НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 сентября 2007, 17:00

Mass-media sapiens

На фоне затишья, связанного с ожиданием назначения нового состава кабинета министров самой заметной фигурой в информационном пространстве неожиданно стал Алишер Усманов. Коллекция Ростроповича, клуб «Арсенал» и слухи о покупке русских версий Forbes и Newsweek. Причем, последний информповод кажется наиболее значимым, ведь в случае закрытия такой сделки под контролем Усманова может оказаться большая часть наиболее влиятельных общественно-политических и деловых СМИ, присутствующих на российском рынке.

Золотая сотня плюс Парфенов 

Газета "Газета" в очередной раз реанимировала историю, что у русских версий журналов Forbes и Newsweek, принадлежащих ИД Axel Springer Russia, скоро появится новый владелец. Срок - конец сентября. Имя нового хозяина журналов пока остается неизвестным, но наиболее вероятным покупателем изданий называется владелец ИД "Коммерсантъ" Алишер Усманов. По оценкам участников рынка, русский Newsweek может оцениваться в сумму порядка $25 млн, а Forbes - $50 млн.

В результате, Алишер Усманов может стать наиболее влиятельным в России медиа-магнатом. Если слухи о сделке окажутся верными, в пуле изданий принадлежащих Алишеру Усманову и близким ему структурам окажется значительная доля ведущих общественно-политических и деловых изданий. Бизнесмен, пришедший в медиа-бизнес всего год назад всерьез может потеснить коллег по цеху – «Газпром-медиа», «Проф-медиа» и прочие многопрофильные медиа-холдинги.

Российское подразделение немецкого издательского концерна Axel Springer AG основано в 2003 году. В России Forbes издается с 2004 г. ЗАО Axel Springer Russia, «дочкой» немецкого медиахолдинга Axel Springer AG. Лицензией на издание Forbes Russia обладает ЗАО Axel Springer Russia, владелец товарного знака – Forbes Inc. Помимо Forbes Axel Springer Russia издает лицензионные Newsweek, Wallpaper, Computer Bild и OK!. Финансовые показатели ИД в России не разглашаются. По оценкам экспертов, выручка компании в 2005 г. составила около $20 млн.

Переговоры о продаже прав на издание Forbes и Newsweek в России, по неофициальным данным, стартовали в начале 2007 года. Толчком к решению о продаже послужил в числе прочего и скандал с декабрьским выпуском русского Forbes.

Все началось с того, что накануне в продажу должен был поступить декабрьский выпуск журнала, однако из-за статьи, посвященной самой богатой женщине России, жене столичного мэра Елене Батуриной, издательский дом Axel Springer Russia уничтожил весь тираж. Глава издательского дома Регина фон Флемминг приказала заменить статью о Батуриной другим текстом. Протест против снятия тиража выразил и владелец лицензии – американская редакция Forbes, которая встала на сторону журналистов. Там потребовали от Axel Springer Russia выпустить текущий номер в том виде, в каком он был напечатан. В противном случае Forbes грозится отозвать у издательского дома лицензию на издание русской версии журнала.
По другим данным, иностранные собственники недовольны продажами журналов в России и хотели бы выйти из бизнеса или найти партнера для реализации своих проектов.

В марте стали появляться сообщения, что в качестве покупателя русского Forbes фигурирует Алишер Усманов. Усманов рассматривал разные варианты: и обмен акциями, и просто покупку доли в Axel Springer Russia. В июне на рынке ходили слухи, что русский Forbes приобрел Издательский дом Родионова. Издательский дом Axel Springer Russia опровергал информацию о предстоящей продаже русских версий журналов Newsweek и Forbes.

