25 августа 2019, воскресенье, 06:20
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 ноября 2008, 08:49

Бедный адмирал

С этим адмиралом всё, на самом деле, не просто – потому что вместо одного адмирала мы имеем целую толпу героев массового сознания, которых роднит только красивая форма. Есть, например, две истории: история адмирала Колчака, и история, что рассказана в фильме "АдмиралЪ" (тут не всё, кстати, понятно – где-то он пишется с твёрдым знаком, а где-то без оного).

Так вот, история адмирала в фильме окончательно заместит историческую версию – точно так же, как история певицы Мадонны из фильма "Эвита" замещает историю Эвы Перон.

Что и как было на самом деле, не то чтобы неинтересно, но как-то уже нет сил выяснять. Кстати, самой честной и блестящей рефлексией по поводу этого фильма поделилась одна девушка (я поглядел, она, увы, стёрла эту фразу): "Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют. Так и вышло".

Несколько миллионов людей, что увидят фильм "АдмиралЪ", – величина несоизмеримая с той, которую составляют историки или честные обыватели, что без лишних эмоций прочитали полсотни книжек о Гражданской войне.

Собственно, "АдмиралЪ" и есть "Эвита", то есть – любовная история на фоне исторических интерьеров.

А разница между любовной историей и историей примерно такая же, как между словами "милостивый государь" и "государь император". Мы теперь знаем, что в знаменитом «Броненосце Потёмкине» масса не то что исторических несообразностей, а просто целый ряд придуман Эйзенштейном и успешно манипулирует зрителем. Однако это не вычёркивает фильм о мятежном броненосце из списка мировых шедевров.

Претензии дотошных зануд нормальным потребителем отметаются сразу: "Ах, вы не швейцар, вы адмирал? Тогда не такси, а катер".

В умной книге Евгения Добренко о сталинском кинематографе и историческом нарративе рассказывается о серии фильмов о русских военачальниках, в частности, о двух адмиралах – Ушакове и Нахимове. Добренко пишет, что «…дальнейшая персонализация исторического персонажа невозможна. Действительно, в первой версии фильма о Нахимове исторические события были оттеснены на задний план. На первом плане был Нахимов "в жизни", помогавший устроить личную жизнь молодого лейтенанта Бурунова, много места занимали балы, дуэли и т.п. В сущности, фильм вполне справедливо был охарактеризован в Постановлении как фильм "о балах и танцах с эпизодами из жизни Нахимова». Причём «АдмиралЪ» напоминает социальную рекламу «России-которую-мы-потеряли», то есть звёзд, превратившихся на время в статистов, которые взявшись за руки, исполняют социальный призыв. В такую социальную рекламу набирают звёзд-статистов по принципам узнаваемости – и чем больше, тем лучше. В "Адмирале" перед зрителем предстаёт очень интересный кастинг – примерно тот же ряд «вообще самых популярных» актёров. Возник даже Фёдор Бондарчук в роли своего отца. Что ж нет?

Есть особый кинематограф, который не пересказывает историю, а как бы замещает её - примерно так же, как был устроен исторический кинематограф в тридцатые-сороковые годы.

Это было очень сложное внутри, и очень простое внешне послание Власти к Народу, в котором можно было вычитать множество ответов на ещё не заданные вслух вопросы. Конструкция истории в классических советских фильмах пластична, герои то возникают, то исчезают. Вот тут был какой-то человек с орденом Красного Знамени, а глядишь – и нет его. Появился сам Сталин и расставил политические акценты, но тут же лента дёрнулась, и разоблачённый Сталин исчез, оставив от себя недоумённые взгляды собравшихся, обращённые к пустому месту. Эта история не просто создается, а постоянно долепливается.

Понятно, что любому телеканалу, даже Первому, тяжело состязаться с отлаженным, мудро руководимым сталинским кино. (Хотя некоторые сцены "Адмирала"' вполне рифмуются со сценами советской классики – например, с "психической атакой" из «Чапаева»). Продукт современного исторического кинематографа – вовсе не послание, а, скорее, термометр. Исторический фильм стал историей любви, но неправильно думать, что этот кинематограф не имеет исторической ценности – очень даже имеет. Потому что это именно термометр общественного спроса.

