«Газпрому» не нравится, что Белоруссия не хочет платить за газ столько, сколько записано в контракте. Белорусским властям не нравится, что «Газпром» выкручивает им руки. Не вполне понятно, почему этот конфликт вышел в публичную плоскость. Но очевидно – «Газпром» и Белоруссия готовы к очередной «газовой войне». Благо опыт большой.
«Газпром» пригрозил Минску судом, если «Белтрансгаз» не прекратит нарушать контрактные обязательства. Вчера в Москве прошла рабочая встреча зампреда правления «Газпрома» Александра Ананенкова и генерального директора «Белтрансгаза» Владимира Майорова, по итогам которой концерн впервые публично сообщил, что белорусская сторона не полностью оплачивает текущие поставки газа из России. Ананенков заявил визитеру, что, если «Белтрансгаз» и дальше будет нарушать условия действующего договора, «Газпром» «оставляет за собой право обратиться в суд».
Белорусская компания продолжает платить по 119 долл. за тысячу кубометров газа (как было в первом квартале), хотя по контракту с 1 апреля цена выросла до 127,3 долл. Впрочем, дело даже не в недоплаченных 30--40 млн долл. (примерно столько набежало за три месяца) -- российскому концерну очень важно заставить Минск работать строго по контракту, поскольку это первый крупный долгосрочный договор со страной СНГ с расчетом цены газа по формуле, привязанной к европейским ценам.
Ранее Минск признал де-факто, что не намерен придерживаться анонсированных ранее «Газпромом» ценовых ориентиров и формулы их расчета и готов к обострению ситуации.
Акционеры «Газпрома» на состоявшемся 27 июня собрании утвердили предложенный менеджментом договор с «Белтрансгазом» на следующий год, который предусматривает поставку не более 22,1 млрд кубометров газа на предельную сумму $4,42 млрд. «Газпром» собирается продавать газ в Белоруссию по $200 за тысячу кубометров, пишет "Время новостей" и напоминает, что предельная цена, по мнению Минска, для экономики -- $140 за тысячу кубометров (то есть рост всего лишь 10% к цене текущего года).
Во время последней встречи президентов России и Белоруссии "газовая проблема" публично не поднималась. Слово «газ» - а это самый болезненный вопрос в отношениях двух стран - в итоговом подходе к прессе вообще не звучало.
Ранее, во время неформального саммита СНГ Медведев не стал даже встречаться с Лукашенко, Кремль, некоторым данным рассчитывал, урегулировать некоторые вопросы (в т.ч. по цене на газ) до нынешнего визита. Минск регулярно предлагал поменять договор, подписанный в 2006 году. По нему цена должна постепенно вырасти до европейского уровня к 2011 году (минус 30-процентная таможенная пошлина и транспорт), цена 2008 года – 67% от среднеевропейской цены (индексация идет раз в квартал), 2009 года – 80%. А европейская цена «Газпрома» зашкаливает (растет вслед за нефтью), прогноз на 2008 год – $401 за тысячу кубов. Во II квартале Белоруссия покупала газ по $128, в бюджет-2009 заложила $140 (прогноз «Газпрома» — до $200).
Белорусы хотят, чтобы договор был скорректирован, однако «Газпром» ничего менять не намерен.
«В качестве одной из первоочередных задач в российско-белорусских отношениях сейчас – создание единой валюты. Сейчас, когда финансовая система России стабильна как никогда, для граждан Белоруссии ничего кроме плюсов здесь нет. Но договоренностей можно достичь только в том случае, если наши белорусские партнеры этого хотят», - заявлял Владимир Путин в ходе пресс-конференции в Кремле в феврале 2008 года. Но этот вопрос, как и вопрос российских кредитов для Белоруссии - "подвис".
«Никаких изменений во внешней политике относительно Белоруссии после второго марта не произойдет, уверен», - резюмировал тогда Путин. Их и не произошло – отношения сложные, с некоторым выкручиванием рук и взаимными упреками. Тренд на посадку Лукашенко на «короткий поводок» у российских властей сохраняется, Лукашенко, в свою очередь, всячески сопротивляется этому, насколько способен. Так что прорывных решений, действительно, ждать не стоит.
Последнее активное газовое противостояние с Белоруссией было уже больше года назад. 31 декабря 2006 года, буквально за несколько минут до полуночи «Газпром» и «Белтрансгаз» подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007-2011 годах. По условиям соглашения Белоруссия будет выплачивать российской газовой монополии "Газпром" $100 за тысячу кубометров природного газа. Однако часть газа Белоруссии доставалась в рассрочку - оплатить 45 процентов поставок Минск должен был до конца июля.
Решен был в конце прошлого года и вопрос о стоимости транзита газа по сетям «Белтрансгаза» ($1,45) и плата за услуги по управлению газопроводом Ямал-Европа. А главное, были определены условия оплаты «Газпромом» 50 процентов акций ОАО «Белтрансгаз» - $2,5 миллиарда равными платежами в течение четырех лет. Согласно договоренности, «Газпром» будет вносить взнос за «Белтрансгаз» ежегодно по $625 миллионов.
Белоруссия за газ платила не слишком исправно и к лету началось очередное обострение. Во время одного из газовых конфликтов с Белоруссией "Тайм" предполагал, что Москва готовит едва ли не "тихий переворот" в Белоруссии (даже жестче: конфликт назывался «часть плана Владимира Путина по аннексии республики»). "Переворот", как показывает практика, больше провоцируется собственно белорусской стороной.
«А если говорить в общих категориях, реально идет процесс интеграции, - считает политолог, член научного совета Московского центра Андрей Рябов. - Но не на том уровне, на котором о нем принято говорить в политической власти, а на экономическом и социальном. Например, недавнее решение после встречи Лукашенко и Путина о разрешении граждан республики Беларусь фактически разрешить селиться где угодно на территории Российской Федерации. И даже обратите внимание, в аэропортах теперь на входе в Шереметьево висит отдельное пограничное окно для граждан Союзного государства. Государства еще нет, а окно есть», - смеется политолог.
«Но, естественно, возникает целый ряд вопросов, которые касаются этой надстроечной части, очень важной политически. Вопросы, которые касаются прав белорусских элит, возглавивших приватизацию. Да, естественно, им не хотелось бы остаться ни с чем на руках в своей собственной стране. Они прекрасно понимают нравы российского бизнеса, понимают, что мы заберем все. И я думаю, что именно эти сюжеты являются таким постоянным источником напряженности на высших уровнях политических контактов».
Очевидно, что для Лукашенко вопрос о поставках газа является довольно значимым, ведь во многом благодаря газовому и нефтяному транзиту существует белорусская экономика. И то, что "несгибаемый батька" в последнее время стал все чаще соглашаться на неприятные для него вещи означает, что Москва и российские монополии нашли способы влияния на белорусского лидера.
17 июля 2008, 12:22