Адрес: https://polit.ru/article/2007/03/19/oil/


19 марта 2007, 09:46

Нефть без посредников

Долгожданное подписание договора между Россией, Болгарией и Грецией о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис, которое освятил своим присутствием лично Президент России, является очередным шагом по структурной перестройке экспортной торговли российской нефтью. Нефтепровода позволит отправлять часть российской экспортной нефти в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы, то есть его запуск будет являться логическим продолжение политики, начатой еще в 2000 году строительством нефтепровода до г. Приморска на побережье Финского залива в Ленинградской области.

Политика структурной перестройки экспорта нефти состоит в полном или частичном уходе от того, что поставки сырой нефти в Западную Европу идут через территории республик бывшего СССР, а также некоторых стран Восточной Европы, и в полном или почти полном переходе к экспорту сырой нефти через российские морские порты.

Существующая привязка экспортных поставок российской нефти в Европу к транзиту через страны СНГ и Восточной Европы в некотором смысле является вынужденной. В советские времена система нефтеснабжения республик СССР и входящих в советский военный и экономический блок стран Восточной Европы строилась как единое целое, стержнем которого являлся нефтепровод, на который “сажались” нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в местах потребления нефтепродуктов. Например, при строительстве нефтепровода “Дружба” в 1962 году было заранее известно, какое количество нефти по какому адресу пойдет, там для переработки советской нефти и строились нефтеперерабатывающие и нефтехимические комбинаты. Был построен комбинат в Плоцке (Польша), в Шведте на Одере (тогда ГДР, теперь ФРГ), комбинат “Словнафт” в Братиславе (тогда ЧССР, теперь Словакия) и нефтехимический комбинат в Залужи (тогда ЧССР, теперь Чехия), а также в городе Сазхаломбатта (Венгрия), где были сооружены нефтеперерабатывающий завод и ТЭС.

Но так было в прошлом, а теперь страны, входившие в распавшийся советский блок, ведут свою игру. Игра эта состоит в том, что Россия должна поставлять на НПЗ и химические комбинаты прежнее количества нефти, как это и было в советские времена, и по как можно более низким ценам. В виде благодарности эти страны разрешают прокачивать по нефтепроводам, расположенным на их территории, некоторое количество нефти дальше, на Запад, но с уплатой высокого транспортного тарифа. Да и благодарность эта предоставляется не просто так, а чтобы не портить отношения с новыми союзниками, которые во многом зависят от поставок российской нефти.

Естественно, зависеть от капризов вчерашних союзников российским экспортерам никак не хотелось, поэтому сразу же, как только появилась возможность, началось строительство новых трубопроводов, обходящих транзитные государства. Первым таким трубопроводом стала Балтийская трубопроводная система, идущая от Ярославля, где проходит одна из ниток магистрального нефтепровода, идущего из Западной Сибири, до Приморска. Вторым трубопроводом, который уже строится, стал проект Восточная Сибирь – Тихий Океан, ну, а третьим – подписанный на днях проект Бургас – Александруполис.

Строительство этого нефтепровода станет альтернативой нынешнему способу поставок российской нефти на средиземноморский рынок сбыта – сейчас они ведутся танкерами из Новороссийска и других черноморских портов через турецкие проливы. В принципе, ситуация с морской транспортировкой была не такой напряженной, как с сухопутной, однако Турция время от времени угрожает ограничить проход танкеров через Босфор и Дарданеллы, ссылаясь на трудности судоходства в загруженных проливах и экологическую опасность нефтяного трафика. До поры до времени эти угрозы были простым сотрясанием воздуха, так как Турция хорошо зарабатывала на той же плате за транзит и на услугах по проводке судов. Но после постройки трубопровода Баку—Тбилиси-Джейхан, по которому азербайджанская (а в перспективе и казахская) нефть экспортируется в тот же средиземноморский бассейн, наличие второго канала транспортировки может показаться туркам излишним. Нельзя исключать, что в этой ситуации они реализуют старую угрозу и ограничат проход танкеров с российской нефтью.

В этих условиях строительство нефтепровода Бургас-Александруполис становится самым удобным выходом. Пропускная способность нефтепровода планируется в размере до 35 млн. тонн в год, что сопоставимо с поставками российской нефти через черноморские порты в 2006 году: всего - 64 млн. тонн, в том числе через Новороссийск – 47 млн. тонн, Туапсе – 5 млн. тонн, Одессу – 8,4 млн.т. и порт “Южный” - 3,7 млн.т. А если учесть, что эта нефть частично идет в Румынию, Болгарию и черноморские города Турции на переработку, то есть через Босфор и Дарданеллы не провозиться, то объем будущей прокачки совпадает с объемом текущей морской перевозки.

Таким образом, Турция может остаться с носом, точно так же, как остались с ним некоторые другие транзитеры российской нефти - Латвия и Литва. Через морские порты этих государств в свое время экспортировалось приличное количество российской нефти – 5 млн. тонн через латвийский Вентспилс и 10 млн. тонн через литовский Бутинге. Но это было в 2003 году, а уже в 2006 году на Вентспилс вообще ничего не прокачивалось, а через Бутинге прошло всего 2,86 млн. тонн. Все объемы забрал на себя Приморск, нагрузка на который постоянно увеличивается. Особенно интенсивно это происходит сейчас, после известного обострения отношений с Белоруссией, так как теперь и с этого направления придется снимать объемы нефти и пускать их в Приморск. Для чего потребуется очередное расширение его пропускной способности.

Тем не менее, и расширение Приморска, и строительство трубы Бургас-Александруполис, и строительство ВСТО полностью задачу структурной перестройки экспортных поставок российской нефти не решает. В 2006 году Россия экспортировала 248 млн. тонн, в том числе в ближнее зарубежье – 37 млн. тонн, а в дальнее – 211 млн. тонн. Ближнее зарубежье – это поставки на НПЗ Украины и Белоруссии, которые, в принципе, регулируются только спросом (с поправкой на соотношение таможенного режима по отношению к нефтепродуктам), а вот поставки в дальнее зарубежье – это та самая политика, про которую мы писали в начале статьи. Пока только половина поставок российской нефти независима от политических настроений в странах-транзитерах – 52 млн. тонн через Новороссийск и Туапсе, и 65 млн. тонн – через Приморск. А еще 100 млн. тонн приходится транспортировать через нефтепроводы, проходящие по территории не вполне дружественных стран-посредников, и с этими объемами тоже нужно будет что-то делать.

См. также: