20 октября 2019, воскресенье, 21:45
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 февраля 2007, 06:00

Индия: корысть и бескорыстие на весах жертвователя

«Отечественные записки»

Статья 2, пункт 15 Налогового кодекса Индии гласит: «“Благотворительная” цель включает помощь бедным, образование, медицинскую помощь и содействие любой другой задаче, направленной на принесение пользы широкой публике». Сегодня в Индии насчитывается 1,2 млн благотворительных организаций, однако далеко не все они занимаются благотворительностью, зачастую подменяя ее традиционным обычаем избирательно-обусловленного дарения. «Полит.ру» публикует статью Ирины Глушковой «Индия: корысть и бескорыстие на весах жертвователя», в которой речь пойдет о религиозных и исторических истоках современного феномена индийской благотворительности. Статья опубликована в журнале «Отечественные записки» (2006. № 4).

По данным исследования, проведенного в 2002-2003 годах Society for Participatory Research и John Hopkins University, в Индии насчитывалось 1,2 млн благотворительных организаций. Деятельность 20 тыс. из них признана эффективной. Вся филантропическая сеть на момент исследования располагала средствами в размере $4,7 млрд, $1,2 млрд из которых составили пожертвования из-за рубежа, в том числе $339 млн американских поступлений и по $153 млн из Великобритании и Германии. В сельской местности функционировали 53% благотворительных организаций, из них половина не имела государственной регистрации. Около 500 организаций ежегодно привлекали более $100 тыс., другие -- менее 10 тыс. Среди 20 млн сотрудников этих организаций часть получала денежное вознаграждение, часть работала безвозмездно[1].

От раздачи к избирательно-обусловленному дарению

Русское слово «благотворительность» переводится на индийские языки буквально -- аналогами слова «доброта», английское «charity» интерпретируется как «христианская добродетель», а идея, подразумевающая содействие нуждающимся, выражается концепцией дан-дхарма -- закон дарения. Еще до того, как в индуизме сформировалась религиозно-этическая категория дхармы -- морального императива, определяющего предназначение и поведение всего живого, дан, этимологически связанный с глаголом «давать», обозначал раздачу военных трофеев среди членов племени. По мере того как происходило расслоение соплеменников, сопровождавшееся утратой равноправного статуса, раздача обретала форму дарения.

117-й гимн X книги «Ригведы», древнеиндийского литературного памятника, зафиксировал положение, существовавшее в II-I тыс. до н. э.: «У дающего не иссякает богатство, / А не дающий не находит сочувствующего» (X, 117-1), и далее: Пусть более сильный дарит нуждающемуся, / Пусть следит он [взором] за все удаляющимся путем [жизни]. / Ведь богатства -- как колеса колесницы: / Они катятся и едут от одного к другому» (X, 117-5)[2].

Эту мысль подхватывает знаменитая «Бхагавад-гита», философская вставка в древнеиндийский эпос «Махабхарату» (конец I тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.), в которой бог Кришна объясняет воину Арджуне (сыну Притхи) секреты мироздания. Кришна указывает на троевидность природы, где в разных пропорциях соединены три качества: саттва -- светлое и легкое, раджас -- красное и страстное, тамас -- темное и тяжелое: «Дар, что вовремя, бескорыстно, / в должном месте, тому, кто достоин, / дарят с мыслью: «Дарить подобает», -- / именуется даром сатвичным. // Если ж ради ответного дара / дарят, либо даренье опасно, / либо жаждой плода влекомо, -- / это раджасный дар, сын Притхи. // Если дар предлагают не к месту / и не вовремя, не кому надо, / непочтительно иль с презреньем -- / этот дар именуется “темным”» (XVII, 20-22)[3]. «Бхагавад-гита» в «Махабхарате» предпослана описанию кровавого сражения двух родственных кланов, в котором Арджуна вероломно, с нарушением воинской этики, убивает своего сводного брата Карну. Именно Карна, полубожественный персонаж, считается в индуизме воплощением бескорыстного дарения, названного Кришной «сатвичным», что, кстати, не превращает его в благотворительность наряду с двумя другими -- худшего вида -- дарениями. Карна появился на свет в удивительном панцире, облегавшим тело и делавшим его неуязвимым, но с кровью содрал с себя броню и отдал по первой просьбе встретившемуся в лесу брахману -- представителю сословия жрецов и ученых. В облике брахмана на самом деле появился еще один бог -- Индра, отец Арджуны: зная о равенстве воинского мастерства противников в решающей битве, Индра заранее предпринял меры к поражению Карны.

