Обезьяний процесс: выступление в прениях представителя ответчика, юрисконсульта А. Журавлева

Выступление в прениях представителя Комитета по образованию Санкт-Петербурга по иску Шрайбер Марии Кирилловны о нарушении ее прав и запрете преподавания теорий Чарльза Дарвина, юрисконсульта комитета по образованию Алексея Владимировича Журавлева.

Комитет по образованию считает необходимым довести свою позицию по иску Шрайбер Марии Кирилловны к Министерству образования и науки РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга (далее вместе ответчики) о нарушении ее прав и запрете преподавания теорий Чарльза Дарвина. Заслушав пояснения представителя истицы и ее адвоката по поводу исковых требований, рассмотрев вместе с судом представленные доказательства, считаем необходимым высказать свою позицию по данному иску.

Полагаем что, исковое заявление не подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами и по следующим нижеприведенным основаниям.

1. Научные взгляды Чарльза Дарвина (теория эволюции и естественного отбора, теория происхождения человека, им сформулированные) преподаются на уроках биологии в 10–11 классах в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях в соответствии со следующими правовыми актами РФ:

  • статьей 7 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266–1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12–ФЗ, по состоянию на 9 февраля 2007 года) — далее Закон «Об образовании»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. N 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования»;
  • Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280;
  • Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.2003 N 21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Указанные правовые акты являются действующими и истцом не оспариваются.

Таким образом, Министерство образования Российской Федерации (на настоящий момент Министерство образования и науки Российской Федерации) в рамках представленных ему полномочий определило содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, куда помимо прочего включено изучение научных взглядов Чарльза Дарвина.

2. Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (в том числе по биологии), определено содержание федерального компонента.

В «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», в его части 2 «Среднее (полное) общее образование», в разделе «Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии», в подразделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», в теме «Вид» указано, что по этому предмету изучаются:

«История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Жана Батиста Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.».

Изучению истории представлений о развитии жизни на Земле посвящен раздел 12.1 учебника (стр. 345 – 356), в котором приводятся сведения о воззрениях Аристотеля, Карла Линнея, Жана Батиста Ламарка, Ж. Кювье. Эти ученые в различное время изучали развитие живой природы, положив в основу принцип божественного творения. В настоящее время их принято относить к сторонникам креационизма.

Таким образом, «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» предусматривает изучение по теме «Вид» не только научных воззрений Чарльза Дарвина, но и научных воззрений К. Линнея и Жана Батиста Ламарка (т. е. ученых которых принято относить к сторонникам креационизма). Указанный документ предусматривает ознакомление обучающихся с целым спектром научных взглядов на проблему возникновения жизни, эволюции и происхождения человека, предусматривает анализ и оценку различных гипотез происхождения жизни и человека. Требование «Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в полной мере реализуются в учебнике биологии для 10-х – 11-х классов (издательства Дрофа, издание 7-е, 2004 год).

3. Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что:

«Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…».

Статья 28 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Статья 2 Закона «Об образовании» провозглашает, что государственная политика в области образования основывается на принципах:

  • светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свободы и плюрализма в образовании.

Статья 11 Закона «Об образовании» предусматривает, что учредителем образовательного учреждения могут быть общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Согласно разделу 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, регулирующего деятельность государственных общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев):

  • Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, свободного развития личности и светского характера образования.
  • В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур религиозных движений и организаций (объединений) не допускается.
  • Общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, уставом общеобразовательного учреждения.
  • Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.
  • Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам.
  • Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Таким образом, из указанных правовых актов следует, что в Российской Федерации признается, как право исповедовать религию, так и право не исповедовать никакой религии. Однако, в Российской Федерации государство гарантирует получение через сеть государственных образовательных учреждений образования, не связанного ни с какими религиозными взглядами. Деятельность государственного общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея) по обучению и воспитанию должна носить светский (не религиозный) характер. Такой же характер должны носить и государственные образовательные стандарты, а также основанные на них образовательные программы, по которым происходит обучение. Лица желающие получить образование в соответствии со своими религиозными взглядами и убеждениями могут сделать это в негосударственных общеобразовательных учреждениях, созданных соответствующими религиозными организациями. Общеобразовательное учреждение несет ответственность как за соответствие образования государственным образовательным стандартам (которые исходят из светского характера образования), так и за недопущения деятельности в учреждении организационных структур религиозных движений и организаций, а также не распространение религиозных взглядов и убеждений.

4. Представитель истицы Шрайбер Кирилл Львович (в отсутствии истицы излагавший ее исковые требования) не привел конкретных фактов, свидетельствующих об оскорблении религиозных чувств истицы. В ходе судебного процесса прозвучала информация о конфликтах, якобы имевшихся в гимназии, между Марией Кирилловной и другими обучающимися, произошедших из-за несовпадения взглядов на теории Чарльза Дарвина, либо из-за религиозных воззрений Шрайбер. Однако, информация эта не была конкретной: не были названы конкретные одноклассники, не приводилось обстоятельств конфликтов, не прозвучали даты. Представитель истицы описывал обстоятельства, свидетелем которых он не был.

