НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 января 2007, 09:19

Полтора века истории в одних руках

Как ни избалована Москва постоянными проектами дома фотографии, ретроспективами Родченко и Брассая, и прочими изысками, выставка «Разговор руками», проходящая в Музее современного искусства, безусловно, стала событием. Во-первых, она юбилейная – Музей современного искусства отмечает ее открытием 7 лет своего существования. Во-вторых, это беспрецедентный случай включения российских музеев в мировое художественное турне – стартовав в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, проект был показан затем в музее Гуггенхайма в Бильбао, музее Фолькванга в Эссене, Русском музее в Санкт-Петербурге, и, наконец, в Москве. В-третьих, это уникальная возможность в довольно большом объеме увидеть экспонаты из коллекции Генри Буля.

Идея его собрания проста и гениальна – через один мотив показать всю историю фотографии. Волей случая мотивом этим стало изображение рук. Бодрый, жизнерадостный и улыбчивый, как все пожилые американцы, Генри Буль, приезжавший в Москву на открытие выставки, еще и необычайно скромен и прост в общении. Дотошные журналисты все пытались вытянуть из него какие-нибудь пафосные слова о доставшихся ему шедеврах, ждали громких речей о целях и задачах собрания, но он был спокоен, слегка удивленно пожимал плечами и тихим голосом рассказывал о себе и о коллекции.

Когда-то он был коммерческим фотографом, как говорит сам, работал «на заказ, а не для искусства». Фотографировал свадьбы, их на его счету 261 по всему миру. Сейчас он коллекционер, филантроп и общественный деятель, живет в Нью-Йорке, организовал фонд помощи бездомным, помогающий им адаптироваться к жизни и найти работу. Собирать фотографии начал, когда сам еще работал фотографом, но тогда в его коллекции не было значительных работ. Все изменилось 6 октября 1993 года, когда один его знакомый привел его к даме, секретарю знаменитого Альфреда Стиглица, которая хотела продать принадлежащий ей снимок своего бывшего патрона. На фото – тонкие и изящные руки жены Стиглица Джорджии О’Кифф. Это был единственный существующий серебряножелатиновый отпечаток этого снимка, другие 8 были выполнены на палладиуме, причем 7 из них находились в различных музеях, а восьмой два дня спустя должен был продаваться на аукционе Кристис. Его эстимейт (предположительная цена продажи) составлял 100-150 тысяч долларов. Секретарь Стиглица непременно хотела продать свой отпечаток до торгов, оценивая его в 75 тысяч. Генри Буль купил фотографию, и так «Руки с наперстком» Альфреда Стиглица положили начало одной из лучших на сегодняшний день фотоколлекций. А спустя два дня на торгах Кристис их отпечаток вырос в цене до 398 тысяч долларов. Автоматически подорожало и приобретение Буля. Он смеется – это была самая удачная финансовая операция за всю его жизнь – его капитал никогда не увеличивался столь стремительно. Его величество Случай. Спустя какое-то время к фотографии Стиглица присоединились работы Ричарда Аведона, Роберта Мэпплторпа и других знаменитостей. Собирательство затянуло его и превратилось в страсть, и вот теперь в коллекции Генри Буля свыше 1000 снимков, и 171 из них гостят в Москве. Сейчас тема рук в фотографии закрыта, и последние 2 года Генри Буль собирает «руки» в скульптуре.

Руки танцовщицы и шахматиста, горшечника и музыканта, старика и младенца, монашки и кардинала, матери Терезы и Далай-ламы. Есть даже рука самого Генри Буля. Все возможные жесты и максимум известных имен. Самый ранний экспонат коллекции – автограф лорда Байрона, фотогенный негатив листа со строфой из «Оды к Наполеону», выполненный Уильямом Генри Тальботом не позднее 1840 года. От тех же времен – дагеротипы, и дальше шаг за шагом, эпоха за эпохой, от небольших фотокарточек позапрошлого века до масштабных фотопанно современных художников. Всего 145 имен, в числе которых – Эль Лисицкий, Александр Родченко, Мэн Рей, Надар, Брассай, Анри Картье-Брессон, Роберт Раушенберг, Энди Уорхол, Джоэль-Питер Уиткин, Нан Голдин, Синди Шерман, Сэм Тэйлор-Вуд. Замыкает список последнее приобретение – фото Олега Кулика, единственного из современных российских художников, попавших в эту коллекцию.

Некоторые фотографии забавным образом перекликаются друг с другом. Вот работа Робера Дуано «Хлеба Пикассо» - забавный портрет одного из величайших живописцев прошлого века. Живые глаза, внимательный взгляд. О его необычайной мужской притягательности вспоминали все современники. В соседнем зале – портрет Нуш Элюар, второй жены известного поэта, ставшей любовницей Пикассо, как говорили, с согласия мужа. Красивая женщина, печально-обреченный взгляд, тонкие, изящные пальцы… Автор ее портрета – Дора Маар, великолепная Дора, бывшая музой Пикассо на протяжении 7 лет, ставшая соавтором одного из самых известных его полотен – посвященной ужасам войны «Гернике», а еще символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению.

Лишь на двух фото из коллекции нет рук. Одна из них представлена в Москве – Жиль Перез во французском госпитале в Сараево снял маленького сербского мальчика, оставшегося без рук, жертву жестокой и бессмысленной войны.

Рука как символ, рука как знак, как отражение возраста, образа жизни и мысли, красноречивее слов, выразительней взгляда. И как квинтэссенция смыслов – рука Энди Уорхолла с названием «Автопортрет». В Москве выставка «Разговор руками» проходит при содействии Фонда Соломона Р.Гуггенхайма и Proactive PR.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.