Если раньше расстановка акцентов в кино была частью послания Власти к Народу, то теперь голос власти невнятен, и можно судить только о недооформленных идеях, что носятся в воздухе.

Я вовсе не хочу сказать, что намёки на эти идеи заложены создателями фильмов. Вовсе нет – и тем более интересно препарировать неосознанное послание к нации: ведь это не инициативное послание, а реакция, отражение процесса.

Есть ещё одно обстоятельство, связанное с этим новым фильмом, – на День Согласия и Примирения в этом году нам всем пообещали, что цены на билеты составят всего пятьдесят рублей. То есть, если не Властью, то некоторой частью общества фильм признан способствующим примирению и, наверное, символизирующим согласие.

Однако ж я не об этом, а именно о согласии и примирении – конечно, легко и сладко представлять себе, что руководство Первого канала вызвали в Кремль и попросили снять какой-то Государственный Фильм, расписав его детально. Но это слишком просто, даже если бы в какой-то форме это произошло. Скорее всего, сейчас новая стилистика возникает не сверху, а именно путём интуитивного (что очень важно) нащупывания Нового Государственного Стиля. Это окутанный харизмой Сталин мог легко сформулировать социальный заказ, сейчас такого авторитета всё-таки нет. Да и слава Богу.

И творит новый стиль не власть, а кинематографист, находя компромисс между властью и зрительскими ожиданиями. В результате идея реализуется через костюмный любовный сюжет. А как же иначе? Даже в «Чапаеве» Петька занят практическим объяснением того, что такое "щёчки" у пулемёта "Максим". А уж какая костюмная мелодрама представлена в фильме «Антоний и Клеопатра»!

Просто современная Россия куда более заражена гедонизмом, чем СССР середины тридцатых годов прошлого века. Идеология сильного государства, не сдобренная мелодрамой, превращается из пафосной  в комическую. Как кинопроцессом руководил И. В. Сталин, нам сейчас очень хорошо известно из множества источников, причём различных. На всех стадиях – от постановки задачи и написания сценария до съёмок, приёмки и проката.

Как-то сомнительно мне возрождение такого стиля управления кинематографом – и вовсе не из-за недостатка патриотизма. Проблема в том, что сформулировать Новый Большой Стиль очень тяжело, почти невозможно. Во время Отечественной войны кинематографисты, создавая наново биографии и историю, сталкивались с тем неразрешимым противоречием, что в одном пантеоне должны были сосуществовать царские генералы и герои Гражданской войны (герои, разумеется, со стороны Красной Армии). В современном пантеоне вполне совместны Антон Иванович Деникин и Георгий Константинович Жуков.

В голове честного обывателя всё время происходит процесс уминания истории в терминах "плохой - хороший". Сначала хорошими были красноармейцы, а белогвардейцы - отъявленными негодяями, потом, в семидесятые, наступил компромисс – среди белых офицеров появились честно заблуждающиеся романтики, к тому же поющие красивые песни под гитару. Наконец, наступило время скорби по "России, которую мы потеряли". Красные при этом стали совершенно звероподобными мерзавцами – точь-в-точь как в фильмах тридцатых, но с поправкой на улучшившееся качество изображения и Dolby Digital.

Есть такой старый анекдот про то, как слоны и муравьи играли в футбол. Понятное дело, во время игры половину муравьев слоны затоптали. После игры слонов замучила совесть, и они пришли в раздевалку к муравьям извиняться:

– Вы, братцы, простите нас, не со зла мы ваших ребят потоптали.

– Да ладно вам, мы ведь тоже жестко играли!

Это в чистом виде те диалоги, которые сейчас ведут потомки красных и белых. (С потомками убеждённых власовцев такой диалог ещё невозможен – слишком мала пока что историческая дистанция).