Старые СМИ покупаем, новые запускаем

Выбор Forbes  в качестве объекта для поглощения, в принципе понятен. Ранее Алишер Усманов неоднократно говорил, что хочет создать крупный медиа-холдинг, основой которого станет газета «Коммерсантъ». Усманов приобрел ИД «Коммерсантъ» за сумму около $300 млн. В ноябре прошлого года стало известно, что Алишер Усманов приобрел за $50 миллионов издательский дом «Секрет фирмы». После этого Усманов приобрел 50 процентов спортивного телеканла 7ТВ.

Медиа-консолидация - общий тренд последних лет на рынке СМИ. Основной тенденцией 2006 года стало рекордное количество сделок на рынке традиционных медиа. Всего за 2006 год, по подсчетам журнала РБК, на сделки М&А в секторе медиа было потрачено порядка $2 млрд, а общая капитализация рынка выросла, по различным оценкам, до $12-15 млрд. Цифра, в общем, условная (как оценивать какие-нибудь «Урюпинские известия»? Как оценить федеральные телеканалы, по определению непродающиеся?), но впечатляет. По некоторым другим оценкам капитализация медиа-рынка превышает $30-50 млрд, если продавать все СМИ в предвыборный год. Поди проверь – кто же расстанется с электорально важными ресурсами.

2007 год лишь подтверждает тенденцию прошлого сезона. С начала года уже закрыта сделка по продаже контрольного и блок-пакета ИД "Комсомольская правда" - покупателем  выступили структуры, близкие банку "Россия" (банк "друзей президента") и ЕСН Григория Березкина. По некоторым оценкам, контрольный пакет "Комсомолки" мог стоить $200 млн. По крайней мере, главред и миноритарный акционер «Комсомолки» Сунгоркин как-то оценивал ИД в $250-300 млн. Есть и более скромные (от $100 млн), и более масштабные (до $300 млн) оценки цены пакета 60 процентов акций ИД "Комсомольская правда".

Некоторые игроки медиа-рынка закупкой СМИ не занимаются – предпочитают запускать проекты «с нуля». В мае, скажем, на рынке появились сообщения, что медиа-холдинг Алишера Усманова может в скором времени пополниться радиостанцией. Запуска проекта может состояться в первой половине 2008 года. Инвестиции в проект составят несколько десятков миллионов долларов. Покупку частоты профинансируют собственники издательского дома, а на запуск проекта потратится ИД в рамках собственной инвестиционной программы.

РБК, перекупив персонал, в прошлом году запустил ежедневную деловую газету. Такую стратегию, похоже, выбрала и группа «Эксперт» (которая, кстати, тоже продала в прошлом году блокпакет Олегу Дерипаске). «Эксперт» в прошлом году существенно обновил он-лайн версию, уже запускает журнал «Русский репортер», ожидаются и иные новые проекты.

Переформатирование медиа-рынка происходит по не вполне понятной логике. Оценка активов, по внешнему впечатлению, берется с потолка, ощутимой прибыли предпринимателям СМИ давать не должны. По оценке ИД "Коммерсант",  в 2005 году его чистая прибыль составила чуть больше $13 млн. То есть - свои $250-300 млн, потраченные только на ИД "Коммерсант", Усманов может "отбить" лет за 10-20. Ну может, если у ИД есть значительные недекларируемые прибыли, немногим меньше. Даже "синергетический эффект" от выстраивания многопрофильного медиа-холдинга вряд ли выведет холдинг Усманова - с учетом полумиллиардных уже заявленных инвестиций - на прибыль в обозримом будущем. Остается предполагать, что задумывается все это совсем с другими целями.

Согласно одной из версий, Алишер Усманов скупает издания в интересах «Газпрома» накануне старта выборного сезона 2007-2008 и последующих возможных конфликтов. По другой вероятной трактовке, медиа-холдинг формируется Усмановым с чисто спекулятивной целью и со временем бизнесмен избавится от медиа-активов. Та же логика применима и к другим медиа-холдингам, близким "центрам силы" российской политики и бизнеса.

См. также: Михаил Захаров. Бизнес «по-комсомольски»

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.