30 июля 2008 г. в Москву вернулись российские школьники-участники 39-ой Международной физической олимпиады, проходившей в г. Ханой. Трое россиян получили золотые медали, еще два – серебряную и бронзовую медали. «Это была олимпиада нервов. Кто сумел собраться, тот и победил», – сказали руководители нашей команды по прилете из Вьетнама.
На фото (слева направо и сверху вниз) члены российской команды: Харитон Матвеев и Игорь Мельников, Станислав Миронович Козел и Андрей Зеленеев, Павел Буслаев и Леонид Самойлов, Валерий Павлович Слободянин и Иван Александрович Иоголевич. Фотоколлаж сделан на основе фотографий "Полит.ру" и предоставленных Агенством гуманитарных технологий (рук. проекта Оксана Дышкант).
Прилет самолета задержался на полчаса, руководители и члены нашей команды по физике в ожидании багажа появились в зале прилета только через час. За это время группа встречающих перезнакомилась друг с другом. Одна из женщин оказалась мамой золотого медалиста олимпиады Павла Буслаева. Елена Венедиктовна рано утром приехала из Питера, чтобы встретить сына и проводить его домой.
Умная и энергичная мама рассказала, что в их семье - все математики, поэтому была уверенность, что и сын продолжит династию, но он выбрал физику. Сначала он учился в центре для одаренных детей, именно там занялся физикой, и ему это так понравилось, что он продолжил учебу в Лицее «Физико-Техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, который успешно закончил в этом году.
Поделитесь секретом воспитания такого умного ребенка…
Он у нас один. Все, что можно, отдавали ему.
Использовали ли вы какие-то развивающие игры и методики?
Ничего специального не было. Конечно, мы занимались с ним, пытались увлечь его математикой, постоянно подкидывали ему какие-то задачи.
Много ли сил Павел потратил на подготовку к олимпиаде?
Очень много. Сначала нужно было готовиться к выпускным экзаменам в школе, потом он проходил подготовку на сборах к олимпиаде, потом олимпиада, так что июнь и июль – совершенно без отдыха. Надеемся, что он в августе отдохнет. Последнее время он занимался исключительно физикой, все остальное было отодвинуто на задний план, так что удивительно, что ему удалось хорошо закончить школу.
В каком вузе он будет учиться?
Он уже поступил в МФТИ. Подавал в Питере в разные вузы, но, приехав в Физтех на сборы, решил, что останется учиться там.
Общались ли вы с сыном во время Олимпиады?
Только через SMS-ки. Сын написал, что теоретический тур был очень трудный, и они не всё успели сделать. Там надо было очень много писать, мой ребенок написал 40 листов и успел меньше половины. Поэтому у ребят было не очень хорошее число баллов за теоретическую часть. Но с экспериментом они справились хорошо и на этом поднялись.
* * *
Наконец поиски багажа завершились успехом и к журналистам вышли сами ребята и их преподаватели: научный руководитель сборной команды России по физике, д.физ.-мат.н., профессор кафедры общей физики Московского физико-технического института (МФТИ) Станислав Миронович Козел и его заместитель, доцент МФТИ Валерий Павлович Слободянин.
Перечислим состав сборной команды России на 39-ой Международной физической олимпиаде
Леонид Самойлов (золото, Саратов, «Физико-технический лицей №1»)
Харитон Матвеев (золото, Москва, «Лицей № 1581»)
Павел Буслаев (золото, Санкт-Петербург, Лицей «Физико-Техническая школа» при физико-техническом Институте им. А.Ф.Иоффе)
Игорь Мельников (серебро, Челябинск, «Лицей № 39»)
Андрей Зеленеев (бронза, Киров, «Кировский физико-математический лицей»).
В комментарии «Полит.ру» С.М. Козел рассказал, что в Олимпиаде участвовали представители 82 стран и общее число участников составило 385 чел. По его словам, за то время, в течение которого он участвует в подготовке нашей сборной, «резко возросла конкуренция, особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии. Соревноваться и побеждать становиться всё труднее». Он отметил, что в Китае, Тайване, Индонезии и др. странах этого региона успешное выступление на научных олимпиадах входит в число приоритетных задач и «там к талантливым ребятам относятся лучше, чем в России».