Такие диалоги о Гражданской войне, кстати, показывают, что с точки зрения массовой культуры теперь непонятно, кто же в ней победил. С противостоянием белых и красных случилось то же самое, что с кинематографическим Сталиным в семидесятые, - оно стало фигурой умолчания. Об этом говорить нехорошо, как о верёвке в известном доме.

Спроси сибиряков с их более крепкой, чем в Центральной России, родовой памятью, они понарасскажут о колчаковцах много страшного. Но фильм и вовсе не создаёт (и не должен создавать по своей сущности) объективной картины. В лучшем случае – непротиворечивую внутри самого себя картину. В нашем случае – картину благородства и страданий хорошего человека, которому за это Много Что Можно Простить. Всё остальное – кровь, жестокость, неудачные политические решения и упущенные возможности – выносится за скобки.

Это как память о скандале в благородном семействе – был какой-то ужас, но лучше вспоминать о другом. Одним – об усах и портупее комдива Котова, другим – о белом кителе адмирала Колчака. Они тоже вполне совместны – потому что это не персонажи прошлого, а персонажи настоящего.

Как пишет Добренко: «В мире, где "факт" есть продукт скрытых манипуляций, где "событие" упрятано за тайной, отсутствуют условия для их "переживания", для превращения истории в "духовный опыт" личности». Биография здесь не может состояться как форма исторического нарратива. История этой квазиличности не сворачивается в нарратив. Скорее наоборот, историко-биографический нарратив, построенный по всем правилам советского идеологического фантазма, порождает некий говорящий манекен, который на скорую руку обряжается в исторические костюмы, наделяется персональными чертами реальных исторических персонажей и играет их роль, сведенную к идеологической функции. Сама по себе "историческая личность" и ее жизнь лишены здесь "биографического смысла", поскольку являются лишь нарративным "воплощением" трансцендентных демиургических сил. Этим силам мало символизации в профиле ордена. Для полноценной репрезентации они нуждаются в инсценировании, в сюжете.

История выполняет здесь функцию фундамента (подобно историческому материализму, который призван лишь обосновать неизбежность и верность советского строя), а историческая личность персонифицирует Историю, которая без индивидуальной биографии не может состояться в сюжетном нарративе. Потребитель экранного действа замыкает этот круг, будучи не столько зрителем, сколько надсмотрщиком за виртуальным историческим персонажем. В музее восковых фигур русской истории зритель – единственное живое действующее лицо в цепи идеологических актеров, которое находится на границе конструируемых Истории и Современности. Тем самым он не дает историческому персонажу (а с ним и самой Истории) окончательно соскользнуть в современность ("опрокинуться в политику"). Он, как пограничник, удерживает их в мерцающем пространстве политического воображаемого и легитимирующих дискурсов. Так он становится соучастником современности».[1]

Добренко писал это о сталинском кинематографе, однако, ничего принципиально нового не придумано. «Интуитивная» конструкция строится ровно по тем же законам, что и доведённая до исполнителей вождём.


[1] Добренко Е. Музей Революции : советское кино и сталинский исторический нарратив. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 183 с.

См. также:

