Адрес: https://polit.ru/article/2008/10/27/bahmina/


27 октября 2008, 09:11

Подписи за милосердие


Несколько десятков тысяч людей поставили свои подписи в Интернете под обращением к президенту России с просьбой помиловать беременную женщину, находящуюся в тюрьме[1]. Одни из них просят, а другие требуют от главы государства вполне возможного и законного шага. Бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина отсидела более половины срока, администрацией колонии характеризуется положительно, так что имеет право на условно-досрочное освобождение. Однако в этом ей уже дважды было отказано, а в декабре ей предстоит рожать третьего ребенка – в тюремной больнице, а расти ему предстоит в тюремном приюте.

Конечно, жалко любую женщину, оказавшуюся в таком положении. Тем более, заведомо не совершившую тяжкого уголовного преступления против личности, не убийцу и не грабительницу. Но это случай особый: люди, которых призывают высказываться в ее защиту, оказываются даже не между двумя, а тремя огнями. Во-первых, многие просто боятся поставить свою подпись под письмом, хотя это не акция протеста, а письмо к президенту, составленное очень мягко. А страх в последние годы укоренился в обществе достаточно глубоко. Так что не просто подписаться, а назвать свое имя и электронную почту многим просто страшно. Во-вторых, хотя сама Бахмина – не олигарх, но работала она именно на олигарха, а это для очень многих само по себе преступление. А с третьей стороны, в тюрьме находится много беременных, и многие сочли несправедливым подавать свой голос в помощь одной – относительно богатой и известной, когда другим, таким же, но бедным и безвестным, не легче, но о них никто не знает и не хочет помочь. Этот мотив нашел широкое распространение в блогах. Общее мнение при этом звучало так: «Богатым всегда лучше, на помощь нам (бедным) никто не придет».

Совокупность этих трех причин и привела к тому, что подписей собрано хоть и много (таких массовых акций в России не было уже давно), но все же не очень – не миллионы, а только десятки тысяч. Но даже среди участников акции абсолютное большинство не стало бы бороться активно, они не пришли бы на митинг в поддержку этой женщины, и, тем более, не стали бы сами инициировать какие-то формы помощи. Но письмо составлено другими, очень мягко, в форме просьбы, а не требования, и люди подписываются. Сразу скажем, что для основной части – это не акция протеста против несправедливости, это возможность проявить свою человечность, милосердие. И, что для многих даже более важно, у них появилась возможность «поговорить» с президентом, наладить с ним что-то вроде обратной связи.

Многие подписавшиеся оставили кроме своей подписи еще и комментарий, для которого выделено специальное поле. Этим правом воспользовалось чуть более трети всех участников акции, то есть около 20 тысяч человек. Когда люди пишут свои короткие, а иногда достаточно развернутые комментарии, в абсолютном большинстве случаев они вступают в диалог не с организаторами этой акции или со Светланой, а именно с властью, с президентом. Анализ этих писем народа к власти представляется очень интересным, поскольку показывает, насколько людям сегодня не хватает механизмов обратной связи, возможности быть услышанными там, наверху, на бесконечно далекой вершине вертикали. И потому обращение к новому президенту – это не только попытка помощи узнице, но и желание что-то ему объяснить, то есть быть, наконец, услышанными. Многие из участников акции на выборах отдали свой голос Дмитрию Медведеву, смутно представляя себе, кто он и какой он. И его реакция на письмо в поддержку Светланы Бахминой, на их личные короткие записки должна, вероятно, показать, какого же президента они выбрали. Некие смутные, а иногда и отчетливые представления о том, какой люди хотят видеть Россию, тоже проступают в коротких строчках комментариев к письму. Но сначала о том, что же за люди подписали письмо в поддержку Бахминой.

Состав «подписантов»

Для того чтобы составить «портрет» участников этого голосования, мы проанализировали одну тысячу подряд идущих подписей и комментариев (26-я тысяча из примерно 60), оставленных посередине акции. Эти данные вполне репрезентативны, они отражают состав участников всей акции, как по демографическим характеристикам, так и по их отношению к самой затее, по политическим и пр. взглядам. Более активно в интернет-акции участвовали мужчины, которых было почти 60% от всех проголосовавших. И это при том, что, казалось бы, больше сочувствия к беременной заключенной должны были проявить женщины, лучше представляющие, что такое рожать в тюрьме и быть оторванной от своих сыновей.

