Великая и не великая литература. Часть вторая

"Полит.ру" и "Общество.ру" продолжают публикации совместного проекта "Русские вопросы". Ведет проект художник Константин Сутягин. Мы предложили ответить разным людям на вопросы:

  • Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?
  • Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
  • Cуществует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?
  • Можете ли вы назвать примеры великой или не великой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

уже ответили Дмитрий Александрович Пригов, Валентин Курбатов, Юля Фридман, Виталий Лейбин, Юлия Идлис, Всеволод Емелин, Хашимов Зафар, Андрей Левкин

ИГОРЬ ГУБЕРМАН, поэт

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Я не думаю, что оно верно, поскольку для многих людей великой и жизненно необходимой является та литература, которая другим кажется обычной.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Если писателем она пишется  с любовью, то ему кажется, что она будет "великой", особенно если она пишется графоманом, а потом все решает только время.
 
Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Как бы не оценивали, современники, оценит по-настоящему только время. Достоевский над могилой Некрасова заявил, что тот был не меньшим поэтом, чем Пушкин, а триста студентов, которые пришли вместе с ним, хором закричали "Выше, выше".

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Петрарка всю жизнь гордился тем, что в веках останется его книга о географии, а остались сонеты. Сервантес писал совершенно не для того, чтобы остаться в веках.  

ЕЛЕНА СВЕРДЛОВА, ОГИ

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть невеликая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Согласна; более того, всегда хочется думать, что ты первым назовешь чью-то книгу великой (лавры "первооткрывателя" не дают покоя) Почему? Людская слабость к называнию: назвать - отчасти присвоить... Хорошо, что в наше время с определением в великие стало попроще. Видимо, чем взрослее человечество, тем больше оснований присваивать титулы.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Не согласна. По меньшей мере, половина из 100-а моих знакомых писателей любят восклицать: "Хочу денег, хочу славы!".  И слава в этой песне всегда была заключительным мажорным аккордом... Я долго живу, но еще ни разу не видела писателя, который считает, что пишет не шедевр. Это правильно: писать, не надеясь на признание - безнадежное, унылое занятие.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Это вопрос амбиций...   Хотя, смею предположить, что второй том "Мертвых душ" в своем полном варианте - прекрасный образец великой литературы. Да и наш Кантор, как говорят Ревзин и Данилкин, тоже великий.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Откровенно говоря, я редко пользуюсь словосочетанием "великая литература", чаще - "гениальный писатель". Гению готова простить многое, То, что не очень - всего лишь полутень, штрих к портрету.

СЕРГЕЙ СИНЯКОВ, кинокритик

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

С великой литературой нас сызмальства знакомит школьная программа, причем это не сарказм. Ведь в величии «Илиады», «Войны и мира» или «Евгения Онегина» сомневаться не приходится. Даже если задремлешь вдруг, по Мандельштаму, над гомеровским «списком кораблей», то с искренним осознанием, что текст прекрасен. Но оказался просто немножко тяжел под данное настроение.  Классический набор шедевров вообще чрезвычайно удобная вещь – типа проверенных беспроигрышных стандартов в одежде. Читайте Толстого и Платонова, а вот без Пикуля можно и обойтись. Белая рубашка хорошо подходит к темным брюкам, но полосатый прорезиненный ремень с металлической блямбой «Puma» - в данном ансамбле сомнителен. Благодаря школе, всякий двоечник более или менее в курсе великой литературы, хотя бы по названиям и синопсису. Список помогает и в дальнейшем. Вот спросят в неформальном интервью у политика или крепкого хозяйственника, что он читает вечером, покончив с трудами, в покойном свете зеленой лампы. «Пушкина, - ответит человек, - «Маленькие трагедии». А то что «Дикое золото» Бушкова на диване в кабинете завалялось – так это обнаглевшая прислуга забыла. 

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Для того, чтобы сознательно, с прицелом, писать великий роман (сел с утра за стол и давай писать великий роман) надо быть либо очень талантливым, либо очень самоуверенным, либо очень серьезно к себе относящимся прозаиком. А лучше – и тем, и другим, и третьим. С другой стороны, это подход рискованный и не всегда оправдывающий надежды, велик риск облажаться. Писатель и художник Максим Кантор, когда писал 1600-страничный «Учебник рисования», мне кажется, был внутренне уверен, что на выходе получится великий роман. «Учебник рисования» заслуживает прочтения. Это по-своему увлекательная книга, в которой автор навешивает всем сестрам по тяжелым чугунным серьгам и, очевидно, готов ответить за местами провокационный базар. Но я не уверен, что лет через тридцать, когда позабудется, что под Снустиковым-Гарбо следует иметь в виду реального Мамышева-Монро, а концептуально живущий с хорьком художник Сыч – шарж на экс-человека-собаку Олега Кулика, «Учебник рисования» кто-нибудь переиздаст или хотя бы перечитает. Тогда как переизданную через полвека серию романов про Эраста Фандорина от Акунина, который декларирует, что не считает себя не то что великим, но и просто писателем, я вполне себе представляю. Очень хотелось бы надеяться, что последние пятнадцать лет свой великий роман пишет в Канаде Саша Соколов. Хотя не исключено, что человек там просто рыбачит, например, все эти годы.   

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Гашек писал своего «Швейка» урывками, по пивным и редакциям, публикуя его кусками в газетах ради приработка. Не думаю, что он понимал, что это будет шедевр. А ведь получился именно он. Притом, что в криво сшитом из фельетонов и баек «Швейке» нет ни динамики, ни саспенса, ни, по понятным причинам, финала – толковой смотрибельной экранизации на материале не сделаешь. Куда больше, чем немедленно ставший хитом роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», мне нравится написанная им позже и не особенно вроде бы прогремевшая семейная сага «Порою нестерпимо хочется…». Та же история с «Театральным романом» Булгакова по отношению к «Мастеру и Маргарите». Прежде чем получить подлинный, долгосрочный сертификат признания книга может, а в некоторых случаях, возможно, даже и должна потомиться некоторое время. Живых писателей, впрочем, подобный тезис должен утешать не особо.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Великая литература в персональном понимании – это, понятно,  дело частного вкуса, который, впрочем, может и совпадать со стандартами школьной программы. Если бы у меня, будто у крепкого хозяйственника, спросили, какой роман я беру в руки, дабы отвлечься от суеты, я бы назвал «Мертвые души», которые могу читать, что называется, с любого места. Что касается «великих» и «невеликих» образцов от одного автора, то это как с классиками «Битлз» (слушать которых, как и читать «Мертвые души», не будешь ведь каждый день). По отношению к остальной дискографии пластинка Beatles for Sale, возможно, не ахти какой шедевр, однако интересна как очередной, со своими рамсами и нюансами, шаг в развитии группы. «Палисандрия» – определенно не самый лучший роман Саши Соколова, но стоит сравнить ее с любым разоблачительным перестроечным бестселлером типа «ЧП районного масштаба» Полякова, и станет понятно, где мы имеем дело с великой литературой, а где нет. Великий писатель плохо не напишет.

ТАТЬЯНА ЩЕРБИНА, поэт, писатель

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Китайцы считают, что есть пять "великих романов", китайских, естественно («Сон в красном тереме», «Цветы сливы в золотой вазе», «Речные заводи» и тд).  Древние римляне сразу определили великое произведение – «Золотой осел» Апулея, при жизни памятник автору поставили, да и спустя века всяк «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал». Европейцы сошлись на том, что «Божественная комедия» Данте - великая. Сегодня у нее, думаю, немного читателей, как и у великого Гомера. Для последователей иудаизма, понятно, одна есть великая книга, Тора, остальное - игрушки. Шекспир велик, кто бы он ни был в реальности - это уж я от себя. У меня еще есть некоторое уважение к выбору предшествующих культур, но сегодня этот выбор все более индивидуален. Мне все равно, велик Лев Толстой для кого или нет, это не моя литература (например). А моя великая может и не совпадать "с мнением редакции".

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Не согласна, потому, что всяко бывает. Ну, там Дефо баловался с Робинзоном, Кэролл писал Алису не в качестве вклада в литературу, из поэзии - Эредиа писал нарочно "великие" стихи, и его во Франц. Академию приняли, а Бодлера со смехом погнали, когда он сунулся, да и на могилке даже слово "поэт" не написали, просто - сын вдовы генерала Опика. Так что он писал, не зная, что его в великие, пусть и не в Академию, все же примут (может, еще и отчислят, и вообще весь коллектив великих распустят)

