28 марта 2024, четверг, 12:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 июля 2008, 12:35

Вадим Еремин: Научная олимпиада – это все-таки спорт

Середина лета – период, когда становятся известными результаты научных Международных олимпиад школьников. «Полит.ру» обратилось к руководителю сборной команды по химии, доктору физико-математических наук, профессору химического факультета МГУ Вадиму Еремину с просьбой прокомментировать выступление российских школьников на 40-ой Олимпиаде по химии. 20 июня 2008 г. все они получили золотые медали победителей , повторив успех Олимпиады 2007 г. в Москве.

Имена россиян-победителей:

Андрей Богородский (Москва, школа им. А.Н.Колмогорова при МГУ)
Сергей Никитин (Камень-на-Оби, специализированный учебно-научный центр им. Академика М.А. Лаврентьева НГУ, г. Новосибирск)
Владимир Поддубный (Барнаул, Алтайский край, "Гимназия №22")
Юрий Тимченко (Великий Новгород, школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии).

Олимпиады среди школьников по химии проводятся с 1968 г. В последнее время, главными конкурентами России являются школьники из стран Азии, где подготовка к олимпиадам является одним из приоритетных направлений и начинается задолго до начала соревнований. Китайские школьники, как и наши ребята, также завоевали четыре золота и в неофициальном командном зачете опередили российскую сборную. По баллам же первое место у Китая, второе – у России, третье – у Украины.

В фотоколлаже использована фотография, любезно предоставленная В. Ереминым, вверху (слева направо): Владимир Поддубный, Юрий Тимченко, внизу: Андрей Богородский, Сергей Никитин. Беседу вела Наталия Демина.

В чем сложность этой Олимпиады в Будапеште, её отличие от Московской?

Пожалуй, она была попроще, чем в Москве. Если оценивать с научной точки зрения, то ее главная сложность была в нескольких задачах по неорганической химии, по качественному анализу, они были довольно сложные, вполне творческие. А так сложностей особенных не было.

Насколько олимпиадные задачи по химии двадцати- и десятилетней давности отличаются по трудности от задач наших дней? Нет ли в задачах тенденции к понижению оригинальности задач, требований к креативности ребят и повышению необходимости зубрежки и заучивания формул?

Задания первых олимпиад были очень простые, хотя и весьма креативные. Постепенно, когда олимпиада приобрела всемирный масштаб, задания становились все сложнее, а их объем увеличивался. При этом креативные вопросы остаются всегда, но их вес снижается. Например, из 9 теоретических задач этого года интересные, творческие вопросы были в четырех. Формулы заучивать необходимости нет, их приводят в тексте задач. Сейчас самое главное – не ошибаться в простых вопросах, чтобы оставалось время подумать над сложными. И, конечно, растет роль предварительной подготовки.

Существуют ли какие-то счастливые приметы у олимпиадников? В СМИ были сообщения, что на прошлой Олимпиаде наши ребята клали под подушку периодическую систему Менделеева...

Про таблицу Менделеева слух был – но, не исключено, что ребята могли и пошутить. У меня точно есть одна примета. С 2001 года на церемонии открытия и закрытия я одеваю (стыдно сказать) один и тот же светло-зеленый пиджак. И ни на одной олимпиаде с тех пор мы не оставались без золотых медалей. Может, это случайное совпадение, а может и нет, кто знает? Все мы немного суеверны.

Расскажите, пожалуйста, о каждом из членов команды: Андрее Богородском, Сергее Никитине, Владимире Поддубном и Юрии Тимченко.

Бывает, что в команде есть явный фаворит, но в этом году у нас была очень ровная команда. Каждый из ребят ранее выиграл одну из олимпиад. Скажем, Андрюша Богородский выиграл Всероссийскую олимпиаду, Юра Тимченко, единственный из наших, завоевал золото на Менделеевской олимпиаде, Сережа Никитин был первым на сборах. Поэтому команда была очень сильной и ровной по составу, и мы не знали, кто из них выступит лучше.

