1 декабря 2020, вторник, 21:57
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 августа 2007, 01:19

Семиотические аспекты "индексальной" загадки

"Полит.ру" публикует главу из книги известного слависта и семиотика, представителя Тартуско-Московской семиотической школы Маргариты Лекомцевой "Устроение языка", вышедшей в издательстве "ОГИ" в рамках серии "Нация и культура: новые исследования". Книга посвящена широкому кругу лингвистических и семиотических проблем: от балтийского субстрата русского аканья до правил гадания на картах и латышских заговоров, от типологии метрических систем — до риторической структуры «Похвального слова Кириллу Философу» Климента Охридского, стихотворений Хлебникова, Целана, Вациетиса и прозы Филонова, от варьирования церебральных согласных в санскрите до смысловой стороны изобразительного искусства аборигенов Австралии, от принципов метрического перевода до фонологических аспектов речи афатиков, от квантитативной типологии языков — до семиотической структуры мультипликационного фильма. В настоящей главе речь пойдет о загадке как области семиотики на примере типа загадок, использующих прямую номинацию.

Л. Витгенштейн в своих заметках о книге Д. Фрэзера «Золотая ветвь» обратил внимание на то, что описываемые Фрэзером культуры вовсе не предполагают каузальных связей, отличных от предполагающихся, скажем, современной европейской культурой. Что существенно отличает их от последних — так это иной способ символизации. Магия использует различные виды символизма и прежде всего символы, связанные с вербальным кодом. «Это, конечно, не объяснение, но это просто подставляет один символ вместо другого. Или: одну церемонию вместо другой»[1].

И определение, и анализ загадки переходят в область семиотики. П. Гжибек заметил, что уже у Дж. Дандиса «функциональный критерий можно однозначно идентифицировать как семиотическую функцию в узком смысле»[2]. В основополагающей работе Т. Я. Елизаренковой и В. Н. Топорова «О ведийской загадке типа brahmodya»[3] проанализирован один из древнейших типов загадок и установлены общесемиотические закономерности в соотношении загадки как обмена знаками и ритуала, определена структура денотативного пространства загадок как сакрально маркированного, выявлена последовательность в загадывании загадок — т.е. образование из минимальных вопросов и ответов супертекста, соответствующего иерархии устройства мира. В системе этих многочисленных соответствий особенно значима инверсия, или обратное соответствие. Инверсия охватывает как роли загадывающего и отгадывающего, так и отношение знака и денотата, как роли субъекта и объекта, так и отношение означающего и означаемого. Анализ гимна богини Речи показывает, что «“онтологически первичным” является текст звукового уровня», который несет «сакральный смысл (в частности, ответы на загадки) в его звуковой форме»[4]. В настоящей статье делается попытка дать семиотический комментарий к самому элементарному, может быть, типу загадок — а именно, таким загадкам, в которых используется — по крайней мере на первый взгляд — только прямая номинация. Метафоризация и другие способы косвенного обозначения, различные виды символизации в загадке остаются за пределами рассмотрения. Не включаются сюда и загадки — математические задачи и загадки, основанные на каламбурах.

Естественно, загадка рассматривается как двухсоставная структура,— вопрос и ответ связаны не только по смыслу, но и по форме (анаграмматическая традиция в загадках была обнаружена давно[5].

Для рассмотрения семиозиса загадки с прямой номинацией рассмотрим известную загадку Самсона (Книга судей Израилевых, XIV). Здесь мы видим классическую иллюстрацию обмена знаками (= загадками), дарами и женщинами во время свадьбы — одного из главных «ритуалов перехода».

XIV. «И пошел Самсон в Фимнафу, и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских.

2. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей, и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жены.

3. Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.

4. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.

5. И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своей в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев, рыкая, идет на встречу ему.

6. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было, и не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал.

7. И пришел и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону.

8. Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед.

9. Он взял его в руки свои, и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.

10. И пришел отец его к женщине, и сделал там Самсон пир, как обыкновенно делают женихи.

11. И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем.

12. И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира, и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов[6] и тридцать перемен одежд;

13. Если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем.

14. И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадки в три дня.

15. В седьмой день сказали они жене Самсоновой: уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?

16. И плакала жена Самсонова перед ним, и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?

17. И плакала она перед ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей; ибо она усильно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего.

18. И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, а что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки».

19. И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего.

20. А жена Самсонова вышла за брачного друга его, который был при нем другом».

Свадьба эта превращается в повод к войне с филистимлянами («Самсон сказал им: теперь я буду прав перед Филистимлянами, если сделано им зло». XV, 3), обмен дарами оборачивается убийством, Самсон не стал разгадывать предложенную ему загадку о любви (Что слаще меда, и что сильнее льва?), которая перефразировала отгадку на его загадку — он уже был уязвлен вероломным коварством женщины и тридцати друзей из филистимлян.

