Кандидат от Демократической партии Борис Тадич переизбран на пост президента Сербии. В ходе второго тура выборов он с небольшим перевесом победил своего соперника – лидера Сербской радикальной Томислава Николича. По данным сербской Республиканской избирательной комиссии, после обработки почти ста процентов бюллетеней Тадич получил 50,57%, а Николич – 47,71% голосов. Николич признал свое поражение и поздравил соперника.
Президент Сербии избирается сроком на пять лет и выполняет в основном представительские функции. Реальная же власть находится в руках премьер-министра. Однако и должность президента не является чисто формальной – ему подчиняется армия.
Эти выборы по сути стали референдум по вопросу о том, как Сербия должна вести себя с Западом в преддверии практически неминуемого отделения Косово, которое одобряют Евросоюз и США. В обмен на отказ от Косово Запад предлагает Белграду экономические преференции и беспроблемное вступление в Евросоюз.
И Борис Тадич, и Томислав Николич выступают за сохранение Косово в составе Сербии. Однако, в отличие от Тадича, националист Николич, ставящий на первый план партнерство с Россией, угрожает разорвать отношения со странами Запада, которые признают Косово. Тадич, который провозглашает курс на интеграцию в ЕС и НАТО, предпочитает не делать резких заявлений, которые могли бы поставить под угрозу движение Сербии на Запад.
В первом туре две недели назад с небольшим преимуществом Николич победил Тадича, однако накануне решающего дня шансы обоих кандидатов оценивались как равные. Оба соперника перед вторым туром посетили Россию. Правда, визит Николича оказался чисто формальным, а Тадич подписал с Владимиром Путиным договоры в сфере энергетики: о строительстве транзитного газопровода «Южный поток», подземного хранилища газа на территории Сербии и о покупке «Газпром нефтью» нефтеперерабатывающей компании NIS. Договоры были одобрительно встречены сербским электоратом, который расценил их как поддержку кандидатуры Тадича в Москве. В итоге рейтинговое отставание кандидата-демократа сократилось.
Одновременно оказалось, что России выгоднее победа «прозападного» Тадича, тогда как победа «пророссийского» Николича может повлечь изоляцию Сербии, что помешает российскому газовому бизнесу.
Против Николича сыграла и высокая явка на избирательные участки – голосовать пришло несколько больше граждан, чем в первом туре: тогда явка составила 61%, что стало национальным рекордом для Сербии. Во втором туре, приняли участие около 67% из 6,7 млн граждан, имеющих право голоса.
Как отмечает Euronews, голосование в Косово прошло спокойно, хотя активность зарегистрированных здесь избирателей уступала явке в Белграде и Воеводине почти на треть. Этнические албанцы в большинстве своем бойкотировали голосование. Приштина предупреждала, что провозглашение независимости края может последовать непосредственно за объявлением итогов выборов в Сербии. По мнению политологов, победа Тадича может несколько разрядить обстановку вокруг косовского сепаратизма.