29 марта 2024, пятница, 17:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

14 ноября 2007, 09:13

Венские точки балканского компромисса

Состоявшиеся в Вене в конце октября - начале ноября два новых раунда переговоров между делегациями Сербии и косовских албанцев о будущем статусе края Косово ознаменовали новую фазу переговорного процесса. Особенностью этой фазы является инициатива «тройки» международных посредников (Россия-ЕС-США) по составлению документа, учитывающего высказывания сторон на предыдущих встречах и содержащего ряд принципов (так называемые 14 «точек соприкосновения»), по которым Белград и Приштина могли бы продолжить дискуссию и достичь согласия. При этом "тройка" не выдвигает вариантов статуса Косово и не упоминает независимость края. По словам представителя России в «тройке» Александра Боцан-Харченко, "это попытка определить сферы, где позиции сторон более близки или даже совпадают". Не исключено, что эти принципы в том или ином виде могут найти отражение и в докладе Контактной группы генеральному секретарю ООН.

В предложенном документе «тройка» исходит из того, что Белград и Приштина «сосредоточатся на развитии особых взаимоотношений», решая проблемы мирным путем и не участвуя в акциях, которые могли бы быть истолкованы как угроза другой стороне. Будут созданы совместные двусторонние органы для обеспечения развития сотрудничества. Одновременно указывается, что "не будет возврата к ситуации до 1999 года", что Белград не будет управлять Косово и не будет «восстанавливать физическое присутствие в Косово". Приштина примет различные меры для улучшения положения косовских сербов и других неалбанских сообществ, в частности путем децентрализации местной власти, установления конституционных гарантий и защиты культурного и религиозного наследия.

В документе отмечается, что сотрудничество Белграда и Приштины могло бы осуществляться в таких областях как выяснение судьбы пропавших без вести лиц и обеспечение возврата вынужденных переселенцев, защита прав этнических меньшинств и культурного наследия, различные сферы экономики, здравоохранение, образование и социальное обеспечение, защита окружающей среды, определение европейской перспективы сторон и их региональная инициатива, борьба против организованной преступности, сотрудничество между общинами и органами управления сторон. Косово будет пользоваться полной финансовой самостоятельностью, и Белград не будет вмешиваться в отношения Косово с международными финансовыми институтами.

По мнению «тройки», Косово будет включено в региональные структуры, в частности экономического характера, обе стороны будут стремиться к возможному членству в Европейском союзе, также как и к участию в евро-атлантических структурах. Белград не будет препятствовать присоединению Косово к ЕС. Международное сообщество сохранит гражданское и военное присутствие в Косово и после определения статуса края.

На раздельных встречах делегаций с «тройкой» 22 октября был обсужден подготовленный посредниками документ. Делегация Сербии высказала замечания по каждому второму пункту документа, имея в виду необходимость приведения его в соответствие с резолюцией 1244 Совбеза ООН и Уставом ООН. По словам председателя правительства Сербии Воислава Коштуницы, для Сербии неприемлемо то, что документ «тройки» означает, что речь идет об отношениях двух независимых государств. В этом документе, считает сербская делегация, необходимо отразить два фундаментальных принципа - переговоры должны вестись в раках резолюции 1244 Совбеза ООН и никто не должен угрожать односторонними действиями. Эти положения, кстати, содержатся и в руководящих принципах Контактной группы. В первом пункте вместо констатации, что «Белград и Приштина сосредоточатся на развитии особых взаимоотношений», делегация предложила записать, что «предметом настоящих переговоров является определение будущего статуса Косово и Метохии на основе принципов, которые определены резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН»; при этом она подчеркнула важность соблюдения таких принципов как суверенитет и территориальная целостность государств и необходимость предоставления Косово «широкой автономии и существенного самоуправления». Вместо указания на то, что все проблемы Белград и Приштина будут решать мирным путем, предложено, чтобы не только обе стороны, но и «посредники международного сообщества» были обязаны воздерживаться от каких-либо односторонних шагов. К положению о том, что не будет возврата к ситуации до 1999 года, предлагается добавить, что «будущее устройство края необходимо определить на основе резолюции 1244 Совбеза ООН». Положение о том, что «Белград не будет управлять Косово», уточняется: «в рамках компетенции, которая на основе будущего соглашения будет предоставлена краю» (сербский министр по делам Косово Слободан Самарджич пояснил, что внешняя политика и пограничный контроль останутся в компетенции Сербии), а институты Сербии не будут присутствовать в Косово в тех делах, которые «не входят в компетенцию Сербии».