Когда Арджуна и его братья истребили все войско противника, истекающий кровью Бхишма -- патриарх обоих кланов -- произнес предсмертную речь размером почти в 25 тыс. стихов, внушая победителям правила благородного поведения. Он, в частности, определил сословные обязанности -- дхарму -- всех четырех варн индусского общества: дхарма брахманов повелевает им принимать благотворительность, исходящую от кшатриев-царей/воинов и вайшьев-торговцев, а дхарма шудр -- слуг и ремесленников -- диктует им быть благодарными за «поношенные зонтики, тюрбаны, подстилки и рваную одежду»[4]. От принимающих дары -- брахманов и шудр -- ожидали услуг: религиозно-ритуальных от первых, повседневно-материальных -- от вторых. Именно поэтому Карна не отверг просьбу брахмана, тем более что одаривание брахмана перед битвой считалось добрым предзнаменованием. Индийские же правители любого калибра и в разные времена одаряли ученых и жрецов многообразными дарами -- от коров и прав на сбор налогов в той или иной деревне до шелковых одеяний и денежных премий (дакшина). Любой ритуал, отправленный в святых местах, завершался обязательной церемонией кормления местных брахманов: число приглашенных исчислялось сотнями и тысячами. Многочисленные индусские храмы (а также мечети, церкви и иные культовые сооружения при правителях, принадлежавших к другим конфессиям) получали щедрые дары, которые обязательно фиксировались в надписях на храмовых стенах: тем самым до сегодняшнего дня сохранились сведения о том, кто и сколько преподнес бронзовых светильников, камфоры, лампадного масла и т. д. В ответ брахманы совершали жертвоприношения и молебны соответствующим богам, находили способы легитимировать не обладающих правами на престол (например, сочинением убедительных родословных) и обещали патронам мокшу -- конечное освобождение от цепочки перерождений, что составляет главную жизненную цель благочестивого индуса. Стремление к приобретению религиозных заслуг, а также «продвижение своего бренда» с помощью находящихся в постоянном движении святых подвижников не оставляло в стороне от практики дарений и вайшьев: они, как и правители, поддерживали храмы, строили колодцы и приюты вдоль паломнических дорог и содержали харизматических старцев. Так племенная раздача трансформировалась в избирательно-обусловленное дарение, при котором основными получателями были брахманы.

Поскольку последнее не вполне отвечает современным представлениям о благотворительности как о бескорыстной деятельности, не основанной на взаимном обмене между донором и реципиентом, высказываются мнения об отсутствии феномена благотворительности в традиционной Индии[5]. Жалость к бедным и больным нивелировалась представлениями о том, что каждый пожинает плоды, посеянные им в предыдущем рождении. Впрочем, известны случаи, когда при форс-мажорных обстоятельствах (недородах, стихийных бедствиях и эпидемиях или по случаю радостных событий -- военной победы, рождении наследника или его бракосочетания) правители раздавали подданным земли, слонов, зерно, деньги и устраивали за счет казны коллективные свадьбы простого люда. В среде индусской знати был широко распространен обычай тула-дана. Феодал становился на одну чашу весов, а на другую, чтобы уравновесить первую, клали ценности: золото, серебро, жемчуг или зерно. После чего содержимое второй чаши передавалось храму, брахману или беднякам. Такие поступки трактуются как следование раджа-дхарме, подразумевающей определенные принципы поведения власть имущего («Он [царь] должен кормить бедных, и сирот, и вдов, и несчастных, и своих родственников, и своих слуг, а также защищать тех, кто пришел к нему просить убежище...»[6]). Приравненный к весу царственной особы дар навевал ассоциации с жертвой, приносимой собственным телом, и тем самым подчеркивал готовность правителя к высоким деяниям ради своего народа. В целом дан-дхарма всегда носила религиозный оттенок: «дар ради приобретения религиозных заслуг», «благое религиозное деяние» -- такое значение индийские толковые словари предлагают в первую очередь. И в этом смысле любой вышестоящий мог одарить нижестоящего чем-то прагматично-существенным: едой (анна-дан), одеждой (вастра-дан) и утварью (патра-дан) -- например, семья, предлагавшая перед собственной трапезой горстку зерна птицам, уже совершала акт самопожертвования и аккумулировала религиозные заслуги.