Но почему они не смогли отгадать загадку Самсона? Если бы он загадал ее роботу, который знал, что «самый сильный — лев», «самое сладкое — мед», «лев — кто ест, ядущий», «мед — что едят, ядомое», то он мгновенно бы ответил: «лев превратился в мед». Но в человеческом опыте филистимлян такого быть не может. Это — исключительное переживание, особый опыт Самсона. Когда Самсон «растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было», он понял, что стал «сильнее сильного»; — потому что «сошел на него Дух Господень». Но священный трепет не дал сказать ему отцу и матери, «что он сделал». Когда через несколько дней он зашел посмотреть, есть ли труп льва, он увидал труп, но вокруг его — не мухи и не птицы, как бывает, а «рой пчел в трупе львином и мед». Он проверяет, не галлюцинация, не видение ли это: он взял мед и «ел дорогою», «и дал отцу своему и матери своей — и они ели». Свое новое знание он выражает в загадке. Загадка как весть об этом знамении распространяется всюду, где Тора — священная книга. Ср. русскую загадку в собрании В. В. Митрофановой[7]: От ядущего ядомое изыде и от крепкого сладкое. Характерный ответ: «Самсон, пчелы, лев, мед» [5184]. Английский вариант: Out of the eater came something to eat; | Out of the strong came something sweet.

С помощью этой загадки Самсон проверяет, знают ли филистимляне, как действуют, когда сходит Дух Господень, верят ли они во всемогущество Духа. Но филистимляне не только не знают этого, но и чтобы узнать это, не удерживаются на приличном для человека уровне, — они не хотят узнать разгадку даже за малую цену в тридцать синдонов и тридцать перемен одежд, как договорились, а начинают шантажировать жену Самсона.

С точки зрения семиотики особенно важно то, что мы здесь сталкиваемся с разными «постулатами веры и знания» у различных участников речевого акта. Развивая идеи позднего Л. Витгенштейна, К. Мудерсбах сформулировал теорию семантики, в которой исходной является система отдельного участника общения, однако это — система, которая включает гипотезы относительно систем других участников речевого акта[8].

Поэтому начало общения и обмена (дарами, женщинами, знаками (уважения...)) должно начинаться с проверки соответствующих гипотез и установления и поддержания «канала связи». Здесь актуализируется фатическая функция Р. Якобсона, однако в данном случае уместнее говорить о «фатическом общении» (phatic communion) в смысле Б. Малиновского[9]. О. Ханфлинг обратил внимание на то, что в естественном языке нет четкой границы между «правильным» и «неправильным» употреблением знаков. Употребление знака в индивидуальной системе имеет по отношению к его употреблению в других системах характер «семейного сходства», а не разрыва[10]. Нормативизация употребления знаков создает основу для согласия в межчеловеческом общении. Неточность, двусмысленность, неопределенность значения некоторых выражений навязывает ложные образы, создает обман. «На определенном уровне загадку можно рассматривать как своего рода метаязык, поскольку она определенно является средством анализа самых существенных черт того или иного языка»[11]. Загадка — «метаигра», которая ведет к пониманию мира не непосредственно, а через прояснение и «прозрачное представление» (übersichtliche Darstellung в смысле Л. Витгенштейна) переживаний и событий в их символической взаимосвязи.

Выделенная Р. Якобсоном поэтическая функция языка играет в загадках, как подчеркивалось многими исследователями — от Аристотеля до П. Г. Богатырева[12] — первообразующую роль. С семиотической точки зрения особенно важно то, что ex paribus загадки характеризуются метаязыковой функцией. Действительно, эта функция, которую выделили Ч. С. Пирс и К. Бюлер и которая у Р. Якобсона получила классическое определение, целиком и полностью относится к любой загадке — поскольку первичной функцией загадки остается верифицировать, используют ли говорящие (загадывающий загадку и отгадывающий ее) один и тот же язык, употребляют ли они выражение языка в одном и том же смысле. Т. В. Цивьян отметила, что «особенно показательны загадки, где ответы представляют собой словарь или алфавит, модели мира, а текст (загадывание) соответствует словарной статье, т.е. дает полную формальную и семантическую информацию для данной лексемы, указывая к тому же и способы связи с другими лексемами или перехода от одной лексемы к другой (кодирование и перекодирование). Перетекание такого рода демонстрирует и взаимо­связанность всех составных элементов в модели мира»[13].

В этой связи понятна роль лексем, значение которых определяется исключительно контекстом — лексем, которые Дж. Райл называл индексалами[14] (правда, Райл имел в виду при этом знаки-индексы: я, здесь, сейчас и т.п., так как употреблял слова «контекст» и «значение» в более широком смысле). Однако это определение удивительно точно подходит к контекстно связанным или семантически рестрикционным лексемам, в связи с чем загадки на такие «индексалы» можно условно назвать «индексальными».

