НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 июля 2007, 09:18

Газовая экспансия

Как показывает недавнее интервью главы «Газпрома» Алексея Миллера, структура, некогда известная как газовый холдинг, пытается себя перепозиционировать как глобальную энергетическую компанию, сохраняющую статус газового монополиста внутри страна, расширяющую экспансию за рубеж, а также в смежные сектора – уголь, нефть, электроэнергетику и т.п. На этом пути у компании есть помехи, но они, кажется, успешно преодолеваются.

Одной из главных помех, похоже, является отечественный потребитель газа. Он по-прежнему является не самым удобным покупателем. Как следует из очередного годового отчета компании, самые низкие доходы она получила, продавая газ на российской территории. В 2006 г. выручка от продажи газа на российском рынке составила 356 млрд. руб. (рост на 15%), а объемы поставок газа выросли на 3 % и достигли 316 млрд. кб. м.. В свою очередь, страны СНГ и Балтии, потребив меньше газа, заплатили за него совсем другую сумму. В 2006 г. поставки газа «Газпромом» в страны СНГ и Балтии составили 101 млрд. кб. м, (рост на 32%), причем рост выручки от продажи газа составил сто млрд. руб. (на 94% по сравнению с 2005 г.), и общий объем продаж составил 210 млрд. руб. Но надо понимать, что эти замечательные финансовые результаты были получены не просто так, а вследствие серьезного выкручивания рук сначала украинским, а потом и белорусским газовым компаниям, свидетелями чего мы были два последних года.

Наиболее платежеспособным покупателям ничего не надо было выкручивать, они сами с готовностью несли деньги в кассы «Газпрома», и при этом еще предлагали инвестиции как в расширение добычи газа, так и в его транспортировку. В отчетный период самым благонадежным потребителям, то есть в европейские страны, было продано 162 млрд. кб. м газа, что на 3,5% выше уровня 2005 года, а выручка от продажи газа выросла на 37 % и составила 846 млрд. руб.

Сопоставляя для каждых из трех рынков сбыта объемы поставок газа в натуральном выражении и в денежном выражении, мы можем получить своего рода  коэффициенты финансовой привлекательности: поставка 1 кб. м газа российским потребителям приносит «Газпрому» 1 рубль выручки, поставки в страны СНГ и Балтии – 2 рубля, ну, а поставка 1 кубометра газа в дальнее зарубежье – 5 рублей. Соответственно, российский рынок для «Газпрома» в 5 раз менее выгоден, чем европейский, и отсюда вытекает вся его политика – снижать поставки газа на внутренний рынок путем постоянного повышения цен.

Под сильным давлением корпорации правительство России ноябре 2006 г. приняло решение об увеличении предельных значений цен на газ на период до 2010 г.: в 2007 г. они могут возрасти на величину до 15 %, в 2008 г. – до 25 %, в 2009 г. – до 20 % и в 2010 г. – до 28 %. Конечно, этот график повышения цен достаточно пологий, но, судя по реальному положению дел, «Газпром» решил его перевыполнить. Во всяком случае, для рядовых потребителей цены на газ за первое полугодие уже возросли на 47%, а со второго полугодия повысится на 67%, то есть больше чем в два раза за один год. Это вполне сочетается с планами корпорации довести доходность продаж на внутреннем рынке в 2011 г. до европейского уровня (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин).

Естественно, повышая цену газа для внутренних потребителей, которым это все крайне неприятно, газовая компания старается смягчить условия получения голубого топлива. Розничным потребителям, например, она обещает расширение газификации домовладений и квартир на 15% за год, с тем, чтобы довести их число до 13 млн. чел. При этом, однако, не учитывается, будут ли они готовы платить за это топливо ту цену, которую хочет получить от них поставщик.

Повышение цен и рентабельности работы на внутреннем рынке должно привести, по мнению руководителей корпорации, к нормализации структуры топливно-энергетического баланса. Иначе говоря, это значит, что, столкнувшись с резким подорожанием газа, его потребители, в первую очередь – энергетики, а во вторую – коммунальные службы, будут вынуждены отказываться от газа и замещать его углем. А высвободившиеся вследствие этой структурной перестройки объемы газа корпорация перенаправит на экспорт в Европу, так как там, как мы уже знаем, за 1 кб. м газа можно получить целых 5 рублей.

Нельзя сказать, чтобы эта политика была очень полезна всем секторам российской экономики, но зато она отвечает желанию усилить внешнеполитические рычаги российского руководства, позволяет продолжить экспансию на внешний рынок, а также возвращает важное место еще одной хозяйственной отрасли – добыче угля.

При этом, замещая газ углем, «Газпром» не намерен просто так отдавать внутренний рынок топлива другим производителям, то есть угольным компаниям. «Газпром» сам намерен стать крупнейшим производителем угля, получая прибыль, хоть и небольшую, от его реализации. Для этого он пытается создать совместную компанию с одной из угольно-энергетических компаний, СУЭКом, чтобы получить доступ и к угольным предприятиям, и к электростанциям, которые потребляют уголь или которые можно перевести на уголь. Правда, регулирующие органы пока не дают на подобного рода сделку согласия, но, пробивные способности «Газпрома» известны очень хорошо.

Еще один проект «Газпрома» в энергетике – это добыча нефти. Уже сейчас объем годовой добычи нефти и конденсата группой «Газпром» достиг 45,4 млн. тонн. Запасы жидких углеводородов Группы составляют 2,6 млрд. тонн, что позволяет к 2020 г. выйти на объемы годовой добычи до 80 млн. тонн. Это, вообще говоря, столько же, сколько сейчас добывает «Роснефть» после присоединения нефтяных активов ЮКОСа. Таким образом, если планам «Газпрома» в области нефтедобычи удастся реализовать, то в России будут три нефтяных компании с приблизительно одинаковым объемом добычи – «ЛУКойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».

См. также:

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.