Юрий Тимченко – из Великого Новгорода, он, пожалуй, был самым мотивированным из всей команды, очень хотел выиграть. Андрей Богородский и Володя Поддубный – контактные ребята, вполне открытые и жизнерадостные, они не зацикливаются только на химии, у них много увлечений помимо науки. Сережа Никитин – интроверт, немного стеснительный. Он учится в Новосибирске, а родился в городке Камень-на-Оби.

Андрей Богородский выступил сильнее других, он сумел лучше всех сконцентрироваться. Остальные ребята немного перенервничали, иначе могли бы показать и лучше результаты.

В чем главная причина ошибок или не до конца решенных задач? Руководитель нашей команды на физической олимпиаде С.М. Козел не раз говорил, что у наших школьников главная проблема – не очень аккуратное оформление решения. Есть ли такое у химиков?

Это бывает, но как раз оформлению нам их легче всего научить. Главная проблема состоит в том, что из-за того, что на такие сложные задачи дается всего 5 часов, ребятам надо очень сильно сконцентрироваться и не делать глупых ошибок, но все равно их все всегда делают. В этом году таких ошибок нашим школьникам удалось сделать меньше, чем другим, поэтому все они получили золото.

Стоит отметить, что все ребята сумели выполнить большую долю всех заданий, уложиться в эти пять часов. И еще одна вещь, которую они сделали хорошо. Мы их просили не оставлять пустых мест на листах с заданиями: если задача полностью не получается, то надо выполнить хотя бы часть решения, продвинуться как можно дальше, ведь на олимпиаде по химии оценивается всё. Олимпиада – это, все-таки, спорт, побеждает тот, кто наберет больше баллов. И если какая-то задача была не полностью решена, то в диалоге с жюри мы сумели показать, что даже фрагмент решения заслуживает нескольких баллов.

Кто в этом году тренировал команду?

Тренировали команду многие преподаватели МГУ, а в Будапешт ездили два ментора и два научных наблюдателя, профессора МГУ. Менторами были: я и Алексей Зейфман, закончивший 3-й курс химфака. Алексей – уникальный олимпиадник: дважды подряд, в 2004-2005 гг. он был абсолютным победителем международной олимпиады.

Профессор МГУ Александр Кириллович Гладилин на этот раз был научным наблюдателем, его венгры пригласили как организатора олимпиады прошлого года. С Сашей мы хорошие друзья, работаем вместе с 2001 г. Еще одним наблюдателем был Илья Глебов, аспирант химического факультета МГУ.

Обращает на себя внимание, что несколько человек в команде из провинции – из г. Барнаула и г. Камня-на-Оби Алтайского края. Является ли это открытием для вас?

Барнаул – совсем не случаен. Там работают замечательные учителя. Например, Раиса Андреевна Коркина, подготовившая уже не одного международника. С нами в качестве научного наблюдателя ездил Илья Глебов, призер Международной олимпиады 2002 г., а сейчас уже аспирант МГУ. Он – тоже из Барнаула.

На самом деле, в команде по химии как раз реже появляются ребята из Москвы. До Андрея Богородского был москвич Леонид Ромашов, эти ребята из очень сильных школ (Андрей из специализированного учебно-научного центра при МГУ – школе им. Колмогорова, а Леня – из лицея 1303). А в провинции – есть очень сильные учителя, конечно, не везде, не во всех городах, но если посмотреть на лучших школьников на Всероссийской олимпиаде, из каких они школ, то мы увидим практически одни и те же школы: из Барнаула, Новосибирска, Брянска, Вологды, многих других городов. В Барнауле – это, например, «Гимназия №22», в Новосибирске – специализированный учебно-научный центр при Новосибирском госуниверситете, в Брянске – городской лицей. Есть много таких отдельных точек, которые год за годом дают сильных олимпиадников.

