Первый вице-премьер Сергей Иванов в сопровождении министров транспорта и природных ресурсов Игоря Левитина, Юрия Трутнева приземлился в Антарктиде, на ледовом аэродороме станции «Новолазаревская». Цель антарктической командировки Иванова – решение транспортной проблемы российских полярников, а также проверка российской навигационной системы ГЛОНАСС. По данным Cnews, на борту Ил-76 вместе с Ивановым находился и генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.
Похоже, что первый вице-премьер, отвечающий за высокие технологии и космос, решил показать, что дела с российским конкурентом американской GPS обстоят не так плохо, как могло показаться в январе. Тогда Иванов устроил разнос чиновникам Роскосмоса, обвинив их в срыве работ по внедрению системы ГЛОНАСС. Как оказалось, российская система не может конкурировать со своим американским аналогом: ее элементы на спутниках ненадежны и не соответствуют современным требованиям (отечественные навигационные спутники «живут» 50–60 месяцев против 150–200 у американцев). Да и вообще, во всей федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» имеются упущения, поэтому ее нужно менять.
Самым неприятным в этой истории стало то, что Иванов ранее обещал Владимиру Путину, что у лабрадора Кони к середине 2008 года появится ГЛОНАСС-ошейник. Видя, что обещание скорее всего останется невыполненным, Иванов пригрозил руководителям Роскосмоса «персональной ответственностью».
Однако теперь прилетевший в Антарктиду первый-вице выражает удовлетворение работой системы: посадка Ил-76 на «Новолазаревской» была произведена именно по ГЛОНАСС. «В момент нашего полета на орбите работало 6 спутников ГЛОНАСС, хотя для нормальной посадки достаточно четырех», – сказал первый вице-премьер.
Иванов пояснил, что прибор, которым был оборудован самолет, принимает и GPS, однако «его отключили и ориентировались только по ГЛОНАСС, точность ее показаний – от 3 до 10 метров». Первый вице-премьер добавил, что до сих пор в Антарктиде самолеты садились «только на глаз», поэтому требовалась самая высокая квалификация пилотов. Иванов пообещал испытать приемники на вездеходах и на людях, а также привез в подарок полярникам буй, который в случае катастрофы будет сообщать координаты, где корабль или самолет терпят бедствие.
Таким образом, потерпев неудачу в деле продвижения ГЛОНАСС на рынок для рядовых потребителей, Сергей Иванов решил задействовать систему в суровых антарктических условиях. На коллегии Роскосмоса в январе первый вице-премьер жаловался, что едва появившиеся в продаже первые приемники ГЛОНАСС тут же были разобраны, «как во времена дефицита». Однако, как оказалось, не было даже и этого: никаких следов автомобильных навигаторов, якобы уже проданных 24–25 декабря в магазинах торговой сети «ИОН», обнаружить не удалось. В витринах можно было увидеть лишь выставочный образец, о котором продавцы ничего сказать не могут, поскольку в руках не держали. По сведениям «НГ», продавцам была дана инструкция с указанием говорить, что навигаторы были, но уже проданы. К настоящему времени достоверно известно, что отечественные автомобильные навигаторы Glospace отечественного производства имеются только у Владимира Путина и у Патриарха.
В настоящий момент на орбите находятся 15 работающих спутников ГЛОНАСС. В Роскосмосе говорят, что в феврале покрытие спутниковым сигналом системы ГЛОНАСС составляет 90% российской территории и 80% мировой.
Штатная конфигурация, при которой сигнал покрывает весь земной шар, составляет 24 спутника. Иванов в Антрактиде сказал, что группировка спутников будет доведена до этого количества через полтора года. По его словам, проблема заключается не в спутниках, а в наземном оборудовании.
По данным экспертов, производство каждого спутника системы обходится примерно в $10 млн. Еще $35 млн требуется на запуск ракеты-носителя «Протон-М», которая выводит на орбиту по три спутника сразу. На 2008 год в бюджете РФ на развитие ГЛОНАСС отведено 10,3 млрд рублей, а в 2009 и 2010 годах будет потрачено 10,7 млрд и 6,3 млрд рублей соответственно. При этом будет ли российская система приносить доход – неясно. Для рядового потребителя она во всем уступает GPS и единственное ее преимущество на территории России – обязательное использование госструктурами только ГЛОНАСС. В мае прошлого года Путин подписал указ, обязывающий федеральные органы исполнительной власти и подведомственные организации использовать только отечественную систему навигации.