В перечислении сфер сотрудничества делегация Сербии не упоминает «защиту меньшинств», поскольку Белград не признает наделение косовских сербов статусом национального меньшинства. Вместо указания на то, что Белград не будет препятствовать присоединению Косово к ЕС, предлагается записать, что этот процесс будет осуществляться «в сотрудничестве с Белградом»; в формулировках сербской делегации участие в евро-атлантических структурах отсутствует. Уточняется, что международное сообщество будет присутствовать в Косово на основе мандата ООН, в соответствии с решением Совбеза ООН. Как заявил Слободан Самарджич, подготовленный «тройкой» документ представляет собой «хорошую исходную позицию» и о его содержании можно договориться.

Что касается делегации косовских албанцев, то, высказывая некоторые замечания по документу «тройки», она считает, что в нем отражены в основном позиции Приштины, включая ее видение будущих отношений Косово и Сербии как двух независимых государств. Вместе с тем председатель правительства края Агим Чеку считает, что речь должна идти не об «особых», а о «нормальных» взаимоотношениях, в документе необходимо также указать, что не должно быть раздела Косово.

По мнению некоторых косовских аналитиков, этот документ в большей степени предусматривает некую форму конфедерации, а не взаимодействие двух независимых государств.

Сербская делегация на переговорах 5 ноября, где она была представлена на высшем уровне, выразила готовность продолжить обсуждение подготовленного «тройкой» документа, предложив в качестве модели, содержащей элементы решения будущего статуса Косово установленный с 1997 года статус Гонконга как специального административного района в границах Китая. Применительно к Гонконгу, пояснил президент Сербии Борис Тадич, «были согласованы конституционные рамки, в соответствии с которыми отдельные части территории имели право осуществлять самоуправление и сотрудничество между собой под общей суверенной крышей», ни одна из сторон не имела право предпринимать односторонние действия в сфере, касающейся конституционных вопросов и вопросов суверенности, международно-признанные границы не были изменены, а деятельность сил безопасности была четко ограничена местной компетенцией в обеспечении порядка и соблюдения закона. Эти положения, сказал он, в значительной мере соответствуют соображениям Белграда о том, как должен решаться вопрос о статусе Косово.

Говоря о модели Гонконга, руководители сербской делегации подчеркивали, что речь идет не о ее копировании, а о хорошем примере принятия осуществимого решения в соответствии с международным правом, так же как и о том, что широкая автономия реальна и функциональна. Советник премьера Сербии Александр Симич не исключил и возможность рассмотрения опыта функционирования Южного Тироля или Аландских островов. Сербское предложение о статусе Косово, сказал министр иностранных дел Сербии Вук Еремич, предусматривает еще большую степень автономии в сравнении с той, которая предоставлена Гонконгу. Так, по его словам, Пекин назначает председателя правительства Гонконга, а в Косово все органы управления избираются и формируются автономно, Пекин имеет армейские казармы на территории Гонконга, а Сербия предлагает осуществить демилитаризацию Косово, Гонконг не имеет прямого членства в международных финансовых организациях, а для Косово такая возможность предусматривается. К тому же Гонконг через 50 лет полностью переходит под суверенитет Китая, а сербское предложение исходит из того, что решение вопроса о статусе Косово будет отсрочено и он будет вновь рассмотрен через 20 лет.

Казалось бы, соображения сербской делегации открывают новые возможности для обсуждения будущего статуса Косово, однако делегация косовских албанцев вновь не проявила желания говорить об этом, выражая готовность лишь на обмен мнениями об отношениях между Косово и Сербией. Как сообщил пресс-секретарь косовской делегации Скендере Хисени, делегация считает, что модель Гонконга для решения вопроса о статусе Косово не может быть применена, поскольку историческое прошлое этих двух регионов совершенно разное. В Приштине уверены, что этим предложением Сербия пытается лишь выиграть время. Заявление члена косовской делегации Ветона Сурои о том, что на переговорах необходимо обсуждать обеспечение прав не только сербов в Косово, но и прав албанцев, проживающих в южных общинах центральной Сербии, является подтверждением того, что интересы косовского руководства выходят за пределы Косово.

По мнению руководства Сербии, делегация косовских албанцев пытается избежать переговоров о статусе Косово, навязывая обсуждение отношений между Сербией и Косово, которые могут сложиться уже после принятия решения о статусе Косово. Борис Тадич констатировал, что « к сожалению, мы не сумели найти общие основы для переговоров с Приштиной», отметив, что делегация косовских албанцев избегала обсуждения соображений сербской делегации, изложенных ею по 14 пунктам, которые были предложены «тройкой». Воислав Коштуница заявил, что в ходе четвертого раунда сербская делегация отвергла попытку некоторых стран-членов Контактной группы и части делегации косовских албанцев найти решение, используя форму конфедерации Сербии и Косово, что предполагает существование двух независимых государств и, следовательно, противоречит положениям резолюции 1244 Совбеза ООН.  Имея в виду высказывания косовской делегации о том, что компромисс по статусу Косово невозможен и что это не следует обсуждать, Воислав Коштунца призвал «тройку» быть более активной и обратить внимание косовских албанцев на то, что темой переговоров является именно статус Косово.

Следует отметить, что в последнее время новые варианты статуса Косово стали выдвигаться более активно, что, видимо, связано с приближающимся истечением срока мандата «тройки» международных посредников (10 декабря). К примеру, согласно некоторым высказываниям представителя ЕС в «тройке» Вольфанга Ишингера, для решения косовской проблемы мог бы быть полезен опыт двух германских государств, которые в 1972 году договорились об установлении добрососедских отношений. Главное в методике достижения этой договоренности, по мнению немецких аналитиков, заключается в том, чтобы отложить на будущее то, о чем стороны не могут договориться. Вольфанг Ишингер отмечал, что решение косовской проблемы можно найти, если «не упоминать то, что является неразрешимым». Однако нельзя не видеть, что эти соображения определенным образом совпадают с предложением Приштины об установлении «добрососедских отношений между Сербией и Косово» как двумя независимыми государствами. По мнению сербского министра по делам Косово Слободана Самарджича, такой план для решения вопроса о статусе Косово не может быть применен, так как это означало бы признание Косово независимым государством, а как заявил Воислав Коштуница, этот вариант «не может быть предметом переговоров».

По данным Балканской исследовательской сети (БИРН), госдепартамент США якобы работает над вариантом замораживания статуса Косово до 2020 года, когда был бы проведен референдум о статусе, предусматривая выделение краю ежегодно до семи миллиардов евро в виде помощи; в эти годы статус Косово напоминал бы статус Гонконга, он мог бы стать членом Международного валютного фонда и других международных финансовых институтов. Госдепартамент США опроверг эту информацию, подчеркнув, что США по-прежнему считают, что лучшим решением было бы принятие плана М.Ахтисаари о независимости Косово под международным наблюдением. Появился и вариант объявления Косово подмандатной территорией ООН на длительный срок. Некоторые политологи предлагают в случае отсутствия согласия сторон приступить к реализации плана М.Ахтисаари, а решение вопроса о статусе Косово отложить на 5-10 лет, причем Косово будет предоставлено право иметь определенное представительство в международных организациях.

В то время как сербская делегация рассчитывала, что состоявшиеся переговоры приблизят достижение компромиссного решения о статусе Косово, делегация косовских албанцев ориентировалась на то, что вопрос о статусе Косово уже решен и процесс его определения, как сказал председатель правительства Косово Агим Чеку, будет завершен до конца года. По словам министра образования Косово Агима Велию, правительство и скупщина Косово намерены после 10 декабря «начать постепенное применение плана М.Ахтисаари». «Мы продолжим участие в переговорах, заявил Ветон Сурои, но в то же время должны будем подготовить Косово к функционированию как государства». Накануне последней встречи в Вене правительство Косово заявило, что оно «априори отвергает любое предложение, которое не предусматривает независимость Косово, которое не поддерживает план М.Ахтисаари», подчеркнув при этом, что оно выступает за то, чтобы после 10 декабря последовало бы провозглашение независимости и началось бы международное признание государства Косово. «Нам необходима независимость, которая получит международное признание», сказал президент Косово Фатмир Сейдиу, а председатель Демократической партии Косово Хашим Тачи заметил, что Приштина будет соблюдать процедуру, которую определят «международные факторы». Агим Чеку 2 ноября попросил главу миссии ООН в Косово Иохима Риккера информировать генерального секретаря ООН о том, что косовское руководство после 10 декабря не намерено долго ждать с провозглашением независимости Косово (уже даны соответствующие указания подготовить до 10 декабря предложение о государственном флаге и гербе Косово). Однако 3 ноября бывший председатель правительства Косово Байрам Реджепи заявил, что скупщина Косово не провозгласит 10 декабря независимость, а будет ждать «определенного согласия» на это от США и ЕС, независимость, по его мнению, не будет провозглашена и до созыва новой скупщины Косово после выборов, назначенных на 17 ноября, и формирования нового состава правительства.