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

24.08 18:58 Минобороны показало момент пуска баллистической ракеты с атомной подлодки
24.08 18:24 Игорь Крутой: фестиваль «Новая волна» останется в Сочи
24.08 17:58 Полиция задержала оппозиционеров на праздничном митинге в Москве
24.08 17:31 В Уфе незрячую женщину не пустили в автобус с собакой-поводырем. К расследованию подключилась прокуратура
24.08 16:59 В Минздраве связали наступление преждевременной смерти с использованием электронных сигарет
24.08 16:29 МВД сообщило о 100 тыс. зрителей на концерте в честь флага в Москве
24.08 16:00 Россия сменила посла в Великобритании. Впервые с 2011 года
24.08 15:27 Председатель ЕС предложил позвать Украину вместо России на саммит G7
24.08 15:10 Актер Петр Мамонов попал в больницу. У него инфаркт
24.08 14:51 В подмосковном Красногорске коллекторы обстреляли из пневматики мужчину с ребенком
24.08 14:08 В Подмосковье практически разобрали севший в кукурузном поле самолет. Видео
24.08 13:43 Глава российского сегмента МКС: на «Союзе» при стыковке возникли странные колебания
24.08 13:15 Умер переводчик фильмов Юрий Живов. Он перевел более 1300 кинолент
24.08 12:41 Роспотребнадзор возбудил дело на «Победу». Лоукостер не пустил на рейс летевшую на похороны пассажирку
24.08 12:28 Минздрав опроверг дефицит инсулина после срыва трети тендеров на госзакупки
24.08 11:58 Лолита предложила поклоннице поработать. Женщина пожаловалась на тяжелую жизнь
24.08 11:30 Центр Москвы частично перекрыли из-за концерта. Акции оппозиции в этот день запретили
24.08 10:53 «Роскосмос» назначил дату новой попытки стыковки «Союза» с МКС
24.08 10:28 Скарлетт Йоханссон возглавила рейтинг самых дорогих актрис Голливуда
24.08 09:59 НАСА объяснило провал стыковки «Союза» с МКС
24.08 09:30 Дмитрий Гудков получил еще десять суток ареста
24.08 09:04 «Союз» не пристыковался к МКС
23.08 18:50 Три сотрудника «Крестов-2» в Петербурге лишились работы. ФСИН подтвердила факт пыток в СИЗО
23.08 18:22 Disney взял бездомного пса на главную роль в экранизации «Леди и Бродяги»
23.08 17:38 Умер миллиардер Дэвид Кох
23.08 17:06 Чиновники и полиция угрожают жителям Кузбасса штрафами за плакаты «Мы любим Россию за красоту и природу»
23.08 16:19 Члена кущевской банды Цеповяза перевели в омскую колонию
23.08 15:48 Хоккеиста сборной России Евгения Кузнецова дисквалифицировали за кокаин
23.08 15:21 Главе Калининградской области предложили взятку за строительство мусороперерабатывающего завода. Он отказался
23.08 13:54 Роспотребнадзор: в южных регионах России опасных комаров нет
23.08 13:28 Росгвардия хочет получить право на изъятие домов и земель. Ранее этого добились ФСБ и ФСО
23.08 13:09 Пять пострадавших на акциях 27 июля и 3 августа обратились в СК
23.08 12:50 Росгвардия закупила у университета спецназа в Чечне багги по завышенным ценам. Поставщик связан с партнером фонда Кадырова
23.08 12:30 Нанотермометр способен измерить температуру отдельной клетки
23.08 12:02 Россия и Украина опять обсуждают обмен пленными. Вышинского и Сенцова в списках нет
23.08 11:30 Марроканский стегозавр отнял у китайского сородича титул древнейшего представителя своей группы
23.08 11:30 Составлен атлас активности генов возбудителя малярии
23.08 11:27 Чиновники с Ямала оказались самыми богатыми. Они зарабатывают больше 130 тысяч рублей
23.08 11:18 В Госдуме предложили поощрять врачей не за больных, а за здоровых пациентов
23.08 10:37 Работников группы ГАЗ переведут на четырехдневку из-за санкций
23.08 10:37 С перил Крымского моста срезали первый «свадебный» замок. Он провисел всего два дня
23.08 10:11 Последняя зарубежная авиакомпания, летающая на SSJ100, пытается их продать
23.08 10:07 РБК: зарплаты бюджетников дотягивают до майских указов только в четырех регионах
23.08 09:46 «Уральские авиалинии» вновь массово задерживают вылеты и прилеты в Екатеринбург
23.08 09:45 Под детской площадкой скрывалась гробница эпохи Тан
23.08 09:29 Навальный вышел на свободу. Он отбывал 30 суток за призыв участвовать в акции 27 июля
23.08 09:10 Воронеж и Ставрополь – самые «выгодные» города для студентов
23.08 08:59 Создатели продолжения «Вия 3D» подали в суд на Шварценеггера и Джеки Чана
23.08 08:45 Трех полицейских в Екатеринбурге обвинили в изнасиловании девушки
23.08 08:38 AliExpress разрешил россиянам возвращать покупки без объяснения причин
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.