Дары и милость пришельцев

Безусловно, индусская дан-дхарма существенно отличалась от европейской благотворительности, в основе которой, как указывает этимология[7], лежало особое отношение к ближнему. Однако ни в древности, ни в средневековье Индия не находилась в изоляции от остального мира, а потому вместе с пришельцами в нее проникали представления об иных видах поддержки страждущих.

С XVI века в Индии правила мусульманская династия Великих моголов, для которой самоутверждение в чужом конфессиональном пространстве было насущной необходимостью. Любое публичное появление могольского императора сопровождалось раздачей денег нуждающимся. Сохранились свидетельства, что, например, Акбар роздал по золотой монете каждому из 100 тыс. бедняков, собранных ради этого на дворцовой площадке для конного поло[8]. Специально назначенные придворные с кошельками обычно находились возле падишаха при торжественных выездах или во время дворцовых приемов, а во дворце держали наготове сумму в 10 млн дамов (медных монет). «Каждый нищий, который встречается Его Величеству, – отмечал биограф Абу-л Фазл, -- может быть уверен в том, что найдет помощь»[9]. Тот же Акбар повелел обустроить за государев счет отдельные места кормления для неимущих мусульман и индусов, к которым вскоре прибавили третье, отведенное для нищенствующих йогов[10]. Акбар заявлял, что хотел бы вообще искоренить нищенство в империи, но потерпел неудачу[11].

Приблизительно в то же время, в 1542 году, на землю Гоа на западном побережье Индостана, ныне хорошо известного благодаря своим курортам, ступил Франциск Ксаверий, ближайший соратник Игнатия Лойолы, основателя «Общества Иисуса», в дальнейшем принесший на индийскую землю инквизицию. Теперь главный святой Гоа (его тело хранится в поднятом на недосягаемую высоту флорентийском гробе в базилике Иисуса-младенца в городе Старый Гоа), впоследствии канонизированный Римом в качестве главного покровителя иностранных миссий, Франциск Ксаверий изо всех сил занимался прозелитизмом: он ходил по улицам с колокольчиком, привлекая детей, и поражал их воображение рассказами о Христе. Одновременно он вместе с другими монахами открывал больницы, не жалея для них ни времени, ни сил: он отсасывал гной у больных сифилисом и сам рыл могилы умершим -- такое служение, составлявшее неотъемлемый компонент христианской благотворительности, было не только не характерно, но и невозможно -- с учетом кастового строя, практики неприкасаемости и концепции чистоты и скверны при индусской дан-дхарме! Иезуит же, будучи выпускником французского университета, ратовал за открытие школ и колледжей, интересовался сельским хозяйством (кокосовые плантации Гоа, например, -- заслуга ордена иезуитов) и строительством мостов через местные реки[12].

С конца XVIII века в Индию потянулись британские, а затем американские, австралийские и прочие миссионеры. Они, безусловно, были одержимы идеей христианизации Индии, и потому обращения шли рука об руку с благотворительностью: открывались амбулаторные пункты и школы, приюты для вдов и сирот и т. д. В XIX в. их примеру стали следовать социальные реформаторы из индийской элиты, деятельность которых прежде, как правило, ограничивалась кастовыми, этническими или конфессиональными барьерами. Эта тенденция воплотилась в таких монументальных проектах, как расположенный в географическом центре Индии (возле г. Нагпура в Махараштре) город-лепрозорий Анандаван -- «Лес радости», где больные проказой не только получают медицинскую помощь, но социальную реабилитацию после излечения и даже создают семьи со здоровыми людьми. Баба Амте, человек с переломанным позвоночником и автор проекта, получивший в 1950 году в землепользование каменистый клочок в 50 акров, однажды сказал: «Я искал Бога и не нашел, я искал душу и не нашел, я стал служить ближнему и нашел и Бога, и душу»[13]. Сегодня брахману Мурлидхару Девидасу Амте -- 92 года, жизнедеятельностью многотысячного Анандавана управляют его сына, а мой приятель 33-летний Свапнил Кхумбходжкар, владелец современного турагентства, раз в месяц привозит сюда «экскурсию», и никто из «туристов» не отказывает «Лесу радости» в помощи.

