Россия начала вывод войск из Грузии, однако, судя по поступающим с места событий сообщениям, делает это очень медленно. То, что колонны военных грузовиков движутся из Южной Осетии в Россию и войска уходят из грузинского города Гори, подтверждают и западные, и грузинские источники. Но вместе с тем они сообщают и о маневрах российских военных и стрельбе на территории Грузии.
На Западе это вызывает раздражение – по согласованному еще на прошлой неделе плану, вооруженные силы России должны быть выведены на линию, предшествующую началу боевых действий 8 августа. «Масштаб и темп вывода войск необходимо увеличить и лучше раньше, чем позже. Не думаю, что им нужно дополнительное время», – сказал в среду вечером представитель американского Белого дома. Власти Германии – одного из посредников в урегулировании – назвали ситуацию «крайне неудовлетворительной». «В настоящий момент мы не наблюдаем очевидных признаков того, что вывод российских войск начался», – сказал представитель немецкого правительства Томас Штег.
Российские военные уверяют, что не собираются оккупировать Грузию. Замначальника Генштаба генерал Ноговицын говорил, что к исходу 22 августа группировка российских войск, которая была задействованная в операции по принуждению Грузии к миру, будет выведена в зону ответственности российского миротворческого контингента на границу Южной Осетии и Грузии. Одновременно подразделения российских армий будут возвращаться в пункты постоянных дислокаций на территории России. По словам Ноговицына, зону конфликта уже покинули все части ПВО, однако самолеты ВВС продолжают разведывательные полеты над зонами конфликтов, а корабли Черноморского флота патрулируют абхазское побережье Черного моря.
Впрочем, совсем уходить из Грузии российские военные не собираются: на грузинской территории за пределами Абхазии и Южной Осетии будут оставлены российские миротворцы. Ноговицын 20 августа сказал, что вдоль административной границы Южной Осетии будет установлена зона безопасности с двумя линиями постов, в первой линии – 8 постов, где разместятся 272 миротворца. «В зону безопасности город Гори не войдет», – уточнил он. Будет еще и вторая линия, состоящая из десяти постов. Она пройдет по уже административной границе Южной Осетии, и там будут находиться 180 миротворцев. Причем никаких грузинских миротворцев зоне грузино-осетинского конфликта не будет: по мнению российского Генштаба, Грузия, после 8 августа, не имеет права в этих границах ответственности заниматься миротворческими функциями.
Это обстоятельство вызывает серьезное беспокойство в Тбилиси. Там говорят, что зона безопасности, контролируемая российскими миротворцами, будет охватывать практически всю Центральную Грузию, включая Гори и единственную автомагистраль, соединяющую восток и запад страны.
Грузинская сторона, которая называет войска РФ оккупационными, продолжает обвинять Россию в нарушении договора о прекращении огня. Президент Грузии Михаил Саакашвили на совместной со своим румынским коллегой Траяном Басеску пресс-конференции в Тбилиси заявил, что российские силы не только затягивают процесс вывода, но и перемещаются на оккупированных территориях Грузии, производят перегруппировку и устанавливают контроль над стратегическими пунктами.
Грузинские СМИ сообщают, что значительных изменений в дислокации российских войск в Грузии не произошло. 21 августа, к середине дня, в Потийском порту и на базе береговой охраны оставались пять БТР и около 100 российских военнослужащих. Как сообщил корреспондент телекомпании «Рустави-2», военные грузят трофеи грузят на машины типа «Урал» и собираются вывезти все оборудование. Остаются посты у въезда в Поти и на реке Ингури.
У въезда в Игоети остаются российские блокпосты, но ситуацию контролирует грузинская полиция. По информации того же «Рустави-2», на подступах к Гори стоит военная техника. Агентство Associated Press сообщило, что российская бронетехника и военные машины перекрыли мост у входа в город Гори, военные вырыли окопы и выставили минометы по направлению к городу. В Сенаки сконцентрировано 30 единиц «Уралов», а в ночь там была слышна стрельба из зенитных орудий.
В среду НАТО на экстренном заседании заморозило действие Совета Россия-НАТО (до тех пор пока Россия не выведет войска из Грузии) и создала комиссию НАТО-Грузия. Российский Генштаб увидел в этом предпосылки для новой попытки Тбилиси силой вернуть под контроль отколовшиеся автономии. «Мы считаем, что подобное «миротворчество», когда снова агрессор восстанавливается, которого ранее и так обильно снабдили вооружениями, – это явный провоцирующий фактор очередного блицкрига», – сказал генерал Ноговицын.
Тем не менее опрошенные Reuters аналитики полагают, что вооруженное противостояние постепенно сойдет на нет. «Безусловно, такой армейский корпус, который сейчас находится в Грузии, России не нужен, хотя бы потому, что грузинская армия разгромлена. Конечно, вывод войск будет предметом для торга, например в обмен на признание независимости Южной Осетии и Абхазии», – полагает заведующий аналитическим отделом Института военного и политического анализа Александр Храмчихин.
По мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, с выводом войск накал спора Запада с Москвой станет заметно слабее, равно как и поддержка президента Грузии Михаила Саакашвили. «Постепенно ситуация выдыхается, так долго тонус держать нельзя. В этой ситуации важно, как поведет себя Россия, в том числе и как быстро она будет выводить войска из Грузии. У меня есть ощущение, что Запад при всей оказываемой поддержке Саакашвили будет действовать с учетом возможной его смены», – говорит эксперт.