Адрес: https://polit.ru/article/2008/05/29/azerb/


29 мая 2008, 09:40

Азербайджан: исламистская угроза конфессиональной гармонии

На фоне нарастания кризиса в двусторонних российско-грузинских отношениях в тени остались события в соседнем Азербайджане. Между тем, они заслуживают не меньшего внимания. В Азербайджане 30 мая состоится суд над боевиками «Аль-Каиды». На скамье подсудимых окажутся подданный Саудовской Аравии Наиль Абдул Керим аль-Бедеви по прозвищу Абу-Джафар и еще 17 человек. Все они обвиняются в создании вооруженной террористической группы. Напомним, что 29 октября 2007 года пресс-служба Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана распространила сообщение о предотвращении попытки терактов и провокаций, планировавшихся исламистскими группировками против ряда государственных структур и посольства США в Азербайджане. В тот же день эту информацию подтвердил официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак (заявив также, что считает эффективным азербайджано-американское сотрудничество в сфере безопасности). Тогда же США и Великобритания ввели ограничения в работе своих посольств в Баку.

6 ноября 2007 года Министерство национальной безопасности Азербайджана распространило сообщение о том, что провело спецоперации по задержанию религиозных экстремистов во главе с Абу-Джафаром.

«Ваххабитский вирус развился у нас в последние несколько лет», - утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу. В начале апреля 2006 года министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов выступил с сенсационным заявлением: «Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». По словам министра, в Азербайджане в последнее время активизировалась деятельность исламистских радикальных группировок, стремящихся к изменению светского характера азербайджанской государственности.

Совсем недавно в Баку многие рядовые обыватели шутили, что на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть сам Усама Бен Ладен. В период президентства Гейдара Алиева лидер Духовного управления азербайджанских мусульман Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде даже говорил о том, что в Баку есть Бог и пророк. И имя ему Гейдар Алиев. С точки зрения ислама подобного рода заявления считаются кощунственными, поскольку первый столп ислама утверждает, что “нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед (а не Алиев-старший - С.М.) – пророк его”. Однако заявление, способное вызвать в мусульманской стране Ближнего Востока или Центральной Азии серьезный кризис и массовые выступления, в Азербайджане не было замечено.

Но для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:

- слабая, деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет),

- этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана),

- возможность интерпретации армяно-азербайджанского конфликта как межконфессионального противоборства (армяне - не простые христиане, а представители этноса, имеющего свою «национальную церковь» (Армянскую Апостольскую), которая в течение длительного времени являлась для армянской диаспоры квазигосударственным образованием),

- реализация авторитарно-модернизационного проекта, сопровождающаяся резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев,

- соседство с Дагестаном и Ираном (в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого) ислама в Кавказском региона, а во втором - шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни),

- массовое разочарование в США и вообще в «Западе».

В начале-середине 1990-х гг. в Азербайджане многие считали, что Штаты и Евросоюз смогут помочь Баку разрешить с выгодой для себя карабахскую проблему. Однако неудачи переговорного процесса, инициированного прежде всего западными государствами, породили и более настороженное отношение и даже довольно массовое неприятие американской и европейской политики.  

Вместе с тем, светские традиции в Азербайджане имеют сильные исторические корни. В первом азербайджанском государстве (1918-1920 гг.) – Азербайджанской Демократической Республике (АДР) у власти находились светские этнонационалисты- партия «Мусават («Равенство»). Именно эта партия сформировала тот набор ценностей азербайджанской государственности, к которым апеллирует и нынешняя постсоветская элита страны. Это, однако, не мешает Ильхаму Алиеву жестко «прессовать» нынешнюю партию «Мусават», находящуюся в оппозиции.

В период существования АДР исламистская партия «Иттихад» («Союз») выступала не просто за традиционные исламские нормы права, но и отрицала идею национального государства азербайджанцев, призывая к единству всех мусульман бывшей Российской империи. В пылу своей борьбы с мусаватистами сторонники «Иттихада» даже поддержали установление Советской власти в республике. Таким образом, исторически исламистская идеология имеет в Азербайджане «антигосударственные» корни. Напротив идея национальной государственности зарифмована с секуляризмом и антиклерикализмом. На эти традиции свое влияние (в данном случае речь не идет о его оценке) оказала и советская атеистическая традиция, насаждаваяся, в том числе и Гейдаром Алиевым.

В постсоветский же период стратегическим партнером Азербайджана стала Турция, мусульманское (по конфессиональной идентификации большинства верующих), но светски ориентированное государство. Именно светская Турция, а не шиитский Иран оказывает поддержку Азербайджану по «карабахскому вопросу», а также по осуществлению блокады Армении.

