28 февраля 2020, Пятница, 05:47
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Чему не учит география

Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции нашего экспертного круга и сообщества. Специальный цикл заседаний семинара, реализуемый также совместно с Государственным университетом – Высшей школой экономики, оказался посвящен проблеме "Чему учат и чему должны учить школьные предметы". Речь идет об обсуждении содержания образовательных программ, той картины мира, которая просматривается за учебниками, учебными планами и учебной деятельностью на уроках. Одно из первых обсуждений в этом цикле было посвящено преподаванию географии. В центре обсуждения оказались сообщения профессора, зам. завкафедрой региональной экономики и экономической географии Факультета экономики ГУ-ВШЭ, доктора географических наук Алексея Скопина и начальника научно-студенческой базы Географического факультета МГУ в Кировске (Хибины) Сергея Коняева. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Александр Черкасов, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Григорий Глазков, Олег Мудрак.

Среди предметов, составляющих основу обязательного для всех среднего образования, есть более узкий круг дисциплин, ответственных за то, что общество почитает элементарной грамотностью. В последние годы многие отмечают, что уровень грамотности в нашей стране понижается, и падение географической грамотности, наряду с грамотностью в прямом смысле (знанием родного языка) здесь оказывается впереди процесса. В достаточно шатком положении находится и сама география как учебный предмет.

Сложность предмета

Вопрос о том, как преподавать географию, упирается в две ключевые проблемы. С одной стороны, географическое знание невероятно разнородно, обширно и само по себе не структурировано — в каком объеме и в какой последовательности его предлагать детям? С другой стороны, по своим методам и целям география также с трудом приводится к какому-либо общему знаменателю. Географу и любому, кто изучает эту дисциплину, приходится иметь дело с данными физики, математики, биологии, социологии, химии, этнографии. И на выходе мы имеем: физическую географию, социальную географию, экономическую и политическую географию — все это в рамках одного школьного предмета. В лучшем случае, все это разнообразие можно объединить в две дисциплины: естественнонаучную, физическую географию и социальнонаучную географию, выступающую в школе как экономическая (смещенное в сторону части этого блока название отчасти соответствует смещенному содержанию).

Сегодня в шестом классе проходят физическую географию, в седьмом географию материков, в восьмом географию России, в девятом экономгеографию России, в десятом мира.

Место в учебной вертикали

Не вполне понятно, каким образом можно приступать к изучению физической географии в 6-м классе, когда еще не накоплен достаточный багаж знаний по естественным дисциплинам, необходимым для понимания многих упоминаемых в ходе обучения процессов. Учителю географии, скажем, приходится вводить понятие температуры, агрегатного состояния вещества и т.д. К моменту же изучения этих процессов курс физической географии остается далеко позади.

Когда на более позднем этапе совершается переход от физической географии к экономической, базовые знания нередко теряются, поскольку они изначально не имели прочной основы, ни теоретический, ни практической (мало кто из школьников сегодня знакомится с ландшафтом родной страны или хотя бы родного края в ходе поездок и экскурсий). Слабо реализуется внутрипредметная связь между физической и экономической географией.

Внутрипредметный перекос

Проблемы преподавания физической географии могут показаться несущественными по сравнению с тем, что происходит с социально-ориентированными областями этой дисциплины.

Известно традиционное предпочтение, оказывавшееся в Советском Союзе, «стране инженеров», физической географии перед экономической и социальной как одному из предметов естественнонаучного цикла. А сейчас нужно создавать школы для постиндустриального общества, где гуманитарно-социальный компонент был бы не просто выровнен, но, возможно, начал бы преобладать. Оставаясь в индустриальной парадигме образования, мы только увеличиваем отставание от того, что происходит на Западе.

В академических институтах отделы по физической и всеми прочими отраслями географии соотносятся приблизительно как 7/3, что влечет соответствующее распределение средств. В мире достаточно давно соотношение сравнительное внимания к физической и социальной географии является иным: в школе примерно 50 на 50, а в высшей школе и в науке – 3/7. Но нынешнее соотношение воспроизводится и в процессе высшего образования за счет соотношения удельного веса предметов, и в распределении финансирования.