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Великим называют то, что повлияло на цивилизацию, культуру, образ мыслей, что закрепило те или иные свойства. Растиньяк, Эмма Бовари, Ромео и  Джульетта, Тартюф, Дон-Жуан, Дон Кихот, в поэзии - это строки, которыми  разговаривают (Гете, Шекспир, ну и в локальных сетях, как у нас - Пушкин)

Можете ли вы назвать примеры великой или не великой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

В великие я бы записала - если брать за всю историю литературы - авторов двести-триста, не сосчитаешь. Я уж назвала некоторых. Без Гомера - куда ж? Без Шекспира, Мольера. Без Апулея. Без Бродского. А кто-то без них живет  запросто (мне вот Байрон, например, ни к чему). У одного писателя? Ну, у всех, даже самых великих, поэтов есть проходные и просто дурацкие стихи. У прозаиков, наверное, тоже, но я не читаю собраниями сочинений, так что и не вспомню.

ВАДИМ ГАСАНОВ, литератор, журналист

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

"Великость" литературы - это слишком субъективное понятие. И не ясно, чем эта великость определяется. Не так давно, когда я учился в 6-м классе, Светлана Ильинична, учительница русского и литературы, утверждала, что Некрасов выше Пушкина, как поэт. Не смешно ль? Или вот Михаил Булгаков. Наверное, сейчас сложно себе представить, но было время, когда великий роман "Мастер и Маргарита" не существовал. Точнее, написан он был, но его никто не читал. Может ли быть великим произведение, которого просто нет для абсолютного большинства людей? Такой вот парадокс: великий роман есть, но для читателей его нет.

Или вот еще: "Песнь о Роланде" - великая литература. Однозначно. А великая ли литература "Парцифаль"? Или "Песнь о Сиде"? Уверяю, они равнозначны, но... одно известно всем, а два других - уже очень сильно не всем. Отчего?  И является ли критерием "великости" известность и популярность?  Поэта Надсона современники считали великим. Где тот Надсон...

Можно было б сказать, что великая литература - это та, которая живет в веках. Хороший критерий. А еще можно сказать, что великая литература - это та, которую взахлеб читают десятки миллионов. Но ведь в каком-то пункте эти два положения станут взаимоисключающими. Так как читают миллионы попсу, а великая литература далеко не всегда популярна. Как быть?
 
Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Если создавать что-то, как "невеликое", то и создавать не стоит. Каждый художник, если он художник, мнит себя гением и создает гениальные произведения. Иной вопрос, считают ли их такими другие.

Но, во-первых великий художник отличается от других тем, что
а) он не может не творить;
б) ему плевать, что скажут об этом другие;
в) он может походя создать произведение на века, сам того не сознавая, так как это у него происходит естественно и само собою.

Поэта Ивана Мятлева никогда не относили к числу "первых", "великих". Зато все знают его строчку: "Как хороши, как свежи были розы..." Оставил одну строчку, но какую! И ведь на века! Он великий поэт или нет? По-моему так: посредственность никогда не сможет написать ни одной великой строчки. Гений может себе позволить написать только одну строку.

Существует также мнение, что "великой" или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Да. Именно так. И только так. Значение произведения могут понять уже современники ("Божественная комедия" Данте, например), а могут только далекие потомки. Повторяю: "великость" - субъективный фактор. Оценочный. Соответственно литература становится великой в момент осознания ее значения.

Но... вроде все так, а что-то гложет. Все-таки мне кажется, что произведение искусства, будучи созданным, живет своей жизнью. И ему плевать, что думаем о нем мы. Может быть все-таки, великое произведение всегда остается великим? Несмотря на то, что мы его еще не прочитали, или не поняли по глупости? В общем, колеблюсь.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Список великой литературы будет списком моей великой литературы. Опять субъективность. Ну вот, например, "Герой нашего времени" - великая литература. И вообще, как прозаик Лермонтов, по моему мнению, выше Пушкина. Да и как поэт: сравните его с Пушкиным в одни и те же возрастные периоды. Но у Лермонтова полно стихотворного мусора. Кстати, как и у Пушкина.

А вот у Гомера нет не великих произведений. Точнее, мы не знаем о них. Значит, нет.

Гоголь великий писатель. "Мертвые души" - первая часть. И вторая. Автор ее сжег, а литературоведы ахают: ах, зачем, ах, это ж ваапще супер-пупер... Автору виднее, что сжигать. Во всяком случае, то, что осталось от второй части, после первой не впечатляет. Или вот еще. Пушкин - великий поэт. Его современник Вельтман - хороший, интересный, но в разряд великих не попал. Но был бы им... если б жил не в 19-м, а в 18 веке.  Кстати вот Дюма-старший. Великий писатель. Но никогда не смог перепрыгнуть "Трех мушкетеров". Оставил кучу мусора. Равно как и Генрик Сенкевич - не все равнозначно. Но чтобы стать великим, ему было достаточно "Потопа".