Постсоветский Азербайджан продемонстрировал свое умение проводить достаточно гибкую политику в отношении различных конфессий (от православия до протестантских объединений), равно как и противодействовать радикальным экстремистским течениям. Этот опыт полезно учитывать всем поликонфессиональным государствам на территории СНГ. Но и здесь, как видим, одной грамотной конфессиональной политики оказывается мало.

Если судить по количественным показателям, то независимый Азербайджан по сравнению с Азербайджанской ССР стал практически гомогенным в конфессиональном плане. В конце 1980-х гг. только 87% граждан республики были мусульманами (60% - шииты), 12,5% - христианами (прежде всего русские и армяне), 0,5% - иудеи, то сегодня мусульманами являются около 97% населения Азербайджана. Помимо азербайджанцев ислам исповедуют лезгины, талыши, аварцы. Вместе с тем после 1991 г. в республике получили развитие религиозные общины, ранее в ней не представленные. Речь идет, прежде всего, о так называемых "нетрадиционных" христианских объединениях ("Церковь восхваления" и другие).

Законодательство Азербайджана провозглашает светский характер его государственности. Статья 7 Конституции Азербайджанской Республики гласит: "Азербайджанское государство - демократическая, правовая светская, унитарная республика". Статья 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом. Статья 48 провозглашает свободу совести. В 1992 г. Парламентом (Милли меджлисом) республики был принят «Закон о свободе вероисповедания» Азербайджана. Два года спустя к Закону был принят ряд поправок, нацеленных на иностранных религиозных проповедников. Иностранным гражданам запрещалось заниматься религиозной пропагандой на территории Азербайджана. Принятие подобных поправок было вызвано опасениями проникновения в страну радикально-исламистских взглядов. В 1991-1993 гг. на территории республики были активны миссионеры из Иордании, Пакистана и даже Афганистана. Конфессиональная политика государства - сфера компетенции специального Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями (создан в 2001 г.). Комитет наделен полномочиями по регистрации религиозных объединений.

В 1991 г. Азербайджан, формально находясь в составе Союза ССР, стал членом влиятельной международной Организации исламская конференция. Сегодня в республике представлены, главным образом, шииты, а также сунниты-шафииты и ханафиты. В исламских странах шииты, как правило, составляют меньшинство. Азербайджан наряду с Ираном, Ираком, Северным Йеменом являются исключениями.

В постсоветский период среди жителей республики распространились и салафитские взгляды. Азербайджанские эксперты связывают распространение салафийи с чеченцами, обосновавшимися в республике в середине 1990-х гг., а также с представителями этнических меньшинств (лезгины, аварцы). Популярность салафитских воззрений среди меньшинств объясняется отстраненностью их от азербайджанской власти, что провоцирует оппозиционность.

На территории Азербайджана действуют приходы Бакинской и Прикаспийской епархий Русской Православной Цервки (РПЦ) Московского патриархата. Епархия была создана в 1998 г. Факт создания епархии был положительно воспринят лидером ДУМ мусульман Южного Кавказа (Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде). В 1999 г. епископа Бакинской и Прикаспийской епархии Александра принял в президентском дворце Гейдар Алиев. Отношения епархии и государственных институтов Азербайджана носят в целом конструктивный характер. В 2003 г. в Азербайджане была зарегистрирована Албано-удинская христианская община. Удины - этническое меньшинство Азербайджана (по переписи 1999 г.- 4,2 тыс. чел.), считающееся потомками древнего албанского племени утиев. Удины близки армянскому григорианскому христианству. В 2002 г. Азербайджан с официальным визитом посетил Римский папа Иоанн Павел II. Его визит азербайджанские власти использовали и для своих пропагандистских целей. 100 тыс. долл. США, которые понтифик выделил на нужды беженцев, были объявлены средствами "для жертв армянской агрессии".  В 1990-е гг. в Азербайджане развернули свою деятельность адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, свидетели Иеговы. По неофициальным данным порядка 5 тыс. азербайджанцев приняли христианство под воздействием "нетрадиционных" христианских проповедников. В Баку образовалась небольшая община кришнаитов. В азербайджанской столице был также возрожден бахаистский махфал (место собрания), закрытый в результате репрессий 1937 г.  

Таким образом, сегодняшний Азербайджан демонстрирует приверженность светским принципам, равно как и умение вести диалог с различными конфессиями, предпочитая стабильность приверженности «чистоте религии». Однако система “управляемой демократии” и социальные проблемы современного Азербайджана актуализируют радикальный ислам, с которым трудно (или точнее невозможно) бороться одними лишь силовыми методами, не ликвидировав предпосылки, делающие это течение популярным.

См. также: