Одной из основных характеристик
мировой финансовой системы в настоящий момент является недостаточная
ликвидность. Это касается прежде всего американских, европейских и японских
банков и финансовых учреждений, для спасения которых правительствам приходится
включать печатный станок. Но в современном мире есть регионы, где проблемы
ликвидности отсутствуют. Одним из таких регионов является Китай, валютные
резервы которого только в американских долларах насчитывают почти 1,8 трлн.
долларов США.
Решение зреет
Валютные резервы Китая не только самые крупные в мире, они имеют постоянную тенденцию к увеличению. В 2007 г. профицит торгового баланса Китая с США составил 250 млрд. долларов. Хотя нужно отметить, что, конечно, китайская торговля не так успешна с другими странами. Так, например, в том же 2007 г. Китай имел дефицит торгового баланса в торговле со странами ЮВА в размере 90 млрд. долларов. В настоящее время почти все валютные резервы КНР размещены в US Treasury securities, и являются фактически одним из столпов, поддерживающих американскую финансовую систему. В результате последних решений Конгресса США американский долг может возрасти до 1,2 трлн. долларов или даже больше. И вероятность того, что Вашингтон не сможет обслуживать свой долг в полном размере, очень велика. Последствия для кредиторов очевидны.
Китайское руководство является не единственным, которое разрабатывает планы по спасению своего финансового рынка и своих резервов от возможного обесценивания американских государственных ценных бумаг, но нас интересует сейчас позиция Китая как одного из крупнейших держателей этих бумаг. Как может себя повести китайское руководство и шаги в каком направлении оно делает, готовясь к предстоящим изменениям?
Прежде всего нужно сказать, что китайское руководство не заинтересовано в обвальном падении рынка американского госдолга, поддержание которого в течение длительного времени было своеобразной платой Пекина за интенсивные финансовые, экономические и технологические вливания развитых стран в экономику КНР. Развивая экономику Китая, американские корпорации получали сверхприбыли, только в 2007 г. прибыль американских корпораций от инвестиций в Китае составила более $4 млрд. Одновременно прибыль китайской стороны, которая выражалась в огромном профиците торгового баланса, аккумулировалась в американской финансовой системе, где и находились валютные резервы КНР. До определенного времени такое положение устраивало и Китай, так как навряд ли на других условиях в страну пошел бы западный капитал в таких размерах. Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Китай превратился в великую промышленную державу, и ему нужны финансовые средства, чтобы упрочить свое экономическое положение, гарантировать дальнейшее экономическое развитие и, возможно, избавиться от жесткой привязки к западной финансовой системе.
Шаги в направлении
КНР делает четкие и ясные шаги в этом направлении. Это выражается прежде всего в следующем:
- перенесение центра тяжести в экономическом развитии с экспорта на внутреннее потребление;
- развитие прикладной и фундаментальной науки, опираясь на которую китайская экономика сможет развиваться с «опорой на собственные силы»;
- увеличение инвестиций в собственную экономику и зарубежные страны, создавая свою зону экономического взаимодействия;
Большое количество экономистов отмечает, что в 2007-2008 гг. в КНР отмечается значительный рост зарплат в городах и, как следствие, доходов в деревнях. На экспортно ориентированных текстильных предприятиях южной провинции Гуандун средняя заработная плата в 2007 г. увеличилась почти вдвое и достигла $200 в месяц. Это привело к уменьшению прибыли предпринимателей, некоторые из которых уже стали переводить свои предприятия во Вьетнам и Камбоджу, где стоимость рабочей силы сейчас меньше почти втрое. Ситуация в других отраслях китайской экономики показывает те же тенденции. Стоимость китайской рабочей силы сейчас уже значительно выше, чем в самых бедных странах, но в последние десятилетия квалификация китайских рабочих и инженеров, производительность их труда значительно выросли, так что вряд ли стоит ожидать сколько-нибудь серьезного оттока капитала по этой причине в ближайшее время.
В некоторых сферах внутреннее потребление испытывает настоящий бум. Это и жилищное строительство, и приобретение товаров длительного пользования. Так только импорт легковых автомобилей в Китай в 2008 г. увеличился на 40%, а продажи в этом секторе увеличились на 50%. Китайское руководство вынуждено было даже ввести запретительные пошлины на автомобили большой мощности с целью защиты дорожного движения от стремительно увеличивающихся автомобильных пробок и загрязнения окружающей среды.
Рост заработных плат – это только один из показателей повышения внутреннего потребления. В последний год в Китае наблюдается бум в области государственных инвестиций в социальную сферу и городскую и сельскую инфраструктуру. Только в 2008 г. государство увеличило инвестиции в здравоохранение и социальную защиту и обеспечение на 25%. Все это привело к тому, что доля внутреннего потребления в ВВП КНР выросла с 26% в 2005 г. до 37% в первой половине 2008 г. Конечно, по сравнению с развитыми странами, где доля внутреннего потребления достигает 80%, Китаю еще расти и расти, но привлекают внимание темпы роста этого показателя.
