Адрес: https://polit.ru/article/2007/04/28/it/


28 апреля 2007, 17:44

Информационные итоги недели, 21 - 28 апреля

**Куршевеля не устроили. И форума тоже**

Основной экономической новостью прошедшей недели стала странная история с Российским экономически форумом (РЭФ), традиционно проходящим в Лондоне. Интересно, что если на предыдущих форумах высокопоставленных госчиновников было немного, что на сей раз на берегах Темзы должен был высадиться солидный "десант": глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, заместитель главы Минэкономразвития и торговли Кирилл Андросов, глава Внешэкономбанка Михаил Дмитриев, глава ООО "Газпром экспорт" Александр Медведев, заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин и даже вице-премьер Александр Жуков. И как всегда на форуме должны были присутствовать крупнейшие российские бизнесмены, представители госкорпораций и топ-менеджеры западных компаний, работающих на российском рынке.
Однако все вышло по-другому. Подавляющее большинство госчиновников от поездки в Лондон неожиданно отказалось. А.Дворкович, например, по словам президента РЭФа Сергея Колушева, "чрезвычайно занят подготовкой президентского послания". Это хотя бы какое-то объяснение, другие же бюрократы не поехали на форум по менее внятным причинам. Так, А.Медведев вместо Лондона решил поехать в Берлин - выступать на другом форуме, под названием "Энергетический диалог: Россия-ЕС: газовый аспект". Правда, берлинское мероприятие запланировано аж на июнь, и каким образом оно не дало ему возможности посетить Лондон в апреле - непонятно. К.Андросов и М.Копейкин вообще не стали объяснять, почему они не захотели поехать на форум, а А.Жуков, как выяснилось, в Лондон и не собирался (очевидно, ему было бы там не слишком комфортно в связи с судебным процессом против его сына). А главы крупнейших государственных и частных корпораций вдруг дружно заболели - топ-менеджмент "Газпрома", "Роснефти", РАО "ЕЭС России", известных бизнесменов Владимира Евтушенкова, Михаила Прохорова и Петра Авена скосила неизвестная эпидемия. Металлургические "короли" Алексей Мордашов и Виктор Вексельберг вроде бы даже забронировали отели в Лондоне, но по каким-то загадочным причинам аннулировали бронь. В итоге самым крупным чиновником, выступившем на форуме, стал премьер-министр Татарстана Р.Минниханов.
Некоторые отечественные и западные СМИ объяснили эту цепь непонятных событий тем, что якобы помощник президента Виктор Иванов дал неофициальное указание чиновникам "не устраивать второго Куршевеля из Лондона" и воздержаться от поездки в Лондон. Если это так, то мера неуважения высокопоставленного кремлевского чиновника к отечественным бизнесменам и собственным коллегам по бюрократическому цеху не имеет границ: значит, он их оптом подозревает в моральном разложении, так как аллюзии по отношению к известным куршевельским "гулянкам" очевидна. Конечно, истинной причиной запрета Кремля называется несколько другое: нежелание выслушивать от западников неприятные слова о жестоком подавлении "маршей несогласных" в российских городах, заявлениями Бориса Березовского о подготовке "революции" в России (и нежелании властей Великобритании выдавать бывшего олигарха), об "энергетическом диктате" Москвы и т.д. И вообще показать Западу, что жесткая позиция России неизменна и оправдываться она не собирается.
А форум - мероприятие важное, и его игнорирование оправдать трудно. В Лондоне рассматривают такие вопросы, как сотрудничество российских и иностранных энергетических компаний, работа фондовых рынков в России, проблемы экономического роста России, взаимоотношения деловых кругов и государства в финансировании нашей экономики, привлекательность России для иностранных внешних инвестиций и многое другое. Россия работает в контакте с иностранными компаниями, встроена в мировые рынки, и сотрудничать с транснациональными корпорациями необходимо. И лучше контактировать с европейскими, американскими и японскими партнерами, чем с иранскими и венесуэльскими. Значит, форумы, подобные Лондонскому, нужны. Неужели наша элита настолько развращена, что ее нельзя пускать на Запад в страхе перед тем, что она запятнает себя пьянством и оргиями? Если это так, то воистину ничего хорошего нас не ждет.