Собственно лексемы выступают здесь уже как представители семантического поля, которое организует определенное соотношение лексем внутри поля. Соотношение самих полей определяет специфику картины мира. Развивая идеи И. Г. Гердера и В. Гумбольдта, И. Трир писал: «Каждый язык расчленяет бытие своим особым образом, создавая тем самым свою особую картину бытия (ihr besonderes Seinbild) и устанавливая свои, именно данному языку свойственные концепты»[15]. Работавший вместе с И. Триром Л. Вайсгербер описал потом «картину мира немецкого языка» (характерно название книги “Vom Weltbild der Deutschen Sprache”[16]), в которой сформулировал параллельно с Э. Сэ­пиром и Б. Л. Уорфом теорию лингвистической относительности.

То, что значение лексемы определяется ее местом в структуре семантического поля («поля Трира»[17]), особенно наглядно выступает в терминах родства. Здесь можно отвлечься от многочисленных исследований в этой области и обратить внимание на такие загадки, в которых задача состоит именно в оперировании лексемами как элементами поля. Так, в загадке Шуринов племянник как зятю родня? = Сын [1690] охватывается четыре элемента поля и два направления идентификации. Идут три человека: одного отца-матери дети, меж собой не братья = Сестры [1691]. Здесь в фокусе оказывается пять элементов поля родства. Интересна загадка с четырьмя элементами и неожиданно рефлексивной идентификацией: Сын моего отца, а мне не брат = Я сам [1693].

Классификация явлений — предполагаемые языком отношения рода и вида проявляются, напр., в загадке о комаре: В мае месяце четвертой тысячи Появился ни рак, ни рыба, ни зверь, ни птица, ни человек. Нос долог, голос тонок. Летит кричит, сядет молчит. Цари его боятся, короли страшатся. Кто его убьет, тот свою кровь прольет [781]. (Ср.: Ни корабль, ни лодка, ни весел ни паруса, а плывет, не тонет. = Плот [4495]), где очевидна как минимум шестичленная классификация живых существ. В загадке о хмеле «играют» родо-видовые отношения: Поднялась трава выше двора [2670].

Однако несравненно больше загадок ориентировано на синтагматические лексико-семантические отношения, на «поле Порцига»[18]. Действительно, в словаре выделяется класс лексем, «значение которых определяется исключительно контекстом», как было сказано выше о словах-индексалах. «Чем кусаются? Зубами, конечно. Чем лижут? Языком, понятно. Кто это, что лает? Собака. Что валят? Деревья. Что это такое блондинистое? Волосы человека. Факт, который был здесь проиллюстрирован несколькими примерами, так обычен (alltäglich), что мы склонны не замечать его и — самое главное — недооценивать его важность»[19].

В структуре многих загадок именно определение недостающего элемента в поле Порцига является ключевым, определяющим. В классификации Т. Я. Елизаренковой, В. Н. Топорова эти загадки относятся к метаязыковым (хотя они далеко не исчерпывают класс метаязыковых загадок, разумеется).

Наиболее простой формой является здесь загадка с вопросительным местоимением в определяющем контексте, который при подстановке отгадки дает «монаду культурной памяти» и будет паролем для ее носителей. Чего на свете нет буйнее? = Ветер [230]. «Ветры буйные» буйнее «буйной головушки» и «буйного коня». Что без огня горит? = Солнце [169]; Что видно только ночью? = Звезды на небе [47]; Что у нас выше леса стоячего, выше облака ходячего, краше мелких звезд? = Месяц [124]; Кто без кости? = Язык [1552]; Кто ткет без рук, без стола и без челнока? = Паук [754]; Что без голосу? = Рыба [545]; Что всегда маслено? = Сковорода [3909].

Иногда такие элементарные загадки объединяются, создавая ложную пресуппозицию единой отгадки: Что в лесу растет, у коня висит, а у девки колыбается? = Дерево, хвост, коса [5375].

П. Гжибек, когда рассматривает загадки аналогичные, Что в реке живет? = Рыба[20], ставит вопрос, чем отличается такая загадка как образец особого жанра «от обычного вопроса».

Очевидно, что при загадывании загадки меняется коммуникативное a priori, вводятся особые условия в постулаты общения, в частности система пресуппозиций расширяется до пределов дискурсивного универсума. Ср.: В каком море нет воды? = В житейском [5352], но: В какой воде не водится рыба? = В родниковой; Где небо без звезд? = Во рту [5361]; Какой цветок имеет мужской род и женский? = Иван-да-Марья [5405]; Когда человек бывает рыбой и когда рекой? = Карп и Нил; Когда человек бывает деревом? = Когда он со сна; Что на свете три дуги? = У лошади, у ведра и на небе [5554]; Человек родился, как ему имя? = Человек [5561]; Какой месяц короче всего? = Май (три буквы) [5446]. Но: В каком месяце бабы меньше всего сплетничают? = В феврале [5367]; В каком году люди едят более обыкновенного? = В високосном [5351]; На каком пути еще не бывало ни одного человека? = На Млечном [5469]. Поэтому на загадку Wha’ live in de river?[21] загадывающий может предполагать как ответ и Ive, и I, но он обязан соблюдать правила игры в загадки — в том числе и то, что здесь исключены референциальные отношения[22], так что «эта река — не эта река», и никакой референциально соотнесенный обитатель реки не имеет права претендовать на роль отгадки.