Важное обстоятельство заключалось в том, что очень много участников, почти треть – это люди, живущие за пределами России (см. Таблицу 1 Приложения). Преимущественно это граждане или бывшие граждане России, ныне проживающие в США или в Израиле. Что касается россиян, то здесь с большим отрывом лидируют москвичи (почти 40% участников голосования) и жители Санкт-Петербурга (1/7 голосов). Жители всех остальных российских городов были малоактивными, за исключением, пожалуй, Екатеринбурга.

Если распространить количество москвичей 26-й тысячи на всю совокупность проголосовавших, то их окажется примерно 22,2 тыс., петербуржцев – почти 8 тыс., а жителей Екатеринбурга – чуть менее полутора тысяч. Конечно, это очень мало для огромных городов.

Столь значительный перекос в сторону двух столиц, особенно Москвы, обусловлен двумя причинами. Во-первых, уровнем обеспеченности Интернетом. Здесь Москва является безусловным лидером. Но при наличии высокой мотивации, жители других городов, особенно крупных, вполне могли поучаствовать в акции. Другое дело, что по уровню политизированности жители двух столиц традиционно выделяются на общем фоне. Даже в этом случае, когда голосование не имело ярко выраженной политической окраски, жители российских регионов увидели в сборе голосов все-таки политическую акцию и, в общем, от нее отстранились.

Что касается наших бывших сограждан, проживающих за рубежом, то они, особенно те, кто продолжают вращаться в русскоязычной и русско-культурной среде, особенно внимательно и напряженно наблюдают за событиями на родине. Прежде всего, это относится к жителям Израиля. Для таких людей поучаствовать в этой акции означало от роли заинтересованных - но все же наблюдателей - перейти к более активной - участников событий. Для многих из них эта социальная активность очень важна, поскольку подтверждает их сохраняющуюся принадлежность к стране, к происходящим в ней событиям.

Несколько особняком стоят мнения нескольких молодых людей (студентов и школьников), которые сейчас учатся за рубежом (в разных странах - от Канады до Греции). Эти ребята еще не определились, где они хотели бы жить в дальнейшем, и очень остро реагируют на все происходящее в России, за частными случаями пытаются увидеть некие закономерности, характеризующие ситуацию в стране в целом. Для них особенно важно, чем разрешится эта ситуация. Пока они настроены негативно, не хотят жить в стране, где к людям относятся с такой (на их взгляд) жестокостью. Если же подписи подействуют, Бахмину освободят, это станет для них поводом к некоторой переоценке своих жестких позиций.

Вполне закономерно, что среди участников голосования преобладают образованные люди (см. Таблицу 2). Но никаких выраженных различий в уровне активности людей каких-то определенных профессий нет. Письмо подписывали и гуманитарии, и технари. Врачи и учителя, ученые и юристы, предприниматели и домохозяйки. Обращает на себя внимание только то, что пожилые люди заметно активнее молодых. Студенты и особенно школьники составили небольшую часть участников акции, пенсионеров было гораздо больше.

Можно выделить еще одно обстоятельство. Часть «подписантов» по своим политическим взглядам находится в оппозиции к действующей власти. Такие люди чаще просто ставили свою подпись, и ничего не писали. Другие, и их больше, политическими оппозиционерами не являются. Им просто жаль женщину, и потому они поставили подпись, но еще им хотелось, раз уж предоставлена такая возможность, высказать свое мнение властям о том, в какой стране им хочется жить и каким они хотят видеть своего президента. Вот они-то активно обращались к нему с письмами, которые нам хочется проанализировать.

