29 марта 2024, пятница, 18:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

08 августа 2007, 17:43

Пошли вон!

Череда произошедших и ожидаемых отставок губернаторов говорит о том, что Кремль начал «зачистку» регионов. Однако настоящих губернаторов-тяжеловесов она не пока не касается – необходимо обеспечивать явку и результат на выборах. Впрочем, за каждой отставкой тянется своя конкретная история. Мы насчитали четыре базовых мотивации отставки.

Кого?

«Последний год Путина» может запомниться большим  числом отставок губернаторов. Вчера Владимир Путин отправил в отставку губернатора Сахалина Ивана Малахова, а на прошлой неделе – новгородского Михаила Прусака. Поговаривают, что в скором времени своего поста может лишиться пермский губернатор Олег Чиркунов. Причем, список отставников может расширяться и в дальнейшем. «Когда переходили на систему назначения губернаторов, кадрового резерва у АП фактически не было, а требовалось переназначить почти 90 губернаторов. Теперь же требуется переназначить чуть более 10 и это дает возможность критически к ним относиться», – полагает эксперт Института региональной политики Алексей Титков.

Комментарии наблюдателей сводятся к следующему – это «фьючерсная зачистка» местных князьков, результатом которой должна стать спокойная жизнь преемника Владимира Путина на посту президента. Как говорил в интервью «Полит.ру» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, отставник Прусак был наследием ельцинской эпохи, принадлежал другому поколению, которое постепенно уходит. Отставки руководителей того призыва вполне в этом смысле закономерны.

Второе соображение наблюдателей – регионы, где меняют губернаторов на региональных выборах, показали значительный протестный потенциал. То есть – «Единая Россия» в том же Новгороде выступила довольно скромно. Правда, выборы на Сахалине проходили до изменения выборного законодательства. К тому же, привлекательность Сахалинской области с электоральной точки зрения и вовсе сомнительна, ведь весь областной электорат не больше полумиллиона.

Ни одно из этих объяснений не является исчерпывающим, но логика отставок ясна даже исходя из этих мотиваций. Первое – Кремлю легче договариваться с теми губернаторами, которые в условный план зачистки не внесены. Мы уже писали о концепции развития Дальнего Востока и саммите АТЭС. Проблема Приморья понятна – кто будет осваивать почти $6 млрд, вопрос далеко не праздный. Губернатор Приморья Дарькин слывет человеком понятливым – Малахова с соседнего Сахалина убрали, собственного вице-губернатора Шишкина могут посадить за взятку аж в (страшно подумать!) 1,2 млн рублей – то есть за 50 тысяч долларов. Иными словами – надобно губернатору Дарькину смириться с тем, что $6 млрд распределять  будут совсем другие люди. Например, «питерские» в лице недавно назначенного советника президента по вопросу организации саммита АТЭС Сергея Ушакова. Сергей Ушаков весьма кстати имеет опыт работы в Ленинградском КГБ. Или, скажем, полпред президента в Дальневосточном округе Камиль Искахов.

Без участия полпреда не обошлась и отставка новгородского губернатора. На смену ему был назначен бывший заместитель министра сельского хозяйства. Но до этого Сергей Митин несколько лет проработал замом министра промышленности, а ныне полпреда президента в Северо-Западном округе Ильи Клебанова. Так что фактор дружбы с полпредом для того, кто хочет стать губернатором, похоже, становится значимым, если не определяющим.

Второй важный момент – полпреды напрямую не участвуют в отставке губернаторов, отставка – это решение федерального центра. И федеральных же политических центров влияния. Классический пример – Сахалин. Губернатор Малахов и его администрация, по крайне достоверным слухам, всячески противодействовали вхождению «Газпрома» в проект «Сахалин-2». В публичной сфере это, например, вылилось в конфликт с федеральным Росприроднадзором: в ходе сахалинской истории главу сахалинского управления ведомства то увольняли, то не увольняли. Интересно и другое обстоятельство – в предварительный региональный список от «Единой России» вошел президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. А кроме Богданчикова – его давний соратник, недавно уволившийся из «Роснефти» – Николай Борисенко. Таким образом, «Роснефть» и – вполне вероятно – ее кремлевский куратор Игорь Сечин зафиксировали свой интерес к региону. Логично, что будущим губернатором Сахалина станет именно Александр Хорошаев – «человек Богданчикова».

За что?

В этом контексте отставка Малахова приобретает множество оттенков и дает повод заключить: каждая отставка губернатора – отдельно взятая история. Варианты варьируются в различных соотношениях, но условно их можно свести к четырем типам.

Первый тип – «конфликт представленных в регионе корпораций». Такова, по некоторым данным, отставка главы Ненецкого автономного округа Баринова (в регионе присутствуют «Лукойл» и «Роснефть»).

Второй вариант – «месть федерального чиновника или бизнесмена». Такова – с оговорками – отставка губернатора Малахова, который «заплатил» за позицию по «Сахалину-2». Такой же отставкой будет (если состоится) отставка губернатора Архангельской области Николая Киселева, у которого за плечами имеется конфликт с «теневым» владельцем Архангельского ЦБК Владимиром Крупчаком.

Вариант третий – «повышение». Самый приятный для губернатора вариант завершения карьеры – перевод в центр на высокий чиновничий пост. Такой была отставка главы Пермской области Юрия Трутнева (перешел на пост главы Минприроды России в 2004 году), главы Тюменской области Сергея Собянина (возглавил Администрацию Президента России в 2005 году). Отчасти в эту же категорию попадают бывший саратовский губернатор Аяцков (должен был возглавить российскую дипмиссию в Белоруссии, но воспротивился президент Лукашенко) и экс-губернатор Приморья Наздратенко (возглавил Госкомрыболовства). «Повышение» двух последних воспринималось крайне скептически, но с тех пор уже нескольких губернаторов пытались отдать под суд, а бывших губернаторов осудили, так что господа Аяцков и Наздратенко могут быть вполне зачислены в категорию «повышенцев».

Наконец, последний тип отставки – «политическая отставка». Это отставка губернатора Камчатки Машковцева – он настоящий коммунист и, по сути, последний «красный» губернатор. Сюда же относится отставка ивановского губернатора Тихонова. Объединение регионов и плохие результаты «Единой России» привели к падению Амурского губернатора Короткова и главы Тувы Ооржака (сюда прибавилось неумение избежать слишком острого раскола элит).

Куда денешься?

Куда уходят губернаторы, в какие города? Про повышение все ясно – губернатор отставник «заслужил», либо «выслужился». Синекура – тоже вполне очевидный вариант. Ее заслужили в результате семь путинских отстаников-губернаторов, включая уже упомянутых Машковцева, Аяцкова и Прусака – они вошли в спецкомиссию при Госсовете. Как похвалился Аяцков недавно, вошли в «золотой фонд президента». И получили официальную зарплату в 6 тысяч рублей.

Прибавить к ним стоит и экс-главу Петербурга Владимира Яковлева, который после некоторых аппаратных мытарств занял пост главы Министерства регионального развития. По статусу он типичный «повышенец», но министерство его – по сути – заштатное и – по впечатлению – создавалось едва ли не под Яковлева лично.

Впрочем, везет не всем. Некоторые губернаторы уходят в политическое забытье. К тому же, назначенных, а не избранных губернаторов забыть еще проще – их можно просто выкинуть из «политической колоды». А некоторым особенно несговорчивым губернаторам и хорошо бы, чтобы про них просто забыли, но приходиться отвечать за свою деятельность в суде. Здесь следует оговориться – не стоит четко связывать мотивацию чиновника или бизнесмена, инициирующего отставку губернатора, и дальнейшую деятельность бывших глав регионов. Закономерно было бы, скорее, если бы господин Наздратенко отвечал в суде или возглавил бы, для примера, Минпромэнерго. Однако кадровая политика администрации Владимира Путина строится по другим принципам – стоит вспомнить хотя бы обилие «питерских» во власти.

Впрочем, закономерностей и так хватает. Наиболее яркая следующая – отмена выборности глав регионов привела де-факто к перераспределению ресурсов в пользу федеральных структур, а лишь потом – к массовым отставкам губернаторов. Пока это все не касалось губернаторов-тяжеловесов – Лужкова, Шаймиева, Рахимова, Филипенко. Однако отставка первого за последние несколько лет тяжеловеса (во всяком случае – бывшего некогда тяжеловесом), Прусака, свидетельствует, что принцип «незаменимых у нас нет» может возобладать над «кадры решают все». Но это будет уже во время политического цикла 2008-2012.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.