Сохраняется ли в средних школах проблема с обеспечением химических лабораторий и наличия подготовленных преподавателей химии?

Эта проблема не просто сохраняется, но и усугубляется. Если вопрос с материальным обеспечением школ решить достаточно легко – надо просто выделить деньги, которых в стране очень много, то хороших учителей катастрофически не хватает и взять их неоткуда. Их надо растить, а это – очень долгий процесс.

Олимпийская чемпиона по прыжкам в воду, а ныне спортивный журналист Елена Войцеховская, несколько лет проработавшая в Китае, отмечает, что китайцы очень хорошо умеют копировать методы и методики подготовки и всю классику взяли у России. Так ли это в научных турнирах? Что китайцы взяли в плане подготовки у россиян? Внесли ли они в методики подготовки что-то новое, свое?

Я не знаю систему подготовки китайцев – могу только догадываться. Но, совершенно точно, у нас они ничего не заимствовали. Скорее всего, они просто очень долго тренируют детей на определенные типы задач. Хотя это запрещено – правилам Химической олимпиады, коллективная подготовка (сборы) может занимать не больше двух недель.

Она также отмечает, что китайские дети очень сильно держатся за место в спортивных сборных, тренируются дни и ночи, зная, что порой они – единственные кормильцы в семье. Так ли это в олимпиадном движении Китая? Не становится ли участие в научных турнирах для китайских ребят работой?

Опять ничего не могу сказать про ситуацию внутри Китая, но на Олимпиаде китайские школьники выглядят совершенно нормальными и почти ничем не отличаются от сверстников – единственное: они очень переживают, если не получают золота. Но за 8 последних лет такое случилось только один раз.

В конце прошлого года было много дискуссий о введении двух новых положений о проведении Олимпиад. Что привнесли события 2008 года? Позитивные, негативные тенденции или все остается более-менее по-прежнему? (см. "Новое положение против олимпиадного движения")

В этом году Всероссийская олимпиада проходила еще по старой схеме, поэтому в полной мере оценить негативные последствия можно будет только в следующем году. Позитива не предвидится.

* * *

Как уже сообщал "Полит.ру", 21 июля 2008 года состоялась церемония закрытия 49-ой Международной Математической Олимпиады школьников, проходившая в этом году в Мадриде. В математическом соревновании приняли участие 535 школьников из 97 стран. Команду России представляли шесть школьников:

Дмитрий Бабичев (Физико-математическая школа № 5", г. Долгопрудный, Московская область),
Иван Бажов ("Гимназия № 9", г. Екатеринбург, Свердловская область),
Роман Бойкий (Физико-математический лицей № 239, г. Санкт-Петербург),
Владислав Волков (Физико-математический лицей № 239, г. Санкт-Петербург),
Евгений Горинов ("Кировский физико-математический лицей", г. Киров),
Никита Кудык ("Гимназия № 117", г. Омск).

Все шесть россиян завоевали золотые медали Олимпиады, и по количеству золотых медалей Россия заняла первое место. Однако, в отличие от прошлого года, когда в неофициальном командном зачете Россия впервые за последние годы заняла первое место, в этом году команда Китая взяла реванш и, завоевав пять золотых и одну серебряную медаль, вышла по баллам на первое место.

Серебряный лауреат Олимпиады прошлого года В. Волков на этот раз вошел в семерку лучших юных математиков мира, получив 37 баллов из 42 возможных. Абсолютное первое место (42 балла) разделили два математика из Китая и один из США Xiaosheng Mu,  Dongyi Wei и Alex Zhai.

* * *

Сборной команда России, принявшая участие в 19-ой Международной биологической олимпиаде в г. Мумбаи (Индия), завоевала 1 серебряную и 3 бронзовых медали. В олимпиаде приняли участие Анастасия Зыкова, Фархат Галиуллин, Елена Малышева, Георгий Носов.

Полезные ссылки:

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.