Легендарный профессор Физтеха подчеркнул, что научные олимпиады – соревнования индивидуальные, а не командные, и между странами проходит только неофициальное первенство. Некоторые страны привозят по 1-2 участников.
Он оценил результат, полученный российской командой, как хороший, но не самый лучший, сообщив, что «есть две команды, получивших пять золотых медалей. Это ребята из Китая и Тайваня». Станислав Миронович рассказал, что «все, кто выступили лучше нас – это китайцы или выходцы из Китая. Так, сборная команда США состояла на 80 процентов из китайцев, у Канады – тоже. Нам приходится бороться с ребятами из этого региона. Пока мы это делаем более-менее успешно, но хотелось бы лучше». Напомним, что в 2007 году на Международной физической олимпиаде по физике в Иране команда РФ завоевала три золотых и одну серебряную медали. Пермская школьница Ксения Соловьёва вернулась в Россию с золотом. В этом году несколько девушек участвовали в учебных сборах, но в состав окончательной шестерки не вошли.
С.М. Козел отметил, что наибольшую трудность вызвал теоретический тур: «Прошедшая олимпиада отличалась наиболее трудными задачами за всю историю олимпиад. Они были не только трудными, но и громоздкими. В этом году оценки наших ребят за экспериментальный тур оказались лучше, чем за теоретический тур».
По его словам, отличились составители задач – организаторы научного соревнования – вьетнамцы. По мнению руководителя нашей команды, составленные ими «задачи, наверное, больше подходят к азиатскому менталитету, а не к нашим ребятам, которые привыкли использовать творческий подход, а там надо было сидеть и делать, считать и считать».
Далее на вопросы отвечали С.М. Козел и В.П. Слободянин, дополняя друг друга, и мы приводим их ответы в сконцентрированном виде.
Вошла ли в список олимпиадных задача российских составителей?
Нет, такой порядок составления пула задач бывает на Олимпиаде по математике, а на физике все задачи готовятся оргкомитетом принимающей страны. Это традиция. Поэтому две задачи на теорию были с вьетнамской спецификой. Одна задача была про экологию в Ханое, где огромное число мотоциклов – 800 тысяч! И утром над городом висит смог. Как раз по этому поводу была предложена задача на термодинамику.
Первая задача была про механическое устройство, обрабатывающее рис: вода течет и долбилка колотит рис, отбивает его от шелухи. Вот на этой то задаче ребята то и «сели». Там требовалось большое число арифметических выкладок. Многие из ребят, завоевавших золотые медали, на этой задаче получили всего 1 балл из 10, т.е. они начали её решать и бросили.
Нужно отметить, что ребята физику всю знали, к физике были хорошо подготовлены. Они были хуже подготовлены к таким скучным, длинным арифметическим выкладкам. В этом году к этому никто не был готов, даже китайцы.
Руководителям команды вторит золотой медалист Харитон Матвеев из Москвы:
В ходе подготовки мы прорешали все задачи, которые были на международных олимпиадах, и задачи этого года были самые сложные. Даже не то, что сложные, а очень объемные. Для их решения не было нужно каких-то оригинальных эвристических идей, всё было написано в условиях на нескольких страницах , нужно было только считать и считать.
Мы спросили В.П. Слободянина и С.М. Козела: «Идет ли уход от оригинальности задач в сторону техническую?» Они с этим согласились. Раньше условия задач у физиков в теоретической части было коротким и изящным и это больше подходило ребятам из России. Теперь же одна задача – это не менее 8-10 страниц текста.
«Можно ли что-то сделать в этой связи?» Руководители команды пожаловались, что олимпиадная машина очень неповоротливая и инерционная. «Всякие изменения, если мы их задумали, будут рассматриваться только на будущий год, на следующей Олимпиаде, и только еще через год изменения могут воплотиться в жизнь». Они рассказали, что на Олимпиаде в Ханое был избран новый президент Международных олимпиад по физике (the International Physics Olympiad, IPhO) – голландец Ханс Йорденс (Hans Jordens), т.к. старый президент, поляк Вольдемар Горшковски (Waldemar Gorzkowski) умер от сердечного приступа прямо во время олимпиады прошлого года (15 июля 2007 г., Исфахан, Иран).
Встречающие журналисты задали свой любимый вопрос: «Олимпиада – это спорт?». С.М. Козел сказал, что не знает, спорт ли это или нет. «Шахматы ведь не очень спорт. Скорее, это – интеллектуальный спорт. Так и научные олимпиады. И олимпиадники – это ребята, которые наверняка в будущем составят интеллектуальную элиту страны».
Мы попросили сказать несколько слов о каждом из членов сборной.
Павел Буслаев?
Про Павла можно сказать, что он наиболее опытный олимпиадник, у него уже три медали, до этого он был в Бразилии на юниорской олимпиаде и там получил серебряную медаль за теорию и бронзовую – за эксперимент, так что это у него уже 2-ая олимпиада и третья медаль.
Андрей Зеленеев?
Хороший юноша, но несколько импульсивный, это ему немножко повредило, он бы мог выступить лучше. На сборах он был у нас лидером, а там разволновался. Там многие запаниковали, когда ребята увидели, какой объем заданий.Надо было себя взять в руки и начать делать. Так что это была олимпиада нервов, кто сумел собраться, тот и победил. На предыдущих олимпиадах один наш парень заплакал, когда увидел задание. Он просто заплакал! Потом собрался и все хорошо написал.
Харитон Матвеев?
Он – молодец, выступал хорошо и ровно. Мы планировали, что он получит золотую медаль, и он её получил.
Игорь Мельников?
Нервишки у него тоже пошаливали. Но сумел собраться.
Леонид Самойлов?
Леня – молодец, он такой спокойный, очень выдержанный, надежный парень. Его учительница из Саратова – Людмила Вениаминовна Правдина. У нее это уже четвертый медалист, причем третий с золотой медалью. В свое время она выиграла конкурс «Учитель года». Очень опытный педагог, «Заслуженный учитель РФ».
С.М. Козел также сообщил, что все пятеро юношей, медалистов Олимпиады, будут учиться в Физико-техническом институте, на одном факультете – Общей и прикладной физики, но разных кафедрах.
Отличаются ли олимпиадники во время учебы на Физтехе?
Они там, конечно, в лидерах, но есть лидеры и среди неолимпиадников. Все-таки, учеба – это не спринт, есть время подумать. Есть ребята, которые очень талантливы, но не участвуют в олимпиадах. Трудно предположить, что мы выбрали самых талантливых, а все остальные – похуже. Самая главная проблема обучения на Физтехе – в том, что в группах бывают такие выдающиеся ребята, «все просекшие», а бывают ребята тоже хорошие, но несколько послабее, которым еще нужно развиваться, и в этих условиях очень сложно строить процесс преподавания.
* * *
В состав российской делегации также был включен наблюдатель – учитель и зам. директора по науке «Лицея №39» из Челябинска Иван Александрович Иоголевич. Он был очень горд за своего ученика, серебряного медалиста Игоря Мельникова, отметив, что за каждой медалью стоит «очень большой труд и большая конкуренция». За последние десять лет выпускники Лицея получили на олимпиадах по физике и математике 5 золотых и 3 серебряных медали.
В свою очередь, мама И. Мельникова, также приехавшая в Москву, чтобы встретить сына, в комментарии «Полит.ру» сказала, что И.А. Иоголевич – «преподаватель от Бога, ребята говорят, что когда он объясняет, то всё сразу становится понятно».
Иван Александрович ответил на несколько наших вопросов:
Есть ли у вас в Лицее проблемы с оборудованием физической лаборатории?
Мы осознали эту проблему два года назад, и очень активно ею сейчас занимаемся. Из областного бюджета нам было выделено 4 млн. рублей на создание специализированной лаборатории. Мы также получили муниципальный грант порядка 2 млн. рублей, так что где-то за 2 года мы получили 6 млн. рублей, но это не предел. Нам помогают спонсоры, в том числе из числа наших выпускников. Так, Евгений Панов, дважды золотой медалист олимпиады по физике, выпускник университета, получил грант на свою научную деятельность и передал его нам на создание научной лаборатории. Есть планы проведения учебно-тренировочных сборов команды России к следующей Олимпиаде в Челябинске, у нас в лицее.
В чем состоят основные принципы преподавания в Лицее?
