17 июля 2019, среда, 09:29
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 ноября 2007, 18:46

Закон против автомобилиста

Законопроект «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» принят без лишних дискуссий обеими палатами Федерального Собрания. Если не случится ничего экстраординарного, то на днях он станет Федеральным законом.

Объективности ради надо отметить, что закон содержит ряд новых норм, весьма полезных для практики содержания и развития национальной дорожной сети.

В частности, закон содержит:

  • принцип нормативного финансирования содержания дорог;
  • понятие «дорожная деятельность» и классификацию ее элементов;
  • единую для внегородских дорожных сетей и городских улично-дорожных сетей классификацию автомобильных дорог;
  • понятия «полоса отвода» и «придорожная полоса», а также порядок установления их границ;
  • правила проведения строительных и ремонтных работ при пересечении автомобильных дорог с другими коммуникациями;
  • а также ряд других полезных новаций.

Впрочем, о достоинствах нового закона лучше расскажут инициаторы его принятия.

Мы же на правах давних и публичных оппонентов этого закона хотели бы еще раз обратить внимание коллег – автовладельцев и прочих заинтересованных лиц - на его очевидные недочеты и наиболее спорные позиции.

Базовые национальные законы об автомобильных дорогах принимались в разные времена и в разных странах в целях ускорения развития национальной дорожной сети. Обычно эта цель непосредственно увязывалась с обеспечением территориальной связности страны, с созданием каркаса регионального развития и, что самое главное, с формированием комфортной среды обитания автомобилизированного обывателя – избирателя.

Классическим примером является закон США о федеральной поддержке автомобильных дорог – «Federal-Aid Highway Act of 1956: Creating the interstate system. The highway trust fund». Когда он был принят, на 1000 жителей США приходилось примерно 350 автомобилей, то есть примерно столько же, сколько сегодня в Москве.

В этих условиях новый закон поставил цели:

– сформировать сеть межштатных скоростных автомобильных магистралей (из каждого штата во все соседние!);

– установить под эти цели источник финансирования в виде знаменитого федерального трастового дорожного фонда, ставшего образцом для подражания в десятках стран мира;

– обусловить использование платных дорог и, особенно, бюджетных средств на их создание, многочисленными жесткими ограничениями.

Новый российский закон столь амбициозных целей не ставит: в статье 2 мы не найдем ни ускоренного развитие национальной дорожной сети, ни регионального развития, ни, тем более, создания сети скоростных автомобильных магистралей между всеми субъектами РФ на радость автомобилизированных обывателей.

Да и какие уж тут амбициозные цели, когда все новации в части бюджетного финансирования дорог сведены к нормативам на содержание дорог, а также к сугубо локальным поправкам к Бюджетному кодексу. При этом не было попыток ни пересмотреть печально знаменитую статью 35 Бюджетного кодекса, по сути дела налагающую запрет на все налоги обратных связей, включая дорожные, ни вернутся к вопросу о воссоздании системы дорожных фондов.

Новый закон вряд ли изменит что-либо к лучшему и в ситуации с местной дорожной сетью: в бюджетах муниципальных образований недостает средств не то что на ремонт дорог, но даже на замену светофоров, которые во многих поселениях не обновлялись с 1960-ых годов.

Да и в целом позиция законодателя в части городских дорог и улиц является сугубо невнятной. Вводя общие для города и внегородских трасс понятия и нормы по поводу полос отвода и придорожных полос, он решительно не замечает того факта, что Градостроительный кодекс не относит улично-дорожные сети городов к землям транспорта. Практические последствия этого печального факта жители больших городов могут наблюдать ежедневно; для москвичей и питерцев самым наглядным примером являются ситуации на улицах и площадях у конечных станций метро.

Аккуратно обойдя проблемы бюджетного финансирования дорожной деятельности, российский законодатель сделал упор на платные автомобильные дороги.

Соответственно, большинство спорных новаций представлено в главе 7, где трактуются вопросы их использования.

Здесь уместно обратить внимание на семантическую, экономическую и техническую подоплеку понятий «платная» и «бесплатная» дорога. На самом деле все дороги в мире платные, различаются только формы платы за пользование ими.

