29 марта 2024, пятница, 08:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 июня 2007, 09:18

Интеграция по-латиноамерикански

Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты - разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения).

Как и в других регионах мира, интеграция в целом движется по восходящей – от низших форм к высшим, но не всегда этот порядок соблюдается строго: интеграционные экономические группировки порой пересекаются с политическими, иногда эти процессы развиваются синхронно, хотя чаще асинхронно – как правило, экономическая интеграция опережает политическую, но в ряде случаев происходит наоборот.

Наблюдатели сталкиваются здесь с множеством наименований, соотношение между которыми стороннему наблюдателю остается не вполне ясным. В этом материале мы попробуем проинвентаризировать основные интеграционные проекты Латинской Америки.

Инструменты сближения

Политическая интеграция Латинской Америки нашла воплощение в деятельности континентального, регионального и субрегионального парламентов, а также парламентов, созданных по этническому или географическому признакам.

Общий Латиноамериканский парламент был создан в декабре 1964 г. В него входят парламенты 23 государств. Главная цель – формирование латиноамериканского сообщества наций, содействие достижению экономической, политической, социальной и культурной интеграции стран континента.

В состав Андского парламента, учрежденного в октябре 1979 г., вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Официальное открытие Центральноамериканского парламента состоялось в октябре 1991 г. В нем участвуют Гондурас, Никарагуа. Панама и Сальвадор. Амазонский парламент был образован согласно Договору об Амазонской кооперации от 3 июня 1978 г. Учрежден он был в Лиме (Перу). Формируется из представителей парламентов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама и Эквадора.

Специфическая роль отводится Индейскому парламенту Америки, основанному в 1987 г. Он включает всех законодателей-индейцев из 18 стран Западного полушария, включая Канаду и США. Его главная цель – обсуждение проблем коренного населения, путей и способов их решения.

В декабре 2004 г. был сделан важный шаг по пути дальнейшей политической интеграции – конституировалось Южноамериканское сообщество наций (ЮСН). В его состав входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор.

Сообщество охватывает территорию в 17,3 млн кв. км. Численность населения – 361 млн человек. Совокупный внутренний валовой продукт составляет 997 млрд долл. Регион – первый в мире экспортер продовольствия, обладает наибольшими экологическими запасами планеты, богатейшими залежами энергетического и минерального сырья. Сообщество со временем намерено превратиться в некое подобие Европейского Союза с прозрачными границами, единой валютой и наднациональными органами. Лидером ЮСН является бразильский президент Луис Инасио (Лула) да Силва, пользующийся заслуженным авторитетом в международном сообществе.

Наиболее динамичным интеграционным объединением является Южноамериканский общий рынок (Меркосур), образованный 1991 г. в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. На правах ассоциированных членов в него вошли Боливия и Чили. В 2005 г. в Меркосур в качестве полноправного члена вступила Венесуэла.

В рамках Меркосур действует совместная парламентская комиссия, образованная в марте 1991 г. Она формируется из 64 парламентариев и такого же числа их заместителей из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Комиссия является представительным органом парламентов государств-членов Меркосур. На последнем саммите, проходившем под занавес минувшего года, принято решение о преобразовании парламентской комиссии в полноценный парламент.

Еще раньше, в 1969 г., было создано Андское сообщество наций (АСН), включившее Боливию, Венесуэлу, Колумбию. Перу и Эквадор. В 1998 г. Меркосур и АСН заключили соглашение о сотрудничестве.

Имеются и другие субрегиональные структуры, в частности Центральноамериканский общий рынок, образованный в 1960 г., и Карибское сообщество, созданное в 1973 г.

Особняком в ряду политических объединений стоит Организация американских государств (ОАГ) – структура, включающая 34 страны Западного полушария. Она была создана в 1948 г. Когда-то советская пропаганда именовала ее «министерством колоний США». Ныне от клише отказались. СНГ – это тоже некое подобие ОАГ. В настоящее время ОАГ, в соответствии с Демократической хартией Америки, одобренной в 2001 г., осуществляет мониторинг политических процессов в регионе. Делегировав организации такие права, страны не рассматривают это как вмешательство во внутренние дела. Весьма значительной оказалась роль организации в разрешении острейшего кризиса в Перу, разразившегося в 2000 г. после громкого коррупционного скандала и последующего бегства президента Альберто Фухимори на свою историческую родину, в Японию.

