехотный батальон, отдельный танковый батальон, который дислоцируется в районе Аргадан, Кагысман, Эрзурум вдоль турецко-грузинской и турецко-армянской границы.

8-й АК имеет в своем составе: 10-ю отдельную пехотную бригаду, 1-ю, 12-ю, 34-ю, 42-ю отдельные механизированные бригады, 9-ю отдельную бронетанковую бригаду и 151-й артиллерийский полк КСИР, расположенный вдоль турецко-иранской границы.

Кроме того, на ирано-турецкой границе дислоцируются соединения 2-й ПА – 7-го АК в составе: 61-й и 70-й отдельных механизированных бригад,16-й и 20-й отдельных бронетанковых бригад, 2-й, 5-й, 23-й отдельных пехотных бригад. Действия армий поддерживаются вторым тактическим авиакомандованием, а на приморском направлении и действиями командования военно-морского флота.

На сегодняшний день Турцию толкают в сторону сближения с Москвой, Ираном и южнокавказскими государствами несколько параллельно идущих процессов.

1) Охлаждение американо-турецких отношений из-за войны в Ираке и попыток марионеточной иракской дипломатии создать курдскую автономию на севере Ирака. Кроме того, ожидаемый в ближайшие год-два выход американских частей из Месопотамии повлечет за собой ухудшение ситуации не только на юго-восточных границах Турции, но и вообще на всем юго-востоке внутри страны.

2) Охлаждение турецко-европейских отношений из-за принятия греческой части Кипра в ЕС, а также из-за опасений европейского сообщества, что официальный приход Турции в объединенную Европу вызовет еще больший наплыв мусульман, что изменит этническую картину европейского материка. Голосование во Франции и Голландии против единой европейской Конституции имело антитурецкую направленность. Голосование французского парламента о признании турками геноцида армянского народа в начале XX века стало еще одной пощечиной Турецкой Республике. Даже извинения президента Франции Жака Ширака, принесенные турецкому премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану за «неправильное голосование французского парламента», как и попытка премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за решение министров иностранных дел ЕС о замораживании переговоров по восьми из тридцати двух вопросов по вступлению Турции в ЕС не ослабили негативный импульс последних решений европейских парламентариев.

3) Охлаждение турецко-израильских отношений из-за выявившейся поддержки спецслужбами Израиля собственных и курдских разведывательных структур в Курдской автономии на севере Ирака, а также из-за Второй ливано-израильской войны летом 2006 года.

Кроме того, прием в НАТО Болгарии и Румынии привел к появлению военных объектов США на Черном море, что вызвало протест, выразившийся в единой российско-турецкой позиции по предотвращению переноса натовской операции «Активные усилия» с акватории Средиземного моря на Черное, которое в Москве и Анкаре привыкли считать своим «внутренним морем».

Можно говорить о возможном партнерстве Москвы и Анкары на Кавказе, несмотря на 11 войн между нашими государствами продолжительностью в сорок четыре года. Этому способствует интенсивная народная дипломатия, российско-турецкие «челночные отношения» и российские туристы. Отказ Российской Федерации (в отличие от СССР) от поддержки Курдской рабочей партии, считающейся в Турции террористической организацией, а также совместное противостояние радикальному исламу существенно сблизили позиции России и Турции, способствовали снятию многих противоречий В этом ряду находятся и соприкосновение позиций Москвы и Анкары по «абхазскому вопросу», и поддержание Турцией позиции Москвы по мирному решению иранской ядерной проблемы. Если в рамках такого сближения с Анкарой Москва инициирует более продуктивный армяно-турецкий диалог, это также станет серьезным стабилизирующим фактором на Кавказе.