Заметим, что истица в своем заявлении тоже не указывает на имевшие место конфликты. В п. 3 заявления содержатся общие рассуждения о том, что унижение достоинства истицы (надо полагать теориями Дарвина) связано с неприятием (а вернее не разделением) ее взглядов одноклассниками.

Мария Кирилловна Шрайбер после подачи иска не посещала гимназию, в которой обучалась. В частности, не присутствовала она на уроках биологии в 11-м классе (в период после 13.12.2006) на которых изучались научные взгляды Чарльза Дарвина. По этой причине она не воспользовалась правом высказать свое отношение к указанному предмету. Конфликтов в связи с данными обстоятельствами также не возникало.

Вообще, истица в заявлении не связывает нарушения своих прав с действиями каких-либо иных лиц, кроме ответчиков. Истица связывает нарушение своих прав с самим фактом преподавания теорий и научных взглядов Чарльза Дарвина в общеобразовательных учреждениях России (школах, гимназиях, лицеях), а также с внесением соответствующей информации в учебники биологии для 10-х – 11-х классов.

По нашему мнению и как отмечалось выше, образование в государственном образовательном учреждении (школе, гимназии, лицеи) не только может, но и должно быть светским. Светский характер государства и образования, закрепленный в Конституции Российской Федерации, не может отменить или ограничить свободу совести и свободу вероисповедания. Также как право исповедовать религию не может исключить светского характера государства и образования, права гражданина не придерживаться религиозных взглядов.

Этот принцип нашел свое отражение в статье 55 Конституции Российской Федерации – «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

По нашему мнению из этого следует, что преподавание научных знаний, основанных на атеистических принципах, не может само по себе расцениваться как умаление религиозных взглядов обучающихся, оскорбление их чувств, умаления достоинства, разжигание межрелигиозной вражды. Вообще, наличие иных взглядов не может являться оскорблением взглядов и чувств, лиц их не разделяющих.

5. Как нам кажется, истица и ее представители не представили достаточно сведений, подтверждающих доводы заявления:

Рассуждения об унижении и оскорблении ответчиками религиозных чувств Шрайбер М. К., ее достоинства носят общий характер;

Претензии об унижении и оскорблении религиозных чувств, достоинства «предъявляются» ко всему учению Дарвина (ко всем научным взглядам, изложенным в его теориях). Между тем, эти претензии обосновываются ссылками на страницы учебника биологии, т. е. претензии обосновываются изложением научных взглядов Дарвина, приведенных авторами учебника в своей обработке. Доводы истицы (п.3 искового заявления) сводятся к тому обстоятельству, что теории и научные взгляды Чарльза Дарвина оскорбляют религиозные чувства тем, что на страницах 343, 352, 359 учебника биологии для 10-х – 11-х классов (издательства Дрофа, издание 7-е, 2004 год) приводятся слова и словосочетания, выражающие уничижительное отношение к религии. Оставляя здесь за рамками рассмотрения действительный смысл и значение указанных слов, хочется отметить, что Чарльз Дарвин не является их автором и не имеет к ним никакого отношения.

Истица считает (п. 4 заявления), что учение Дарвина (его научные взгляды) основываются на марксистско-ленинских идеологических принципах. Это, по ее мнению, подтверждается тем, что в учебнике биологии содержатся ссылки на высказывания Ф. Энгельса (выдающегося немецкого экономиста, философа, социолога, сооснователя (вместе с Марксом) идеологии марксизма). Других доводов, обосновывающих наличие в учении Дарвина идеологических принципов, не приводится. Видимо, для истицы этот факт является очевидным.

Для опровержения доводов истицы считаем необходимым привести следующие исторические сведения (взяты из электронных интернет — версий «Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», «Новейшего философского словаря», «Российского Энциклопедического словаря»).

Чарльз Дарвин — знаменитый английский естествоиспытатель, открывший новую эру в области биологических наук. Родился в 1809 году. В 1825 поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета. Через два года перешел в Кембридж, готовился быть священником. С 1831 до 1836 совершил плавание вокруг света на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Уже во время путешествия Дарвин занимал вопрос о процессе развития органического мира, и к 1842 у него уже сформулировалась мысль естественного отбора. Извлечение из своего труда Чарльз Дарвин одновременно со статьей Альфреда Рассела Уоллеса представил 1 июля 1858 года в докладе Лондонскому линеевскому обществу. Главный свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» Дарвин выпустил 24 ноября 1859 года.