Строчек "Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так что сыплется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет" хватило б Гумилеву, чтобы стать великим, но... не стал. А Ахматова стала, хотя изящного и скучного мусора у нее не меньше.

АЛЕКСЕЙ КУПРИЯНОВ, историк науки, сотрудник отдела "Передовая наука" "Полит.ру"

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Да, согласен. Прежде всего, потому что об этом говорят. Наличие представлений о великой литературе - социальный факт, с которым я как человек, не чуждый социологии знания, не могу не считаться. С невеликой литературой -- несколько хуже. Рожденная в игре слов как антитеза великой, она охватывает слишком нечеткое множество, о котором нельзя сказать ничего определенного.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Я бы сказал так. Некоторые писатели, вероятно, создают свою литературу, мня ее великой. И тем самым сразу создают ее как таковую. Но стать великой она сможет только тогда, когда с этим согласятся читатели. Желательно много читателей. Желательно не в одном поколении. Многие честные ремесленники писательского цеха пишут без претензий. Впрочем, вряд ли они при этом твердят себе, как мантру: "я пишу не великую литературу, я пишу не великую литературу..." Подробнее -- в ответе на следующий вопрос.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

В целом, я согласен. Не могу быть не согласен, поскольку теоретический задор пост-Блуровского и пост-Латуровского историка науки не велит мне считать иначе. Более подробно объяснить довольно сложно, но я попробую. Начну со своего глубоко личного жизненного мира. Прежде всего, в его тесных границах я считаю великими те произведения, которые дали форму каким-то невысказанным чаяниям, которые научили чему-то важному, без которых я не был бы тем, кто я есть. Их поразительно много, и они поразительно разные. Не возьмусь перечислять их, поскольку только список занял бы не одну страницу. В ответе на следующий вопрос можно увидеть первые три позиции (немного слукавив, я заменил более человечным Пниным магический Дар, который вспомнился первым) из этого мысленного списка, и за ними теснятся десятки других, которые я волевым решением оставил в тени.

Чтение книг, каким бы личным оно ни было после изобретения молчаливого чтения про себя, по сути своей -- глубоко социальный процесс. Не говорю даже о грубо механической стороне литературного дела -- типографиях и респектабельных книжных магазинах, Интернет-библиотеках классики и веб-серверах, через которые распространяется эфемерная литературная контрабанда, отсканированная отважными борцами с коммерческой стороной копирайта (все это, как и просто язык и речь, не нужно и не посильно одному человеку -- нужно, чтобы людей было много). Речь пойдет о другом.
 
Я знаю, что многие из великих для меня книг были так же дороги другим людям. Собственно, они все попали ко мне из рук в руки. В детстве мама читала мне "Дорога уходит в даль", "Два капитана", "Холодный дом"... едва научившись читать сам, я вернулся к ним, и они оставались моими друзьями долгие годы. "Имя розы" и дивные вирши Олейникова я разыскивал с подачи моего учителя в зоологии беспозвоночных и в жизни, с "Игрой в бисер" и  "Доктором Фаустусом" меня познакомил мой друг и старший товарищ по университету, "Повесть о доме Тайра" мне подарил мой друг, с которым мы провели два месяца, странствуя по Приморью и Сахалину в поисках насекомых, томик Гумилева -- девушка, в которую я был безнадежно влюблен в студенческие годы. Что-то я случайно нашел сам, как "Похищение луны" Гамсахурдиа-старшего в маленькой книжной лавочке в Батуми, куда меня снова занесла охота за моими микроскопическими бабочками.