Нравственный ликбез для президента

В стране уже несколько месяцев новый президент, но многие россияне плохо знают, какой он политик, и, что для них еще важнее, что он за человек. Многие «подписанты» об этом пишут и обращаются к Дмитрию Медведеву с просьбой: сделайте это доброе дело, чтобы мы Вам поверили, поняли, что не обманулись, когда за Вас голосовали. Обращения к Президенту показывают, что люди находятся в некотором недоумении. Бывший президент позиционировал себя очень четко. У него было много сторонников и некоторое количество противников, но никто не сомневался: это решительный и самостоятельный человек. Новый президент для большинства остается загадкой, поэтому и типов обращения к нему очень много. Одни считают, что он самостоятелен в принятии решений, и пытаются его к этому деликатно подтолкнуть, подчеркивая его (истинные или мнимые, они этого не знают) человеческие достоинства. Им кажется, что если апеллировать к этим качествам, то они раскроются, станут явными, и этого президента можно будет полюбить. В данном случае (в отличие, например, от российско-грузинского конфликта) его хотят видеть добрым и милосердным: «Господин Президент! Я верю, что Вы добрый человек»[2]  (Луцк, секретарь), «Проявите простую человеческую мудрость, милосердие!! Поддержите свой имидж человека доброго, мудрого, чистосердечного и болеющего за будущее России!!! Мы Вас выбрали - не обманите нас!» (Екатеринбург, специалист). Здесь прослеживается такая логика: если он добрый человек, а народ ждет от него именно доброты, то письмо покажет президенту: доброта – это не слабость, а сила и великодушие. Он поймет, что именно таким его хочет видеть народ, и освободит Бахмину.

Второй тип взаимодействия с новым президентом, который был совершенно невозможен по отношению к безусловно и несомненно сильному Путину - это поучения. Поучать можно равного себе или более слабого, но никак не отца-небожителя. Очень многие «подписанты» пытаются объяснить Медведеву, что такое хорошо и что такое плохо. В части случаев Медведеву предлагают поступать по-христиански, поскольку он человек православный и не должен об этом забывать: «Господин президент! Давайте вспомним христианский принцип - относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе» (Москва, зав. лабораторией), «Г-н президент! Вспомните, что Вы, помимо прочего, человек и православный христианин» (Волгоград, домохозяйка), «Вы ведь ходите в церковь, держите там свечки, исповедуетесь, причащаетесь…» (Санкт-Петербург, экономист).

Но поучения бывают и очень жесткими. Это происходит, когда президента призывают быть именно главой страны, а не вторым или еще каким-то по счету лицом: «Господин президент, пора уже приступить к выполнению обязанностей Президента, а не быть игрушкой в чужих руках» (Москва, генеральный директор компании). Жесткость здесь проявляется не только в ультимативной форме этого поучения, но и в том, что президент в данном случае выступает не как верховная власть, а просто как менеджер высшего звена, который должен соответствовать неким профессиональным критериям - и не более того. Но такое отношение к власти – большая редкость, оно проявляется в письмах людей высоко политизированных. Большинство участников акции исходят из традиционной посылки: власть так высоко и далеко, что может только снизойти к просьбам своей паствы – народа.

Еще один вариант поучений, когда Президенту объясняют, что каждый человек на своем месте должен совершать добрые поступки. Вариация – люди пишут, что если он будет так поступать, ему самому будет лучше: «По себе знаю, что от доброго и благородного поступка самому дышится легче и у самого жизнь становится осмысленнее» (Литва, агроном), «Президенту надо быть благородным» (Санкт-Петербург, инженер), «Помните, зло рождает только зло, а добро рождает добро» (США, инженер), «Господин Президент! Место матери всегда рядом со своими детьми!» (Москва, менеджер), «Мстительность – свойство тех, кто ощущает свою неполноценность. Сильные и заслуженно успешные – добрые, г-н президент» (Петербург, доцент), «Дмитрий Анатольевич! Поддержка материнства – это наивысшая гуманная цель. Недаром все люди мира преклоняются перед мадонной с младенцем» (Санкт-Петербург, преподаватель высшей школы). Создается впечатление, что части общества кажется: власть не освоила простейших (детских) основ нравственности. А если их научить, провести этический «ликбез», то они поймут, как правильно жить. Новая власть обучаема, ей нужно только прислушиваться к народу.

Следующий тип взаимодействия: это мягкий (а иногда и жесткий) шантаж, который тоже неоднороден. Первый тип: если вы не освободите эту несчастную Бахмину, вы нас разочаруете. Мы за Вас голосовали, так подтвердите теперь делами, что мы не ошиблись: «Прошу Вас, господин Президент, совершите, наконец, поступок» (Москва, менеджер), «Вы не имеете права упустить возможность доброго дела!» (Петербург), «Отпустите ее, а то вам будет вечно стыдно перед родителями, детьми, внуками» (Москва, инженер), «Дмитрий Анатольевич, докажите, что Вы можете поступать как мужчина по отношению к женщине. Сила – не в умении отомстить, наказать. Настоящая сила – в умении прощать».

