20 октября 2019, воскресенье, 20:42
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 мая 2007, 09:31

Как разрубить машиностроительный узел

Концепция развития транспортного машиностроения, которую правительство «завернуло» на одном из своих последних заседаний, жизненно необходима для развития российской экономики не только потому, что в нашей стране очень большие расстояния, преодолеть которые можно только по железной дороге, но и потому, что железнодорожное машиностроение – это один из крупнейших производителей промышленной продукции, стоимость которой оценивается в сотни миллиардов рублей. В то же время, эта отрасль является и крупнейшим потребителем продукции других отраслей, например черной и цветной металлургии. И, наконец, поскольку в этой отрасли занято около двухсот тысяч человек (а со смежными отраслями – еще больше), она является, в лице своих работников, крупнейшим потребителем продукции потребительского назначения. То есть отрасль в некотором смысле является узловой, так как от ее развития зависит воспроизводство очень большого количества других производств, связанных с ней как в рамках технологической цепочки, так и чисто рыночным способом.

Нельзя сказать, чтобы транспортное машиностроение в стране совсем не развивалось. Экономический рост после 1998 года, а особенно после 2002 года, когда резко вырос экспорт нефтепродуктов и металлов, потребовал значительного увеличения грузоперевозок, осуществить которые на имеющемся вагонном парке было невозможно. Поэтому вслед за ростом спроса на услуги железнодорожных перевозок возник спрос на подвижной состав, который позволил значительно увеличить выпуск продукции в отрасли. Кроме того, на динамику выпуска повлияла необходимость заместить часть мощностей, оставшихся за пределами России, собственным производством. Тем не менее, проработав несколько лет в условиях усиленной эксплуатации, отрасль почти полностью выдохлась – ей теперь придется выбирать между длительным отдыхом (чего лучше бы избежать) и новым рывком, который невозможен без больших инвестиционных вливаний. А вот с инвестициями как раз образовалась большая проблема, которую и зафиксировало решение правительства отправить Концепцию развития транспортного машиностроения на доработку.

Главная трудность, с которой сталкивается транспортное машиностроение, заключается в том, что у него сейчас не вполне прояснена фигура потребителя. То есть понятно, что существует основной железнодорожный перевозчик – РАО «РЖД», а также ряд отдельных транспортных фирм, которые все вместе вроде бы и должны предъявлять спрос на локомотивы и вагоны. Но все дело в том, что РАО «РЖД» находится в процессе реформирования, результаты которого мало предсказуемы.

С одной стороны, существует несколько конкурирующих между собой концепций реформ, а с другой стороны, есть практика хозяйственной деятельности корпорации, постоянно расширяющейся за счет скупки новых активов, хотя все концепции реформ, конкурирующие или нет, предполагают обратный процесс: или распродажу имеющегося железнодорожного имущества частным компаниям, или создание на базе этого же имущества нескольких крупных перевозчиков в дополнение к уже имеющимся компаниям, с их последующим акционированием и продажей государственного пакета частным инвесторам.

Но если нет потребителя, то тогда непонятно, что делать производителю. Если непонятно, кто будет делать заказы, тогда остается только поддерживать действующую ситуацию и ни о каких новых инвестициях и не заикаться. Это первая трудность, а вслед за ней возникает вторая, состоящая в том, что если на железнодорожном транспорте реформы еще не завершились, то в железнодорожном машиностроении они давно закончились – почти вся отрасль находиться в частных руках. Из-за этого и не понятно, кто, собственно, будет субъектом инвестиционного процесса – частные холдинги или государство, которое вроде как и выступает с инвестиционными инициативами?

