5 декабря 2019, четверг, 21:36
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Специфическая компетенция директора школы

Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру” и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. Тему очередного семинара «Полит.ру» можно озаглавить так: «Директор школы сегодня: менеджер образовательного процесса?». В качестве приглашенных экспертов выступили заслуженный учитель России, в течение  15 лет - директор гимназии 1514, а последние пять лет автор и ведущий курсов для директоров школ Южного административного округа Москвы, автор книги "Азбука директора школы", профессор Института Открытого Образования Любовь Мироновна Осмолова и заместитель директора Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики, кандидат экономических наук, эксперт региональных комплексных проектов модернизации образования российского образования Ирина Всеволодовна Абанкина. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Виталий Найшуль, Татьяна Малкина, Алексей Песков, Григорий Глазков, Олег Мудрак.

 

Широкое внимание привлекают самые разные аспекты образовательного процесса: качество образования, взаимоотношения учитель – ученик, ЕГЭ, проблемы конфессионального образования в светской школе и пр. При этом нередко в тени остается фигура директора школы, его роль в образовательном процессе, требования, которые сегодня предъявляются к директорам, проблемы руководителей образовательных учреждений.

Отсутствие ориентиров

Современный директор школы должен решать главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Эта постановка вопроса предполагает, что директора школ – это профессиональные и умелые управленцы. На практике мы видим, что 80% кадров – это люди предпенсионного и пенсионного возраста. В силу своего опыта они умеют решать тактические задачи, которые ставят перед ними вышестоящие органы (а особенно – ставили перед ними 20 лет назад), но самостоятельно ставить задачи на будущее многие из них не способны. Ситуация осложняется и тем, что директора школ вынуждены работать в ситуации полной неопределенности: нет ориентиров деятельности, не поставлены стратегические цели развития школьного образования. Поэтому даже если конкретные люди пытаются ставить задачи на будущее, то они не имеют представления, каково будущее школы как социального института, в каком направлении она движется. Обе эти проблемы можно обобщить следующим образом: в большинстве случаях директора школ в принципе не способны вырабатывать стратегию развития своего учреждения, а даже если бы могли это делать, то вынуждены это делать с закрытыми глазами, не видя пути, по которому следует идти.

В результате и сами директора, и многие руководители сферы образования считают успешной такую деятельность, на которую выданы четкие инструкции, то есть ситуацию, когда директор является простым исполнителем. Даже когда эти инструкции рождаются в головах мыслящих людей, они не приносят результата. А часто сами инструкции не имеют отношения к образовательному процессу, но их тоже вынуждены выполнять. Недавно прошли парламентские и президентские выборы, на которых помещения школ нередко служили избирательными участками. По закону, обязанность директора в этой ситуации - подготовить помещение для выборов. Но теперь директоров почему-то пытаются обязать работать с электоратом.

Поможет ли подготовка кадров?

Казалось бы, система подготовки директорских кадров разработана: каждый директор проходит курсы по подготовке к деятельности в новых условиях. Но, пройдя такие курсы, директора приходят в школы и возвращаются к старому: продолжают просто выполнять указания сверху, не проявляя самостоятельности.

Пожилым людям вообще тяжело кардинально изменить стиль работы. Хотя и в небольшом количестве, в школу приходят и молодые управленческие кадры, заменяющие ушедших на покой директоров. Это люди, средний стаж работы которых 22 года (по Москве), то есть, это люди 42-43 лет – и стаж уже немалый, и сил еще много. Однако существенных сдвигов и у них не происходит.

Во-первых, молодой директор сразу сталкивается с сопротивлением «умудренных опытом» коллег по директорской корпорации, которые хотят жить привычно, не хотят ничего менять. Во-вторых, молодые директора очень уязвимы: приняв школу, они оказываются перед огромным количеством проблем, решение которых требует тех навыков, которых у молодого директора просто нет. И далеко не всегда у него есть наставник, к которому можно обратиться за помощью, пройти «курс молодого бойца».

Уровень свободы и уровень компетенции

Директора школы назначает учредитель, то есть Департамент образования или муниципалитеты. В существующей структуре уровней компетенции школа находится на нижнем уровне. Над ней есть уровни районного, регионального и федерального управления. В отличие от советской школы, у современной есть определенная свобода, которая, к сожалению, часто не подкреплена ресурсами. В частности, руководитель школы сам отвечает за кадры, директор имеет право самостоятельно формировать штатное расписание. Но система подготовки кадров и финансовое положение школ не способствуют тому, чтобы в школу приходили педагоги. Школа имеет право «заказывать» в профильном вузе для себя будущих учителей, составлять для них специальную программу, то есть готовить людей, которые впишутся именно в этот педагогический коллектив, будут подходить именно данной школе, но для того, чтобы грамотно формировать этот социальный заказ, тоже нужна серьезная квалификация.

Школа сама теперь формирует свою финансовую базу, но директора не владеют навыками хозяйственной деятельности. В оперативное управление отдана материально-техническая база, но если нет ресурсов, то все будет ветшать и рушиться. Школа имеет право заниматься предпринимательством, получать благотворительные деньги. Но без умения вести хозяйственную деятельность здесь не обойтись – в итоге в Москве лишь 15% школ могут нормально себя содержать.

Естественно, самостоятельность не появляется одна – в школу приходит очень много проверок. В год бывает 18-20 штук, но это стандартная ситуация для бюджетного учреждения, которое обязано быть полностью прозрачным – у учредителя ведь есть целый ряд полномочий: он отвечает за имущество, за выполнение государственных стандартов образования, за выполнение требований к выпускнику и к организации учебного процесса.

К уровню компетенции школы, как мы видим, относится очень многое, но школа не умеет пользоваться предоставленными возможностями. 85% школ не могут себя содержать, буквально единицы готовят для себя специалистов и вообще задумываются о том, что будет со стареющими педагогическими кадрами через несколько лет. Школа во многом продолжает жить по старинке. И здесь мы вновь возвращаемся к фигуре директора.

Ученики – богатство школы

Сегодня финансируются не ставки учителей, а ученики. В среднем на ученика приходится 36000 руб. в год, но есть и региональные различия. Так, на Камчатке это 135000 руб. в год. В принципе? директору выгодно набирать как можно больше учеников, но по совокупности норм оптимальная наполняемость класса - 25 чел. В Европе на одного учителя а приходится 14,3 ученика, у нас – 9,7, а в хороших школах бывает и пять учеников на одного учителя. У нас больше предметов, да и больше малокомплектных школ. Даже в городах реальная наполняемость класса – 15-17 чел. А сельские школы вообще очень маленькие, зато их вдвое больше, чем городских. Зарплата же учителей напрямую зависит от числа учеников.

Надо сказать, что сама идея финансирования ученика правильная, поскольку образование дается именно ученикам, для них и нужна школа, но реализуется она пока в крайне неблагоприятной для школ демографической ситуации. В течение многих лет число школьников неизменно сокращалось, страна находилась в демографической дыре. Сейчас идет новая демографическая волна, и вскоре число учеников начнет расти. К счастью, в отличие от детских садов, школы практически не закрывались, а потому не возникнет дефицита школьных мест. В этой ситуации и учителям станет полегче – наполняемость возрастет. Другое дело, что в существующей ситуации, когда школы должны были бороться за каждого ученика, предлагать те услуги, которых нет у других, наращивать качество образования, эта система по-настоящему не заработала. В традиционно сильные школы, гимназии и лицеи и так существуют очереди, но поскольку число классов ограничено школьным помещением, значительно нарастить количество учащихся невозможно. А обычные, «не престижные» школы в основном смирились с неблагоприятной ситуацией, скачка в работе не произошло, большинство из них и не стремилось вступить на поле конкуренции. И во многом это вина директоров, которые не сумели изменить стиль управления новой ситуации.

Хороший учитель, но не стратег

Практически все директора сегодня вырастают из обычных учителей-предметников. И в этом нет ничего плохого – директор должен быть «работающим тренером». Но быть хорошим учителем-предметником для него мало, нужно обладать вполне специфической компетенцией управленца в сфере образования.

На курсах для директоров школ неизменно звучит вопрос: «Какова главная проблема современного российского образования?» Ответов бывает два: «Нет денег» и «Нет кадров». Все социологи знают, что на те вопросы, которые вызывают у респондентов затруднения (Почему вы не читаете книг? Почему не ходите в театры?) даются бессодержательные ответы: «Нет времени» и «Нет денег». Здесь мы сталкиваемся с той же ситуацией: у директоров школ нет ответа на самый главный вопрос об образовании, поскольку он их не волнует, кажется слишком далеким от ежедневных школьных проблем.

Когда тех директоров спрашивают, какой у них уровень возможностей в области финансов и организации школьной жизни, то ответ следует незамедлительно: «Никакой, мы ничего не можем». Часть директоров действительно не знает, что прав у школы немало, но для большинства реализация этих прав слишком сложна, они не умеют и не хотят этими возможностями пользоваться. Система образования требует модернизации, но руководители школ к ней просто не готовы.