Встречается и традиционное «А слабо?». Приведем несколько примеров и такого типа: «Пора, господин президент! Неужели не сможете?» (Москва, управляющий), «Хотя и не верю, что Вы сами можете принимать решения, но действую по принципу: утопающий хватается за соломинку» (Пермь, пенсионерка), ««Дайте же мне гордиться своей страной! Докажите, что во главе великой страны стоят настоящие мужчины, которые не сводят счеты с женщинами. Сможете?» (Лос-Анджелес), «Если президент – мужчина и самостоятельный человек, то он это решение примет. Тогда я заслуженно зауважаю его, как достойного нашего выбора человека» (Израиль, пенсионер).

Еще один тип – это попытка помочь новому президенту найти пути выйти из-под опеки старого, приобрести независимость. Так ведут себя те, кто считает, что новый президент еще не стал реальным главой страны, но ему этого хочется. Он нуждается в помощи, и если дать ему совет, как вести себя в этой сложной ситуации, он действительно станет лидером, который любит своих граждан и сочувствует им. «Уважаемый господин Президент! Я понимаю, как трудно Вам вмешиваться в дело ЮКОСа, но вы отпустите не преступницу, а женщину и мать, особенно в год Семьи» (Москва, инженер).

И последний распространенный тип обращений: апелляция к разуму и профессионализму, а не к чувствам и ценностям, как в большинстве предыдущих. В такого рода письмах к президенту указываются статьи УК и доказывается, что Бахмина полностью подходит под их положения и может быть помилована. Президенту объясняют, что дело ЮКОСа во многом связано с недостатками российского законодательства, что оно имело политический характер. О том, что юрист часто бывает вынужден выполнять приказы своих хозяев, что Бахмина (как и большинство наемных работников) – человек подневольный. Эти объяснения иногда бывают так подробны и обстоятельны, словно  авторы писем полагают, что президент «не в теме»: от них он впервые услышал о ЮКОСе и событиях вокруг, как и о ситуации с Бахминой.

К теме «шантажа» примыкают высказывания, предупреждающие власть о том, что она не вечна, а потому не следует совершать поступков, за которые потом придется отвечать перед судом: Божьим или вполне человеческим. И потому лучше не совершать таких поступков, которые потом приведут к разного рода карам. Логика обычно такова: да, Бахмина виновата, но у высших руководителей тоже есть «скелеты в шкафу», а потому не следует быть чрезмерно жестокими.

Кроме того, идет апелляция к такому важному для России обстоятельству, как международное мнение, которое становится негативным из-за дела Бахминой. Поэтому лучше отпустить ее, это во внешнеполитических интересах страны. «Это только беременная женщина, пусть даже мошенница, отсидевшая только половину срока. Но о нас будут говорить, как о дикарях. Цивилизованное государство должно оберегать рожениц» (Московская область, программист), «Пусть она виновата! Но что будут думать о России? А это гораздо важнее» (Москва).

Такое разнообразие типов взаимодействия с президентом четко показывает, что россияне (или бывшие россияне) пока не поняли, кто руководит страной и, в этом смысле, в какой стране они живут. А поскольку письмо адресовано Медведеву, то пытаются установить контакт, обратную связь именно с ним. При этом они не только переживают о Бахминой, но и хотят наставить, научить нового президента руководить своей страной. И в этом новизна ситуации в стране: прежнего президента народ не пытался учить быть руководителем, он в общественном мнении был над гражданами, а не вровень с ними.

«Русский человек всегда слыл милосердным: будьте им»[3]

Последние годы было принято называть «эпохой стабильности». Эту стабильность чувствовали и сами россияне, во всяком случае, до наступления нынешнего экономического кризиса. Но, как показывают письма, эпоху и руководителей страны не воспринимают как добрую, милосердную. Скорее, как бездушную и жестокую. Для многих авторов писем помилование Бахминой станет доказательством, что в этом смысле ситуация меняется или может поменяться к лучшему. Именно потому в сотнях писем к президенту повторяются одни и те же слова: «Проявите милосердие!», нередко авторы писем вспоминают название романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», или, скорее, его экранизацию - культовый телесериал «Место встречи изменить нельзя», в котором звучали эти слова[4]. Действие романа происходит более 60 лет назад, но, как показывают письма в поддержку Светланы Бахминой, доброта и милосердие (в самом широком смысле) остаются острейшей проблемой общества и сегодня. Их не хватает в отношениях между людьми, в отношении сильных к слабым, а власти к своим гражданам. И даже в условиях относительного экономического процветания, реального или мнимого, сегодняшнего или уже вчерашнего, проблема доброты и милосердия не решается. Напротив, если верить авторам писем, она становится все более острой и насущной.

