НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 декабря 2008, 09:30

Сомали: пиратство и политика

Небывало дерзкие пиратские атаки – появившиеся, как казалось, из ниоткуда – вывели Сомали на передовые полосы и экраны мировых СМИ. Это всемирное внимание оставляет горькое послевкусие, потому что ему предшествовал длительный период, когда те же самые СМИ игнорировали непрекращающуюся междоусобную войну и гуманитарный кризис в этой стране.

Нынешнюю волну внимания спровоцировал произошедший 15 ноября 2008 года захват огромного саудовского нефтяного танкера Sirius Star, перевозившего нефтяное сырье стоимостью в 110 млн. долларов в Соединенные Штаты. Трёхсоттридцатиметровый Sirius Star – самое большое судно, которое когда-либо захватывали. Однако это нападение было хоть и самым впечатляющим из ряда ему подобных, но далеко не первым. Нынешний кризис, привлекший сейчас внимание западных политиков и морских ведомств, назревал долго: начиная с захвата французской яхты в апреле 2008 г. и заканчивая украинским судном «Фаина», перевозившим танки.

Причина, по которой сомалийцы занимаются пиратством, коренится в обстоятельствах внутреннего конфликта, зародившегося в начале 1990-х гг. В течение многих лет некому было регулировать ситуацию в рыболовном районе Сомали вдоль побережья, - самого длинного побережья во всей Африке. Поэтому местные сомалийские рыболовные флотилии не имели никакой защиты или прав в зоне морских владений страны, так что международный флот мог распоряжаться на воде и истощать рыбные запасы. Недовольство таким положением дел заставило сомалийцев, по возможности, взимать с иностранных рыбаков что-то вроде «лицензионных отчислений». Со временем ситуация усугубилась, и с иностранных экипажей стали требовать выкуп.

История о бедных сомалийских рыбаках, которые пытались выжить, занявшись пиратством, возможно, никогда не исчерпывала сути дела – и сегодня, конечно, она уже больше не соответствует действительности. Потому что в дело включились тяжеловооруженные пираты, орудующие с больших плавучих баз среди открытого моря, вдали от сомалийского побережья. Только за 2008-й г. им удалось награбить приблизительно 150 млн. долларов в виде выкупов, что, в свою очередь,  позволило им обзавестись более совершенным оборудованием для захвата крупных торговых судов.

Случаю с Sirius Star предшествовал захват украинского корабля с тридцатью тремя танками и прочим оружием на борту, который направлялся в кенийский порт Момбаса. Обе эти высококлассные атаки – типичные примеры действий в условиях военной экономики, когда военачальники и хорошо организованные преступные группировки наживаются за счет отсутствия легитимного правительства, безопасности и правового регулирования.

Большинство нынешних пиратских нападений совершаются в портовых городах вроде Эйла в полуавтономном районе Пунтланд. После нескольких лет относительной стабильности в Пунтланде, в 2008 г. общая ситуация в сфере безопасности ухудшилась. Рост преступности и насилия говорит о том, что местные власти менее, чем когда-либо, способны контролировать свою собственную территорию.

Местное, общее

Полное отсутствие безопасности в Пунтланде частично объясняется местной национальной политической обстановкой и особенно тесными связями местных властей с переходным федеральным правительством Сомали. Многие сомалийцы убеждены, что оно – марионетка захватнической армии Эфиопии, присутствующей в стране с декабря 2006 года. Многие солдаты пунтландской армии были отправлены на юг, когда Абдуллахи Юсуф, президент Пунтланда с 1998 по 2004 год, стал президентом в переходном правительстве.

И сейчас, когда наступающие исламисты близки к тому, чтобы захватить столицу Могадишо и положить конец власти этого правительства, Пунтланд оказался под всё возрастающим давлением радикальной исламистсткой группировки «Аль-Шабаб». Одновременно прогремевшие взрывы 29 октября 2008 года на севере Сомали, приведшие к гибели приблизительно сорока человек в Боссасо (пунтландском портовом городе) и в Харгейсе (столице еще одной номинально автономной территории Сомали). Это убедительные примеры того, как исламисты пытаются овладеть всей страной и недвусмысленно дать понять этим относительно благополучным районам Сомали, каковы их позиции – националистические, пансомалийские, а также религиозные.

То, что Сомали занимает стратегическую позицию на Африканском роге, означает, что сегодня пираты могут упрочить свои позиции и проводить операции на одной из артерий мировой торговли.  Около 20 000 грузовых суден в год проходят через Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал – кратчайший морской путь между Азией и Европой. Из-за возросших рисков взлетают страховые взносы. Этот результат многократно увеличится, если судоходным компаниям придется направить свои суда в обход мыса Доброй Надежды, что удлинит маршрут на 12-15 дней. Так как в транспортном бизнесе цены рассчитываются от уровня себестоимости, то со временем стоимость предметов потребления тоже неизбежно вырастет – и в Европе, и в США.

Нынешний глобальный экономический спад объясняет беспокойство Европы и Соединенных Штатов по поводу политических и экономических аспектов этой ситуации. В Аденском заливе несколько военных кораблей уже пытаются воспрепятствовать пиратским нападениям – и это только начало. Объединенная оперативная группа, организованная во время войны в Афганистане, и НАТО осуществляют совместное командование 12 военными кораблями. Евросоюз согласился перебросить в регион воздушные и морские войска в количестве четырех-шести кораблей начиная с декабря 2008 года. Но этого вряд ли хватит для проведения «операции по обеспечению безопасности на море» на территории, превышающей по размеру Средиземное море.

На море – на суше

Очевидно, что пиратским нападениям следует давать военный отпор там, где они происходят, – то есть на море. Однако такие действия в лучшем случае облегчат положение, но не решат проблему пиратства в районе Африканского рога и его последствий для мировой торговли. Ибо корень проблемы лежит в самом Сомали.

В этой стране 2,5 млн. человек (то есть треть населения) находятся на грани голода, и еще миллион составляют внутренние переселенцы. Падение переходного правительства, ныне уже полностью себя дискредитировавшего, - всего лишь вопрос времени. Возникает вопрос, что же будет дальше.

До сих пор (и особенно это касается Соединенных Штатов) Сомали воспринималось исключительно через призму «войны с терроризмом». В мире много регионов – и Сомали один из них, - где этот подход дал прямо противоположный эффект. Необходимо выработать новую стратегию преодоления кризиса в Сомали. Одно из требований к ней – это взгляд на вещи, достаточно широкий для того, чтобы ввести умеренных исламистов в некоторую часть власти – в рамках разделения властей.

Но прежде, чем это произойдет, международному сообществу придётся отказаться от политики невмешательства в дела Сомали. И здесь всё – даже после внимания к проблеме пиратства, проявленного на самом высоком уровне, - настраивает на пессимистичный лад. Обещание Совета безопасности ООН (данное им при продлении миротворческого мандата Африканского союза еще на шесть месяцев в августе 2008 года) считать миротворческие операции «зависящими от политического процесса и улучшений в ситуации в области безопасности» воспринимается, как хартия бесконечного бездействия. Если стоит цель разобраться в корнях непрерывного сомалийского кризиса, то международное сообщество должно изыскать возможность сыграть активную и конструктивную роль в партнерстве с самими сомалийцами.

Георг-Сабестьян Хольцер – научный ассистент в School of Advanced International Studies (SAIS) при Университете Джона Хопкинса (Вашингтон, федеральный округ Колумбия). Его исследования сосредоточены на управлении конфликтами, региональная специализация - Африканский рог.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.