Адрес: https://polit.ru/article/2007/10/21/dussel/


21 октября 2007, 20:06

Причины и следствия культурного обмена

Событие. То, что лежит на поверхности: В сентябре в Дюссельдорфском museum kunst palast открылась художественная выставка «Bonjour, Россия!» - новый музейный блокбастер с очередями перед входом, паломниками из других городов и стран, и VIP-гостями по ночам. Магнитом для любителей изящных искусств стали французская и русская живопись 1870-1925 годов из Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев. Среди них: эрмитажный «Танец» Матисса, «Портрет Жанны Самари» Ренуара из Пушкинского, «Черный квадрат» Малевича из Русского.

Событие такого ранга пропустить невозможно. И одновременно невозможно не задаться вопросом «что произошло, как такая выставка стала реальностью?» Ведь известно, что в советское время, когда Министерство культуры решало, что посылать в другие страны, путешествовал только соцреализм. А после развала Союза, когда уже сами директора музеев определяли, что отправить, отделывались экспортом «малой крови», испугавшись участившихся музейных краж. Ответ прост только на первый взгляд: большая политика, большие деньги.

Идея выставки принадлежит немецкому газовому концерну E.ON. Именно бизнесмены пришли в музей, спонсорами которого они являются, и заявили, что хотят сделать такую выставку, видеть на ней именно вот эти картины, и пригласить в качестве куратора знаменитого лондонского сэра Нормана Розенталя. И оплатить все единолично все расходы, даже самые фантастические (стоит задуматься только, во что обошлась страховка Матисса или Шагала). Все только покачали головами. Сколько раз пытались вывезти из России французов и русский авангард и всегда терпели поражение. Но на этот раз состоялось.

И вот – мировая сенсация: картины из четырех главных русских музеев демонстрируются сначала, до православного рождества, в Дюссельдорфе, а затем - в Королевской Академии искусств в Лондоне. Ежедневная пресса публикует истории картин импрессионистов и фовистов на своих страницах. Перед входом в музей уже толпится многочасовая очередь. В музейном кафе подают борщ и блины с икрой.

Background. То, что скрыто от глаз:  «Bonjour, Россия!» не могла бы состояться без влияния экономических отношений»,  - заметил на пресс-конференции Вульф Бернотат, глава концерна E.ON, и в дальнейшем не устающий отмечать в своих многочисленных интервью прочную партнерскую связь двух концернов – русского Газпрома и немецкого E.ON. Он заявил, что сенсационная выставка – это своего рода юбилейный подарок в честь, с одной стороны, вполне прозаического, с другой – вполне знаменательного события, а именно 500-миллиардного кубометра газа, который поступит из России в Германию в этом году. Отсчет ведется с 1970 года, когда был подписан договор между Союзнефтьгазом и Рургазом. Так что «газовые отношения» стран пережили даже политические изменения в странах.

«И, - подчеркнул на той же конференции Бернотат, - реализация этой выставки еще раз подтверждает, что Россия может рассматриваться как надежный партнер Европы». А художественный куратор выставки сэр Розенталь тогда же и продолжил: «Европа не может считаться целой до тех пор, пока к ней ни присоединиться Россия». И рассказал на этот счет историю обмена последними летними, перед уходом на каникулы, факсами между Тони Блэром и Владимиром Путиным: «Дорогой Владимир, - пишет премьер-министр Великобритании, - я бы хотел, чтобы картины приехали в Лондон». «Дорогой Тони, - отвечает русский президент, - они приедут».

Как значится «над поверхностью»: выставка проходит под патронажем федерального канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Сенсация на первый, второй и профессиональный взгляд: Сенсационность выставки состоит не только в том, что картины такого ранга из известнейших русских музеев наконец-то показаны в Европе. И не только в том, какую роль в этом играют экономические и политические выгоды России, Германии и Объединенного королевства. Но и – а это очевидно в основном для питерцев, москвичей и прочих россиян, приобщенных к музейной политике - в беспримерном объединении четырех музеев. Как сказал простодушный директор Русского музея Владимир Гусев, «объединить Русский, Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковку было не легче, чем объединить Европу». А менее простодушная и более тщеславная Евгения Петрова из того же Русского заметила, что она «не понимает вообще, зачем было все это объединять, ведь мы сами могли бы устроить экспозицию отнюдь не хуже». И преподнесла публике свое видение русского изобразительного искусства с такими подробностями, как выдержка из письма Репина Крамскому «мы пойдем другим путем», и замечанием, что русское искусство всегда было демократично и всегда было гонимо, и что ему чужд «западный формализм», так как «самое главное – это сердце, содержание, душа».

И естественно, все посредники уцепились за этот «достоверный первоисточник», пропустив мимо ушей озвученную непосредственным автором экспозиции сэром Розенталем концепцию выставки. «Bonjour, Россия!» - это иллюстрированная история искусства России конце ХХ века, взаимоотношения двух русских столиц с Парижем и того, насколько быстро «русские ученики переросли своих французских маэстро». Это демонстрация уникального явления: Россия на границе веков была самой передовой художественной державой мира. «Был, конечно, еще Пит Мондриан, но он - отдельная фигура, а не коллективное движение, участники которого исследовали закрытые зоны, прошли нехоженными тропами, и в результате самым серьезным образом повлияли на развитие искусства будущего».

Эта точка зрения, это высказывание – тоже своего рода сенсация. Когда большим патриотом русского искусства является англичанин, а российские искусствоведы до сих пор пребывают в состоянии закомплексованности и продолжают доказывать «право на свой путь», провоцируя высокомерное и покровительственное отношение к русской живописи со стороны «знатоков французской». «И как жаль, что не приехала легендарная Антонова», - сказал Розенталь.

Постскриптум: «E.ON планирует дальнейшую экспансию в России», - такие заголовки появились в конце сентября в немецких газетах.  Речь идет о том, что немецкому энергетическому концерну удалось выйти на русский рынок, E.ON стал покупателем 70% акций компании «ОГК-4», одного из шести межрегиональных производителей электроэнергии в России. По мнению Анатолия Чубайса, это самая крупная инвестиционная сделка в истории российской электроэнергетики. Но, как отметил председатель правления  E.ON Вульф Бернотат, отнюдь не последняя – в ближней перспективе приобретение 25% акций газового месторождения Южнорусское, в будущем – движение все дальше на восток.

Акции «ОГК-4» обошлись E.ON в 4,1 млрд. евро. Сколько было истрачено на «Bonjour, Россия!» никто не собирается открывать.