Адрес: https://polit.ru/article/2007/04/14/kobrprop/


14 апреля 2007, 10:00

Копать!

Герой «Энни Холл» был прав: всё, что наши родители считали полезным, таковым не является; например, молоко или университет. В каком-то советском перестроечном фильме персонаж с кабареточно-бритой головой кричал, орошая окружающих слюной: «Сейчас модно все оплевывать! Ничего, проплюёмся!». Чем дальше, тем тяжелее увернуться от летящей слюны. За что ни возьмись, все оказывается совсем не таким, каким оно представлялось раньше. Диетологи из Университета Калифорнии в только что опубликованном научном отчете предупреждают: худеть вредно, это может привести к ожирению и сердечным болезням. Те, кто потерял за первые шесть месяцев от пяти до десяти процентов веса, преспокойно набирают привычные свои фунты и кило за последующие пять лет, а часто и превышают стартовые показатели. Бедные сердца, запутавшись, с какой скоростью гонять кровь то по усохшему, то по разбухшему телу, приходят в негодность. Трэси Мэнн, руководитель калифорнийского проекта говорит: «Диеты не приводят к длительной потере веса и улучшению здоровья большинства людей. Мы пришли к выводу, что лучше бы они вообще не садились на диету». Так что долой прессованные картонки со вкусом тюремных сухарей! К черту обезжиренный до сухости сахарского песка творог! Скажем решительное «нет!» птичьему корму фитнесс-центров! И – самое главное – долой цветущих загорелых убийц, проповедников богомерзких физкультуры и голодания.

Все это не особенно интересно, так как ровно через месяц (если не через неделю) появится новое исследование, в котором будет говориться, что диета очень полезна для человека, особенно если питаться исключительно побегами люцерны, вытяжкой из прямой кишки гиппопотама или просто старой доброй свеклой, сваренной в воде из Мертвого моря. Затем ученые обнародуют САМЫЕ ПОСЛЕДНИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ о полезности краковской колбасы под водочку «Выборова». Пока существуют пищевые концерны, фармацевтические гиганты и Голливуд, конца и края этим открытиям не будет. Интересно другое – как исторически меняется социальная роль того, что мы поглощаем.

Несколько столетий назад знатные и богатые ели жирное мясо, белый хлеб и потребляли много алкоголя. Бедные довольствовались хлебом из грубо помолотого зерна вперемежку с соломой, печеными или вареными овощами, изредка им доставался кувшинчик пива, но чтобы пить его (тем паче, вино) каждый день – об этом они и мечтать не смели. Оттого знатные и богатые были толстыми и бледными (так как все время проводили в дворцах и замках), а бедные – худыми и загорелыми (так как от рассвета до заката трудились на полях). Сейчас в Штатах и Западной Европе гамбургер, объемистое брюхо и ежедневную выпивку могут позволить себе, в основном, люди простые, со скромным достатком и незамысловатыми желаниями; те, кто побогаче и повыше на социальной лестнице – едят грубо помолотый хлеб с отрубями, пьют зеленый чай, хорошо развиты физически, худы и радуют глаз теплым курортным загаром. Кстати говоря, во многом поменялись и социальные роли: в Средние века бедные менестрели, жонглеры и шуты развлекали всемогущих сеньоров, сейчас новейшие шуты, менестрели и жонглеры с миллионными доходами валяют дурака на глазах многомиллионных толп плебса.

На столь решительную перемену социальной участи потребовалось несколько веков, но и на наших глазах уже произошло несколько любопытных историй. В Великобритании новый бум – огородничество. Британцы вскапывают лужайки с газоном (тем самым, который они якобы «веками поливали и стригли») и сажают картошечку, морковку, лучок и прочие полезные растения. Те, у кого нет лужайки, арендуют парники. Те, у кого нет денег на аренду парников, довольствуются большими ящиками с землей. Ассоциация садоводов и огородников утверждает, что продажа семян овощей за последний год выросла на тридцать процентов, а продажа семян цветов упала на столько же. Королевское Общество Садоводов и Огородников подтверждает эти цифры и указывает на любопытный факт – впервые с конца Второй мировой войны в стране покупают больше овощных семян, нежели цветочных. Упоминание войны здесь очень важно. Тогда правительство призывало британцев сражаться с грядущим (и, как казалось, неизбежным) голодом собственными силами. В массы был брошен лозунг «Копай для победы!»; именно тогда многие изумительно изумрудные лужайки и газоны превратились в картофельные грядки. Сейчас британцам голод не грозит. Дело совсем в ином – их не устраивают овощи, которые продают в супермаркетах. Просвещенные и продвинутые островитяне (как и прочие западноевропейцы) хотят «настоящих», не оскверненных генетиками и химикатами, картофеля и лука. Вот и пыхтят на карачках у собственных грядок, руки по локоть в жирной земле, пот капает с носа, поясницу ломит. Полная экология, new age и «третий путь». Мне видится в этом даже какая-то чисто британская традиция: ведь совмещение умственного труда с физическим, полное обеспечение себя всем необходимым проповедовали во второй половине девятнадцатого века многие знаменитые эстеты-социалисты, вроде Уильяма Морриса. Да и Рёскин копал с учениками какие-то траншеи вдоль дорог...

Но вспоминается, конечно же, не Моррис с Рёскиным, а простой советский человек с его шестью сотками. Эти шесть соток были фирменным знаком и проклятьем «совка». Я до сих пор не могу без содрогания думать о месяцах и годах жизни, загубленных советскими инженерами и врачами в пригородных электричках и на приусадебных участках ради двух мешков картошки и нескольких банок с соленьями и компотом в чулане. Эта недожизнь, растянутая между городской рутиной (контора+хрущевка/брежневка) и дачной каторгой, все время трещала по швам, пока не рвалась где-нибудь на тещиных именинах после бутылки водки. Каким счастьем было, когда все это кончилось; пусть, увы, не везде и не для всех – но кончилось как главная социальная урбанистическая модель. Человек, поживший при советской власти, ходит в супермаркет как к психоаналитику – шопингом сублимировать комплексы.

И, в заключение, еще раз о том, как меняются социальные значения разных съедобностей. В 1989 году –- когда в городе Горьком давали по карточкам в месяц целых пять яиц на человека, а за молоком для только что рожденной дочки я занимал очередь в пять утра – в местных гастрономах совершенно свободно продавали три вещи: дальневосточную морскую капусту, вьетнамский соевый соус и краснодарский рис. Выбирать не приходилось: мы варили рис, поливали его соевым соусом, перемешивали с водорослями и ели. Никто из окружающих не верил, что ЭТО можно есть. Сейчас те из них, кто дожил до светлого капиталистического будущего, за обе щеки (и за немалые деньги) уплетают то же самое в корейских ресторанах.