Прикладная и фундаментальная наука. Начало бурного развитие этой сферы было лишь вопросом времени. В течение трех десятилетий китайская промышленность жадно впитывала в себя достижения западной технологии. Если в 80-е, да и в 90-е годы основная масса китайских товаров отличалась крайне низким качеством и продавалась за счет низкой стоимости, то теперь в Китае существуют производства, по техническому уровню не уступающие лучшим мировым образцам. Не важно, что подавляющее большинство из них произведено по западным технологиям, они сделаны в Китае, на китайских предприятиях, китайскими рабочими и инженерами.
Признанием достижений китайской экономики в техническом плане является то, что практически все мировые лидеры в высокотехнологичном производстве имеют предприятия в Китае и производят там 80%, а зачастую и больше своей продукции. Приведен пример из недавнего прошлого. Концерн «AIRBUS» принял решение не только открыть сборочную линию в г. Тяньцзин на востоке Китая по сборке лайнеров А320 (она была открыта 28 сентября 2008 г.), но и заявил, что готов закупить до 2020 г. на предприятиях Китая компонентов для своих самолетов на $20 млрд..
Многие эксперты утверждают, что к 2015 г. до 30% всех изобретений, имеющих прикладное значение, могут быть запатентованы и созданы в Китае. Причем отмечают, что это будут китайские разработки, сделанные китайскими инженерами. Руководство КНР прилагает большие усилия для создания благоприятных условий в этой области. Научные центры и лаборатории полностью освобождены от налогов, они имеют льготные ставки по оплате за электричество и другие услуги, включая арендную плату. Они могут пользоваться беспроцентными кредитами, а зачастую не возвращать и часть основного кредита. Предприятия, которые пользуются разработками этих лабораторий и центров, также получают серьезные финансовые преференции. Только иностранными фирмами в Китае создано и функционирует более 1200 исследовательских центров, а в Пекине и Шанхае открыто 220 региональных штаб-квартир по координации научно-исследовательской деятельности.
Китайское руководство может себе позволить столь массированные финансовые вливания. Но эти вливания могут быть бесполезными без функционирования экономической и политической структуры общества, которое готово откликнуться на данные предложения. Китайское руководство приступило к реальному созданию инновационной экономики почти через 30 лет реформ и интенсивного развития экономики.
Благоприятные условия не могли не быть оценены бизнесом. Увеличение иностранных инвестиций в Китай происходит с возрастающей интенсивностью. В 2007 г. страна освоила 84 млрд. USD. Это самая большая цифра для развивающихся рынков. По этому показателю Китай занял 6-е место в мире после США, Великобритании, Франции, Канады и Нидерландов. Причем надо отметить, что в Китай идет прежде всего не спекулятивный капитал, а инвестиции в область высокотехнологичных отраслей промышленности, а также в сферу услуг.
А теперь и вовне
Еще одной сферой приложения китайского капитала, куда происходит перетекание китайских валютных резервов, является создание предприятий за рубежами страны. В сентябре 2008 г. государственные, контролируемые государством и негосударственные инвестиционные компании КНР обладали почти 11 тыс. предприятиями за рубежом. Необходимо отметить, что китайский капитал контролирует 100% капитала этих предприятий, Если же посчитать производственные и финансовые структуры за пределами страны, которые контролируются капиталом из КНР на 25 и более процентов, то количество их приближается к 100 тыс. Только объем прямых инвестиций из Китая в 2007 г., осуществляемых государственными организациями, составил более 26,5 млрд. долларов США.
Только за 8 месяцев 2008 г. объем прямых зарубежных инвестиций КНР вырос на 39,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. За весь 2007 г. объем этих инвестиций увеличился на 25,3%. Наглядно видно, как мировой финансовый кризис стимулировал этот процесс.
Китайские зарубежные инвестиции идут по трем основным направлениям: покупка высоко технологичных предприятий в развитых странах; создание предприятий, где осуществляется изготовление комплектующих, которые затем поставляются на предприятия в КНР для изготовления конечного продукта; и создание сырьевых предприятий в странах Африки и Азии, включая бывшие советские республики Средней Азии и российский Дальний Восток. Последние предприятия предназначены для производства и первичной обработки сырья, и именно в эти предприятия идет основная масса китайских инвестиций за рубежом. Задачи, которые ставятся перед ними, совершенно понятны, так как бурно развивающаяся китайская экономика требует постоянных поставок сырья и энергоносителей по максимально низким ценам, а этого можно достичь только за счет расширения предложения, на что и направлены китайские инвестиции.
См. также:
- Керри Браун. Проблемный переход в Китае
- Лекция Джонатана Андерсона. Экономический рост и государство в Китае
Окончание следует