НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 марта 2007, 19:30

Арт-аттракцион, эпизод второй

Некоторое время назад выставкой "Верю" был открыт арт-центр "Винзавод". В рецензии по этому поводу сообщалось о том, что все это – адекватный арт-аттракцион, то есть такой отдельный жанр, в рамках которого все и следует ощущать. Собранные в прекрасном громадном и углубленном в почву помещении предметы художественного свойства обеспечивали (и еще продолжают это делать) нетривиальное времяпрепровождение в кругу лиц, близких социально и иначе.

Однако, в прошлый раз возникли и сомнения: помещение - громадное, выставленных единиц тоже много. Кроме того, живости мероприятию придавали сами граждане, пришедшие на открытие. Как это помещение сможет функционировать впредь, в отсутствие ажиотажа первого раза? Вообще, какие акции способны его заполнить?

Этот вопрос не снят, история искусств пока пошла экстенсивным путем. Второй эпизод акции состоял в выставках на всей территории "Винзавода", а построек там хватает. По крайней мере, для того, чтобы разместить несколько галерей (в прошлый раз высказывалось подозрение, что их всех засунут бок о бок в подземелье, где "Верю" – нет, все они на поверхности, в отдельных емкостях).

Итак, повсюду вокруг - здания какого-то темного цвета (возможно, красно-кирпичные), расхрюченная поверхность двора, обмякающий снег, сверху – идет дождь. Играет музыка и горят фонарики, но все это комфорта посетителям не добавит, что правильно. Для комфорта в центре небольшой площади воздвигнута полиэтиленовая палатка большого размера. Там не капает, находящийся там народ чем-то кормят и поят, как и должно быть на народных праздниках.

А вот с искусством все еще не просто. Уже на "Верю" было понятно, что художественным объектом там является совокупность помещений плюс то, что выставлено. Плюс еще и зрители, настроенные позитивно. О том, что арт-объекты являются таковыми per se, независимо от того, где и как их выставили – речи нет. Но теперь даже стала понятна арифметическая подоплека жанра: чем больше разнообразных помещений (они все прекрасны: то с романскими сводами, то какая-то производственная готика, то просто громадные и темные объемы, высота которых не устанавливаема на глаз), тем меньше у.е. креатива на отдельный арт-объект требуется, чтобы в сумме возник Художественный Эффект.

Галерей там четыре, выставочных точек в сумме - девять, выставляй галеристы-кураторы какие-то реальные арт-штуки, - от искусства продохнуть было бы нельзя. Так что в основе всех проектов минимальная работа с окружающей действительностью в пользу репрезентации помещений. Там, например, есть что-то вроде заводоуправления, с такими лестницей и актовым залом, что уже и они бы сошли за инсталляцию. Но актовый зал еще и загрузили примерно сорока  золотыми китайскими головами на стальных постаментах, эффект правильный. Ну, да: смотрят в сторону бывшей сцены.

Из галеристов разве что Гельман привел свою территорию в порядок. То есть внутри галереи отсутствуют следы земляных работ, имеются ровные стены, они даже покрашены в белый цвет и т.п. Во всех остальных – земляные работы, отсутствие ровных белых стен и т.д. Нет, еще в каком-то из проектов стены покрашены в белое, во 2-ом, что ли, корпусе. В общем, пока обыгрываются сами помещения, а уж как их потом употребят – неведомо.   

Что-то веселее, что-то скучнее, но зачот. А "Верю" там пока осталась, своим наличием подтверждая приведенные выше рассуждения насчет уменьшения у.е. контента на кв.метр при расширении экспозиционного пространства. Есть, значит, некоторая константа, которую произведение данных параметров не должно превышать. Иначе зритель обмякнет. Этим два эпизода и отличаются: в прошлый раз были кунштюки в бункере, в этот - капустничег помещений. В целом расползание артефактов по территории "Винзавода" выглядит гармонично.  

Теперь интересно, что будет дальше. В 1-ом случае освоено крупное полуподземное пространство. Во 2-ом освоена не так, чтобы гигантская, но изрядная площадь всей поверхности. Опять же, не сказать, что тут выстраивается комплект типа Мега-Ашан-Икея-Метро и т.п., но четыре галереи теперь обязаны будут жить и можно рассуждать на тему централизации всего современного искусства. Ну, не самого искусства, а его продвижения в платежеспособные среды и слои.

Дальнейшая территориальная экспансия невозможна. Далее – окрестности Курского вокзала. Сомнительно и то, что освоенную уже территорию можно будет использовать в целях, подобных пятничной. Да, на Арт–Стрелке в последнюю субботу месяца обновляют все галереи разом. Но там галереи другие, а представить, что 4 лейбла "Винзавода" станут согласовывать и синхронизировать свои программы...

Пошли дальше в сторону маркетинга. Ту же Арт-Стрелку хотят вписать в элитные окрестности - чтобы она чем-то радовала жителей, которые там возникнут после застройки. Аналогичная процедура имеется в виду и в данном случае, но тут к прагматике явно ближе. Территория невелика, помещения на задах галерей уже обустраиваются – явно не в арт-целях. Возле входа на мероприятие наглядно висит предложение разместить на данной территории кинотеатр. Застройщик (то ли МИАН, то ли "МВК-Эстейт") настроен бодро.

Так что, в принципе, тема Ашана, Икеи, Меги и т.п. для более изысканных потребительских нужд реализуема совокупностью XL, Айдан, Риджины и галереи Гельмана. Почему бы и не возникнуть данному симбиозу? Но как именно эта аттракционно-маркетинговая деятельность скажется на развитии современного искусства, имея в виду, что Искусство тут перемещают на сторону Буржуазии, обслуживать ее художественные запросы? Да, никак не скажется. В лавках же сидят галеристы, так что ни одно искусство тут не пострадает.  

Перспективы народно-художественных развлечений не радуют. Да, галереи могут совместно устраивать акции: на Новый год, а то и на День города, но в этой регулярности будет уже что-то рутинное.

И все же, уже есть два эпизода разных художественных аттракционов, вот и третий должен не быть похож на предыдущие. Художественный характер может иметь само маркетинговое обустройство данной территории. Начнет происходить художественный процесс, совсем не зависящий от воли и намерений его акторов. Объективная Реальность примется что-то  делать с Искусством: она захочет его Приручить, Вписать и Потребить. Но Искусство будет Сопротивляться. Это и сделается сакральной битвой Слона с Китом, которые редко где могут налезть друг на друга, чтобы выяснить, кто кого сборет. Произойти это может вскоре на территории "Винзавода".

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.