Автор "Архипелага ГУЛага" и "Одного дня Ивана Денисовича" скончался в ночь на 4 августа на 90-м году жизни. Сын Солженицына Степан сказал, что он умер от сердечной недостаточности. В последние годы писатель болел, но не переставал трудиться.
Похоронен Солженицын будет 6 августа на Донском кладбище Москвы.
Свои соболезнования выразил президент России Дмитрий Медведев, а также премьер-министр Владимир Путин, от которого в прошлом году Солженицын принял Государственную премию. К ним присоединились мировые лидеры - президент Франции Николя Саркози (назвал Солженицына "продолжателем дела Достоевского") и президент США Джордж Буш (подчеркнул, что Солженицын являлся также "сторонником свободы").
Сказать, что личность Солженицына стала знаковой для целой эпохи - не сказать ничего, а масштаб потери, который будет оценен в тысяче некрологов, невыразим ни в какой самой пространной "биографической справке", обычно прилагаемой СМИ к сообщениям о смерти. Вместо этого дадим ссылку на собрание сочинений Солженицына (в библиотеке Lib.Ru). Последнее бумажное собрание сочинений, начатое печатанием в издательстве "Время", составит 30 томов; его планируется завершить к 2010 году.
Западные газеты успели откликнуться на смерть Александра Солженицына. Перечисляя факты его биографии и заслуги в деле разоблачения сталинской системы, они отмечают, что, вернувшись в 1994 году из ссылки, Солженицын оказался не востребован и в последние годы почти не показывался на публике.
Британская The Independent (перевод на Inopressa.ru) отмечает, что он «оставался изолированной фигурой – русским националистом, который, хотя его зачастую называли совестью нации, больше не был созвучен современной России, где идет безудержная погоня за материальными благами».
Польская Wirtualna Polska приводит мнение профессора Гарвардского Университета на пенсии, известного советолога Ричарда Пайпса, который считает, что Солженицын «говорил языком, который большинству россиян уже не понятен» (перевод на Inosmi.ru). Пайпс отметил, что после возвращения в Россию Солженицын «не сыграл там такой роли, которую намеревался сыграть». Он не считает творчество Солженицына особо ценным: «Не думаю, чтобы его романы жили достаточно долго. Они слишком многословны и слишком связаны с советским режимом. Он не был великим писателем. Его будут помнить, главным образом, за «Архипелаг Гулаг», – сказал Пайпс.
Россия, в которую Солженицын вернулся в 1994 году, забыла его, пишет итальянская La Stampa. Его телепередача была закрыта из-за отсутствия аудитории, его разоблачительные произведения уже не порождали дискуссий. Россия была слишком занята выживанием. Последние годы жизни Солженицына оказались очередной ссылкой, но на этот раз ее никто не желал, и оттого она была такой болезненной. В 1998 году он отказался принять из рук Бориса Ельцина орден Святого Андрея Первозванного, сказав, что не желает получать высшую награду новой России от власти, которая «разрушила страну». Однако он больше не мог сражаться с властью, потому что она его игнорировала. Тот факт, что Солженицын в 2007 принял Государственную премию из рук бывшего офицера КГБ Путина, газета объясняет тем, что он, видимо, смирился с этой новой Россией.
Величие писателя определяется не полученными наградами, спорит The Time: величие писателя определяется готовностью говорить правду любой ценой, и Солженицын демонстрировал эту готовность на протяжении всей жизни.