Если это будут холдинги, то у них, во-первых, нет средств на реализацию инвестиционных проектов, а во-вторых, в связи с реформированием РАО «РЖД», непонятен будущий заказчик. Возникают достаточно крупные риски, которые непонятно кто будет страховать. Если же субъектом инвестиционного процесса будет государство, то тогда неясно, как к этому инвестиционному потоку будут пристегнуты уже имеющиеся частные корпорации? Если никак, то это означает, что государство будет строить новые заводы, параллельно уже существующим, и давать им заказы, минуя имеющиеся частные холдинги. А если эти холдинги будут все-таки к инвестиционному потоку пристегнуты (что более вероятно), то каким образом государственные ресурсы вольются в частные компании? То ли государство войдет со своими деньгами в уставные капиталы частных компаний, что означает их ренационализацию (этого желательно избежать), то ли эти частные холдинги выпустят долгосрочные облигации, которые государство купит – непонятно.

Кроме того, опять же не ясно, какой государственный фонд выступит в качестве финансового источника запланированных мероприятий – будет ли это Стабилизационный фонд или его продолжение в виде Фонда будущих поколений (точнее, в соответствии с проанонсированным президентом переименованием, скоро надо будет говорить о Фонде национального благосостояния), или это будет инвестиционный фонд Минэкономразвития, или в федеральном бюджете найдут дополнительные средства на финансирование, или бюджет выдаст только государственную гарантию по займам, которые смогут привлекать частные холдинги на финансирование этих инвестпроектов, или же федеральный бюджет, РАО «РЖД» и частные холдинги сложатся вместе и соберут требуемую сумму?

И, напоследок, третья трудность, которая подспудно присутствует уже в первых двух. Мы упоминали в начале статьи, что часть активов транспортного машиностроения после распада СССР осталась на территории бывших союзных республик. Долгое время было совершенно непонятно, что с ними происходит, так как в России был взят курс на полное самообеспечение по всей номенклатуре спроса, чтобы не зависеть от ставших теперь иностранными поставщиков. Но потом выяснилось, что проще будет кое-что все-таки приобрести за границей, тем более что есть возможность купить достаточно дешево. Последняя такая покупка была сделана совершенно недавно, когда «Трансмашхолдинг» приобрел ОАО «Лугансктепловоз» за $58 млн. В связи с этой и возможными другими покупками возникает очередной вопрос: может быть, инвестиционная программа, как ее понимают российские чиновники, и не нужна? Может быть, вместо создания новых мощностей в России, лучше скупить имеющиеся мощности в СНГ? Это наверняка будет и дешевле, и быстрее, чем разворачивать инвестиционный процесс.

Таковы основные трудности, на которых споткнулась программа развития транспортного машиностроения России, и разрешение которых надо произвести достаточно быстро – пока в стране есть кое-какие финансовые ресурсы, позволяющие совершить очередной шаг вперед в российском экономическом развитии.