Наметился положительный сдвиг и в военно-техническом сотрудничестве двух стран. Особенно это стало заметно после переговоров, которые прошли 15 сентября в Москве между вице-премьером, министром обороны России Сергеем Ивановым и министром национальной обороны Турции Веджди Генюлем. Итогом переговоров стало объявленное Сергеем Ивановым решение о том, что по инициативе Анкары ВМФ России примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС Турции. «Наша страна примет участие в операции «Черноморская гарантия-2006», проводимой ВМС Турции. Главная задача этих учений – постоянный мониторинг за торговыми судами и получение информации об их передвижениях для выявления незаконной деятельности», – сообщил Сергей Иванов. Он подчеркнул, что «безопасность на Черном море должна обеспечиваться силами самих черноморских государств». Далее он развил эту посылку: «Мы убеждены в том, что безопасность в зоне Черного моря должна обеспечиваться только силами государств региона. В этом нас поддерживает Турция. Это означает, что за безопасность в Черном море должны отвечать две ведущих страны – Россия и Турция».

Иначе говоря, Россия добилась четкого разделения зон ответственности в Черноморском морском бассейне Большого Кавказа. По решению Москвы и Анкары зоной проведения антитеррористической операция НАТО «Активные усилия» является исключительно Средиземное море, аналогичной на Черном море – операция «Черноморская гармония».

В настоящее время Россия и Турция строят свои отношения в сфере ВТС на основе межправительственного «Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам в области оборонной промышленности». Этот документ регламентирует двусторонние контакты по разработке, производству и поставкам продукции военного назначения. Очередное, пятое заседание межправительственной комиссии прошло в октябре. Пока же удельный вес военной техники российского производства в общем объеме ВТС Турции за последние 10 лет составил всего 1%, что соответствует примерно 190 млн долларов. Турция закупила в России около 240 бронетранспортеров, около 20 вертолетов Ми-17, свыше 14000 единиц стрелкового оружия, боеприпасы, морской спасательный буксир проекта 1454, а также три морских пассажирских судна проекта 14613. Часть поставок военной продукции – примерно на 100 млн долларов – осуществлялась в виде погашения государственного долга России Турецкой Республике.

На фоне охлаждения отношений Турции со своими постоянными партнерами и союзниками усилилось ее взаимодействие не только с Россией. Незамеченным для большинства экспертов остался факт почти одновременных боестолкновений турецких и иранских воинских подразделений с курдскими боевыми отрядами практически в одном и том же районе турецко-иранской границы.

Кавказская часть армии Ирана находится в фокусе внимания политиков и экспертов всего мира. Вторая ливанская война летом 2006 года продемонстрировала потенциал Ирана как участника ближневосточной и кавказской «большой игры», которая оставила в тени ядерную проблему и продемонстрировала умение Тегерана играть против своих главных оппонентов «чужими руками». Иран, как и Турция, является старейшим участником кавказской «большой игры». Но проблема иранского присутствия на Кавказе не ограничивается географией. В значительной степени американо-иранское противостояние имеет свое продолжение на Юге Кавказа.

Постсоветская азербайджанская элита ориентирована на Турцию (традиционного союзника американцев и Израиля) и США, поэтому «болевой точкой» во взаимоотношениях Азербайджана и Исламской Республики Иран является проблема Южного (Иранского) Азербайджана. Значительно лучшие развиваются взаимоотношения Ирана и Армении. Несмотря на исламский характер своей государственности, в карабахском вопросе Иран занял положительную для армянской (христианской) стороны позицию. Исламская республика провозгласила принципы «равноудаленности» и приверженности политическому урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Благодаря помощи Ирана Армения фактически имеет коридор во внешний мир в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции. Именно иранские СМИ сообщили об уничтожении армянских хачкаров («крест-камень», армянские средневековые памятники) на территории азербайджанской Нахичевани.

Иран – мощная страна и по людским ресурсам, и по составу и вооружению ВС. В составе вооруженных сил насчитывается 853 тыс. человек, из них 403 тыс. относятся непосредственно к армии. В сухопутных войсках – 300 тыс. человек, в ВВС ПВО – 85 тыс. человек, в ВМФ – 18 тыс. человек. В составе Корпуса стражей революции (КСР) – 450 тыс. человек.