Есть проблема нашего теоретического отставания. Экономическая география сначала только фиксировала факты, но затем появились теоретические модели, которые объясняют их, используя данные взаимодействие наук. Здесь продвинулись далеко американцы. Французы продвинулись в географии городов, немцы в географии размещения промышленности, шведы в диффузии распространения экономических явлений. А наша школа, в силу огромности и необходимости решения задач до недавнего времени занималась по-прежнему освоением пространства и накоплением экономических фактов по пространству. Ресурсное движение на восток ограничивало развитие ресурсов. Физическая география дает информацию о ресурсах, а экономическая потом эту информацию переносит из географии в экономику. Но дальше должно следовать осмысление.

На вопрос о том, что подведомственная ему наука может дать современному российскому обществу, директор академического отвечает, что единственная достойная внимания область — Антарктида. Трудно отказать в чем-либо этому континенту, но все же современная география занимается далеко не только им: ученые по всему миру ищут закономерности в размещении населения, распределении хозяйства и культурных объектов, того, как все это соотносится с состоянием окружающей среды, и другими актуальными для любого общества проблемами.

В каждой стране может и должна быть своя специфика. В Испании, например, география совмещена с туризмом. Есть факультет туризма, там и читают все предметы, которые читают на географическом факультете. У американцев больше интеграция с бизнесом, у них идет оценка рынков сбыта, демография. В Австралии развита виртуальная, модельная география: они создают новое пространство в виртуальной реальности. Такую модель можно использовать для анализа любой реальной ситуации.

Трансформация объекта и развитие предмета

География — по-своему уникальный предмет, поскольку он практически недоступен преподавателям старой закалки, на которых продолжает держаться средняя школа. За последние двадцать лет с точки зрения структуры хозяйства и расселения радикально поменялись и Россия, и мир в целом. Необходимо воспитание нового поколения учителей, к чему, кроме по-прежнему непереносимо низких зарплат, есть и концептуальные препятствия.

При этом моделей, которые бы более или менее адекватно описывали процессы, происходящие в России, пока не существует: свои не выработаны, а западные не полностью адекватны нашим условиям.

Учителя жалуются на то, что не хватает новых учебников, использовать приходится в основном старые, не отражающие реальной картины, из-за чего школьники теряют всякий интерес к предмету, и так далеко не самому престижному в школьном курсе. Вузы переводят западные учебники, но их необходимо еще адаптировать.

Кроме того, как и в случае с другими предметами, не совсем ясно, в какой мере эти учебники соответствуют требованиям, которые предъявляет к учащимся ЕГЭ и каким образом необходимо школьников к нему готовить.

Задачи географии

География суммирует многие знания других наук физическая должна быть интегратором физики, химии, биологии и т.д., экономическая – истории, основ экономики, социологии, демографии, в той степени в которой они оказываются доступны школьнику.

В отношении любой дисциплины можно выделить три уровня: грамотность, кругозор и предпрофессиональная подготовка. Человек должен иметь знания о том месте, где он живет. Одним из важнейших результатов преподавания географии должно быть то, что человек ориентируется в пространстве, в котором он находится. Географическая грамотность это как раз понимание близлежащего пространства. Она должна преподаваться на основе знаний о местности. В 4-м и 5-м классе, когда идет природоведение, эта идея как раз и реализуется. Потом, с 6-го по 9-й классы идет наращивание кругозора. Школьник узнает основы физической, экономической и т.д. географии. А потом, исходя из своих предпочтений, он может двигаться по одному из направлений географии, проходя предпрофессиональную подготовку.