Все эти книги и многие другие были бережно переданы по эстафете дальше -- моим друзьям и ученикам. Они связывают нас в единую сеть, как тонкая игра подарков и обменов, бусы и браслеты связывали воедино рассеянных по островам Меланезии аргонавтов Бронислава Малиновского. Именно из этой сети обменов из рук в руки, из ночных разговоров, препирательств на форумах, сухим остатком профессионализованных ночных разговоров и препирательств, сливаемых литературными критиками на страницы периодики, а составителями учебных программ -- в не-к-ночи-будь-помянутые образовательные стандарты, и вырастает величие книг. Для его призрачного существования не найти другого места.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Да, несомненно. Но здесь речь пойдет прежде всего о моих личных пристрастиях. Думаю, всем уже прожужжали ухи Толстым, но при всей моей нелюбви к нему, не могу не согласится с тем, что "Война и мир" - великая книга. Впрочем здесь я, скорее, поневоле соглашаюсь с предполагаемым большинством. Из моего собственного списка назову "Пнин" Владимира Набокова, "Маятник Фуко" Умберто Эко (русский перевод просто ужасен) и "Король Матиуш Первый" Януша Корчака. Есть много книг, которые бесконечно дороги мне, которые я перечитывал с наслаждением десятки раз, и не побоялся бы назвать великими (например, все, которые упомянуты в ответе на предыдущий вопрос), но эти три пришли в голову первыми. На том и остановлюсь. Им и быть. Что касается великих и невеликих книг одного и того же автора -- сравните ПСС Льва Толстого (целая полка) и скудный список хрестоматийного величия, простирающийся хорошо если на пять-десять названий. Желающие могут покопаться.

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ, писатель

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

Думаю, что и «великая» и «не великая» литература была во все эпохи ее творения. И кстати, одна не может существовать без другой. Как не может быть, например, в спорте один единственный чемпион без всего круга соперников. Великая литература поднимает планку в состязании дарований, но, чтобы взрасти, ей необходима почва – обыденность, в том числе и обыкновенная добротная литература.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Это у всех писателей получается по-разному.  И все же, затаенная мечта многих – создать нечто великое. А дальше – насколько у кого хватает возможностей: внутреннего напора, энергии, представления о гармонии, широты и глубины понимания процессов, адекватности времени, обыкновенной усидчивости, наконец.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Это сложный вопрос. Уверен, что в истории мировой литературы осталось немало великих рукописей, так и не открытых читателем. Они существуют и даже известны узким специалистам. Однажды я наткнулся на созданную в Древнем Египте и, по-видимому, первую повесть человечества, «Скитания Синухета». Скорей всего, она была великой для своего времени, но потерялась по причине смены цивилизаций, и вновь стала известна лишь египтологам в 19-м веке. Или, скажем, затеряйся, не войди в Ветхий Завет гениальная повесть об Иосифе Прекрасном, кто назвал бы ее великой? Видимо, для того, чтобы текст причислили к «великим», требуется, чтобы значительная часть просвещенного общества признала его таковым. А пока признания нет – он как бы и не «великий».  Хорошо было «Войне и миру»: там Тургенев в предисловии к первому французскому изданию сразу сообщил: «Господа! Перед вами великий роман великого писателя». Еще один момент – адекватность текста состоянию общества. Например. несколько раз в ХХ веке в России на моих глазах открывали, причисляли к «великим» и забывали Хемингуэя, Андрея Платонова. У меня такое ощущение (хорошо, если бы оно было ошибочным), что сейчас забываются недавние «великие» Фолкнер, Томас Манн. 

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Могут ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

Да сколько угодно. Например, вряд ли можно назвать великими у Пушкина строки,  которые он посвятил «Клеветникам России». На мой взгляд, ни по какому разряду они великими быть не могут. Но это – рабочая ситуация. Когда человек трудится многие годы, у него обязательно есть и высокие достижения, и провалы. По-видимому, чтобы произведение признали воистину великим для всех времен и народов, оно должно обладать, на первый взгляд, взаимоисключающими достоинствами: точно показывать свою эпоху и одновременно быть адекватным миру читателей последующих эпох, то есть, всегда и везде поставлять пищу для души и ума. Обладать магическим микроскопом, в который видны все движения души человеческой, и одновременно чем-то вроде телескопа, чтобы чувствовать объемность и масштаб людского космоса.  

ДМИТРИЙ ИЦКОВИЧ, ОГИ

Согласны ли вы с утверждением, что "есть великая литература и есть не великая литература"? Почему вы согласны или не согласны с этим утверждением?

У Андрея Дмитриева в повести "Дорога обратно" няня на всякое утверждение спрашивает: "А кто говорит? - Люди говорят. – Ну, раз люди говорят, значит, правда." Ну и по-другому скажу то же самое, про Гамбургский счет. Вот есть картина мира в голове у тех, кто говорит, и если из этой картины некоторый элемент вынуть, то произойдет заметное разрушение. Вот эти элементы и есть "Великое" всякое. Можно даже не читать никогда Гомера или Достоевского, но представиться без них трудно. Понятно, что в другой картине мира, в другой башке обрушения будут происходить от других выемок. Так и рисуются границы цивилизаций.