Яблоко раздора, или камень преткновения

Споры и трения на современном этапе вызывает проект создания Общеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), инициированный Соединенными Штатами. Он рассматривается как логическое продолжение Североамериканской зоны свободной торговли, созданной в 1994 г. в составе Мексики, США и Канады. Реализация проекта буксует. Противоречия с новой силой обозначились в ходе IV Саммита Америк, проходившего в ноябре 2005 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата. Определились три позиции.

Первую отстаивают США, Канада, Мексика, Чили, практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Они выступают за продолжение переговоров, учитывая, что многие уже заключили с Соединенными Штатами соглашения о свободной торговле. Эту точку зрения последовательно отстаивал тогдашний мексиканский президент Висенте Фокс. Необходимость форсирования переговоров он аргументировал, в частности, тем, что именно США являются ведущим торговым партнером большинства стран.

Промежуточной линии придерживались Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. Дальней судьбу Зоны свободной торговли они увязывали с завершением так называемого Дохийского раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации, где происходят острые дебаты относительно субсидий, предоставляемых развитыми государствами сельскохозяйственным производителям, – субсидии препятствует выходу на мировые рынки товаров из развивающихся стран.

Непримиримую позицию по отношению к АЛКА изначально занял Уго Чавес, заявивший, что она умерла и он приехал ее хоронить, прихватив с собой лопату. Об этом венесуэльский президент говорил и на встрече антиглобалистов, проходившей накануне саммита. По возвращении домой он обрушился с резкой критикой в адрес Фокса.

Фактор Чавеса

В контексте интеграционных процессов в Западном полушарии следует особо сказать о «факторе Чавеса». Венесуэльский президент выступает в роли своеобразного возмутителя спокойствия. Он позиционирует себя как категорический противник всех инициатив Вашингтона. Ссылаясь на идею Симона Боливара объединить государства континента, он задумал и стал претворять в жизнь собственный проект под названием Боливарианская альтернатива для Америк. Сразу по обнародовании этого проекта к нему официально присоединилась Куба, затем – Боливия, а с недавних пор и Никарагуа.

Альтернатива является не интеграционным объединением в подлинном смысле этого слова, а субсидиарным проектом, в рамках которого Венесуэла пытается посредством крупных финансовых вливаний сплотить на политической основе присоединившиеся страны, в противовес США. Исходя из этого, Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, поскольку Колумбия и Перу согласились заключить договор о Свободной торговле с Соединенными Штатами Америки. В отличие от Чавеса, более умеренные, толерантные лидеры левоцентристского толка (Лула, Нестор Киршнер и Табаре Васкес – президенты Бразилии, Аргентины и Уругвая) стараются по возможности избегать прямой конфронтации с администрацией Белого дома, ведут переговоры, стремясь найти взаимоприемлемые решения.

Раздвигая горизонты

В 1999 г. интеграция шагнула за рамки региона. В Бразилии состоялся первый саммит Латино-Карибской Америки и Европейского Союза. С тех пор встречи лидеров двух континентов проводятся регулярно. Во встрече, состоявшейся в мае 2004 г. в мексиканском городе Гвадалахара, участвовали и новички, только вступившие в ЕС. Следующий саммит прошел в мае 2006 г. в Вене, когда Австрия председательствовала в ЕС. Договоры о свободной торговле с ЕС уже заключили Мексика и Чили. По этому пути идут и другие страны.

Мексика, Перу и Чили активно участвуют в работе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 22 экономики мира. Два форума АТЭС прошли в Латинской Америке – в Мексике в 2002 г. и в Чили в 2004 г.

10-11 мая 2005 г. в столице Бразилии прошел саммит Южноамериканского сообщества наций и Лиги арабских государств. Идея встречи принадлежала Луле.

У каждой из этих организаций есть множество собственных «болячек». Диспропорции в экономическом развитии, социальные контрасты, различия в политическом устройстве. Против кого они собираются «дружить»? Скорее не против, а «за» – за создание благоприятных внешних условий для решения национальных проблем. Просто появилась еще одна площадка для диалога, сверки часов, обмена мнениями, для укрепления политических, экономических и культурных связей во имя достижения равновесия, координации действий на многосторонних форумах. Мотор этого процесса – Лула – толерантный политик, стремящийся искать и находить компромиссы, старающийся избегать конфронтации. Предусматривается повышение уровня кооперации, поощрение взаимных капиталовложений, более рациональное использование экономического потенциала обоих регионов (фактор, сдерживающий связи, – отсутствие транспортных коммуникаций, прямого морского и воздушного сообщения). Еще одна задача – заручиться поддержкой в деле избрания Бразилии постоянным членом Совета Безопасности ООН.

.По утверждению Лулы, открывшего форум, значимость мероприятия заключалась в том, что «обрисовалась контуры новой международной политической, экономической и торговой географии, закладывается прочный фундамент моста между цивилизациями».

Встреча завершилась принятием «Декларации Бразилиа». В ней зафиксировано намерение «крепить исторические узы», соединяющие регионы, а также готовность «выработать повестку дня устойчивого экономического и социального развития». Участники форума, подчеркивалось в документе, выступают за «демократизацию международных организаций, с тем чтобы голос развивающихся стран был услышан». Подписано соглашение между Меркосур и Советом сотрудничества стран Персидского залива о создании в перспективе зоны свободной торговли. Проведение II саммита намечается в 2008 г. в Марокко.

Эта инициатива органически вписывается во внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию Бразилии. Одним из ее ключевых направлений является сотрудничество по вектору «Юг-Юг». Оно входит в число приоритетов правительства. Лично президент в сопровождении предпринимателей осуществил ряд поездок по африканским странам с целью расширить связи с «черным» континентом. Здесь, помимо всего прочего, принимались во внимание и этнические факторы – значительную часть населения Бразилии составляют потомки вывезенных рабов.

Сближение с арабскими странами тоже порой подталкивается человеческим фактором – в Южной Америке имеются многочисленные арабские диаспоры, заинтересованные в расширении связей и контактов. По оценкам экспертов, на континенте проживают 17 млн арабов и их потомков. Около 6 млн – мусульмане, остальные – христиане сирийско-ливанского происхождения. Так, например, выходцы с Ближнего Востока составляют значительную и влиятельную часть правящей элиты в Эквадоре. Достаточно указать на экс-президентов Абдалу Букарама и Джамиля Мауада, и этот список легко продолжить. Предки бывшего главы аргентинского государства Карлоса Сауля Менема переселились на континент сравнительно недавно. Немало выходцев из арабского мира и среди богатейших людей региона.

Важным шагом на пути взаимодействия по линии «Юг-Юг» стало образование союза между гигантами второго эшелона – Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой. Они поставили задачу сложить усилия стран, вытесняемых на обочину развития. Это «трио», чей демографический ресурс превышает 1 млрд 200 млн человек, уже сумело зарекомендовать себя эффективным объединением.

Важной формой трансконтинентальной интеграции является регулярно созывающийся Ибероамериканский саммит, где наряду с Испанией и Португалией представлены 22 латиноамериканские страны. XV встреча в верхах состоялась в испанском городе Саламанка в октябре 2005 г. Спустя год, в ноябре, в столице Уругвая Монтевидео прошел очередной саммит. На нем обсуждался вопрос миграции. Правда, последняя встреча оказалась менее представительной, чем предыдущие. В ней, по разным причинами, не приняли участие президенты Аргентины, Бразилии и Венесуэлы.

Резюмируя, можно сказать, что при всех издержках, трудностях и различиях интеграция является очень значимой тенденцией для латиноамериканских государств: проектов много, причем не только на бумаге. Какие из этих них окажутся эффективными сами по себе, какие послужат основой для более широких объединений, а какие отомрут – покажет время.

Обсудить статью

См. также другие тексты автора:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.