Надо отметить и такой подтип загадок, контекст которых характеризуется некоторой неопределенностью, но это компенсирует ритмическая и «рифмическая» подсказка: Что в избе за любо? = Блюдо [3874]; Что в избе бодро? = Ведро [3865].

Близки к загадкам с вопросительным словом формы загадок, в которых отгадка должна быть подставлена на место местоимения, как, например, в загадке о ветре: Фырчит, рычит, ветки ломает, ׀ пыль поднимает, тебя с ног сбивает, ׀ слышишь его, да не видишь его [240]. «Ты» употребляется в обобщенно-личном значении, а «он», не имеющий референциального отношения, приобретает табуированный смысл (как у Л. Н. Толстого солдаты говорили о неприятеле «Он»). Про соль: Одну меня не едят, а без меня мало едят [4270] = Одну соль не едят, без соли мало едят.

Следующий тип загадок может быть представлен такими примерами: Два бодастых, четыре ходастых, пятый замахайка = Корова [1059].

Числительное должно быть дополнено в именной группе существительным: два рога бодастых — контекст «два бодастых» однозначно имплицирует «рога». Иногда числительные относятся к другому уровню — они образуют единство загадываемого: Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива = Лошадь [1120]. Хвост и грива — признаки, уже достаточные для обозначения лошади, но «четыре ноги» — слишком важный классифицирующий признак (Вяч. Вс. Иванов, наст. сб.), чтобы его не включить в контекст.

Числительные используются и в загадках о «составных объектах»: Что за зверь: две головы, шесть ног, один хвост = Всадник [4374].

Бывает, что числительные играют роль места, куда должно быть подставлено искомое слово, и «единство счета» представляет собою «языковую иллюзию», которую стоит преодолеть: Один льет, другой пьет, третий растет [306] = Дождь льет, земля пьет, трава растет; Один говорит, двое глядят да двое слушают = Язык, глаза, уши [1382]. (Здесь видно сохранение качественного значения у числа в архаичной числовой модели мира)[23].

Третий тип индексальной загадки характеризуется тем, что искомый элемент представлен не словарной единицей, а семантически неопределенной последовательностью[24], ритмически, а часто и фонологически соответствующей загадываемому слову: Рында роет, Скинда скачет, Турман едет съест тебя = Свинья, заяц, волк [1262]. Иногда образуется “figura etymologica”: Рычка рычит, скачка скачет [1264]. Может использоваться знак какого-либо звукоизвлечения: В лесу срублено, на базаре куплено, по краям липа, а посреди иго-го = Сито или решето [3930].

Интересны виды измененной речи — полунеопределенной, когда, как в некоторых играх, какой-то слог регулярно заменяется на другой. В собрании В. В. Митрофановой можно отметить загадку, которая представляет просто игру в замену согласных второго слога на -нд-: Брындя! Не лази в пенду, в пенде канда про хонда = Кот, не лезь в печку, в печке каша для гостя [1204].

К «брысь!» (брындя), иго-го можно добавить и возможные подзывные слова, например, к курам — тулики-батулики: Тулики-батулики из-под лавочки выглядывают = Курицы в залавке [968].

Очень загадочными кажутся собственные имена в загадках. Собственные имена, как известно, имеют две функции: референциальную и вокативную. Референциальная функция в загадке невозможна как в языковой игре, а вокативная функция очевидно нелепа: Что в избе за Филаты? — Полати [3068]; Самсоница в избе = Солоница [3984].

На фоне предшествующего типа собственные имена, мне кажется, можно рассматривать как паронимы семантически неопределенных выражений или как перформативную номинацию. То, что собственные имена не имеют смысла (а в загадке — и референции), сближает их по значению с титулами и прозвищами в ситуациях, особенно характерных для rites de passage, когда сохраняется такая связь денотата с именем, что одно имя невозможно произвольно заменить на другое.

В загадке о березе Стоит Федосья, распустив волосья [1732] рифма, ритм и фонологическая структура «опорного» слова волосья определяют выбор имени Федосья, но в загадке Зимой Фомой, а летом Филаретом [1733] кроме этих условий видно, что имена сохраняют функцию различения, так что невозможно без изменения смысла заменить, например, «Фому» на «Филарета» — иначе получится смысл «зимою и летом одним цветом». Здесь обращает на себя внимание и то, что «собственные имена» употреблены предикативно. Обычно это свидетельствует об употреблении имени как символа («Москва — третий Рим»), связанном с риторической фигурой синекдохи.