Светлана Бахмина является воплощением слабости по трем обстоятельствам: она женщина, она мать, она будущая мать[5]. И это воплощение слабости противостоит воплощению силы: жестокой и бездушной государственной машине. Есть ли у нее, а, значит, и у всех нас шанс? Авторы писем как бы испытывают государственную систему, персонифицированную главой государства, на способность проявлять «человеческие качества». Некоторые люди озабочены только конкретной ситуацией: надо помочь Бахминой. Но за этим казусом просматривается гораздо более широкая социальная проблематика: это и страх оказаться на месте несчастной заключенной, и страх неправедного суда, и страх жить в такой жестокой стране. А для многочисленных участников акции, проживающих за рубежом, это и сочувствие к соотечественникам на исторической родине, и печаль из-за происходящих в ней процессах дегуманизации, а в некоторых случаях и скрытая радость, что они находятся за ее пределами в более человечной социальной среде[6]. Как уже отмечалось, для молодых людей, обучающихся за границей, дело Бахминой интересно и с точки зрения своего собственного будущего: возвращаться ли на родину, или остаться жить в более гуманной (как они полагают) стране.

Так что «эра милосердия», к приходу которой так истово призывают участники голосования, касается очень широкого контекста социальных и социально-психологических переживаний, ожиданий и сомнений. Авторы комментариев бесконечно варьируют одну и ту же тему милосердия. Интересно, что во многих случаях милосердие ставится и выше закона, и выше справедливости, фактически устанавливается на самую верхнюю ступень ценностной иерархии. Даже если по закону Бахмина – преступница, ее надо помиловать, хотя бы ради детей: дети должны рождаться дома и жить с матерью. Даже если ее освобождение несправедливо – ее надо помиловать по той же самой причине. Пусть в стране не будет власти закона и справедливости, ими можно пожертвовать ради добра и милосердия. Без этого жить слишком холодно и страшно. Да, это не будет цивилизованная страна западного типа, зато это будет страна, в наибольшей степени соответствующая русскому менталитету, пишут участники акции. Из их высказываний видно, что люди просто не верят в закон и торжество справедливости как результат праведного суда; им кажется, что это в России невозможно. Почему? Да потому, что правосудие и юстиция – это целые социальные институты, которые работают плохо, изменить их трудно даже при большом желании высших лиц государства. А применение процедуры помилования значительно проще – требует исключительно доброй воли одного-единственного человека. Если это добрый и благородный человек – он поможет в трудную минуту. Если он помилует Светлану Бахмину, он продемонстрирует свою готовность руководить страной гуманно и милосердно. Конечно, это не решает проблемы в целом, но хотя бы дает надежду, что меняется вектор власти. Как модель, социальная конструкция, это напоминает вариант просвещенной и гуманной монархии. Другое дело, что в новом президенте такого монарха люди пока не видят. В нем ожидают проявления сильной доброты, призывают к этому, но пока не обнаруживают свидетельств того и другого, хотя бы потому, что новый президент как-то теряется в их глазах на фоне старого.

Характерно в этом смысле такое высказывание: «Сделайте хотя бы одно доброе дело! Будьте человеком!» Человек руководствуется добротой, моралью и милосердием. Государственная машина бесчеловечна, а потому любое доброе дело, публичное, разумеется, придает хоть какие-то человеческие атрибуты и самой машине, у руля которой стоит «человечный человек». И не случайно, что таких призывов десятки, сотни: «Уважаемый президент! Будьте человеком!» (Москва, программист), «Мистер президент! Вы должны быть снисходительным: и как юрист, и как президент, и, главное, как человек» (Канада, инженер), «Материнство выше политики! Будьте человеком» (Москва, пенсионер). Человечность и политика в сознании многих сегодня две вещи несовместные: «Хотя бы иногда нужно забыть о политике и подумать о живых людях» (Екатеринбург, программист). Политик холоден и бездушен, человек руководствуется своим сердцем, для многих оно выше законности. И, может быть, он прислушается к нам, людям, и тогда к лучшему изменится жизнь не только Бахминой.