Базовой в настоящее время является налоговая форма. В большинстве стран мира содержание и развитие дорожных сетей происходит за счет целевых дорожных налогов, заложенных в цену моторных топлив, а также начисляемых по факту владения (приобретения, распоряжения, …) автомобилем. Современные дорожные сети общего пользования, так сказать «сети эконом класса», обеспечивающие приемлемые условия движения в странах развитой автомобилизации, построены именно на эти деньги.

Все прочие, известные в мировой практике формы платы за пользования дорогами – не более чем тонкие регулирующие добавки к базовому и общепринятому налогово-бюджетному механизму.

Одной из таких тонких регулирующих добавок является так называемая «транспортная пошлина» («Transportation Toll»), взимаемая обычно у турникетов, установленных на съездах с участков дорожной сети, называемых “Toll Roads” или “Toll Facilities”. По-русски (может быть не очень удачно) такие участки называются платными дорогами.

Использование старинного механизма «транспортных пошлин» в добавление к стандартным дорожным налогам позволило сформировать в пределах сетей общего пользования сегмент «сетей бизнес класса» с особо комфортными условиями движения. Заодно удалось решить важную задачу организации дорожного движения – рациональное распараллеливание трафика по альтернативным маршрутам.

Платные дороги в Европе - это, как правило, лучшие фрагменты национальной дорожной сети, относимые к классу скоростных автомобильных магистралей и искусственных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов) столь же высокого класса.

Платные дороги проходят по обособленным путевым конструкциям, с исключением пересечений в одном уровне, и не предназначены для местных сообщений. Они изолированы от местного трафика и пешеходов, обеспечивая тем самым условия для высокоскоростного безопасного движения.

Технология сбора платы за проезд, как правило, «турникетная»: на головном участке дороги предусмотрено многократное уширение проезжей части, с тем, чтобы прохождения автомобилей через входные шлюзы не приводило бы к значительным задержкам в движении. Количество промежуточных съездов и въездов, также оборудованных турникетами, минимально.

В странах с развитыми законодательными нормами защиты прав потребителей тариф за проезд 1 км составляет 6-8 евроцентов. Такую пошлину водители и защитники прав потребителей готовы считать не двойным налогообложением, но разумной добровольной доплатой за проход в зону «бизнес класса».

Новый российский закон все эти «тонкие детали» реальности игнорирует полностью.

В первую очередь это проявляется в ответе на вопрос о том, какие дороги могут эксплуатироваться на платной основе.

Ответ российского законодателя содержится в статье 36: если речь идет о внегородской сети, то платным может стать любой вновь сооруженный или реконструированный участок дороги; если о городе, то платной может стать любая новая улица. И ни одного слова по поводу категории дороги, которой предстоит стать платной.

Предлагаемая законом трактовка к тому же неработоспособна еще и в финансово-техническом плане: если платная дорога не изолирована от местной сети, на ней невозможно применение упомянутых «турникетных» технологий.

Взамен непременно появятся те или иные суррогатные, условно-расчетные схемы сборы платы. Не хотим гадать, но они наверняка будут выгодными для концессионеров, и вряд ли справедливыми для автовладельцев и налогоплательщиков.

Какая бесплатная альтернатива должна быть у платной дороги?

Для платных хайвэев Испании, Франции, Италии и т.п. этот вопрос совершенно неактуален. Все такие дороги включены в плотные, многосвязные дорожные сети – национальные, региональные, местные. Так что, во всех случаях «бесплатные» маршруты для транзитных поездок будут пусть менее комфортными и скоростными, но вряд ли заметно более длинными. Что же касается местных поездок, то «бесплатные» маршруты определенно короче: весьма немногие населенные пункты расположены вблизи въездов на платный хайвэй.

Иное дело – совокупность российских дорог, которую и сетью то назвать сложно. У нас ведь из точки «А» в точку «Б» дорога, как правило, одна-единственная, какая уж есть…

В этой связи вопрос о допустимом перепробеге по альтернативному бесплатному маршруту становится чрезвычайно важным. Законодатель ответил на него жестко: согласно статье 37 альтернативный маршрут может быть втрое длиннее платного.

Что это означает по географии?

Допустим, что «первую бетонку» реконструируют и превратят в платную дорогу – ЦКАД. Тогда бесплатной альтернативой для платного проезда из Троицка в Апрелевку станет объездной маршрут по Калужскому шоссе, далее по МКАДу и по Киевскому шоссе в обратном направлении.

