Адрес: https://polit.ru/article/2007/02/12/putin_assault/


12 февраля 2007, 16:26

Путин напал на однополярный мир

На международной конференции по вопросам безопасности в Мюнхене президент России Владимир Путин за полчаса внезапно наговорил таких резких вещей про США и НАТО, что на Западе вспомнили о «дыхании холодной войны».

Уже в самом начале своей речи президент Путин дал понять, что ничего хорошего от нее ждать не стоит, попросив не сердиться, если его мысли покажутся «заостренными либо неточными». После чего обвинил США в попытках внедрить концепцию однополярного мира, которая, по его словам, неприемлема и не имеет ничего общего с демократией. «Отдельные нормы, да по сути чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои национальные границы и по сути во всех сферах – и в экономике, и в политике и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Ну кому это понравится?», – сказал Путин.

Он добавил, что применение силы государствами и блоками приводит к увеличению числа жертв и делает ситуацию в мире более напряженной. «Это, конечно, крайне опасно и ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности, потому что никто не может спрятаться за международным правом, как за каменной стеной, – отметил российский лидер. – Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений. Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения».

По его мнению, единственным механизмом принятия решений об использовании военной силы как последнего довода может быть только ООН, а не НАТО или Евросоюзом. «Почему же сейчас при каждом удобном случае нужно бомбить и стрелять? Неужели при отсутствии угрозы взаимного уничтожения нам не хватает политической культуры, уважения к ценностям демократии и к праву?», – обратился он к западным лидерам, которые слушали его с мрачными лицами. Они явно не ожидали такого напора.

См.: Выступление Владимира Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности – полный текст

Примечательно, что за день до этого с похожими заявлениями выступал министр обороны России, возможный преемник Путина в 2008 году Сергей Иванов перед своими западными коллегами в Севилье.

Реакция Запада

На следующий день после выступления Путина, на конференции в Мюнхене выступил министр обороны США Роберт Гейтс, который сказал, что слова российского президента «почти вызвали у него ностальгические чувства» по временам «холодной войны». Пытаясь разрядить ситуацию, глава Пентагона пошутил, что «все шпионы говорят напрямую», подчеркнув, что имеет в виду и себя.

Говоря об отношениях НАТО с Россией, Гейтс сказал: «Россия – партнер во многих отношениях, но иногда нас удивляет политика России, которая противоречит международной стабильности – например, передача оружия, а также использование энергоресурсов для оказания давления».

Другие американские политики, не скованные профессиональным этикетом, не пытались смягчить свои комментарии юмором. Сенатор-республиканец Джон Маккейн, который имеет президентские амбиции, расценил его как «самую агрессивную речь российского лидера с момента окончания «холодной войны». Он заявил, что «сегодняшний мир не однополярен». «США не выигрывали «холодную войну» в одиночку. Ее выиграл трансатлантический союз. Явная уверенность российских лидеров в обратном вызывает ряд очень непростых вопросов», – добавил Маккейн.

Сенатор-демократ Джозеф Либерман назвал доклад российского президента провокационным, звучащим как отголоски «холодной войны».

«Мы удивлены и разочарованы комментариями президента Путина. Его обвинения не соответствуют действительности», – сказал пресс-секретарь Совета национальной безопасности Белого дома Гордон Джондроу. Другие американские политики и дипломаты призвали отнестись к речи российского президента как разновидности «грубоватой риторики» и не делать из нее далеко идущих выводов.

Генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер выразил глубокое разочарование речью российского президента. «Кого может настораживать то, что принципы демократии и правового государства придвинутся ближе к российским границам?» – задал риторический вопрос Схеффер.

Напомним, что возрастающая напряженность в отношениях России с Западом среди прочего вызвана еще и тем, что Вашингтон намерен развернуть в Польше и Чехии систему ПРО, которую в Москве воспринимают как угрозу.

Европейцы заявили, что неожиданно жесткая речь Путина демонстрирует, что Западу следует сомкнуть ряды и готовиться к встрече с новой российской политикой. «Нам нужно поддерживать диалог с Россией, но нам следует быть твердыми и реалистичными. Мы должны защищать наши ценности», – сказал Reuters министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.

«Мы должны поблагодарить президента Путина, который не только постарался сделать рекламу этой конференции..., но и четко и убедительно показал причины, почему НАТО должно расширяться», – сказал министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Он добавил, что противоракетный щит, который собираются установить в Чехии США, – внутреннее дело Праги. «Требования других государств не повлияют на наше правительство», – сказал Шварценберг.

«Эта мюнхенская конференция обычно состоит в том, что американцы и европейцы лаются друг с другом. Интересно будет посмотреть, смог ли Путин на самом деле нас помирить», – сказал исполнительный директор аналитической группы Трансатлантический Центр Рон Асмус.

Немецкие политики и комментаторы были более сдержанны в своих оценках. Так, известный немецкий публицист Йозеф Йоффе сказал: «Надеюсь, что когда-нибудь в будущем историки не назовут 43-ю мюнхенскую конференцию началом второй «холодной войны». Однако министр обороны ФРГ Франц Йозеф Юнг не считает, что в данном случае уместно говорить о «холодной войне». Он заявил, что Владимир Путин прав в том, что НАТО не должно выполнять роль мирового жандарма, а также подчеркнул, что ни НАТО, ни Евросоюз не могут подменить ООН. Похожую точку зрения выразило агентство AFP, по мнению которого критика Путиным Вашингтона во многом справедлива, так как в последнее время американцы пренебрегают возможностью диалога.

В то же время статс-секретарь министерства обороны ФРГ, представитель Христианско-демократического союза (ХДС) Фридберт Пфлюгер заявил, что разделяет разочарование генсека НАТО. Он указал, что от Путина ожидали предложений о стратегическом сотрудничестве между Россией и НАТО, но российский президент далек от этого. По словам немецкого политика, в выступлении Путина прозвучало много обиды из-за потери Россией роли сверхдержавы.

Тем не менее ряд европейских наблюдателей предостерегают западные страны от конфронтации с Москвой, мотивируя это тем, что Россия необходима для решения проблемы Косово и конфликта на Ближнем Востоке, а также для контроля над Ираном. Кроме того, Евросоюз ощущает свою зависимость от поставок энергоносителей из России.

Комментарии российских экспертов

Речь президента Владимира Путина в Мюнхене – это классическая игра в «доброго» и «злого» следователя и рассчитана на внутреннюю аудиторию, сказал в интервью «Полит.ру» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Он считает, что Путин решил поиграть в «злого следователя», чтобы на его фоне даже Сергей Иванов в качестве преемника выглядел бы достойно. Что же касается внешнеполитического послания, то здесь, по мнению Храмчихина, со стороны всех стран – и России, и США, и небольших государств вроде КНДР – в данный момент идет «колоссальный блеф», поскольку серьезного потенциала ни за кем не наблюдается. При таком раскладе, полагает эксперт, можно и «доблефоваться» по глупости или случайности, но в целом серьезных последствий это выступление иметь не должно. Хотя Храмчихин и не исключил, что США и Европа могут сплотиться еще тесней, по крайней мере психологически.

С другой стороны, эксперт обратил внимание, что президент неслучайно значительную часть своей речи уделил ближневосточной теме. «Во-первых в преддверие президентского визита в Иорданию, Саудовскую Аравию и Катар Путин хотел обозначить свою позицию. Во-вторых, Кремль в данный момент волнуют все нефтегазовые вопросы, и не исключено, что это проявление стремления создать союз нефтегазовых стран с целью согласования ценовой политики», – сказал Храмчихин.

В том, что речь президента была «для внутреннего пользования», уверен и политолог, руководитель интернет-библиотеки «Антикомпромат» Владимир Прибыловский. По мнению Прибыловского, основной целью выступления президента в Мюнхене было «удовлетворить внутренние потребности страны в иллюзии, что она энергетическая сверхдержава, которая может  себе позволить критиковать Америку». «Подобными высказываниями Путин пытается сплотить Россию вокруг «транснациональной корпорации Кремль», и для этого необходимо создать обстановку осажденной крепости», – сказал Прибыловский «Полит.ру».

«Президент несколько переборщил со своими тезисами, напугав Запад, с которым ему еще жить и жить», – считает политолог. Проблема, по его мнению, заключается в том, что Путин на сегодня – самый популярный политик в стране, а любой его преемник – это «ноль, лишь копия самого Путина». «Отсюда вытекает необходимость сплотить страну вокруг какой-либо идеи, но здесь возможности сильно ограничены самим Путиным, – сказал Прибыловский. – В итоге пришлось использовать ностальгию по империи, по России, которая может бросить вызов Западу, что сейчас снова входит в моду».

«В этом есть и вина самого Запада, который войной в Югославии восстановил против себя российское общество, однако и путинский режим вложил в развитие этой идеи очень много», – заключил политолог.

Заместитель директора Центра политологических программ Горбачев-Фонда Андрей Рябов говорит, что речь президента Владимира Путина не стоит рассматривать как призыв к третьей мировой войне.

По его мнению, это скорее официальная реакция России на несколько основных тенденций в международных отношениях. Первый аспект этой позиции, считает Рябов,  невозможность однополярного мира, и одновременно заявка России на значительную роль в мировой системе.  Попутно была предпринята некая попытка отыграть крепнущее на Западе убеждение об агрессивности России – объяснив ее исторической закономерностью.  

Второй аспект доклада президента, по словам эксперта, связан с аргументами в пользу энергетической политики России,  но тут никаких принципиально новых идей не прозвучало. Все основные тезисы в этой плоскости уже были заявлены ранее. Правда, Рябов отметил, что здесь прозвучало некое предупреждение Западу, о том, чтобы он не рассчитывал вмешиваться во внутренние российские дела и влиять на ситуацию на постсоветском пространстве. Вместе с тем Путин попытался в очередной раз сделать акцент на том, что внешняя политика России не имеет ничего общего со внешней политикой СССР.

В целом, по мнению Рябова, Путин дал некое пространство для выбора, заявив, что Россия готова к обострению по целому ряду проблем, но при этом желает дружественных отношений. По сути дела, в своем выступлении он сформировал некую российскую повестку дня. Насколько она окажется реалистична  - второй вопрос. Вместе с тем нельзя исключать ответного усиления НАТО и внутриевропейской солидарности и даже укрепления решимости НАТО в дальнейшем расширении на Восток.  Помимо этого столь агрессивный тон российского президента может убедить многих на Западе в необходимости гонки вооружений.

Рябов подчеркнул, что не стоит делать однозначных выводов, поскольку в речи Путина были лишь обозначены альтернативы и в зависимости от многих факторов одна из них получит дальнейшее развитие. Примерно так же можно эксплицировать слова Путина в Мюнхене и на внутреннюю политику, если ситуация на международной арене потребует, то России придется увеличивать расходы на оборону, усилить влияние на государство, и тогда в борьбе преемников предпочтение будет отдано министру обороны Сергею Иванову.