Принятие точки зрения, согласно которой эти собственные имена — паронимы и омонимы — синонимы (для семантически неопределенных выражений эти понятия сливаются) «бессмыслицы», дает возможность увидеть в этих загадках некоторое специфическое представление искомого элемента поля Порцига.

Обе эти загадки не входят, строго говоря, в корпус рассматриваемых загадок, так как для их анализа необходимо принять во внимание особенности метафорического расширения словаря (если, например, последняя загадка имеет в виду дескриптивный фон[25] *3имой — лысый, летом кудрявый).

Последний тип рассматриваемых здесь «индексальных» загадок — это эллиптические загадки. Как и во всех предшествующих случаях, и здесь «исключительно контекст определяет значение» искомого слова, но вопросительное местоимение, порядковое или количественное числительное, личное местоимение, семантически-неопределенное (но часто строго определенное фонологически и просодически) выражение вместо искомого слова отсутствуют — они только подразумеваются. Выраженность вопроса (и иллокутивная сила, и перлокутивный эффект) отмечается редко — сам вопрос обычно тоже подразумевается. Здесь возникает область наибольшего сближения с пословицей (Т. М. Николаева, наст. сб.). Пример П. Гжибека[26] одной и той же паремии, трактуемой то как пословица Ничего не болит, а все стонет, то как загадка (отгадка: Свинья) особенно остро ставит вопрос о структурных характеристиках жанров, и прежде всего — о структуре их коммуникативного a priori[27].

Если текст: В воде купался, сухим остался [1006] — загадка о гусе, то в этом тексте должна быть восстановлена «полная форма»: «Кто это...?»; Под мостиком виляет хвостиком [549]: «Кто под мостиком..?» = Рыба.

Но вот загадка На печи горячо, на полатях скрипучо, ׀ на лавке тесно, а под лавкой душно, ׀ а на столе грешно, а под столом смешно, ׀ на полу просто, на кровати хорошо описывает контексты глагола «спать» [1607] (вопрос «что делать?»); Били, лощили, на ногу надели: «Кто?» или «Что?» Ответ — Валенки [4079]; По морю идет, а до берега дойдет тут и пропадет = Волна [541]. Здесь возникает еще вопрос: «кто» или «что» идет? Загадка часто направляет по ложному следу: Серовато, зубовато по полю рыщет, телят, ягнят ищет, т.е. Сеρый волк описывается как не очень серый, да еще и как неопределенное существо среднего рода. Ср.: Верст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал = Птица [885] или Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило = Дождь [312]; Поставлю, попарю, выну, поправлю, этот одеру, другой положу. Может быть, в ответе ошибка, неразличение, неточность, — но отгадка дается во множественном числе — Блины [4256].

При персонификации возникает эквивалентность первого и третьего лица: в третьем лице соответствующее выражение будет эллиптическим, при первом же лице загадка переходит в местоименный тип: Все ломаю, все срываю, ничему пощады нет = Ветер [241], ср.: Днем молчит, ночью кричит = Филин [1015]. «Что бывает?» Поутру в сажень, в полдень с пядень, а к вечеру через поле хватает = Тень [425]. «Что?» У тебя есть, у меня есть, ׀ у дуба в поле, у рыбы в море = Тень [433]; Сидит зеленеет, ׀ летит пожелтеет, ׀ падет почернеет = Лист дерева [1710]; Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали = Лен [2105].

Особый подтип эллиптических загадок образуется с помощью ограничительно-исключающей конструкции (детальный анализ этого подтипа см. у Головачевой, наст. сб.): Не огонь, а жжется = Крапива [1915]; Не море, а волнуется = Нива [1941]; Не шагает, а ходит = Часы [3596]; Не цветы, а цветет = Человек [1335]; Никто не пугает, а вся дрожит = Осина [1768]; Зубы есть, а рта нет = Пила [4548]; Мягок, а не пух, зелен, а не трава = Мох [1927]; Не горит, а гасить приходится = Известка [5223]; Рот есть не говорю, гла­за есть не мигаю = Рыба [556].

Характерно парадоксальное «не говорю», связанное с эквивалентностью первого и третьего лица в этих случаях. Не кузнец, а с клещами = Рак [599]; Не из ниток, а соткан = Паутина [756] — опять вводящий в заблуждение род.

Эквивалентность и второго лица (фактически все лица здесь «неопределенные») третьему и первому видна в загадках типа: В руку возьмешь, а в стену не вобьешь = Яйцо. «Кто?» с пресуппозиций: «существует один..., кто...»: Зарежет без ножа, убьет без топора = Смерть [1631]. Но эта пресуппозиция нарушается в загадке: Без огня горит, без крыл летит, ׀ без ног бежит, без ран болит [193]. Здесь — Солнце без огня — горит (ср. выше), туча без крыл летит, река без ног бежит (ср. выше), сердце без ран болит.