Основные сочинения Чарльза Дарвина: «Путешествие натуралиста вокруг света» (1839), «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859; первый набросок в 1842); «Изменение домашних животных и культурных растений» (т. 1–2, 1868); «Происхождение человека и половой отбор» (в двух томах, 1871), «Выражение эмоций у человека и животных» (1878), а также работы по геологии (об образовании коралловых рифов), редактирование фундаментального пятитомного издания «Зоология» (1839–1843).

В «Происхождении видов...» ученый сформулировал пять видов доказательств эволюционной теории: 1) доказательства относительно наследственности и культивации с учетом изменений, полученных путем одомашнивания; 2) доказательства, связанные с географическим распределением; 3) археологически обоснованные доказательства; 4) доказательства, связанные со взаимным подобием живых существ; 5) доказательства, полученные из эмбриологии и на базе исследования рудиментарных органов. По мысли Дарвина многие полагают, что «каждый вид был сотворен один независимо от другого. Но мой образ мыслей более согласуется с тем, что известно из законов, запечатленных в материи Творцом: появление и распространение прошлых и нынешних обитателей мира обусловлено вторичными причинами, схожими с тем, что определяют рождение и смерть индивида. Когда я рассматриваю живые существа не как особые творения, а скорее как прямых потомков немногочисленных существ, живших давно, в первые века силлурийского периода, они представляются мне облагороженными».

Маркс Карл (1818—1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835—1841 годах учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 в Париже. Участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал её программу — «Манифест Коммунистической партии» (1848). С августа 1849 проживал в Лондоне. Организатор и лидер 1-го Интернационала (1846—1876). В 1867 году вышел главный труд Маркса — «Капитал» (т. 1; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом: т. 2, 1885; т. 3, 1894). Другие труды: «Немецкая идеология» (1845—1846, издана в 1924—1932, совместно с Энгельсом), «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871), «Критика Готской программы» (1875).

Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм); выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции; утверждал необходимость ликвидации частной собственности, парламентских институтов и разделения властей. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX—XX вв.

Марксизм — философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенный исторический тип общества —общественно-экономическую формацию. Развитие и смена первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций составляют процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетённых классов — движущая сила истории, а её высшее выражение — социальная революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая создаёт мощные стимулы развития общества и в условиях которой созревает пролетариат, призванный свергнуть господство буржуазии, установить свою власть и осуществить переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности).

Марксизм стал идеологической основой социально-демократического движения, которое с начала XX. разделилось на революционное (В. И. Ленин, Р. Люксембург и др.) и реформистское (Э. Бернштейн, австромарксизм и др.) течения. После Октябрьской революции 1917 в России догматизированный марксизм, став государственной идеологией (так называемый марксизм-ленинизм), был поставлен на службу коммунистическому режиму. В XX в. на Западе критика капиталистического общества получила развитие в различных направлениях неомарксизма (франкфуртская школа, новые левые и др.)

Таким образом, научные взгляды Чарльза Дарвина сформировались в период 40-80х. годов XIX века. Научные интересы его были сосредоточены в области биологических наук. Основной труд — «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» выпустил 24 ноября 1859 года.

Научные изыскания Карла Маркса лежали в сфере общественных наук. В период с 40-х по 80-е годы XIX века Маркс сформулировал новое философское, экономическое и политическое учение, получившее название марксизм.

В 1848 году Маркс вместе с Ф. Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии». А В 1867 году вышел главный труд Маркса — «Капитал» (1-й том; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом в 1885 и 1894 годах).

Научные воззрения Чарльза Дарвина и Карла Маркса хотя и сформировались в один и тот же временной период, но были посвящены разным отраслям науки – естественнонаучным знаниям (биологии и зоологии) и гуманитарным дисциплинам (философии, политэкономии, политике, истории). Оба ученых основывали свои взгляды (учения, теории) на принципе материалистическом понимания развития как живой природы (Дарвин), так и человеческого общества (Маркс). Оснований утверждать, что воззрения Чарльза Дарвина были построены на принципах (взглядах, работах) Карла Маркса или наоборот, нет.

6. Ссылки на законы России, приводимые Шрайбер в исковом заявлении, не подтверждают доводы истицы. Другими словами, требования истицы не основаны на нормах правовых актов РФ.

Например. Истица считает, что ответчики нарушили пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95–ФЗ «О политических партиях», согласно которому не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Но, в ходе судебного процесса не приведено фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиками этого федерального закона, допущению и вмешательству политических партий.

Истица считает, что ответчики нарушили пункт 15 статьи 50 Закона «Об образовании», запрещающий принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение обучающихся к деятельности этих организаций. Истица в своем заявлении не приводит фактов, свидетельствующих о принуждении ответчиками Марии Кирилловны к вступлению и привлечению к деятельности в соответствующих организациях.