Существует такое мнение, что "великая литература" создается писателем сразу как "великая", а "не великая" сразу создается писателями как "не великая". Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Сильно, по-разному, бывает. В разных цивилизациях. У нас в последние времена, часто вещь установочная, то есть вот сразу повлиять на всю картину мира. Часто такая установка бывает связана с дилетантизмом, с невстроенностью в профессию и незнанием механизмов этой писательской профессии. От того и кажется "Эх, все смогу!", но без этого, кажется, тоже трудно перепрыгнуть некоторую планку.

Существует также мнение, что "великой"  или "не великой" литература становится после создания, в тот момент, когда можно оценить её значение. Почему вы согласны или не согласны с этим мнением?

Согласен.

Можете ли вы назвать примеры великой или невеликой литературы? Может ли у одного писателя быть образцы "великой" или "не великой" литературы. Например?

То, что я понимаю, что вы называете "великая" - вообще вещь, отчужденная от творца, некий абсолютизированный текст. В него могут попасть не только собственно тексты, но и части интерпретаций жизни, и другие элементы, которые вообще сознательно не создавались.

ОЛЕГ ПОПОВ, рыболов-спортсмен

Кажется, что амбиции - это полезно, когда нужно избежать пролежней. Но когда это относится к той или иной сфере, которую можно оценивать - амбиции ни на что не влияют, это природные свойства. Нельзя, например, сказать, что все брюнеты - великие люди.  Поэтому первоначальный заряд писателя  - обещание "создать великую литературу" - не значит жениться. Чаще всего он вообще ничего не значит.

В литературе и искусстве самое главное - это образы. Откуда они берутся? Как это называют некоторые американцы - есть «бассейн мифов», из которого некоторым писателям удается выудить такую рыбу, о которой после все только и говорят. Либо рассказывают о том, как он её поймал. Либо пытаются закидывать удочку в это же место. Либо рассказывают об этой рыбе. Эта рыба, благодаря удачной рыбалке, явилась миру и изменила мир. Раньше о том, что такая рыба плавает в «бассейне мифов», подозревали, но её никто не видел и не знал - существует она или это миф. И как только её из бассейна вытащили  - и она сама и этот рыболов и эта рыбалка столетиями обрастают рыбацкими историями. Поэтому, мне кажется, что даже великолепный язык, не говоря про всякие остальные штуки, это не обязательный атрибут великой литературы. Великая литература разговаривает образами и должна явить долгожданный, но ранее невиданный образ, который становится безусловным. Поэтому, например, "Дракула" Брема Стокера и "Франкенштейн" Мэри Шелли - это великая литература, хоть и написана говенно. Роберт Стивенсон, Конан Дойль, Герберт Уэллс, новеллы Эдгара По, рассказы Джека Лондона, Томы Соейры Марка Твена - это великая литература, потому что определила американское кино. Книги Александра Беляева и Жюля Верна - тоже великая литература, хотя написаны не важно. А вот если, в книге нет нормальных образов, то всё. Поэтому лирика, например, чаще всего спекулятивное занятие, потому что там авторы пытаются вообще обойтись без образов, а напрямую обращаться к чувствам - "как же я люблю", "как же я одинок", "меня никто не понимает", "меня никто не жалеет", "как же я ненавижу" и т.п. С точки зрения великого рыболовства - это конечно тьфу и горькие слезы, но и это не безнадежно - хорошие композиторы могут использовать это дело для куплетов, и с помощью музыки и исполнительского мастерства все оживет, потому что наполнится образами.

Сложно определять "не великое" - потому что это ведь не значит "плохое". Например, у Стивена Кинга есть великие книги, например, "Темная башня" и т.п. и есть не великие - "Худеющий". Или у Воннегута "Утопия 14" вообще мура, а сразу после этого он вдруг пишет великих "Сирен Титана" и дальше продолжает в том же духе.

Бывает величие в высказывании, в интонации писателя. Такой, например, Лесков. Но это вообще так редко бывает, так что нечего про это и говорить.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ

[в оформлении использован фрагмент картины Константина Сутягина]

Продолжение следует