Заключение

Скорее всего, собранные подписи в поддержку Светланы Бахминой принесут свои результаты. Да и сама она 21 октября обратилась к президенту с просьбой о помиловании: «Я впервые судима, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также администрацией колонии, имею поощрения за добросовестный труд и участие в общественной жизни колонии»[7]. Так что, скорее всего, вопрос будет, наконец, решен положительно. Но процесс помилования неспешен, требует решений целого ряда инстанций. Хочется надеяться, что Светлане не придется рожать в тюремной больнице. Как и остальным 60 тысячам подписавших это письмо, мне очень жаль Светлану. Единственное, что меня смущает - кратковременность таких «души прекрасных порывов». Где-то что-то происходит, за что-то или за кого-то борются, иногда даже с успехом, а потом завершается акция - и все кончается. За счет какого-то отдельного случая или казуса не формируются общности, а потому нет какой-то единой линии борьбы за добро и милосердие, против беззакония, или плохого преподавания на каком-нибудь соцфаке МГУ. А поскольку нет никакого накопления, то нет и преемственности, каждый новый прецедент начинается с нуля, да и участники в основном уже другие.

Доброта может спасти Светлану Бахмину. Но доброта одного человека, даже если это глава государства, не спасет всех нуждающихся в милосердии, всех пострадавших от беззакония или жестокости правосудия. Без массовых способов защиты именно закона - холодного, бездушного, не отличающего женщину с тремя детьми от бездетной или даже от физически сильного мужчины, - такая борьба никогда не будет эффективной. Но очень хорошо хотя бы, что нашлось так много людей, которым жалко эту женщину и ее будущего ребенка, и которые сообща пытались приблизить такую желанную «эру милосердия».

Приложения

         Таблица 1.

Распределение участников голосования по месту жительства
 

 

Человек

в % к итогу

Россия

671

69,0

1. Москва

371

38,2

2. Санкт-Петербург

129

13,4

3. Московская область

20

2,1

4. Екатеринбург

23

2,4

5. Пермь

10

1,0

6. Ростов-на-Дону

9

0,9

7. Оренбург

7

0,7

8. Другие областные, краевые центры, столицы республик

78

8,0

9. Другие города России

22

2,3

Другие страны

301

31,0

1. Израиль

123

12,7

2. США

65

6,7

3. Германия

29

3,0

4. Украина

21

2,2

5. Другие страны дальнего зарубежья

33

3,3

6. Страны, бывшие республики СССР

30

3,1

ВСЕГО:

972

100

 

Таблица 2.
Распределение участников голосования по роду занятий
 

 

Человек

в % к итогу

Пенсионер

109

13,5

Инженер

109

13,5

Литература, искусство, журналистика, гуманитаристика

86

10,7

Экономисты, финансисты, бухгалтеры

56

7,0

Учителя, преподаватели вузов

56

7,0

Студенты

54

6,7

Частный бизнес, предпринимательство

51

6,3

IT-технологии, программирование

45

5,7

Менеджеры

40

5,0

Рабочие, строители, водители

37

4,6

Врачи

33

4,1

Юристы

26

3,2

Домохозяйки

20

2,5

Прочие занятия

82

10,2

ВСЕГО:

804

100

 
 

[1] http://bakhmina.ru/#signups
[2] Здесь и далее цитаты из писем участников акции даются курсивом.
[3] Цитата комментария пенсионерки из Санкт-Петербурга.
[4] Причем они в нескольких случаях приписываются главному герою сериала Глебу Жеглову в исполнении Владимира Высоцкого, хотя их произносит его старый сосед по коммуналке в исполнении Зиновия Гердта.
[5] Правда, порой делаются попытки дискредитировать Бахмину, утверждается, что она «нарочно забеременела», чтобы выйти на свободу. Авторы таких писем все равно предлагают освободить преступницу, поскольку это решение будет иметь позитивные последствия для имиджа России. А другие «гуманисты» идут дальше, и предлагают найти решение проблемы: сделать как-то так, чтобы заключенные не имели возможности забеременеть, и потом этим спекулировать, чтобы выйти на свободу досрочно. Возможно, речь идет о принудительных абортах, надеюсь, что не о стерилизации преступниц.
[6] И эта идея «у нас страна добрее» просматривается не только в письмах из дальнего зарубежья, но и из ближнего: в частности, в письмах жителей Украины и Грузии.
[7] http://www.svobodanews.ru/Article/2008/10/21/20081021093444647.html

См. также: