Вместе с христианством на Русь из Византии пришло летосчисление от сотворения мира, происшедшее, согласно расчетам средневековых хронологов, за 5508 лет до рождения Христа. Началом нового года считалось 1 марта.
С 7001 года от сотворения мира начало года было перенесено на 1 сентября. В католической Европе к тому времени уже перешли к датировкам от Рождества Христова и к отсчету года с 1 января, так что когда в 7205 году двадцатипятилетний Петр I отправился с Великим посольством в заграничный вояж, он обнаружил в Европе 1697 год и январское начало года, и по возвращении из путешествия одним из первых наиболее заметных преобразований царя стала реформа времени.
19 и 20 декабря 7208 года он подписал два указа – «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» и «О праздновании нового года»: «Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны [...] все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова [...] генваря с 1 числа, а не от создания мира, [...] и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с первого числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век: и для того доброго и полезного дела, указал великий государь впредь лета счислять […] с нынешнего генваря с первого числа от Рождества Христова, а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам [...] и у домов [...] перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых […], а людям скудным каждому хотя по древцу, или ветви на вороты, или над храминою своею поставить. […] Да генваря ж в 1 день в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, по том по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям [...], каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов, или иного мелкого ружья учинить трожды стрельбу и выпустить несколько ракетов, [...] и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хворосту или соломы».
Так появился единственный в России праздник, отмечавшийся при всех политических режимах.
В указе не обошлось без ошибочки – «столетний век» (т.е. новый XVIII век) на самом деле начинался не в 1700 году, а в 1701. Но, раз государь указал сказать, значит, быть по сему. С этого нового года и началось то, что потом стало называться реформами Петра I.
У царя не было обдуманного плана действий – было сильное желание сделать все не так, как раньше: например, переобустроить Россию в европейскую державу. Чтобы нас уважали в Европе, мало брить подбородки и начинать новый год с 1 января. Нужно иметь крепкую торговлю. Самым дешевым и вместительным транспортом тогда был морской – значит, надо строить морские порты. Но строить было негде. Ближайшие к Москве моря – Белое, Балтийское и Черное. Белое море принадлежало России, но судоходно оно только летом; подступы к Черному морю перекрывала Турция, к Балтийскому – Швеция. Значит, нужна была армия, чтобы расположиться на берегах, откуда можно плыть в другие страны.
Попытки войны против Турции предпринимались несколько раз, в 1695 году даже взяли турецкую крепость Азов. Но двигаться дальше без расторопных союзников не получалось. Тогда решили воевать за берега Балтийского моря. 9 августа 1700 года Петр отдал приказ о наступлении на шведские земли. Началась Северная война, длившаяся 21 год. За время этой войны заняли Приладожье и берега Финского залива; взяли Нарву, Ригу, Ревель; в устье Невы, на болотах, отвоеванных у шведов, основали новую столицу и, не дожидаясь заключения мира, переехали туда из Москвы.
Долгая война требует большой, регулярной и боеспособной армии, для превосходства на море нужен флот. Ни того, ни другого у Петра в 1700 году не было.
Кого брать в солдаты и матросы? – Крестьян. Учреждены рекрутские наборы: забривать на воинскую службу по одному человеку с определенного числа крестьянских дворов.
Где искать квалифицированных офицеров? – Среди собственных дворян. Но их надо сначала обучить. Значит, нужны военные училища. Дворянам, не знающим грамоты, запрещено жениться.
Откуда брать оружие? Из чего лить пушки? Где делать корабли? Во что одевать и обувать армию? – Надо строить металлургические заводы, верфи, текстильные мануфактуры, кожевенные фабрики, разрабатывать месторождения железной руды, меди и т.п.
Как пополнить бюджет, чтобы содержать армию и флот? – Надо вовремя собирать налоги. Чтобы узнать, с кого сколько собирать, стали проводить переписи населения. Чтобы стало понятно, где кто живет, ввели паспортную систему: каждый отъезжавший от постоянного места жительства обязан был получить от местной власти удостоверение личности.
Как управлять всем этим? – Нужна строгая вертикаль власти: государь – генерал-прокурор – Сенат – коллегии – местные органы.
Как контролировать все это, чтобы не получилось как всегда? – Нужны фискалы (fiscus, лат. – ‘казна’), спецслужащие, отслеживающие использование служебного положения в личных целях и прочие финансовые злоупотребления.
В результате ко времени окончания Северной войны были созданы структуры того государства, в контурах которого мы живем.
С новым старым годом!