Если же сделать платной дорогу Москва-Воронеж, то бесплатной альтернативой прямого пути до Воронежа можно будет объявить маршрут через Саратов и Пензу.

Впрочем, даже тройной перепробег показался законодателю чрезмерным ограничением для будущих концессионеров. В случае если платная дорога эксплуатируется на Крайнем Севере и приравненных местностях, бесплатной альтернативой законодатель готов считать маршрут любой протяженности, хоть через Северный полюс.

Что означает троекратный перепробег с точки зрения тарифов?

Смысл бесплатного альтернативного маршрута по идее состоит в том, что проезд по нему обойдется водителю дешевле, чем по платному.

Примем теперь во внимание, что протяженность бесплатного маршрута в три раза больше платного, и проведем несложный расчет.

Легко видеть, что тариф за 1 км проезда по платной дороге должен быть никак не меньше, чем суммарные издержки автомобилиста на 2 км проезда по бесплатному альтернативному маршруту. В эту сумму входят затраты на бензин, прочие эксплутационные расходы, плюс – цена дополнительно потраченного времени.

Выходит, что в современных ценах на бензин, километровый тариф на платной дороге не может быть меньше 4,5-5 рублей, или же 12 – 14 евроцентов.

Заметим, что это примерно в 1,5-2 раза больше, чем тарифы, действующие на превосходных платных хайвэях Франции и Италии. И еще заметим, что если сделать тариф более щадящим, то по бесплатной «утроенной» альтернативе никто ездить не станет.

Вывод здесь очевиден: российский законодатель сделал понятие «бесплатного альтернативного проезда» сугубо номинальным.

За что отвечает концессионер?

Вот ответ, содержащийся в методическом документе Всемирного банка «Платные дороги. Современные тенденции участия частного сектора»:

«частная компания должна брать на себя операционные риски в течение периода эксплуатации, либо сумму строительных и операционных рисков в течение контрактного периода».

А вот ответ, содержащийся в статье 38 нового закона:

«предусматриваются обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных концессионным соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств».

Как говорится, почувствуйте разницу! Российский концессионер не отвечает даже за собственные ошибки, допущенные на стадии проектирования, строительства и эксплуатации дороги: все операционные риски щедрый российский законодатель (в отличие от прижимистых банкиров из Всемирного банка!) возложил не на частную компанию, а на государство.

Какую выгоду получает концессионер?

Зарубежная частная компания – эксплуатант платной дороги, живет к вящей пользе автомобилистов и собственных акционеров за счет кассовой выручки, собираемой на шлюзах и турникетах.

Российский концессионер получит этот источник доходов везде, где сумеет поставить те же шлюзы и турникеты. А где не сумеет, там заручится финансовой поддержкой концедента.

Но, судя по всему, все это не станет главным доходным источником для российского концессионера.

Главный его бонус – земля. В новом законе вопросы предоставления концессионеру в аренду земельных участков трактуются опять-таки в противоречии с мировым опытом. В статье 39 нет стандартного ограничения, согласно которому эти земельные участки должны располагаться в пределах полосы отвода автомобильной дороги либо придорожной полосы.

Фактически это означает переход от дорожной концессии к передаче в концессию земельных участков как таковых. То есть под предлогом реализации дорожных проектов можно будет не без успеха заняться переделом земельной собственности в окрестностях крупнейших городов страны.

Подведем итоги.

В своей «общей части» новый закон по сути дела не предлагает действенных мер к решению назревших задач развития национальной дорожной сети, особенно на местном уровне.

В свой «особенной части», посвященной платным дорогам, закон полностью игнорирует весь накопленный в этом направлении зарубежный опыт и, тем более, интересы обывателя – автомобилиста. Одновременно закон впрямую неприкрытым образом лоббирует интересы концессионеров, которые займутся эксплуатацией платных дорог в России.

Единственным реальным результатом принятия этого закона станет появление нескольких дорожных концессионеров, которые не сильно улучшат дорожную сеть, но непременно войдут в число крупнейших землевладельцев России.

Обсудить статью

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

09:28 Суд в Москве заочно арестовал двух фигурантов дела экс-сотрудника ФСБ Черкалина
09:20 Впервые замечено формирование спутника у экзопланеты
09:15 Володин предложил поправки о балансе ветвей власти в Конституцию
09:01 В «Фобосе» предупредили о возможном вечернем подтоплении в Москве
08:52 Шойгу заявил об одобрении Путиным повышения оклада рядовых контрактников
08:48 Приморский суд дал подпольным банкирам условный срок за хищение 17 млн рублей
08:41 Траты Мосгоризбиркома на повышение правовой культуры избиркомов оценили в 16 млн рублей
08:35 Больше половины опрошенных россиян хорошо относятся к Украине
08:19 Екатеринбурженка отсудила 20 млн рублей за неисправную Tesla
08:16 Лагард покинула пост главы МВФ
08:09 «Игре престолов» дали 32 номинации на «Эмми»
08:00 Сенат США раскритиковал Facebook за планы по выпуску криптовалюты
07:45 Меньше трети опрошенных россиян боятся повторения чернобыльской аварии
07:29 В доклад для НАТО случайно вошел список мест хранения ядерного оружия в Европе
07:14 Каждого десятого россиянина кредиты подводят к черте бедности
06:58 Гордума Комсомольска-на-Амуре приняла досрочную отставку мэра
06:47 Власти Тувы ввели в республике режим ЧС из-за подъема воды в реках
06:32 Байден вызвал Трампа на состязание по отжиманиям от пола
06:15 Три российских банка за год отменили выплату кешбэка в рублях
05:58 Видеоблогера из РФ приговорили к 37,5 года тюрьмы за убийство мексиканца
05:44 Россия отказала в выдаче виз 30 учителям Англо-американской школы
05:34 В красноярском зоопарке ягуар выбрался из вольера
05:11 СМИ узнали о подорожании ледокола «Виктор Черномырдин» до 12 млрд рублей
16.07 20:55 Эксперты сообщили о стремительном росте частного капитала в России
16.07 20:32 Избиркомы отказали Соболь и Жданову в регистрации на выборах в Мосгордуму
16.07 20:07 «Газпром» отчитался о готовности «Северного потока — 2» на 66%
16.07 19:57 Турецкие отели увеличили количество спецпредложений для туристов из РФ
16.07 19:37 Из-за дрожи Меркель начали менять протоколы мероприятий
16.07 19:13 В Чечне власти запретили артистам несогласованные выступления
16.07 18:54 Министр экологии Франции покинул свой пост из-за скандала
16.07 18:36 Из-за отравления едой из автоматов в больницы Москвы попал 21 человек
16.07 18:21 В чемпионате России по футболу откажутся от поздних матчей
16.07 18:01 Силуанов назвал причину распада СССР
16.07 17:45 Вынесен приговор по делу об убийстве старейшей сотрудницы Мариинского театра
16.07 17:25 Уровень смертности от СПИДа в мире сократился на треть
16.07 17:07 Власти Украины не нашли следов вмешательства России в выборы
16.07 16:55 Власти Австрии согласовали экстрадицию Фирташа в США
16.07 16:35 Депутаты Госдумы согласились вернуть курилки в аэропорты
16.07 16:15 СМИ рассказали о подорожании биткоина в 16 раз
16.07 15:59 В Минпросвещения не стали рассматривать идею ввода ЕГЭ по экологии
16.07 15:43 В Минобороны решили запретить военным рассказывать о службе в интернете
16.07 15:22 Памфилова отказалась от встреч с оппозицией из-за операции на плече
16.07 15:13 Россиянки стали чаще жаловаться в ЕСПЧ на домашнее насилие
16.07 14:55 Адвокат экс-жены Глушакова разрекламировал освободившегося от брака футболиста
16.07 14:19 Четверть россиян заявила о своем нежелании самостоятельно копить на пенсию
16.07 14:04 Песков не стал исключать вероятность проведения кампании по дезинформации
16.07 13:46 Эксперты назвали регионы-лидеры по числу усыновленных детей
16.07 13:23 Песков заявил об отсутствии позиции по вопросу конфискации имущества коррупционеров
16.07 13:01 В Кремле предпочли не вмешиваться в предвыборную гонку в Москве
16.07 12:53 Роскомнадзор потребовал у Instagram удалить изображение с флагом РФ
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.