Встречаются загадки, где элиминируются два элемента из контекста, отыскивается — загадывается тождественный элемент в двух частях загадки: На улице столбом, в избе скатертью [3217] = На улице дым столбом стоит, в избе дым скатертью стелется. Однако: Всуну поправится, выну свалится [3999] = *Всуну руку (рукав) поправится, выну руку (рукав) свалится; Поскребу, поскребу да во дворишко [3476] = Поскребу, поскребу (печь кочергой), да (уголья) во дворишко. Как пароль звучит загадка: Не помню, не вижу, не знаю [1617] = Не помню, (когда родился), не вижу, (как расту), не знаю, (когда умру).

Иногда загадки устроены как текст, для которого надо отгадать название: Где-то, где-то дым идет. Где-то, где-то веники шумят = Баню топят [2927] или Ногой топчу, животом нажму. Рукой шмокну, другой потяну, Два раза колону да опять начну = Ткут [4645].

Для функционирования загадки как жанра особенно существенны «предварительные условия» (“preparatory conditions”[28]) произнесения загадки. Это — право загадать загадку, знание ритуала, церемонии или соответствующей игры, владение спецификой жанра загадки. Наблюдения над детской игрой в загадки позволяют сделать выводы относительно роли и значении загадки в процессе социализации[29]. В качестве примера приведу фрагмент наблюдавшейся мною этим летом игры в загадки между мальчиком 5 лет и девочкой 6 лет.

Он. Отгадай загадку. Кто я? У меня много рук, а головы нет.

Она. Паук.

Он. Нет! Я — дерево!

Через некоторое время.

Она. Отгадай загадку. Кто я? У меня макушка есть, а головы нет.

Он. Не знаю.

Она. Я — дерево!

Такие игры удовлетворяют понятию игры в смысле теории игр, а именно относятся к классу транскрипционных игр[30]. Из выводов Л. Тарная особенно важен тот, согласно которому «различие между “de dicto” и “de re” стирается (blurs)»[31], здесь «теория игр принимается как средство исследовать различно проявляющиеся отношения, а не конкретные индивидуальные сущности». Если загадывающий загадку намерен включить в нее референциальное отношение (а это всегда возможно с помощью просодических[32] и экстралингвистических средств), то произносимый им текст теряет статус загадки и превращается в клише с другим смыслом — например, в пословицу[33]). Ср. загадку о гусе: В воде купался, сухим остался, употребленную как дескриптивное определение, т.е. референциально.

Прагматическая сторона этой игры определяется тем, что «в загадках равным образом дело идет как об общем формировании категорий, так и об их языковом обосновании»[34] Grzybek P. Zur Ontogenеse des Rätselratens. Указ. соч. Р. 285. Отрицательную сторону такого процесса чувствовал А. Платонов, когда говорил, что цель здесь — «приучить к однообразному пониманию вещей». Неизбежную (и положительную) сторону в такой совместной концептуализации опыта Л. Витгенштейн определял как «форму жизни»[35], в которой отфильтровываются и индивидуальные озарения, и коллективные иллюзии, определяется денотативное пространство и репертуар семиотических ситуаций (см. выше загадку Самсона или освоение в загадках «ситуации пророка Ионы»[36]).

В заключение стоит обозначить важную тему, которая остается за пределами настоящего рассмотрения. Это касается соотношения смыслов между элементами семантических полей, имеющих один и тот же определяющий контекст. Ср.: Летит птица павица, села на лавицу, распустила перья всякого зелья = Разносчик [4934] и Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья = Весна [4733].

«Разносчик» оказывается в отношении пародирования своего контекста по сравнению со смыслом контекста «весны».

Но относительно ряда загадываемых лексем можно предположить их глубинную эквивалентность: «тень» и «отражение в воде» — в воде не тонет, «тень» и «яйцо» — «в стену не вобьешь», «из стены не вырубишь».

В ведийской и русской традиции прослеживается отождествление мира как пространства, года как времени и языка[37]: Лежит брус во всю Русь — это и мировое дерево в смысле года (там же), и язык [2718]. Мост на семь верст — Пасхальная неделя как образ «полноты времени»[38], матица (горизонтальная трансформация мирового дерева): Золотой мост на семь верст [3000]. Идентификация языка с мировым деревом просвечивает в речении молоть семь верст до небес...

В этой связи можно думать, что загадка Перед нами вверх ногами, перед тобой вверх головой = Отражение в воде [534] имеет и другой ответ. Он естественно связывается с arbor inversa и положением эмбриона — знаками особо сакральной ценности. Как пел царь Давид:

Пусть покоится душа моя в Господе,

как ребенок в лоне матери своей.


Впервые опубликовано: Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Загадка как текст. 1 / Отв. ред. Т. М. Николаева. Ин-т славяноведения и балканистики РАН. М.: Индрик, 1994. С. 214–225.

[1] Wittgenstein L. Notes on Frazer’s “The Golden Bough” // Wittgenstein L. Sources and Perspectives. Sussex, Hassocks, 1979. P. 64.