Руководство Сербии единодушно в отстаивании суверенитета и территориальной целостности страны. «Для Сербии, сказал Борис Тадич, абсолютно исключено, чтобы Косово стало полностью суверенным». По его словам, провозглашение независимости Косово имело бы отрицательные последствия не только для Балкан, но и для всего региона черноморского бассейна, где имеются подобные проблемы. Воислав Коштуница, заявив, что Сербия полностью отвергает одностороннее провозглашение независимости Косово, подчеркнул, что признание такой независимости означало бы насильственную отмену резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. «Никогда и ни на каких условиях мы не признаем независимость Косово», заявил заместитель председателя правительства Сербии Божидар Джелич, добавив, что как в свое время никто не призывал к разделу Боснии и Македонии, хотя и там шли войны и было полно ужасов, так и сейчас от Сербии нельзя оторвать часть ее территории. В этой связи он напомнил, как Великобритания «пересекла половину земного шара» для защиты свих прав на Фолклендские острова, точно также и США никогда не согласились бы отдать Мексике часть Калифорнии.

По мнению бывшего министра иностранных дел Чехии Иржи Динстбира, «Сербия дошла до границы возможных компромиссов: она предлагает Косово полное внутреннее самоуправление и настаивает лишь на сохранении территориальной целостности сербского государства». Он считает, что существует опасность того, что проблема Косово будет использована в качестве очередного инструмента давления на Сербию, отметив, что «за последние два-три месяца сербы получили от нескольких стран ЕС пять-шесть неофициальных предложений». Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что решение вопроса о статусе Косово и переговоры о присоединении Сербии к ЕС не связаны непосредственно друг с другом, заметив, однако, при этом, что отсутствие договоренности с косовскими албанцами может осложнить вступление Сербии в ЕС. По мнению комиссара ЕС Олли Рена, было бы «наивно и некорректно» требовать от Сербии, чтобы она согласилась отдать Косово за вступление в Европейский союз. Борис Тадич заявил, что в Сербии никто не согласился бы отказаться от Косово ради быстрого вступления в ЕС, выразив надежду, что и в ЕС никто не предложит такую сделку.

По мере приближения срока представления генеральному секретарю ООН доклада Контактной группы о ходе переговоров (10 декабря) в крае нарастает напряженность. Незаконное военное формирование «Албанская национальная армия» (АНА), которое еще в 2003 году миссия ООН в Косово признала террористическим, выступило с угрозой установить контроль над северной частью Косово, где проживают в основном сербы, для защиты албанского населения в данном регионе. Это выступление, свидетельствующее о нервозности албанских экстремистов в связи с неполучением ожидавшейся ими независимости, было воспринято в Сербии как реальная угроза для живущих в Косово сербов, а также как еще одна попытка оказать давление на международное сообщество с целью ускорения предоставления независимости краю. АНА проводит патрулирование, создает ночные контрольные пункты вблизи административной границы с Сербией, концентрируя свои силы на севере Косово, где проживает много сербов. По словам одного из командиров распущенной в свое время «Освободительной армии Косово» (ОАК), «если принятие решения о статусе Косов будет отложено, то существует большая опасность, что ситуация выйдет из под контроля», а «ОАК жива, ее сторонники живы и готовы к еще одной войне, если это будет необходимо». В министерстве обороны Сербии подтвердили, что в Косово и на северо-западе Македонии существуют отдельные группы, которые готовы «по политическому сигналу из определенных центров» попытаться дестабилизировать положение на юге Сербии. Недавно была раскрыта готовившаяся провокация, целью которой было вызвать вторжение вооруженных сил Сербии на территорию Косово.

В последнее время все более заметной становится активная роль Европейского союза в определении статуса Косово, при чем более четкими становятся высказывания о необходимости принятия компромиссного решения. В Европейском союзе многие считают, что решение этого вопроса является проверкой успешности внешней политики ЕС. По словам комиссара ЕС О.Рена, «то, что происходит на Балканах не затрагивает ни Россию, ни США так прямо, как нас, европейцев. Если процесс определения статуса Косово провалится, Европа за это поплатится». Переговоры с участием «тройки», заявил он, - это последний шанс для достижения договоренности о будущем статусе Косово. По мнению радио «Немецкая волна», урегулирование косовской проблемы Евросоюзом позволило бы "сохранить лицо" Бушу и Путину.

А пока, как сообщила парижская газета «Le Monde», в ЕС готовятся к одностороннему провозглашению независимости Косово, добиваясь от США согласованного порядка действий и убеждая косовское руководство «не перескакивать через этапы». Авторы якобы разработанного сценария исходят из того, что 11 декабря «тройка» посредников констатирует безуспешность своих усилий, а затем Совет Безопасности ООН проявит неспособность из-за вето России принять резолюцию о реализации плана Ахтисаари. Тогда генеральный секретарь ООН призовет ЕС заменить миссию ООН в Косово своей миссией. Решение об этом совет министров ЕС мог бы принять в начале января 2008 года, с расчетом на то, что те страны ЕС, которые выступают против признания независимости Косово, «конструктивно воздержатся». Во второй половине января Косово могло бы провозгласить свою независимость, имея в виду, что большинство стран ЕС выразит готовность признать его независимость через несколько месяцев переходного периода, как это предусмотрено планом М.Ахтисаари.

Оказываемое на участников переговоров о статусе Косово давление путем внушения, что им будет продиктовано решение, если до 10 декабря не будет принято согласованное решение о статусе Косово, вызывает у сербов определенное беспокойство, но совершенно не волнует косовских албанцев, поскольку они уверены, что Запад признает независимость края, когда декларация об этом будет принята. Поэтому задачей ведущих международных сил, как представляется, является объяснение конфликтующим сторонам, что перед ними стоит одна единственная цель – достижение взаимоприемлемого решения о статусе Косово и в те сроки, которые для этого необходимы. Только при таком подходе можно ожидать необходимых положительных результатов.

Во время встречи с министром иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайером Божидар Джелич призвал международное сообщество, «тройку» посредников и Германию оказать на Приштину такое же давление, какое оказывается на Сербию. По мнению немецкого аналитика Душана Релича, косовское руководство могло бы пойти на некоторые уступки, если бы из Вашингтона ему дали бы ясно понять, что в настоящее время максималистские требования об отделении Косово от Сербии невозможно осуществить, а нужно найти решение в формате максимальной автономии края. Пока же, по утверждению Воислава Коштуницы, США осуществляютдавление на Приштину с иной целью - не допустить принятия компромиссного решения о статусе Косово, поскольку они якобы заинтересованы не в обеспечении независимости Косово, а в создании в Европе государства, которым бы фактически управляло НАТО. И тем не менее бывший посол США в ООН Джон Болтон выражает надежду, что США не признают одностороннее провозглашение независимости Косово, ибо это принесло бы Балканам больше вреда, чем пользы. «Косовскую проблему, по его словам, стороны должны решать за столом переговоров».

Итак, венские раунды переговоров завершились без каких-либо серьезных результатов. После окончания встреч «тройка», не раскрывая детали произошедшего, сообщила, что будет продолжен поиск новых вариантов согласованного решения на основе предложенных 14 пунктов с комментариями сторон, в рамках резолюции 1244 Совета Безопасности ООН и руководящих принципов Контактной группы. Вольфганг Ишингер заявил, что опасно вести бесконечно переговоры о статусе Косово, для прогресса на переговорах необходима политическая воля и уступки сторон. По словам Александра Боцан-Харченко, стороны продолжили интенсивный диалог, не выходя за рамки своих позиций, заметив, что «сохраняются шансы на принятия согласованного решения, но это очень небольшие шансы».

Следующий раунд переговоров намечен на 20 ноября в Брюсселе, где сербская делегация намерена представить сравнительный анализ ее предложений об автономии Косово и статуса Гонконга. В конце ноября состоится, возможно, также трехдневная встреча делегаций.

По мнению заместителя министра иностранных дел России В.Титова, в мировом сообществе укрепляется понимание того, что к решению косовской проблемы нужно подходить ответственно и взвешенно. Применительно к переговорному процессу это означает, что переговоры необходимо продолжать, не ограничивая их временными рамками. Судя по всему, выработать компромиссное решение до 10 декабря нереально, но было бы очень важно достичь в переговорах определенного прогресса, который мог бы стать основой для вывода мирового сообщества о том, что переговоры следует продолжить. 

Обсудить статью

См. также:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.