См. также другие тексты автора:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:44 Ущерб от протестов в Барселоне оценен в 2,5 млн евро
17:30 В итальянском городе Больцано обезврежена бомба времен Второй мировой войны
16:57 Семьи погибших при прорыве дамбы в Красноярском крае получат по 1 млн рублей
16:18 Росстандарт предложил новый метод борьбы с недоливом топлива на АЗС. Проверяться будет не конкретная колонка, а вся система заправки целиком
15:18 Следственный комитет РФ: в результате прорыва в Красноярском крае разрушены пять дамб
13:55 Самый длительный перелет в истории продлился более 19 часов
13:09 Задержан подозреваемый в поджоге жилого дома в Ростове
12:04 Мексиканские футболисты устроили акцию протеста во время матча из-за задолженности по зарплате
11:27 Илон Маск рассказал участникам краснодарского бизнес-форума о своей команде, в которой есть выходцы из России
10:18 В США запущен новый сервис - доставка товаров с помощью дронов
09:43 Задержан директор и сотрудники артели, дамбу которой прорвало в Красноярском крае
19.10 19:14 В Москве будет построен Национальный космический центр в виде ракеты высотой в 200 м
19.10 17:52 Британские парламентарии отсрочили Brexit
19.10 16:49 В Лондоне проходит многотысячный марш протеста против Brexit
19.10 16:14 Житель Канады выиграл в национальную лотерею $24,5 млн
19.10 15:44 В Нальчике спецназовец из Карелии умер после драки с сотрудником ППС Чечни
19.10 15:07 Акции протеста в Каталонии: 182 пострадавших, 54 задержанных
19.10 13:19 «Аэрофлот» оштрафован за летние задержки выдачи багажа в Шереметьево
19.10 12:19 При пожаре под Ярославлем погибло семь человек
19.10 11:26 Результаты поверки счетчиков ЖКХ будут отражаться в базе данных Росстандарта. Бумажные документы потеряют юридическую силу
19.10 11:21 Forbes: семь российских компаний попали в рейтинг лучших работодателей мира
19.10 09:42 В Красноярском крае в результате прорыва дамбы на реке Сейба погибли 13 человек
18.10 21:48 В Барселоне более 500 тыс. человек вышли протестовать
18.10 20:54 Нидерландская семья, которая провела девять лет в подвале, оказалась мунистской
18.10 19:38 В Китае отложили прокат «Однажды... в Голливуде» из-за жалобы дочери Брюса Ли
18.10 19:13 Россия теряет по 150 млрд рублей в год из-за глобального потепления — такая сумма нужна на ремонт станций
18.10 18:55 Google-смартфон можно разблокировать лицом с закрытыми глазами. Когда вы спите, например
18.10 18:25 В Лондоне внука экс-президента Казахстана Назарбаева приговорили к году условно. Он ударил и укусил полицейского
18.10 18:14 «Медуза»: компании, близкие к Ротенбергу, получили почти 100% контроль над рынком школьных учебников
18.10 18:08 Новость из прошлого: 18 октября 1999 года – Путин считает необходимым улучшение условий содержания заключенных
18.10 17:43 На форуме в Сочи представили российский мессенджер «Серафим». Оценки в маркетах у него невысокие
18.10 17:37 Впервые в истории две женщины одновременно вышли в открытый космос
18.10 16:41 Москвич вынес $450 тыс. из дома экс-главы ФТС. Награбленное он отдал в счет долга «вору в законе»
18.10 15:52 Собчак оценила наряды Поклонской. Депутат обвинила журналистку в невоспитанности
18.10 15:29 Евгения Корта оштрафовали на 200 тыс. рублей за мем с Пушкиным. Когда он его выплатил, суд потребовал вернуть ему деньги
18.10 15:27 Матч между «Барселоной» и «Реалом» перенесли из-за протестов в Каталонии на декабрь
18.10 14:36 Наталью Бочкареву из «Счастливы вместе» лишили водительских прав из-за отказа пройти проверку на наркотики
18.10 14:35 Австралийцы вновь сообщают о встречах с сумчатыми волками. Этот вид считается вымершим с 1936 года
18.10 14:27 МВД проверит конвойный полк из-за фигурантов дела «Нового величия», порезавших себе руки в суде
18.10 14:23 Патриарх Кирилл сравнил аборты с языческими жертвоприношениями
18.10 14:06 Замглавы Генштаба обвинили в хищении 2,2 млрд рублей. Он поставлял китайскую спецтехнику под видом российских разработок
18.10 14:00 Новый вид богомолов из Перу притворяется осой
18.10 13:44 Путин: нацбезопасность зависит от укрепления духовных основ
18.10 13:36 «Ростов» показал первые тренировки Павла Мамаева. Футболист вернулся после 11 месяцев заключения
18.10 13:00 Необычные микроорганизмы с острова Кюрасао собираются в чашечку и в шарик
18.10 12:28 Спонсор ФБК из Испании не смог объяснить, зачем переводил фонду деньги
18.10 12:20 В Екатеринбурге посетитель банка погиб, пытаясь задержать грабителя
18.10 11:30 Судебные разбирательства вокруг «Витрувианского человека» продолжаются
18.10 11:19 Более миллиона кредитных историй россиян оказались в открытом доступе
18.10 11:02 Жителя Калуги обвинили в оправдании терроризма из-за комментария о взрыве в архангельском УФСБ. Во время задержания его избили
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.