[2] Grzybek P. Überlegungen zur semiotischen Rätselforschung // Eismann W., Grzrybek P. (eds.) Semiotischen Studien zum Rätsel. Simple Forms Reconsidered. II. Bochum, 1987. P. 20.

[3] Елизаренковa Т. Я., Топоров В. Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Πapeмиологические исследования. M., 1984.

[4] Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Указ. соч. С. 34.

[5] Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Указ, соч.; Eismann W. Lautstruktur und Rätsellosung. Ein Beispiel des russischen Volksrätsel // Semiotische Studien zum Rätsel. Bochum, 1987.

[6] рубашек из тонкого полотна.

[7] Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1968. Далее указывается только номер загадки из этого сборника.

[8] Mudersbach К. Glaubens- und Wissensäuβerungen in der Kommunikantensemantik. Heidelberg, 1981; Mudersbach K. The Theoretical Description of Speaker-Hearer Hypotheses // Dietrich R. and Graumamm C. F. (eds.). Language Process in Social Context. North-Holland, 1989. P. 77–93.

[9] Malinowski B. The problem of meaning in primitive languages // Ogden C. K. and Richards I. A. The Meaning of Meaning. 2nd ed. London, 1930.

[10] Hanfling O. Language and the Privacy of Experience. Milton Keynes, 1976.

[11] Кёнгэс-Маранда Э. Теория и практика анализа загадок / Пер. с англ. Т. Погибенко // Паремиологические исследования. М., 1984. С. 55.

[12] Богатырев П. Г. Язык фольклора // ВЯ, 1973, № 5.

[13] Цивьян Т. В. Предисловие // Паремиологические исследования, М., 1984. С. 12.

[14] Ryle G. The Theory of Meaning // Mace C. A. (ed.) British Philosophy in the Mid-Century. London, 1957.

[15] Trier J. Das sprachliche Feld. Eine Auseinandersetzung // Neue Jahrbücher für Wissenschaft und Jugendbildung. 1934, № 10. P. 428–449.

[16] Weisgerber L. Vom Weltbild der Deutschen Sprache. Düsseldorf, 1950.

[17] Лекомцев Ю. К. К вопросу о системности глаголов речи в английском языке // Проблемы структурной лингвистики. М., 1962; Lekomcev Ju. K. On the semantic structure of vocabulary. A deductive approach // Allgemeine Sprachwissenschaft, Sprachtypologie und Textlinguistik. Festschrift für Peter Hartmann. Tübingen, 1982. P. 187–196.

[18] Porzig W. Wesenhafte Bedeutungsbeziehungen // Beiträge zur deutschen Sprache und Literatur. 1934, 58.

[19] Porzig W. Das Wunder der Sprache. Bern, 1950. P. 68.

[20] Grzybek P. Überlegungen zur semiotischen Rätselforschung. Op cit. P. 3.

[21] Grzybek P. Überlegungen zur semiotischen Rätselforschung. Op. cit. P. 3.

[22] Tarnay L. A game-theoretical analysis of riddles // Kanyo Z. (ed.). Simple Form, Einfache Forme. Studia Poetica. Szegen, 1982.

[23] Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Указ. соч.

[24] Лекомцева М. И. Особенности текста с неопределенно выраженной семантикой // Σημειωτικh. Труды по знаковым системам. Т. XXI. Тарту, 1987. С. 94–103.

[25] Searle J. R. Speech Acts. London and N.Y., 1969. P. 162.

[26] Grzybek P. Überlegungen zur semiotischen Rätselforschung. Op. cit. P. 8.

[27] Geores R. A., Dundes A. Toward a structural definition of the riddle // Journal of American Folklore, 76, 1963.

[28] Searle J. R. Speech Acts. London and N.Y., 1969.

[29] Grzybek P. Zur Ontogenese des Rätselratens // Eismann W., Grzybek P. (eds.). Semiotischen Studien zum Rätsel. Simple Forms Reconsidered. II. Bochum, 1987.

[30] Tarnay L. Op. cit.

[31] Tarnay L. Op. cit. P. 106.

[32] Николаева T. M. Семантика акцентного выделения. М., 1982.

[33] Пермяков Г. Л. От поговорки до сказки: Заметки по общей теории клише. М., 1970.

[34] Grzybek P. Zur Ontogenese des Rätselratens. Op. cit. P. 285.

[35] Ср.: Hacker R. M. S. Insight and Illusion. Wittgenstein on Philosophy and Metaphysics of Experience. Oxford, 1975.

[36] Петровская Ε. Кит как текст // Логос, 1991, № 2, С. 240–261.

[37] Елизаренкова, Топоров. Указ. соч. С. 29–30, 40–43.