**Унесенный волнами**

Хотя писать о смерти первого президента России Бориса Ельцина трудно, ни одно печатное СМИ не смогло удержаться от некролога. Надо сказать, что мнения о личности Бориса Николаевича, появившиеся в прессе, разнообразием не отличались: подавляющее большинство поместило более или менее далекий от искренности панегирик, а уцелевшие левые и ультранационалистические издания в очередной раз произнесли привычные проклятия в его адрес.
Тем не менее представляется, что почти все оценки личности Ельцина, озвученные как при его правлении, так и сейчас, после смерти, не имеют никакого отношения к масштабам его деятельности. Бескомпромиссный борец с коммунизмом и гэбистской опричниной, железной рукой приведший Россию к демократии и рыночной экономике (точка зрения так называемых демократов) или же вечно пьяный разрушитель Советского Союза, ограбивший народ, продавший Россию западному капиталу и передавший народную собственность кучке олигархов (так считают ненавистники Ельцина) - это все совершенно не о нем. Это - всего лишь рефлексии на историческую тему, это личностное отношение к бурному для нашей страны периоду конца ХХ века. Борис Ельцин просто оставался на плаву в период полного разложения советской элиты и краха советского государства. Волны, смывшие СССР со всеми его структурами и оставившие на 1/7 Земли его осколок под названием Российская Федерация были подняты не им: та ушедшая под воду Атлантида была обречена и рассыпалась, исчезла сама собой. Демократы, ЦРУ, НАТО и прочая закулиса могут сколь угодно приписывать себе эти заслуги, но все дело в законах природы, против которых пошли когда-то создатели "государства рабочих и крестьян" и которые через три поколения покончили с экспериментаторами.
А сам Ельцин просто плыл по этим бурным волнам. У него оказалось достаточно интуиции и воле к власти для того, чтобы успевать оседлывать быстро меняющуюся ситуацию, но всякий раз нажимал на спусковой крючок истории, был инициатором того или иного события кто-то другой. В Москву Ельцина привез Егор Лигачев, ставший потом его непримиримым врагом. У истоков превращения РСФСР в союзную республику с государственными атрибутами стояли региональные партийные вожди, причем отнюдь не демократического типа - а главой Верховного Совета и президентом стал Ельцин. Не он поднял мятеж против коммунистической власти, а наоборот, восстали друг против друга находившиеся у власти коммунисты - а победил Ельцин, всего лишь взобравшись на танк. Не Ельцин восстал против Верховного Совета, а Верховный Совет взбунтовался против исполнительной власти - но победил Ельцин. Не Ельцин с Кравчуком и Шушкевичем распустил Советский Союз, а республики сами одна за другой вышли из состава СССР - но именно Ельцин констатировал смерть государства. Советскую экономику угробили Горбачев с Рыжковым и Павловым, мини-гражданскую войну в Москве начали Руцкой с Хасбулатовым, войну в Чечне развязал Дудаев, но все эти "заслуги" также приписываются Ельцину.
Ельцин еще в московский период выступал с ультралевых позиций - а возглавил демократов. Объявив себя в августе 1991-го временным президентом СССР (пока Горбачев находится в форосском "плену"), превратился в его могильщика. Слишком долго не решаясь разогнать Верховный Совет, а потом ввести войска в Чечню из-за опасений большой крови - был вынужден играть по правилам своих врагов, и крови пролилось немерено и в центре Москвы, и особенно в Чечне. Оказавшись во главе новой России - вернул номенклатурный принцип формирования власти и призвал на пост преемника бывшего офицера КГБ. Вся его деятельность - это реагирование на вызовы, брошенные другими, причем обычно очень замедленное и часто неадекватное. Он удерживался на гребне волн только потому, что когорты его врагов - от Горбачева с Лигачевым до Руцкого с Хасбулатовым - были продуктами тотального разложения советской элиты, чудовищно безграмотными, вопиюще некомпетентными, ужасающе инертными и невероятно самоуверенными. А у Ельцина было хотя бы звериное чутье и в первые годы власти - драйв. Его победы - не следствие его силы, а результат поистине фантасмагорической слабости соперников.
Волны революции (или контрреволюции, что одно и то же) несли Бориса Ельцина с середины 80-х и к началу нового тысячелетия выбросили его на берег. Он оказался в совершенно другой, непонятной и практически незнакомой ему стране, президентом которой он был. Так он и ушел навсегда - человеком-символом времени. Или безвременья - что то же самое.

**В белых одеждах**

На прошедшей неделе завершилась самая нелепая законодательная инициатива последних лет - наверное, с советских времен. Как и ожидалось, Владимир Путин отменил безумный законопроект о замене Знамени Победы на непонятное красным полотнище с белой звездой американского типа. Президент, как и положено, явился народу в белых одеждах, и Госдума вернула гражданам традиционное Знамя Победы в своем историческом виде - штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный 1 мая 1945 года на здании Рейхстага в городе Берлине. И тем поставил инициаторов законопроекта, то есть правящую партию "Единая Россия", в донельзя идиотское положение. Спикер, он же лидер партии Борис Грызлов, получив указание от президента прекратить покушаться на Знамя Победы, выступил с таким жалким оправдательным лепетом, что некоторые органы печати усомнились: а можно ли вообще серьезно относиться к законодательным инициативам "Единой России", которая сначала выдвигает заведомо оскорбительные для 99% россиян законопроекты, а потом, по мановению президентской руки, отказывается от них?
История с попыткой (и кого - правящей партии России!) заменить Знамя Победы возмутила всю страну - и правых, и левых, и ностальгирующих по советским временам, и самых ярых антикоммунистов. Как подчеркивают СМИ, так и осталось непонятным - кто надоумил "партию власти" бросить столь грубый вызов общественному мнению страны, покусившись практически на единственный национальный символ, объединяющий общество вне зависимости от политических и прочих симпатий? И главное - зачем и кому это нужно, какую пользу из этого хотела извлечь партия, собирающаяся победить на выборах? На эти вопросы ответов нет и вряд ли они когда-нибудь будут, поэтому придется довольствоваться домыслами. Создается впечатление, что всю эту идею "Единой России" подбросили некие законспирированные враги, придумавшие беспроигрышный вариант опустить рейтинг партии. Если ее противники будут напоминать избирателям в течение всего времени, оставшегося до думских выборов, как единороссы пытались унизить победителей нацизма серьезные потери партии неизбежны. А г-н Миронов со своей "Справедливой Россией" учатся вести политические кампании довольно быстро, и, скорее всего, опасные для правящей партии напоминания о ее грехах будут обеспечены по полной программе.
Ситуация складывается опасная: в России - вертикаль власти, опирающаяся на полновластие "Единой России". А она полностью опирается на авторитет президента, собирающегося меньше чем через год уходить на покой. Не рассыплется ли после этого не только партия, но и пресловутая властная вертикаль? И не приведет ли это к очередному витку катаклизмов, которых в России в последнее столетие и так было больше чем достаточно?

**Послание не последнее?**

Важнейшим политическим событием недели стало очередное, восьмое по счету послание президента Путина Федеральному Собранию. Последнее послание, что особо подчеркнул Владимир Путин. СМИ обратили внимание на разные аспекты послания: оно включало и международную политику, и оценку состояния экономики России, и признание ответственности государства за провалы и неудачи, и своего рода отчет о проделанной работе, и перечисление того, что сделать еще предстоит. В общем, как подчеркнул сам президент, несмотря на указание на то, что в следующем году главой российского государства он уже не будет, послание вовсе не стало его политическим завещанием.
Большинство изданий сочли самой важной ту часть послания, которая посвящена международным отношениям. По мнению ряда газет, свое послание Владимир Путин на сей раз сделал подчеркнуто антизападным. Самым громким, можно сказать - сенсационным стало заявление о том, что Россия может наложить мораторий на выполнение договора об обычных вооружениях в Европе. Путин резко обрушился и на внутреннюю оппозицию: в послании говорится о "псевдодемократах" и "демократизаторских лозунгах" политиков, которым не нравятся происходящие в стране изменения. "Есть и те, кто хотел бы вернуть страну в недавнее прошлое", - рубанул президент, имея в виду, очевидно, эпоху недавно преставившегося Бориса Ельцина, о котором о совсем недавно сам говорил в столь лирических тонах. "Одни - чтобы грабить людей и государство, другие - чтобы лишить нашу страну политической и экономической самостоятельности", - так определил Путин мотивы, которыми руководствуется оппозиция. "Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела", - сказал президент, связав таким образом оппозиционеров с Западом. Это очень напоминает недавние высказывания первого вице-премьера Сергея Иванова, назвавшего всех, кто выступает против курса Путина, "маргинальными личностями" и "клоунами". Похоже, что выходцы и КГБ, занявшие самые высокие посты в государстве, искренне считают себя непогрешимыми, а тех, кто с ними хоть в чем-то не согласен, как в советские времена, - чем-то средним между преступниками и иностранными шпионами.
Кроме атак на оппозицию и Запад особое внимание СМИ обратили на очень широкие социальные обещания главы государства, в частности, на то, что деньги, вырученные от продажи активов ЮКОСа, пойдут на строительство жилья. России предстоит улучшить ситуацию с демографией, построить наконец дороги, поднять судо- и авиастроение, заняться нанотехнологиями... В общем, дел невпроворот.
В общем, помимо того, что Владимир Путин решил пойти на дальнейшее обострение отношений с Западом и явно не готов прислушиваться к какой-либо оппозиции, послание оставляет четкое ощущение того, что на самом деле президент никуда уходить не собирается (или же намеревается то ли скоро вернуться, то ли рулить государством с какого-то другого поста). Уж больно масштабные задачи поставил он перед страной. За год, оставшийся до конца его правления, и одной сотой всего не переделать.