Мы стремимся к тому, чтобы ребята могли по максимуму развить и проявить свой талант. Мы идем не столько от учебных программ, сколько от самих ребят, их интересов и талантов, организуем ребятам поездки, привлекаем преподавателей. Всё делается для того, чтобы ученики максимально развивали свои способности.
И.А. Иоголевич также отметил, что хотя сейчас отношение к талантливым ребятам меняется в стране к лучшему, победители и призеры олимпиад получают премии и гранты, лучшие учителя – поддержку на разных уровнях, нужна серьезная государственная политика поддержки талантливых школьников.
Он считает, что руководители страны должны заявить, что «России нужны такие школьники. Не только спортивные, но и интеллектуальные достижения – это гордость нации». На самом же деле, из уст чиновников, особенно на местном уровне, часто звучат слова: а зачем нам заботиться об этих детях, они ведь все равно уедут в Москву или за границу. «Пожалуй, это не тот вопрос, который мы должны задавать самим себе, – считает Иван Александрович. – А настоящий вопрос такой: почему мы растим и готовим таких ребят, а они не остаются здесь?». Он рассказал, что похожая проблема есть и в Германии, талантливые школьники, победители олимпиад, уезжают из страны и теперь немцы думают о том, что нужно обратить внимание на российских ребят, чтобы те уезжали учиться в Германию.
* * *
И напоследок комментарии руководителей нашей сборной по физике С.М. Козела и В.П. Слободянина по поводу «китайской проблемы» и перспектив олимпиадного движения в России.
Какие тенденции в олимпиадном движении после принятия новых «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» и «Порядка проведения олимпиад школьников»?
В этом году мы работаем по старым правилам (см. подробнее в статье «Новое Положение против олимпиадного движения»). Мы ожидаем, что новое положение ухудшит ситуацию, потому что ликвидируется 4-ый этап олимпиады и из-за этого у нас будет меньший простор для выбора талантливых ребят. Кроме того, теперь руководство Оргкомитета олимпиад состоит из одних чиновников, оно не включает тех, кто реально занимается олимпиадным движением, кто ощущает, что реально требуется, какие существуют проблемы. Нам кажется, что это не совсем правильно.
Как вы будете действовать, чтобы заменить 4-ый тур?
Пока мы будем действовать по привычной схеме, пока еще не разработаны квоты отбора на заключительный тур Всероссийской олимпиады. Мы не очень пока понимаем, как это будет происходить без 4-го этапа. Если на заключительном туре соберется 500 человек, то это – «погибель», ни один российский город такой олимпиады не примет, это же будет невероятная головная боль. Это же уже было, и мы от этого ушли.
Скажите, в чем причина успеха китайских ребят? У них лучше система отбора? Подготовки?
Во-первых, у китайцев другой менталитет. Они могут заниматься 24 часа в день. Наши ребята этого делать не могут, да и не надо.
А они какие-то классические методики у нас переняли? Они ездили, смотрели, как вы готовите ребят?
Нет, они не ездили, не смотрели, там много умных людей. Китайцы очень закрытые. Мы узнаем, что там происходит окольными путями. С бывшими странами соцлагеря мы общаемся и секретов нет.
Во-вторых, самое главное, что не только в Китае, но и в целом ряде азиатских стран есть специальная государственная программа подготовки национальных команд на научные олимпиады. Это означает, что на достаточно высоком уровне идет финансирование, они имеют возможность привлекать любые педагогические и научные кадры. Тренировки там длятся полгода и даже больше, а мы в целом занимаемся с ними один месяц 10 дней.
И оборудование – там всё, что нужно покупается, а у нас бывают колоссальные финансовые затруднения. На олимпиадах иногда продают установки для экспериментов, их можно покупать. Есть страны, у которых есть деньги, и они это оборудование покупают, чтобы потом на нем тренироваться.
А у вас есть возможность его купить?
Один раз мы в Испании за свои деньги купили… А один раз возили ребят на международную Олимпиаду за свои деньги…
В странах Юго-Восточной Азии все команды встречают высокопоставленные люди, вплоть до президента. Там создана такая атмосфера, что успешное выступление на научных олимпиадах – это элемент национального престижа. Олимпиадам школьников уделяется огромное внимание. Конечно, у нас ситуация меняется к лучшему, может быть, теперь за спортом и наука пойдет…