Джаялалита, до лета 2006 г. бывшая главным министром Тамилнада, решила вопрос о благотворительности в пределах штата в рамках собственной (сва-) дхармы человека, облеченного властью: в 2002 г. она официальным указом установила обязательный анна-дан, т.е. безвозмездную раздачу пищи нуждающимся во всех храмах штата. Ответственным за исполнение этого указа выступает правительство штата, поскольку все индусские храмы (в отличие от церквей и мечетей) находятся в юрисдикции учрежденного местным правительством министерства по делам индуизма[14].

Значительное влияние оказала на развитие благотворительности в Индии знаменитая мать Тереза Калькуттская, хрупкая албанка, рожденная в г. Скопье, монахиня ордена «Ирландские сестры Лорето», отдавшая Индии 69 лет из своей 87-летней жизни. Основанный ею в 1948 году орден милосердия стал образцом бескорыстного служения людям вне зависимости от их статуса, хотя мать Тереза явно придерживалась христианских представлений о служении Христу через помощь сирым и убогим. Она спасала неприкасаемых, прокаженных, бездомных, сумасшедших, алкоголиков -- тех, о которых сама говорила: «Быть нежеланным -- худшая болезнь, какая может приключиться с человеком». Орден собирал брошенных на улице младенцев и открывал дома для умирающих, где человек мог достойно умереть, обучал грамоте взрослых и учил проституток рукоделию: мать Тереза выражала свою любовь, прикасаясь к руке больного или прижимая к себе голову ребенка, -- этот тактильный контакт и есть тот порог, который до сих пор не может переступить индусская благотворительность. Однако «калькуттскую святую» Индия приняла: в 1950 году ей было даровано индийское гражданство, а кончина в 1997-м отмечена государственными похоронами. К тому же в своей многогранной деятельности мать Тереза сумела избежать того, что впоследствии стало бичом многих благотворительных организаций в Индии -- использования собранных средств не по целевому назначению. «Не дайте мне разрушить бедность моего Ордена», -- ответила она папе Римскому Иоанну Павлу II, когда он предложил ей в дар новый автомобиль, в котором передвигался во время визита в Индию.

Благотворительность в свете бизнеса и политики

Современная дан-дхарма существенно отличается от традиционной хотя бы потому, что теперь она пропагандируется как индивидуальная -- сва-дхарма обычного человека, о чем напоминают интернет-сайты неправительственных организаций, помогающие ориентироваться в океане благотворительных фондов, и персональные сайты всегда популярных в индуизме гуру -- духовных наставников и глав внутрииндусских группировок. Например, свами Чидананда в размещенных на сайте духовных наставлениях посвящает благотворительности специальный раздел: «Занимайся благотворительностью сообразно своим средствам -- отдавай хотя бы шесть пайсов из каждой рупии, принадлежащей тебе, регулярно: каждый месяц, каждый день... Это облагораживает человеческую натуру»[15].

Индийская благотворительность осуществляется в основном через пожертвования в фонды или блоки фондов, специализирующиеся по различным направлениях: от спонсирования ланча в приюте для вдов, дарения яйцеклетки бездетной паре и адресной поддержки сироты до организации работы передвижной клиники в районе трущоб и проведения общественных лекций с приглашением известного ученого или культурного деятеля. Пожертвование часто осуществляется в память об умершем человеке, и ланчу или передвижной клинике присваивается его имя. При этом донор должен знать послужной список организации, которая занимается сбором средств: не все из них имеют безупречную репутацию. Онлайновый благотворительный фонд с характерным адресом GiveIndia[16] перечисляет все параметры, которыми следует руководствоваться при выборе фонда: индийские газеты пестрят сообщениями о скандалах, в которых фигурируют десятки фондов. Известны случаи, когда один и тот же человек под прикрытием двух десятков благотворительных организаций, названных различными именами, вытягивал из доверчивых дарителей огромные средства. На случай стихийных бедствий и общественных потрясений, которые регулярно случаются в Индии (землетрясение 1993 года в Махараштре, ураган 1999-го в Ориссе, землетрясение 2001-го в Гуджарате, цунами 2004-го в Тамилнаде и Керале; антихристианские погромы 1998-2000 годов, индусско-мусульманские столкновения 2002 года в Гуджарате), создаются особые фонды и комитеты, но с ними же связаны и особенно громкие скандалы. Сигналом к последним из них (2002-2006) стали отчеты независимых исследователей из США и Великобритании[17]. В рамках «Кампании за прекращение поддержки ненависти» они установили, какие именно организации внутри каждой из этих стран занимаются сбором пожертвований среди многочисленной местной индусской диаспоры, каким индийским структурам перечисляются многомиллионные пожертвования и как они расходуются. Большинство жертвователей из США и Великобритании (в том числе и неиндусы) вплоть до депутатов соответствующих парламентов даже не предполагали, что сбором пожертвований занимаются британские и американские филиалы индусских шовинистических организаций -- Союза добровольных служителей нации (СДСН) и Всемирного совета индийских христиан (ВСХ). За последние два десятилетия эти организации выступили зачинщиками множества агрессивных кампаний против представителей мусульманского и христианского меньшинств, что привело к значительной поляризации индийского общества в целом. Избирательно распределяя зарубежные средства, мобильные и дисциплинированные кадры СДСН и ВСХ провоцировали новые столкновения между индусами и другими конфессиями, в равной степени пострадавшими от ударов стихии. Обе организации, спекулируя на человеческой трагедии, использовали крупномасштабные кампании помощи пострадавшим для расширения своего влияния.

Как и в других культурах, концепция благотворительности, выстраивавшаяся в Индии первоначально на религиозной основе, по мере утверждения идей секуляризма освобождается от религиозного диктата. Во всяком случае, используемая в сегодняшней Индии дефиниция обнаруживается в Налоговом кодексе Индии 1961 г., а не священных индусских трактатах, и связана с утилитарным вопросом освобождения от налогообложения. Ст. 2, п. 15 гласит: «“благотворительная” цель включает помощь бедным, образование, медицинскую помощь и содействие любой другой задаче, направленной на принесение пользы широкой публике»[18]. Более того, уточнение 3 в статье 80G недвусмысленно запрещает создавать фонды, намеренно поддерживающие какую-либо конфессию или касту[19]. Впрочем, как становится ясно из аудиторских проверок негосударственных организаций благотворительного профиля, ни то, ни другое не служит препятствием для осуществления деятельности явно религиозного характера. «В этой стране если нет благотворительности, то нет и религии», -- отмечает в аналитической статье Т. Ч. А. Рамануджам[20]. Религиозные вливания -- при грамотном составлении отчетной документации -- проходят как «помощь бедным» или подпадают под расплывчатый диапазон «принесения пользы широкой публике». Правда, фискальные органы могут выявить нарушения при сопоставлении сформулированных в уставе организаций положений с реально произведенными акциями, но к услугам благотворящих всегда есть опытные адвокаты, помогающие опротестовать решение налоговиков. Так, например, Высший суд штата Андхра-Прадеш вынес решение в пользу фонда «Центр социального служения», передавшего 40 тыс. рупий на строительство церкви и 10 млн 29 тыс. 820 рупий в Шрикакуламскую епархию. «Мы не находим, -- записал суд в решении, -- что пожертвование Церкви или сооружение церковного здания не есть “содействие задаче, не направленной на принесение пользы широкой публике”». Суд к тому же добавил, что от налогов освобождается благотворительность, подразумевающая и религиозную деятельность. Он также сослался на мнение Верховного суда страны, согласно которому, «даже если благотворительность признана основным направлением в работе той или организации, любая другая поставленная ею цель, будучи дополнительной или временной, не препятствует тому, чтобы организация оставалась благотворительной»[21], а следовательно свободной от уплаты налогов. Именно этим положением пользуются в своих интересах крупнейшие больницы Дели и Бомбея (ныне Мумбаи), созданные как благотворительные структуры и получившие в связи с этим прекрасные участки в центре застроенных метрополий: они обязаны предоставлять более 25% койкомест безвозмездно, но повсеместно не выполняют этого условия[22]. Наконец, правительство страны Финансовым актом от 1999 года внесло еще одно уточнение в Налоговый кодекс -- причем как раз в ту самую статью, которая запрещает создавать целенаправленные религиозные фонды. Подпункт 5B в статье 80G поясняет: «Благотворительная структура не утратит права на освобождение от налогов, если ее затраты на религиозные цели не превысят 5% от ее общих доходов за предыдущий год»[23]. В результате получили оправдание такие действия отдельных фондов, как открытие школы исключительно для брахманских мальчиков, расходование средств на поддержание мемориала духовного учителя и т. д.

Как свидетельствуют данные последних двух десятилетий, индийские суды зачастую выносят решения, оправдывающие сугубо религиозные траты благотворительных фондов. И если широко разрекламированное судебное решение касается уступок религиозному меньшинству (христианам, составляющим около 2,3% индийского населения), то это становится прецедентом для многочисленных вердиктов в пользу фондов, целенаправленно поддерживающих индусское большинство (83%). В условиях роста фундаменталистских настроений среди индусов такой вектор безальтернативно ведет к нагнетанию межконфессиональной напряженности.

Индийская мудрость гласит: «О мать, если ты рождаешь дитя, пусть он будет почитать бога или творить благо или вести за собой людей. А если не суждено этому быть, оставайся лучше бесплодной». Современной Индии не грозит ни бесплодие, ни отсутствие творящих благо во имя нуждающихся, ни проблемы, с ними связанные.


[1] Mitra Moinak. Are you donating to the right charity? [www.in.rediff.com/money/2006/aug/09Charity].

[2] Перевод Т. Я. Елизаренковой.

[3] Перевод В. С. Семенцова.

[4] Эти положения повторяются в разных частях «Анушасана-парвы» («Раздел наставлений»), XIII книги «Махабхараты», содержащей предсмертные поучения Бхишмы.

[5] См, например: Wenner S. Basic Beliefs of Hinduism [www.mnsu.edu/emuseum/cultural/religion/hinduism/beliefs].

[6] Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М.: Наука, ГРВЛ, 1977. С. 366.

[7] Philanthropy (греч. «человеколюбие») и charity (лат. caritas -- «милосердие»). Об изменении концепции благотворительности на примере семантики charity см.: Massey J. A Fresh Look at the Undertsanding of Charity with Special reference to the Present Indian Practice // Journal of Religious Culture. 2005. No. 7.

[8] В образовавшейся давке погибло 80 человек, среди которых, как обнаружилось, далеко не все были нищими, так как во время толчеи некоторые люди теряли набитые монетами кошельки. Mukhia H. The Mughals of India. Malden US -- Oxford UK: Blackwell Publishing, 2004. P. 73.

[9] Abu-l Fazl Allami. Ain-i Akbari. Delhi: Munshiram Manoharlal. 1977. Vol. I. P. 276.

[10] Ibid. Vol. I. P. 210.

[11] Ibid. Vol. III. P. 429.

[12] Кстати, упомянутый выше Акбар, инициируя межрелигиозный диалог, в 1579 году пригласил миссионеров из Гоа в Дели, чтобы самолично познакомиться с основами западноевропейского христианства.

[13] См. подробно: Глушкова И. Баба Амте -- святой XX века // Азия и Африка сегодня. 1992. № 11-12.

[14] www.vigilonline.com/interact/discuss/discuss.asp?plainSpeakld=2

[15] www. dlshq.org

[16] www.giveindia.org

[17] См., например, www.awaazsaw.org/ibf/index; www.stopfundinghate.org.

[18] www.incomtaxindia.gov.in/Acts/INCOME%20TAX%20ACT/2.asp.

[19] Ibid.

[20] Ramanujam T. C. A. Search for Charity // Business Line. Financial daily from the Hindu. 14.07.2001.

[21] Ibid.

[22] Mitra Moinak. Op. cit.

[23] Ibid.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:44 Ущерб от протестов в Барселоне оценен в 2,5 млн евро
17:30 В итальянском городе Больцано обезврежена бомба времен Второй мировой войны
16:57 Семьи погибших при прорыве дамбы в Красноярском крае получат по 1 млн рублей
16:18 Росстандарт предложил новый метод борьбы с недоливом топлива на АЗС. Проверяться будет не конкретная колонка, а вся система заправки целиком
15:18 Следственный комитет РФ: в результате прорыва в Красноярском крае разрушены пять дамб
13:55 Самый длительный перелет в истории продлился более 19 часов
13:09 Задержан подозреваемый в поджоге жилого дома в Ростове
12:04 Мексиканские футболисты устроили акцию протеста во время матча из-за задолженности по зарплате
11:27 Илон Маск рассказал участникам краснодарского бизнес-форума о своей команде, в которой есть выходцы из России
10:18 В США запущен новый сервис - доставка товаров с помощью дронов
09:43 Задержан директор и сотрудники артели, дамбу которой прорвало в Красноярском крае
19.10 19:14 В Москве будет построен Национальный космический центр в виде ракеты высотой в 200 м
19.10 17:52 Британские парламентарии отсрочили Brexit
19.10 16:49 В Лондоне проходит многотысячный марш протеста против Brexit
19.10 16:14 Житель Канады выиграл в национальную лотерею $24,5 млн
19.10 15:44 В Нальчике спецназовец из Карелии умер после драки с сотрудником ППС Чечни
19.10 15:07 Акции протеста в Каталонии: 182 пострадавших, 54 задержанных
19.10 13:19 «Аэрофлот» оштрафован за летние задержки выдачи багажа в Шереметьево
19.10 12:19 При пожаре под Ярославлем погибло семь человек
19.10 11:26 Результаты поверки счетчиков ЖКХ будут отражаться в базе данных Росстандарта. Бумажные документы потеряют юридическую силу
19.10 11:21 Forbes: семь российских компаний попали в рейтинг лучших работодателей мира
19.10 09:42 В Красноярском крае в результате прорыва дамбы на реке Сейба погибли 13 человек
18.10 21:48 В Барселоне более 500 тыс. человек вышли протестовать
18.10 20:54 Нидерландская семья, которая провела девять лет в подвале, оказалась мунистской
18.10 19:38 В Китае отложили прокат «Однажды... в Голливуде» из-за жалобы дочери Брюса Ли
18.10 19:13 Россия теряет по 150 млрд рублей в год из-за глобального потепления — такая сумма нужна на ремонт станций
18.10 18:55 Google-смартфон можно разблокировать лицом с закрытыми глазами. Когда вы спите, например
18.10 18:25 В Лондоне внука экс-президента Казахстана Назарбаева приговорили к году условно. Он ударил и укусил полицейского
18.10 18:14 «Медуза»: компании, близкие к Ротенбергу, получили почти 100% контроль над рынком школьных учебников
18.10 18:08 Новость из прошлого: 18 октября 1999 года – Путин считает необходимым улучшение условий содержания заключенных
18.10 17:43 На форуме в Сочи представили российский мессенджер «Серафим». Оценки в маркетах у него невысокие
18.10 17:37 Впервые в истории две женщины одновременно вышли в открытый космос
18.10 16:41 Москвич вынес $450 тыс. из дома экс-главы ФТС. Награбленное он отдал в счет долга «вору в законе»
18.10 15:52 Собчак оценила наряды Поклонской. Депутат обвинила журналистку в невоспитанности
18.10 15:29 Евгения Корта оштрафовали на 200 тыс. рублей за мем с Пушкиным. Когда он его выплатил, суд потребовал вернуть ему деньги
18.10 15:27 Матч между «Барселоной» и «Реалом» перенесли из-за протестов в Каталонии на декабрь
18.10 14:36 Наталью Бочкареву из «Счастливы вместе» лишили водительских прав из-за отказа пройти проверку на наркотики
18.10 14:35 Австралийцы вновь сообщают о встречах с сумчатыми волками. Этот вид считается вымершим с 1936 года
18.10 14:27 МВД проверит конвойный полк из-за фигурантов дела «Нового величия», порезавших себе руки в суде
18.10 14:23 Патриарх Кирилл сравнил аборты с языческими жертвоприношениями
18.10 14:06 Замглавы Генштаба обвинили в хищении 2,2 млрд рублей. Он поставлял китайскую спецтехнику под видом российских разработок
18.10 14:00 Новый вид богомолов из Перу притворяется осой
18.10 13:44 Путин: нацбезопасность зависит от укрепления духовных основ
18.10 13:36 «Ростов» показал первые тренировки Павла Мамаева. Футболист вернулся после 11 месяцев заключения
18.10 13:00 Необычные микроорганизмы с острова Кюрасао собираются в чашечку и в шарик
18.10 12:28 Спонсор ФБК из Испании не смог объяснить, зачем переводил фонду деньги
18.10 12:20 В Екатеринбурге посетитель банка погиб, пытаясь задержать грабителя
18.10 11:30 Судебные разбирательства вокруг «Витрувианского человека» продолжаются
18.10 11:19 Более миллиона кредитных историй россиян оказались в открытом доступе
18.10 11:02 Жителя Калуги обвинили в оправдании терроризма из-за комментария о взрыве в архангельском УФСБ. Во время задержания его избили
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.