31 марта 2023, пятница, 09:36
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 сентября 2007, 17:07

Учет и контроль

Структура правительства окончательно неясна, но ясно то, что в ближайшие дни на административном рынке будет твориться передел полномочий и финансовых потоков. Росфинмониторинг Виктор Зубков не решился оставлять в ведомстве Алексея Кудрина, из ведения МЭРТ может уйти Инвестиционный фонд, создается новый госкомитет по рыболовству. Новая конструкция сильно зависит от лоббистского и аппаратного потенциала новых и старых людей в правительстве.

Наследство Грефа

В новой структуре российского правительства, утвержденной в понедельник, Минэкономразвития  потеряет ряд полномочий, а функции Минрегиона, получившего сегодня влиятельного начальника в лице бывшего замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, расширятся, сообщили агентству Reuters неназванные, но осведомленные источники. "Завтра-послезавтра будет самое интересное - перераспределение полномочий между министерствами. (Эльвира) Набиуллина возглавит совсем не то министерство, что было у Грефа", - сказал агентству источник, близкий к администрации президента.

Ранее агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве сообщило, что от Минэкономразвития к министерству регионального развития будут переданы распоряжение средствами многомиллиардного инвестиционного фонда, а также контроль за федеральными целевыми программами, давно вызывавшими недовольство отправленного в отставку министра экономического развития Германа Грефа. Сам МЭРТ, судя по всему, будет подотчетен министру финансов, вице-премьеру Алексею Кудрину.

Как уже отмечал "Полит.ру" Минэкономразвития, лишившись Грефа, вполне может превратиться из сильного лоббистского центра в исключительно экспертное ведомство, мимо которого будут идти едва ли не все финансовые потоки. В дальнейшем  - нескоро - речь может пойти даже об упразднении ведомства.

Все свое беру с собой

Второй пример – переключение Росфинмониторинга на Виктора Зубкова. Владимир Путин вывел финансовую разведку из ведения Минфина.  Теперь Росфинмониторинг будет подчиняться непосредственно правительству - читай, премьеру Виктору Зубкову. Возглавит службу зам Зубкова Марков. По одной из версий, Зубков выдвинут на пост премьера в качестве аникоррупционного рычага. Он имел на прежнем посту максимально полную информацию о финансовых операциях, банковских счетах и проводках по ним крупного бизнеса и чиновников. То есть - может контролировать элиты в переходный выборный период и после них.

Нынешний премьер Зубков возглавлял финансовую разведку на протяжении нескольких лет. Зубков в 2001 году стал первым заместителем министра финансов, и.о. председателя Комитета по финансовому мониторингу (финансовой разведки), а с марта 2004-го Зубков – руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Замдиректора Центра изучения современной политики Сергей Рыженков  отмечал недавно, что в условиях относительной нестабильности (в России и мире) и даже возможного кризиса, новое правительство должно действовать мобилизационным способом. "Для этого нужна новая финансовая политика, пусть временная, но надежная. Ее параметры довольно просты и ясны. Ужесточить контроль со стороны государства над деятельностью коммерческих банков. Найти новые способы «доить» частный бизнес и извлекать в доход государства прибыль от деятельности государственных сегментов «нефтянки» и иже с ней. Сократить коррупционную составляющую финансового оборота. Перераспределить потоки госрасходов в направлении избирателей без наступления немедленных - закономерных и тяжелых - последствий для экономики.

Новая финансовая политика требует и новых структур, способных ее осуществить. По крайней мере, первые три задачи - это то, чем прямо занималось ведомство Виктора Зубкова все последние годы.... Росфинмониторинг просто на какое-то время вберет в себя и правительство, и Центробанк, став суперфинансовым спецведомством".  Так или нет, но пока Росфинмониторинг Зубков никому не отдает.

Надои без уловов

Третья история – с созданием нового Госкомитета по рыболовству. Возглавить новый комитет должен нынешний глава Росрыболовства Андрей Крайний. Напомним, что именно он уже неоднократно говорил о необходимости создания отдельного ведомства, которое бы курировало деятельность отрасли. В конце августа первый вице-премьер России Сергей Иванов также сообщил, что, по его мнению, «уже настало время принимать серьезные организационные решения и делать одного ответственного, давать ему поручения и с него спрашивать, потому что когда 16 ведомств согласовывают друг с другом десятилетиями, то ничего у нас не будет».

На рубеже 2005-2006 годов, когда российских чиновников очень увлекала модная забава – изобретение нацпроектов, Михаил Фрадков предлагал ввести нацпроект по рыболовству. Что автоматически переводило бы рыболовство на уровень высшего подчинения с постепенным изъятием его из ведения Минсельхоза. Кто будет контролировать новый комитет? Вряд ли Крайний – «крайняя фигура». А общую координацию деятельности ведомства может взять на себя, например, первый вице Сергей Иванов. Или тот же Фрадков.

Глава ведомства Алексей Гордеев уже понадеялся, что рыба останется в его ведении. Есть небольшая вероятность, что так и случится – Гордеев считается сильным аппаратчиком. Однако за переназначение нужно чем-то заплатить. Министра долго и упорно провожали в губернаторы Рязанской области или Ставропольского края – регионы сельскохозяйственные и, как водится, небогатые.

Только рынок черной икры в России (запрет на ее продажу введен, да кто соблюдает запреты) оценивался приблизительно в $200-300 млн. Таким образом, многомиллиардная отрасль может уйти из Министерства сельского хозяйства – федеральное агентство по рыболовству входит в структуру Минсельхоза. На пресс-конференции – проведенной, кстати, в межправительственную неделю - Андрей Крайний раскритиковал закон о рыболовстве и посетовал на контроль со стороны местных силовиков за браконьерским уловом. Показалось, что Крайний решил «оторваться», выступив с резкой критикой, оказалось – смотрел в корень.

Формула успеха

Есть нечто большее, нежели простая аппаратная интрига в последних правительственных пертурбациях. Все они, по сути, отвечают на тот же вопрос – как устроена система власти, как работает российская власть.

Греф в качестве контроллера Инвестфонда администрацию, похоже, устраивал, а Набиуллина – не совсем. Все лучшие качества, необходимые путинскому чиновнику высокого ранга, у Германа Оскаровича были налицо. Личная лояльность президенту, давнее знакомство с Путиным, изворотливость аппаратчика, умение избегать совсем уж крупных конфликтов. То же относится и к Дмитрию Козаку. Был ли Греф реформатором или нет, является ли профессионалом его сменщица – это вопросы не первого порядка. Главное – кто будет дальше контролировать Инвестфонд. Если «охранной грамоты» Грефа Набиуллиной хватит – Инвестфонд в ведении МЭРТ останется, нет – уйдет на сторону.

Немного другая история с рыболовством (выдернуть его из-под Гордеева) или финмониторингом (вставить его под Зубкова), но смысловая нагрузка та же. «Своим людям» – в компетентности которых не приходится сомневаться, а лояльность налицо – достаются наиболее важные сферы влияния и рычаги того же влияния. Главное – не создать в результате излишней концентрации власти и ресурса, и система сдержек и противовесов будет функционировать.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.