28 марта 2024, четверг, 15:57
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 января 2007, 08:30

Газовая свинья под Новый год

В последнее время наступление Нового года не обходится без крупных международных скандалов. В конце 2005 – начале 2006 годов прекращение поставок российского газа на Украину вызвало очень большой переполох и отразилось не только на отношениях между двумя странами. Отголоски этого скандала не стихли до сих пор – российским руководителям все еще приходится разъяснять свою позицию. Теперь, при переходе от 2006 к 2007 году, аналогичный скандал чуть было не произошел уже в связи с Белоруссией, так как Россия заявила о намерении поднять цены на природный газ в четыре раза (с $50 до $200 за тыс. куб. м) и установить экспортные пошлины на нефть. И хотя размер хозяйства и численность населения в этой республике не в пример меньше, чем у соседней Украины, шум даже от подготовки российской нефтегазовой атаки оказался не намного меньше.

Дело в том, что белорусская экономика зависит от поставок российских энергоресурсов еще сильнее, чем украинская. На территории Беларуси нет гидроэлектростанций и атомных станций, поэтому вся электроэнергия вырабатывается только на теплоэлектростанциях, которые используют в качестве топлива газ, мазут или уголь.

В недрах Беларуси нет ни газа, ни угля, ни нефти, а на Украине все-таки добывается более или менее приличное количество газа (20 млрд куб. м в год при потребности в 78 млрд куб. м), полным-полно гидроэлектростанций и есть несколько АЭС. Что же касается угля, то на Украине его много, особенно в Донецком бассейне.

Таким образом, электроэнергетика Украины хотя бы частично независима от России, поэтому прошлогодний вопрос о цене природного газа имел во многом внешнеэкономический оттенок, а не только внутрихозяйственный. Украина хотела продолжать получать дешевый российский газ, сжигать его на своих теплоэлектростанциях и полученную электроэнергию продавать в Европу по вполне приличной европейской цене. Но эта «технологическая схема» после повышения цен на газ в январе 2006 года приказала долго жить – что повлияло, конечно, на состояние украинской экономики, но не очень сильно, так как, повторяем, для внутреннего использования Украине вполне достаточно своих топливных ресурсов.

Между тем Белоруссия полностью зависит от импортного топлива, которое, в основном, российского происхождения, так как никто, кроме России, не согласился бы поставлять республике топливо по таким низким ценам, да еще принимая в качестве оплаты не твердую валюту, а товары местного производства. При этом Белоруссия, естественно, с выгодой использует и свои преимущества как транзитера российских газа и нефти в Европу.

Кстати, что касается нефти, то республика зависит от ее поставок из России так же, как и от поставок газа. На территории Белоруссии находятся два нефтеперерабатывающих комбината (в Ново-Полоцке и Мозыре), и все сырье для переработки в топливо они получают из России. Таким образом, зависимость от России и топливно-энергетического, и нефтехимического комплекса Белоруссии – полная, что и демонстрируют данные о структуре потребления топливно-энергетических ресурсов ее экономикой:

Виды энергоносителей
Структура потребления
природный газ
59,9%
нефтепродукты (мазут)
21,7%
местное топливо
15,0%
импорт электроэнергии
5,7%
уголь
0,7%

В количественном выражении эта структура потребления выглядит так: природного газа Белоруссия использует 18,5-20 млрд куб. м в год, сырой нефти – 15-17 млн тонн, электроэнергии – 5,5 млрд кВт/ч., угля – 360 тыс. тонн. И все эти ресурсы, повторяем, имеют российское происхождение.

Но сейчас эта структура потребления энергоресурсов должна претерпеть серьезные изменения, так как, несмотря на внешне дружеские отношения между двумя государствами, реальное состояние дел большого оптимизма не внушает. Президент Белоруссии постоянно кормит Россию обещаниями создать нечто единое, однако дальше игрушечного Союзного государства дело не пошло. И это понятно: власть Лукашенко далась с большим трудом, и отдавать ее просто так он не собирается.

До последнего времени Россию, судя по всему, обещания белорусского президента вполне устраивали, и она не настаивала на ускоренном создании единого государства. Однако вдохновившись, видимо, опытом экономической эмансипации от Украины, приобретенным во время отключения газа в жестокие январские морозы 2006 года, российское руководство решило проделать то же самое и с Белоруссией, открыто давая понять, что время разговоров закончилось и пора приступать к делам.

Переговоры о нефти еще впереди, но результаты двукратного повышения цен на газ уже можно прогнозировать.

В краткосрочной перспективе ситуация будет выглядеть следующим образом: вследствие того, что белорусские потребители не смогут выдержать такой скачок цен и начнут в массовом порядке снижать потребление энергоресурсов, администрация будет в спешном порядке вводить режим перебрасывания ресурсов от одного объекта к другому, чтобы сохранить их жизнеспособность. То есть это будет то, что в некоторых регионах России называли веерными отключениями. При этом, естественно, сохранятся объекты, которые вообще не будут обесточены, ряд объектов, на которые тепло и энергия будут поставляться время от времени, и объекты, которые будут полностью отключены от питания. Очевидно, что холодных смертей не будет, так как для отопления критических для здоровья людей объектов в холодные зимние месяцы может быть использовано резервное топливо.

На этом краткосрочные мероприятия заканчиваются, и начинается очередь среднесрочных, основным из которых, как нам кажется, будет перевод электростанций Беларуси с газа и мазута на уголь. Задачка это непростая, что видно хотя бы из приведенной выше структуры потребления топлива в республике: на долю угля приходится менее одного процента. Но решать эту задачу придется, так как дешевого российского газа больше не будет, а на дорогой средств не хватит. В то же время неподалеку от Белоруссии есть украинский и польский уголь, который везти не так уж и далеко. Таким образом, альтернатива российскому газу есть, и вопрос теперь только в том, хватит ли у белорусских хозяйственных субъектов средств на техническое перевооружение электростанций и оплату потребляемого угля. За уголь теперь придется платить твердой валютой, так как ни Украина, ни Польша белорусские товары в погашение поставок принимать не будут – у них и самих такого барахла навалом.

Если валютные ресурсы будут найдены, можно считать, что белорусская экономика отделалась легким испугом. И тогда она может позволить себе перейти в область долгосрочного планирования – и заняться, например, такими проектами, как увеличение доли местного сырья (дров) в топливном балансе, строительство атомной электростанции или получение электроэнергии с Украины. Подобного рода идеи в Белоруссии обсуждаются всерьез, но, как нам кажется, для нашего соседа будет дешевле создать все-таки единое государство с Россией и махнуть рукой на все эти топливно-энергетические эксперименты.

 См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.