Если же говорить о прикладном смысле предмета, то они очень широки. Так, Вторая мировая война показала, что тот, у кого лучшие военные карты, одерживает в конце концов победу. И после этого военная климатология и география перешли в область, которая доступна очень узкому кругу лиц. Сейчас самые лучшие карты делаются для крылатых ракет, потому что они должны попасть с точностью до метра. Принципиально важные сферы применения географии экономика и формирование текущей политики государства.

Факт и закономерность

География, как и многие другие дисциплины, часто представляется совокупностью огромного количества фактов, которые надо запомнить. Но не менее, а скорее более важно понимание закономерностей и знание, где и как можно получить первичную информацию (умение пользоваться картами, бумажными и электронными справочниками и т.д.). Задача в том, чтобы по мере необходимости можно было оперативно получить первичную информацию о географическом объекте, осознать, как в отношении него должны работать изученные закономерности, а отсюда вывести его более общие свойства.

Тренировкой для такого рода навыков могут служить например задачи, используемые в учебниках географа Михаила Розанова. Школьникам предлагается рассмотреть, что будет, скажем, с климатом на Земле, если изменить угол наклона земной оси к плоскости.

Возможности модернизации

Как решать проблемы с географией, не очевидно на всех уровнях. На уровне методическом не ясно, как можно было бы поставить изучение физической географии после изучения соответствующих разделов физики, химии, биологии, поскольку вслед за физической и активно опираясь на нее должна идти социальная, необходимая для понимания новейшей истории и опирающаяся на эту историю.

Может быть, стоит четче разделить природоведение и физическую географию. Может быть, сместить всю экономическую географию в 10 – 11 класс. Хотя возникает вопрос, как это соотнесется с концентричностью и профилизацией.

Есть вопросы и со стандартизацией преподавания, учитывая, что наша страна находится в разных природных зонах. Это, вероятно, должно отражаться и в подготовке преподавателей и в отсутствии синхронизации при прохождении одних и тех же тем, связанных с демонстрацией природных явлений.

Очевидна сложная цепочка взаимозависимостей: постановка обществом задачи, какая именно география входит в необходимый минимум знаний – подготовка программ и учителей – преподавание. Отсутствие четкого социального заказа, а также хронически недостаточное финансирование, невозможность осуществлять качественную подготовку учителей приводят к тому, что даже тот материал, который сейчас доступен, не преподается в достаточном объеме; в результате страдает и общая картина, и региональный компонент, в рамках которого учащиеся могут познакомиться с тем регионом, где они живут, и соотнести полученные знания с реальным ландшафтом.

Обществу только предстоит сформулировать, что же мы собственно хотим от преподавания географии, какую роль она должна выполнять в системе образования и в процессе формирования гражданина.

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

05:39В Китае от коронавируса умерли 2788 человек, число зараженных выросло до 78,8 тыс.
27.02 21:45На пивоварне в США произошла стрельба, шестеро погибли
27.02 20:51На Кубани нашли убийцу девочки спустя четыре года после преступления. Он оставил следователям подсказки
27.02 20:16Российские кинотеатры стали самыми посещаемыми в Европе
27.02 19:43Площадь перед посольством России в Праге получила имя Бориса Немцова. Аллея в соседнем парке названа в честь Анны Политковской
27.02 19:00ФНС заблокировала счет российского отделения Google
27.02 18:36Иранский вице-президент Масуме Эбтекар заразилась коронавирусом
27.02 17:59Навальный нашел у зятя Мишустина квартиры в нью-йоркском доме. Там арестовывали недвижимость по «делу Магнитского»
27.02 17:11Поезд Москва — Ницца временно перестанет ходить из-за коронавируса
27.02 16:50С 28 февраля Россия ограничит авиасообщение с Ираном
27.02 16:35Amazon впервые купил права на российское реалити-шоу
27.02 16:17Власти с третьего раза согласовали шествие памяти Бориса Немцова в центре Петербурга
27.02 16:01«Это было придумано в кабинетах ФСБ». Фигурант дела «Сети» Пчелинцев ответил на обвинения в причастности к убийству
27.02 15:47Из пермского детсада, где детям включали песню про вино и пиво, уволилась заведующая
27.02 14:47Ростуризм рекомендовал остановить продажу путевок в Италию
27.02 14:44Папа Римский призвал воздержаться от троллинга на время Великого поста
27.02 14:12Мать фигуранта дела «Сети» Сагынбаева пожаловалась в СК из‑за заражения сына туберкулезом
27.02 14:12Путин рассказал, что двойников у него нет: он отказался их использовать
27.02 13:47Экипаж Diamond Princess начал покидать судно
27.02 13:44Экс-полковнику Захарченко предъявили новое обвинение
27.02 13:43В Липецке муж мировой судьи напал на семью с ножом, убил дочь и выпрыгнул из окна
27.02 13:03В аэропорту Стамбула задержали россиянку. Ее подозревают в контрабанде наркотиков два года назад
27.02 12:58В КНР жители провинции Хубэй получат $1,4 тыс. за добровольное сообщение о заражении коронавирусом
27.02 12:34В Хабаровске завели уголовное дело о распространении порнографии против ЛГБТ-активиста. Это друг Юлии Цветковой
27.02 12:30Из-за отступления ледников у берегов Антарктиды возник новый остров
27.02 11:59«Ударили, и он умер». В Иркутске полицейские пытались разбудить пассажира такси электрошокером и убили его
27.02 11:59Спилберг отказался снимать новый фильм про Индиану Джонса. С момента выхода первой картины прошло 39 лет
27.02 11:36СК завел дело об убийстве пропавшей подруги фигурантов дела «Сети»
27.02 11:34Ростех разработал станцию для выборочного блокирования связи для режимных объектов
27.02 11:30Тараканов возрастом 99 миллионов лет признали древнейшими обитателями пещер
27.02 10:45В Челябинской области уволили директора школы, в которой спецназ ФСИН показал детям приемы разгона протестующих
27.02 10:43Forbes: Мария Шарапова возглавила рейтинг самых высокооплачиваемых российских спортсменов десятилетия
27.02 10:30Птерозавра переименовали в честь дома Таргариенов из «Игры престолов»
27.02 09:59Счетная палата: почти в каждой третьей российской больнице нет водопровода
27.02 09:59Собянин отказался считать дискриминацией меры по изоляцию китайцев из-за коронавируса
27.02 08:28Российский сериал «257 причин, чтобы жить» участвует в основном конкурсе фестиваля в Каннах
27.02 08:00«Роснефть» распространяет собственное ПО для гидравлического разрыва пласта
27.02 07:54Саудовская Аравия приостановила въезд в страну паломников из-за коронавируса
27.02 07:26Смс-провайдер заблокировал рассылку о «Марше Немцова» из-за слова «путинские»
27.02 06:58В США новый случай коронавируса не связывают с контактом с зараженными
27.02 06:42На блогера Тумсо Абдурахманова совершили покушение. Он критиковал власти Чечни
27.02 06:00Голосовой помощник «Роснефти» сэкономит время сотрудникам
27.02 05:42В Китае от коронавируса умерли 2744 человека, выздоровели более 32,4 тыс.
26.02 21:57Журналистка Залина Маршенкулова попросила о государственной защите из-за угроз после обсуждения порноклипа Тилля Линдемана с россиянками
26.02 20:44Суд арестовал подростков, готовивших бойню в школе Саратова
26.02 19:49В Германии тяжелобольным пациентам разрешили уход из жизни с помощью врача
26.02 19:13У троих россиян с лайнера «Даймонд Принцесс» подтвердили коронавирус. Сейчас они находятся в Казани
26.02 18:30Голосование по поправкам в Конституцию пройдет 22 апреля
26.02 18:18Тинькофф банк стал главным спонсором российской премьер-лиги. Ее переименуют в Тинькофф РПЛ
26.02 18:14Режиссер фильма «Достать ножи» рассказал, что Apple запрещает злодеям в кино пользоваться айфонами

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.