[38] Шмеман А. Время // За жизнь мира. Нью Йорк, 1983.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

21:55 Суд отправил в СИЗО фотомодель, которая зарезала мужа в Питере
21:01 Автомобиль МИД РФ подорвался на мине в Кабуле
20:46 В Пуэрто-Рико обрушился второй по величине радиотелескоп мира
20:01 Китайский аппарат успешно прилунился. Он впервые за 44 года соберет грунт со спутника и доставит его на Землю
19:55 В Германии с вершины горы украли двухметровую статую фаллоса
19:00 «Поволжский маньяк» признал вину в убийствах. Он охотился на пожилых женщин в 12 регионах России
18:34 Число жертв после наезда в Трире выросло до 4 человек, среди них ребенок
18:01 Компания Daimler переведет ушедшим на удаленку сотрудникам по тысяче евро компенсации
17:58 Автор «Черного зеркала» снимет псевдодокументальный фильм про 2020 год с Хью Грантом
17:31 Обер-бургомистр германского Трира объявил, что водитель наехал на людей специально
17:05 Фестиваль социальной рекламы Lime займется Целями устойчивого развития
16:54 Ледовому дворцу в Петербурге грозит штраф до 500 тыс. рублей после концерта Басты
16:28 Водитель влетел в толпу людей в центре немецкого Трира, полиция начала спецоперацию
16:24 В СК опровергли информацию о проверке Навального на экстремизм и обвинили ТАСС в использовании «ложной информации для привлечения внимания» к нему
16:02 Минздрав: в 17 регионах РФ осталось меньше 5% ковидных коек
15:57 Павла Крисевича вызвали на беседу в ФСБ после акции в образе Иисуса Христа на Лубянке
15:28 Хорватия закрыла границы для туристов
15:28 Роспотребнадзор закрыл Ледовый дворец. Баста провел в нем концерт в разгар пандемии
14:53 В Пушкинском музее назвали причиной смерти Ирины Антоновой коронавирус
14:29 В Стокгольме женщина 28 лет насильно удерживала своего сына в изоляции
14:10 Ирландия ослабила введенные ранее антиковидные ограничения
14:00 Древесина дуба пришлась не по нраву устойчивым к антибиотикам бактериям
13:39 ЕСПЧ обязал Россию выплатить €21 тыс. физику Данилову. Его осудили по делу о госизмене на 13 лет
13:16 Полиция задержала предполагаемого Поволжского маньяка. Убийцу 32 человек искали с 2011 года
12:59 «Дорогой Владимир Путин, мне плевать на ваши угрозы». Навальный прокомментировал проверку его высказываний на экстремизм
12:36 Владелец Topshop начал процедуру банкротства
12:00 Китайцы начали осваивать верховую езду еще в IV веке до н. э.
12:00 Новость из прошлого: 1 декабря 2000 года — Греф решил дебюрократизировать экономику России
11:58 В Петербурге задержана модель Лилия Судакова. Ее подозревают в убийстве мужа
11:30 Арестованный экс-замначальника ФСИН Максименко назвал питание в московском СИЗО лучшим в Европе
11:08 В России зарегистрировали 26,4 тыс. новых случаев COVID-19 за сутки. С начала эпидемии в стране умерли более 40 тыс. человек
10:26 ТАСС: следователи проверяют высказывание Навального в эфире «Эха Москвы» на призывы к экстремизму
10:00 Разработан новый метод очистки природного газа
09:59 В Румынии появился обелиск после исчезновения похожего из пустыни Юты
09:34 Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
30.11 21:55 Пираты с борта танкера в Гвинейском заливе похитили россиянина и еще троих моряков
30.11 21:01 ВОЗ: количество новых случаев ковида в мире снизилось впервые с сентября
30.11 20:25 Женщина впервые станет главным арбитром на матче Лиги чемпионов
30.11 20:01 Курс биткойна достиг максимума с 2017 года
30.11 19:40 Крым лидирует по распространению ВИЧ среди всех регионов юга страны
30.11 19:11 Президент Венесуэлы опубликовал свой номер телефона и предложил добавлять себя в Telegram и WhatsApp
30.11 18:47 Режим повышенной готовности в Краснодарском крае продлили до середины декабря
30.11 18:27 Путин внес законопроект о запрете чиновникам иметь второе гражданство
30.11 17:59 США заявили, что вакцины от COVID-19 производства Pfizer и Moderna станут доступны до 25 декабря
30.11 17:30 Лауреатом Гонкуровской премии стал писатель Эрве Ле Тель
30.11 16:59 На кладбище в Краснодаре нашли тайник с 50 млн рублей
30.11 16:20 Верховный суд Киргизии отменил приговор бывшему президенту Атамбаеву. В июне его приговорили к 11 годам колонии
30.11 16:04 Moderna назвала свою вакцину 100% эффективной против тяжелых форм коронавируса
30.11 15:51 Аэропорт Сочи пообещал наказать грузчика, который издевался над биглем Харпо
30.11 15:42 Бали планируют открыть для иностранных туристов только в начале следующего года
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.