На вооружении армии и КСР находятся: 17– 30 пусковых установок и предположительно до 175 тактических ракет с дальностью стрельбы 150-180 км; 15 пусковых установок и около 250 оперативно-тактических ракет «Шихаб-1» (Скад-В) досягаемостью 300 км; от 100 до 200 ракет «Шихаб-2» (Скад-С) с дальностью до 700 км; предположительно от 20 до 40 ракет «Шихаб-3», дальность полета которых достигает 1500-2000 км.

На вооружении армии и КСР имеются: 1655 танков, 1490 единиц бронетехники, 2085 буксируемых и 310 самоходных артиллерийских систем, около 900 реактивных систем залпового огня. 270-306 боевых самолетов, 580 вертолетов, в том числе 50 боевых вертолетов. 3 подводных лодки и 6 кораблей класса фрегат, 20 ракетных катеров, 90 патрульных катеров, 13 десантных кораблей.

Из них непосредственно на Кавказе, на армяно-иранской и азербайджано-иранской границах, дислоцируются силы и средства СВ и КСИР: 21-я и 77-я пехотные дивизии СВ, 31-я механизированная дивизия КСИР. На турецко-иранской и ирано-иракской границе размещены: 3-я пехотная дивизия специального назначения КСИР, 25-я отдельная десантно-штурмовая бригада и 64-я пехотная дивизия СВ. Действия горной группировки поддерживаются 21-ой, 22-ой и 23-ей авиаэскадрильями, дислоцированными на 2 авиабазе (Тебриз).

На иранском побережье Каспия дислоцировано около 25% сил и средств иранской армии (Тегеранская группировка). В том числе: 30-я пехотная дивизия, 16-я бронетанковая дивизия, 23-я воздушно-десантная дивизия, 58-я десантно-штурмовая дивизия СВ. А также силы КСИР: 1-я, 16-я,17-я, 27-я, 52-я пехотные дивизии,12-я отдельная пехотная бригада, 2-я механизированная дивизия, 10-я и 25-я пехотные дивизии специального назначения. Действия Тегеранской группировки поддерживаются силами с средствами 33-й артиллерийской группы, 99-й зенитно-артиллерийской группы, 10-й группы ПВО КСИР, а также силами ВВС, дислоцированными на 1-й (Тегеран) и 3-й (Хамадан) авиабазах.

Несмотря на то что иранское вооружение – образца 80-х и 90-х годов, в гористой стране (а Иран именно такая страна) оно может неплохо себя проявить. Да и моральный дух персов всегда был высок, а уж после мощного информационного потока с Запада, представляющего Иран страной, населенной религиозными фанатиками, большая часть населения с опасением относится к высказываниям западных стран и может сформировать многомиллионное ополчение.

Воюющие группировки войск государств Большого Кавказа

В целом военные группировки государств Большого Кавказа находятся в постоянном напряжении. За последние пятнадцать лет почти все армии Кавказа имели опыт ведения боевых действий, принимали участие в конфликтах и войнах различной степени интенсивности и имеют практику ведения боевых действий в горной и горно-пустынной местности.

Россия, если называть вещи своими именами, воюет в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, где не прекращается «антитеррористическая операция». Российские миротворцы последние четырнадцать лет находятся в Грузии и недавно вернулись из Ливана, участвовали в миротворческих операциях в Боснии, Судане.

Грузия в начале своей государственной истории воевала против собственных автономий во время грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. В 2004 году грузинская армия попыталась силой захватить Южную Осетию. В 2006 году в Кодорском ущелье грузинские военнослужащие воевали с «бандформированиями», российскими миротворцами в Цхинвали, российско-армянской шпионской группировкой в Тбилиси, сухогрузами и туристическими прогулочными катерами. Несколько десятков грузинских солдат на вторых ролях разгружали боеприпасы и охраняли их в Ираке. В настоящее время грузинская армия находится в готовности воевать с «бандитами и криминалом» в Южной Осетии и Абхазии.

Примерно по 35-40% формирований армий Южной Осетии и Абхазии и почти весь средний и старший офицерский состав имеют опыт боевых действий в горной местности.

Армения и Азербайджан воевали друг с другом в Нагорном Карабахе пятнадцать лет назад. Сегодня Армения с Нагорным Карабахом находятся в ситуации «шаткого перемирия» с Азербайджаном. О милитаризации азербайджанской армии говорит военный бюджет Азербайджана, который в 2007 году превысит весь бюджет Армении и Нагорного Карабаха. 80% азербайджанской, 50% армянской, 75 % армии Нагорного Карабаха находятся в повышенной боевой готовности на Карабахском направлении.

ВМФ Казахстана и Туркменистана готовятся к «защите энергетических запасов Каспия» и сопровождению танкеров и сухогрузов.

Турция на своей территории не прекращает войны силами 2-й и 3-й полевых армий с «террористической организацией Курдской рабочей партией», совершает вылазки на территорию северного Ирака, не снимает охрану с турецко-армянской, турецко-иранской и турецко-сирийской границ, а также содержит в постоянной готовности 11-й армейский корпус на Кипре.

Иранская армия имеет опыт ведения восьмилетней войны с Ираком, ведет непримиримую войну против ирано-афганских наркобаронов и, чувствуя себя «в окружении», постоянно угрожает то Израилю, то «американским империалистам», ежеквартально проводя маневры и учения (в основном силами и средствами 2-го и 3-го армейских корпусов на западе и юго-западе страны и силами флота в Персидском заливе и вблизи Ормузского пролива). Одновременно на Каспии Иран требует раздела по своему варианту и постоянно ведет борьбу за влияние на южно-кавказские государства.

 Несмотря на то что роль и значение Кавказского региона как перекрестка энергетических и транспортных потоков постоянно растет, милитаризация Большого Кавказа вызывает у мирового и российского общества опасения относительно возникновения новых очагов конфликтов из-за нерешенных территориальных, этнонациональных, энергетических, религиозных, транспортных и морских проблем, которые, к сожалению, имеют тенденцию к увеличению.

При этом наиболее реальным конфликтом, который может перерасти в вооруженное противостояние, является вариант создания американскими советниками в Багдаде марионеточного «курдского иракского государства» для облегчения выхода коалиционной группировки войск из Ирака. Сомнителен, но возможен вариант, высказанный в №46 НВО, «о нанесении массированного удара по объектам Ирана и Сирии» для завершения безопасного выхода из Ирака. Еще один конфликт, способный перерасти в вооруженное противостояние, может появиться при принятии решения правительством Израиля о нанесении «упреждающего удара» по ядерным объектам Ирана в ответ на угрозы со стороны последнего. Не исключено распространение конфликта на Большой Кавказ с возможным решением Пакистана о «восстановлении пуштунской федерации» на границе с Афганистаном и созданием коалиционного правительства Афганистана «без Корзая». Не исключен военный конфликт со стороны Грузии при гипотетическом «признании независимых государств Южной Осетии и Абхазии» или при принуждении Абхазии к «приему грузинских беженцев» по решению Евросоюза. На Южном Кавказе может начаться вооруженное противостояние между Азербайджаном и НКР «при возвращении азербайджанских беженцев», при возможном принуждении Армении и Нагорного Карабаха к выполнению требований Минской группы ОБСЕ, оформленных как решение Совета Безопасности ООН. Конфликт на Каспии может вырасти из территориального спора между Каспийскими государствами за право владения морским дном и контроль за транспортировкой энергоресурсов.

Гипотетические перечисленные варианты возможных конфликтов на Большом Кавказе еще раз говорят о той рискованной грани между войной и миром, на которой балансирует кавказская политика. Внешние акторы, играющие на Кавказе, каждый раз должны четко просчитывать все плюсы и минусы при принятия тех или иных решений и помнить о тех войсковых группировках, огромных военных силах и средствах, которые готовы к боевым действиям.