Истица считает, что ответчики нарушили некоторые нормы статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данная статья конкретизирует право на свободу совести и свободу вероисповедания. Как следует из содержания искового заявления (в частности п. 3), свободу совести и свободу вероисповедания ответчики нарушили, допустив изложение антирелигиозной теории Ч. Дарвина в форме, изложенной в учебнике. Однако, ответчики не являются авторами указанного учебника, не производили действий запрещенных указанной статьей.

Истица считает, что ответчики нарушили нормы Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». На настоящий момент этот закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ, вступившего в силу 09.08.2006. Статья 3 закона устанавливала обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации. Указанные обязанности ответчики выполняли. Данных о нарушениях ответчиками обязанностей, указанных именно в п.1 и ч.-5 п.2 этой статьи, истица не приводит.

Свое требование запретить преподавание в общеобразовательных учреждениях теорий Чарльза Дарвина истица обосновывает ссылками на нормы Закона «Об образовании», содержащиеся в статье 2 «Принципы государственной политики в области образования» и в статье 14 «Общие требования к содержанию образования». Следуя логике истицы преподавание теорий Чарльза Дарвина нужно запретить в связи с нарушениями ответчиками:

  • гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, принципов воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (пункт 1 статьи 2 Закона «Об образовании»);
  • единства федерального культурного и образовательного пространства, принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей (пункт 2 статьи 2 Закона «Об образовании»);
  • обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации (часть 1 пункта 1 статьи 14 Закона «Об образовании»);
  • укрепления и совершенствования правового государства (часть 3 пункта 1 статьи 14 Закона «Об образовании»).

Таким образом, анализ ссылок на правовые акты Российской Федерации, приводимых истицей, указывает на отсутствие, по нашему мнению, правовых оснований для удовлетворения судом искового заявления.

7. Истица предъявляет иск к Министерству образования и науки РФ и Комитету по образованию Санкт-Петербурга и просит суд (в отношении указанных лиц) «…в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса России, запретить преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции и теории происхождении человека Ч. Дарвина, в качестве доминантной (преобладающей, истинной) научной теории».

Статья 1065 «Предупреждение причинения вреда», на которую ссылается истица, предусматривает:

«1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

2. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда».

Между тем, ответчики не преподают в общеобразовательных учреждениях (в школах, гимназиях, лицеях или в иных образовательных учреждениях) теорию эволюции и теорию происхождении человека Ч. Дарвина. Суд не может запретить ответчикам производить действия, которые не входят в их компетенцию и ими не проводятся.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280), «Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2. Положения о Комитете по образованию (утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225 «О Комитете по образованию»), «Комитет по образованию (далее — Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Комитет проводит государственную политику Санкт-Петербурга в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в данной сфере».

Являются ли действия ответчиков, описываемые истицей в иске, деятельностью (в том значении как это формулируется в ст. 1065 ГК РФ)? Очевидно что нет.

Ответчики, также, не проводят деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем (указанную в ст. 1065 ГК РФ). Во всяком случае, истица в заявлении не раскрывает этих обстоятельств, не приводит доказательства проведения деятельности.

Таким образом, суд не может удовлетворить требования истицы, основанные на статье 1065 Гражданского кодекса РФ.

8. Суд, по нашему мнению, не может выполнить просьбу истицы и удовлетворить иск, в том числе, и потому, что запретив преподавание в общеобразовательных учреждениях научных взглядов Чарльза Дарвина суд нарушит права и свободы неограниченного круга лиц, обучающихся и преподающих в указанных учреждениях. Эти права и свободы гарантированы статьями 28, 29, 43, 44 Конституции Российской Федерации, это:

  • свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • право на получение образования;
  • свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Таким образом, суд не должен выносить решение в пользу Шрайбер М. К. Удовлетворив требования истицы, запретив преподавание в общеобразовательных учреждениях научных взглядов Чарльза Дарвина, суд нарушит права и свободы неограниченного круга лиц, обучающихся и преподающих в указанных учреждениях. Эти права и свободы гарантированы статьями 17, 18, 28, 29, 43, 44 Конституции Российской Федерации.

Все вышеприведенные факты и обстоятельства, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что ответчики не нарушали прав и свобод Шрайбер Марии Кирилловны. Они не умаляли ее религиозных взглядов, не оскорбляли ее чувств, достоинства, не разжигали межрелигиозной вражды. Ответчики не делали это ни прямо, ни косвенно.

Отсутствуют как фактические, так и правовые основания для запрещения преподавания теорий Чарльза Дарвина, являющихся основополагающими (базовыми) теориями современной биологии, а также для принесения извинений истице.

Просим в иске отказать.

Ссылки