В школе сегодня учатся 11 лет - это минимальный срок, на который директор обязан планировать деятельность школы, ее перспективы. Но на вопрос о том, какой они видят структуру своей школы через 10 лет, никто не отвечает – звучит: «Нам никто команды разрабатывать это не давал».

Уже известно, сколько детей родилось в 2007 году, через 6-7 лет они станут школьниками. Можно готовиться к тому, чтобы бороться за каждого ребенка, привлечь его в дальнейшем именно в эту школу, но ничего подобного не происходит. Все эти вопросы отдаются на откуп вышестоящим организациям.

Когда один из докладчиков был директором школы, он составил программу развития на 10 лет. Эти 10 лет прошли: программа выполнена, рейтинг школы вырос. Прошла целевая подготовка учителей на те места, которые в силу возраста преподавателей должны были стать вакантными. Была сформирована система кафедр по предметам с усилением основной (базовой для школы) составляющей. А у многих директоров программа-максимум – это закончить уже начавшийся учебный год, дальше они не глядят, никакой стратегии развития не формируют.

Сейчас уже не возникает сомнений, что существующая система подготовки директоров с помощью курсов работает недостаточно эффективно. Люди проходят такую подготовку, пишут итоговую работу, возвращаются в школу… и все забывают.

Директорам не помогают и региональные управленцы, а это их обязанность. Но все же главная задача – это подготовка директоров школ, обладающих стратегическим мышлением, хороших управленцев, но управленцев прекрасно знающих именно учебный процесс. Пока это задача будущего, к которой не видно четких подходов. При том, что результатом такой перестройки управляющих кадров в школе должно стать повышение качества образования – главная проблема современной школы сегодня.

Что такое качество

Любое содержательное обсуждение организационных вопросов образования все равно выходит на проблемы качества образования.

В обществе нет понимания, что же именно оно в себя включает. Разные группы понимают его по-своему, причем возможности у отдельных групп заявить свои права неравные. Качество образования по-своему понимают учителя, родители, работодатели. А есть еще и ученики, которых обычно никто не слышит.

У нас удовлетворительно работает начальная школа. Научить детей читать, писать и считать российская школа умеет хорошо. Неплохо работает и старшая школа, нацеленная на подготовку ребят в вузы, хотя здесь проблем очень много: прекрасно известно, что для поступления в государственные вузы только школьного образования мало, требуются такие формы, как подготовительные отделения и репетиторы. Но самый большой провал – это среднее звено (с 5 по 9 класс), где обучение базируется, практически не изменившись, на принципах, заложенных Яном Амосом Коменским еще в XVII веке. Он рассматривал ребенка как пустой сосуд, который нужно правильно заполнить знаниями, которыми уже владеет учитель. А нужно это для подготовки к вечной жизни. И если наполнить детей разнообразными знаниями школе еще удается, то научиться использовать эти знания, научить детей работать в коллективе, применять свои знания, быть креативными, школа не умеет.

Как можно публично анализировать качество образования? В первую очередь, сами школы в состоянии помочь родителям стать более грамотными потребителями и соучастниками образовательного процесса. Нужно формировать управляющие советы школ с участием родителей и школьников. Возник прецедент интернет-сообщества - «Виртуальной школы Синергия», где родители и учителя могут приватно обсуждать проблемы каждого конкретного ребенка, участвующего в проекте. Очень важна возможность выбора программы по предметам и уровню сложности для отдельных детей, дети должны иметь возможность изучать предметы не в одной, а в нескольких школах, если это им полезно с силу склонностей, состояния здоровья и пр. Нужно налаживать нормальную коммуникацию, создавать новые образовательные формы, создавать признанную систему сертификации. Конечно, не все находится в сфере компетенции отдельной школы, это требует законодательной базы, усилий со стороны Министерства.

Хотя система образования весьма консервативна, модернизация образовательного процесса может дать свои результаты, причем быстро. В 2002 году Германия заняла в Евросоюзе последнее место в конкурсе на уровень знаний и их использования среди 15-летних школьников. После такого шока у них каждый день СМИ обсуждали ситуацию, пути ее решения, тема образования стала главной для страны. И вот результат – через пять лет страна переместилась в первую треть списка по уровню рейтинга. Нам это тоже совершенно необходимо.

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

21:13 Грузовой корабль SpaceX Dragon привезет на МКС генетически модифицированную мышь с чрезмерно развитой мускулатурой
20:29 На черном рынке начали продавать доступ к московской системе распознавания лиц
19:33 Бывший глава УФМС по Алтайскому краю получил взятку иконой
19:20 50 голодных белых медведей окружили село в Чукотке
19:18 Власти США наложили санкции на 12 россиян за киберпреступления
18:17 С 2020 года налог для самозанятых введут еще в 19 регионах
17:53 Суд обязал Навального удалить фрагмент расследования о главе московской «Единой России»
17:33 Китайский хакер украл $1 млн с помощью обычной поддельной переписки
17:21 Tinder рассказал о трендах 2019 года
16:38 В Подмосковье родился Король Лев
15:55 Убитый в Берлине чеченский полевой командир ранее готовил смертников. В его убийстве подозревают российские спецслужбы
15:06 Житель Новосибирска отсудил компенсацию за мат на концерте Сергея Шнурова
14:46 Стал известен главный цвет 2020 года
14:41 Госдума ввела штрафы до 5 млн рублей за нарушение закона о СМИ-иноагентах
14:23 Путин продлил полномочия ректора МГУ на пять лет. Ради этого изменили закон
13:44 Французские журналисты рассказали о секретной базе ГРУ в Альпах
13:22 К TikTok подали иск о торговле персональными данными детей
13:14 Заключенным забайкальской колонии добавили сроки из-за массовой голодовки
12:22 Пострадавшие от паводка в Приангарье бизнесмены получили только 3 млн рублей компенсаций из выделенных государством 500 млн
12:01 Бывшего фигуранта «Московского дела» Даниила Конона задержала полиция
12:00 За последние сорок лет птицы стали мельче, а их крылья — длиннее
11:15 Грета Тунберг получила альтернативную Нобелевскую премию
10:00 В Ливане был обнаружен неизвестный вид птерозавров
09:59 На военной базе Перл-Харбор матрос застрелил двоих человек и покончил с собой
08:57 В Приморье арестовали полицейских по делу о пытках очевидца преступления
07:54 В Японии открылся первый в мире магазин, где покупки совершает управляемый робот
07:10 В Петербурге Россельхознадзор сжег 4,5 т незаконно добытой красной икры
06:40 В Тамбове суд принял первый иск от пчеловодов к местному агрохолдингу из-за гибели пчел
05:58 Instagram начал запрашивать дату рождения при регистрации. Пользователям соцсети должно быть не меньше 13 лет
04.12 21:25 В НАТО назвали Россию одной из основных угроз наравне с терроризмом
04.12 20:39 Экс-глава НТВ попал в список самых влиятельных людей мира. Составители рейтинга назвали его «королем марихуаны»
04.12 19:52 Архангельский участковый получил три года условно. Он игнорировал жалобы женщины, которую сожитель забил насмерть
04.12 19:24 Власти Чечни потратят 4,6 млн рублей на медали из золота, изумрудов и бриллиантов
04.12 19:07 В Иркутске следователь предлагал обвиняемому наркотики. Взамен тот должен был отказаться от адвоката
04.12 18:11 В США епархия упоминается в 220 исках о сексуальном насилии. Ее епископ ушел в отставку
04.12 17:50 На Алтае подросток переоделся в бабушку и украл в магазине сигареты. Ему грозит 4 года
04.12 17:24 Навальный: жена Медведева летает на самолете за $50 млн. Он записан на один офшор с джетом Аскер-заде
04.12 17:12 За неделю «Спартак» оштрафовали на 350 тыс. рублей. Болельщики клуба оскорбляли Дзюбу
04.12 16:23 Мэрия Краснотурьинска попросила заблокировать паблик. В нем рассказали, как дети 40 минут ждали депутата на морозе
04.12 15:45 Германия выслала двух сотрудников посольства РФ в связи с убийством гражданина Грузии в Берлине. В нем подозревают российские спецслужбы
04.12 15:26 Ким Чен Ын снова поднялся на священную гору Кореи на белом коне
04.12 14:48 Открытие «московского Диснейленда» перенесли на 2020 год. Москвичи называют его «очередным торговым центром»
04.12 14:30 Палеонтологи открыли шесть видов стрекоз, живших около 50 миллионов лет назад
04.12 14:24 NASA запустит на МКС «отель» для роботов-локаторов
04.12 14:22 ИГ объявило о причастности к лондонскому теракту через российский мессенджер TamTam
04.12 13:41 Патриарх Кирилл выступил против закона о домашнем насилии
04.12 13:23 Единоросс рассказал про «неприлично большие» штрафы за прогул в Госдуме и постели со штампом в служебных квартирах
04.12 12:39 Правительство легализовало онлайн-продажу ювелирных украшений
04.12 12:18 В России производители напитков начнут добавлять в свою продукцию меньше сахара
04.12 11:25 «Коммерсантъ»: полиция требует у оппозиционеров возместить расходы на бензин во время акций протеста – на нем можно четыре раза объехать Землю
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.