Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции нашего экспертного круга и сообщества. Заседание было посвящено проблемам негосударственных и в частности – религиозных школ. В качестве приглашенного эксперта выступила директор негосударственной школы «Образ» Татьяна Смирнова. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Виталий Найшуль, Татьяна Малкина, Алексей Песков, Михаил Арсенин, Григорий Глазков, Олег Мудрак, Константин Сутягин.
Что такое негосударственная школа?
Негосударственные школы (во всяком случае, в официальной форме) стали появляться в России после выхода в 1992 году Закона об образовании, который давал каждой аккредитованной школе — вне зависимости от формы собственности — право на государственное финансирование. Нашлись люди, которые сочли, что этот закон дает шанс создать новую, несоветскую школу, ориентированную не на подавление личности ребенка («объективный» подход), а на ее раскрытие (субъектно-ориентированный подход). Изначально у многих не было четкого понимания того, к чему именно хочется придти — был импульс «от противного». Так, школа «Образ» примерно через год осознала себя как православная.
Исходя из установки, дальше может различаться и «социальная политика». Так, официальная плата за обучение в школе «Образ» составляет 8000 рублей в месяц плюс питание и доставка (школа расположена в Малаховке), но реальная сумма дифференцированная: в школе учится немало детей-сирот, которые не могут платить. Другой вариант - организация негосударственной школы с высокой платой за обучение (до $1000 в месяц) и более четкими целями — углубленное овладение иностранными языками, подготовка к поступлению в престижный вуз и.т.д.
Зачем отдавать детей в негосударственную школу?
Поводы для этого могут быть разные. В случае с православными гимназиями, но далеко не только с ними, первостепенную роль играет желание создать для своего ребенка благотворный психологический климат, поместить его в такие условия, где он сможет развить свои способности и получит хорошее воспитание. Так, школа «Образ», базируясь в своих программах на госстандарте, стремиться развить в детях патриотизм и одновременно углубить их духовный облик, создать навык жизни в рамках православной общины: перед занятиями происходит совместная молитва, организуются паломнические поездки. Много внимания там уделяется творческому развитию учеников: в школе действуют разнообразные кружки по рисованию и ремеслам. Прагматическая установка на поступление в вуз здесь снимается, чтобы могла в полной мере развиться индивидуальность ребенка, которому еще предстоит найти свою дорогу в мире.
Православные гимназии редко стремятся быть откровенно миссионерскими. Так, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий заявил, что в православных школах его епархии «религиозный компонент образования небольшой. Основной акцент делается на гармоничном развитии личности, на воспитании граждан и патриотов». Кроме основных предметов, в программу обычно включаются Закон Божий, риторика, старославянский (церковно-славянский) язык, латынь и греческий. Некоторые гимназии устанавливают ограничения на прием учеников — в предельном случае берут только детей из определенного прихода, однако чаще берут всех по итогам собеседования с родителями.
С дорогими негосударственными школами ситуация иная: главными нередко становятся соображения престижа, принадлежности к определенному кругу, имущественный ценз. Высокая плата за обучение, однако, не всегда способна избавить от трудностей с нечеткостью общей концепции.
Проблемы
Основная проблема православных гимназий сегодня — недостаток финансирования. 122-й закон о монетизации льгот передал полномочия по дотированию школ на уровень регионов, с правом в этой дотации полностью отказать (так произошло в Санкт-Петербурге). В результате сложилась парадоксальная ситуация: дотация на одного ребенка в Ярославской области составляет 14 тыс. руб. в год, а в Московской — всего 5 тыс. (школы в самой Москве получают по 32 тысячи в год).
При этом негосударственные школы не обладают никакими привилегиями: они вынуждены платить арендную плату, иногда достаточно высокую (здесь Москва, где этим вопросом занялся Юрий Лужков, составляет исключение – но далеко не для всех негосударственных школ), также надо рассчитываться за коммунальные услуги и платить налоги (налог на заработную плату составляет сегодня 26% — немалые деньги для провинциальных школ, существующих на и без того скромные средства своих приходов).
Некоторые школы исчезают на глазах, не уверена за будущее своего детища и Татьяна Смирнова. По ее подсчетам, «цена вопроса» для негосударственных школ в Московском регионе — 90 млн рублей; бюджет школы «Образ» составляет 700 тыс. рублей в месяц. В таких условиях трудно удерживать хороших учителей — не все готовы работать за 15 тысяч. Из-за платы за обучение, пускай и не слишком высокой, недостаточно обеспеченные родители иногда вынуждены забирать детей (в негосударственных школах, не ориентированных специально на богатых, но вынужденных брать больше эта проблема стоит еще более остро).
Некоторое время назад была озвучена идея о том, что необходимо полностью перейти на подушное финансирование школьного образования — поскольку разворовывать госсредства в таком случае будет невозможно, но есть сильное сопротивление этой инициативе. В конечном итоге в подушные выплаты не была включена расходная часть, не были заложены туда и средства на развитие. Из выделенных в прошлом году на 60 негосударственных школ Московской области 100 млн рублей фактически было выдано заметно меньше.
Отдельный большой вопрос — здания, в которых располагаются школы. На них постоянно кто-нибудь претендует
Ученики в негосударственных школах социально не защищены. Они не могут рассчитывать на пособие на питание, не получают разовых ежегодных выплат на покупку учебников, не включены в систему государственной поддержки и их учителя. Они не пользуются никакими льготами (хотя родители их учеников вынуждены наравне со всеми делать соответствующие отчисления в госбюджет), и даже повышение квалификации в органах управления образованием осуществляется для них на платной основе.
Однако, как известно, не (только) в деньгах счастье. Школы с высокой платой за обучение также страдают от текучки кадров. Многие люди оказываются не готовы к работе в новых условиях, к поиску новой идеологической основы для обучения, когда старая образовательная пирамида — от школы до Академии наук — исчезла вместе с соответствовавшими ей идеалами и представлениями о задачах учителей и учеников.
Важнейший проблемный участок «дорогих» негосударственных школ – идеология: необходимо четко продумать новую концепцию образования и соответствующим образом готовить учителей. Есть и проблема сочетания особого отношения к отдельным предметам и широты кругозора.
Дорогие школы также сталкиваются с тем, что нет нормального взаимодействия с вузами. Вузы не интересуются тем, что происходит в школе, предпочитают готовить детей сами — одиннадцатый класс по факту в школе не вполне существует – дети и их родители в качестве основного места обучения рассматривают вузы или их преподавателей-репетиторов. Это и неплохой источник дохода.
Должно измениться отношение общества к проблеме поступления в вузы, которое сегодня часто характеризуют как истерическое: поступают в конечном итоге более или менее все, но если начинать ориентировать своих детей на это еще в третьем классе и создавать школы, ориентированные на поступление в мясомолочный институт, о каком-либо личностном росте думать сложно. Самим вузам нужны подготовленные дети, готовые не только сдавать вступительные экзамены, но и воспринимать знания в рамках парадигмы высшего образования.
Социальное служение
Работники православных гимназий с горечью отмечают, что общество отказывается поддерживать их, в то же время принимая их помощь — «нас привечают, когда нужно провести олимпиаду, участвовать в концертах и смотрах». У школы «Образ» есть не только свой театр, который нередко выезжает с концертами и каждый год устраивает в районном киноцентре новогоднее представление («зал всегда переполнен»), но и каток — единственное освещенное по вечерам место в Малаховке, — туда ходят и дети из расположенной напротив государственной школы. Ученики школы Татьяны Смирновой приезжают к воспитанникам детских домов, помогают обитателям домов престарелых. В Ярославской области у школы организован большой лагерь, где ведется краеведческая работа и осуществляется военно-патриотическое воспитание.
Рецепты
Для более социально-ориентированных школ, не направленных на получение выгоды, все гораздо сложнее, поскольку стоит вопрос банального выживания. Без государственной поддержки такие школы существовать, похоже, не могут. Для этого необходимо изменить общественное мнение в их пользу. Один из способов — создание разнообразных советов и ассоциаций. Существует Ассоциация негосударственных школ Московской Области, также в Москве есть Совет директоров православных школ; Ассоциация православных гимназий была создана в конце 2007 года в Приволжском автономном округе.
Далеко не всегда православные гимназии могут рассчитывать на поддержку со стороны Церкви. Патриарх официально заявляет о том, что такие образовательные инициативы надо поддерживать, но церковные органы не слишком хорошо понимают, каким образом: частные православные гимназии вписываются в привычную для них систему образования, состоящую из церковно-приходских и воскресных школ, семинарий, духовных училищ и академий.
Православная гимназия в Калужской области поддерживается местным епископом — и получает все полагающиеся ей деньги от государства. Но это исключение.
В целом базовое требование работников негосударственных школ — вернуться к Закону об образовании образца 1992 года и создать соответствующие правовые акты, подтверждающие его. Необходимо или перейти на полностью рыночную, то есть платную, систему образования, или же ввести справедливые подушные выплаты, как это организовано в Чили, где действует ваучерная система — куда идет ребенок, туда идут и деньги, и родители любого уровня достатка могут выбирать между государственными и частными школами — в рамках этой системы действует немало католических гимназий.
Также высказываются предложения отменить монополию государственного аттестата при поступлении в вузы и внедрить новую форму обучения — мастер-классы на основании групп детей, которые концентрируются вокруг того или иного педагога.
Православные гимназии играют важную роль в обществе, поскольку они способствуют разработке и популяризации православной модели воспитания — необходимо сохранять их хотя бы в виде своего рода заповедников, чтобы у родителей был выбор и не было нужды внедрять по всей стране основы православной культуры в ситуации, когда для этого нет даже подходящих кадров. Каждая православная школа в маленьком поселке, городе, селе становится центром духовного просвещения — негосударственное образовательное учреждение работает не только на себя.
См. также:
- Алексей Тишутин, Татьяна Смирнова. «Будьте рады, что получили хоть что-то»
Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”
- Эффективный контракт для российского образования
- Философия в постсоветскую эпоху и угроза масс-медиа
- Кризис Соцфака МГУ или российской социологии?
- Чему не учит география
- ЕГЭ: индустрия и смысл
- ЕГЭ: от идеологии к технологии
- ТСЖ и стихийное пробуждение правосознания
- Между миссией и медиа: православные СМИ в России
- Как формируется миграционная политика
- Стихийный либерализм и демократия налогоплательщика
- Русский язык и принудительная социализация
- Церковь как социальный проект
- Усыновление: дети на миллиард долларов
- Чего хочет "простой человек"?
- Как закончится безыдейная эпоха
- Бедность и гордость
- О необходимости конфликтов
- Контроль за ресурсами и спрос на "большие идеи"
- Борьба за русский национализм
- Вера в несправедливость мира и экономический рост
- Третий Рим или второй Суслов?
- Россия и Запад: трудности перевода
- “Соотечественники” за рубежом: есть ли Отечество?
- Преемственность-2008: плановая катастрофа
- Жилищная программа и социальная революция
- Государство, олигархи и деньги гражданского общества
- Коррупция, гражданское общество и Россия сущностей
- Образование: реформа и трансформация
- Последняя жизнь административного рынка
- Реформа армии всерьез
- Фашисты и нацпроекты
- Россия-2006: ситуация
Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.