«Озвучить безмолвие преподавательского сообщества», – этими словами директора одной из лучших школ Нижнего Новгорода, да и всей России Натальи Владимировны Созиновой, руководителя Лицея №165 имени 65-летия Горьковского автозавода, можно было бы определить главную цель нового проекта, старт которому был дан в начале этого года в Высшей школе экономики.
Услышать мнения тех, кого обычно не спрашивают чиновники, создать экспертную площадку творческих, активных представителей школьного преподавательского сообщества – одно из ключевых направлений нового проекта. Как уже сообщало «Полит.ру», в феврале 2009 г. прошла первая поездка экспертов ГУ-ВШЭ и журналистов в Пермь, где состоялась живая и неформальная дискуссия с учителями и директорами школ Пермского края по ключевым проблемам российской школы.
2-3 марта 2009 г. эксперты ГУ-ВШЭ, журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга посетили сельские и городские школы Нижнего Новгорода и Нижегородской области, во время которых им удалось увидеть и услышать, чем живут муниципальные школы, как директора и учителя школ воспринимают новации в области среднего образования. Поездка была организована московской Вышкой и ее нижегородским филиалом.
Как в Перми, так и в Нижнем Новгороде ВШЭ ведет активную работу по модернизации школьного образования, создавая Университетские округа, куда не по территориальному, а по содержательному принципу и на добровольной основе собираются лучшие школы города. В этой работе Вышка не только заботится о том, чтобы у нее были хорошие абитуриенты, но и работает на все образовательное сообщество, повышая квалификацию школьных учителей. Было интересно увидеть общие черты и различия в подходах двух филиалов во взаимодействии ВШЭ со школами своего округа.
В Нижнем Новгороде очень понравился энтузиазм Вышки в проведении математических олимпиад и турниров, которые организуются при непосредственном участии начальника отдела развития образования Нижегородского филиала Натальи Серовой и доцента Центра довузовской подготовки Нижегородского филиала Дмитрия Юрьевича Кузнецова. Вокруг последнего собираются ребята – лучшие математические таланты города, и Д.Ю. бесплатно проводит с ними занятия, решает и придумывает задачи.
Помимо встреч с преподавательскими коллективами в школах области, 3 марта состоялись два круглых стола с учителями и директорами школ Нижнего Новгорода. «Переход на ЕГЭ и реальная практика образовательного процесса» – такой была заявленная тема обсуждения. На самом деле, планировался лишь один круглый стол. Однако тема вызвала такой живой интерес преподавательского сообщества города (в аудитории собралось более 50 человек, и люди все подходили и подходили), что организаторам мероприятия пришлось поделить гостей из Москвы, Питера, и нижегородских учителей на две половинки, чтобы каждый из участников дискуссии получил возможность высказаться.
Модераторами круглых столов выступили руководитель проекта ГУ-ВШЭ, обозреватель «Полит.ру» Леонид Клейн и помощник проректора ГУ-ВШЭ Т.Я. Четверниной Елена Балабанова. Сомодераторами обсуждений выступили сотрудник Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Наталья Серова и заместитель министра образования Нижегородской области Николай Юрьевич Бабанов.
Единый государственный экзамен – одна из ключевых проблем для директоров, учителей, родителей и школьников Нижнего Новгорода и области. Если в Пермском крае к ЕГЭ уже начали привыкать, воспринимая его как «неизбежное зло», помимо недостатков, отмечая и позитивные черты (возможность поступления в хорошие вузы для абитуриентов из малых городов и сел, возможность единовременно сдать экзамены в школе и поступить в вуз и пр.) (см. репортаж «Полит.ру»), то для образовательного сообщества Нижегородской области ЕГЭ стал «единой головной болью».
Если министр образования Пермского края Николай Карпушин, да и руководство края, активно проводят образовательные реформы, внедряя новации раньше других регионов страны, то министерство образования Нижегородской области, да и сам губернатор Валерий Шанцев, держали оборону до последнего, защищая область от ЕГЭ. Но с 2009 г. Закон о едином экзамене был принят, и области пришлось срочно нагонять упущенное время.
Лишь в прошлом году в области состоялись тестовые экзамены по системе ЕГЭ, началось обучение преподавательского состава. Учителя, и так вынужденные работать на 2–3 ставки (об этом см. ниже), теперь вынуждены тратить свое рабочее и свободное время на самоподготовку и подготовку школьников к Единому государственному экзамену. Если в прошлом году школам пришлось сконцентрировать усилия на русском языке, то теперь школы "трясет" по всем дисциплинам Единого экзамена. Интерес детей к предметам, не входящим в ЕГЭ, значительно уменьшился.
В Смольковской средней школе Городецкого района Нижегородской области учителя занимаются с учениками не только во время факультативов (какие школа в состоянии втиснуть в расписание и бюджет), но и задерживаются после работы. В условиях нарастающей безработицы в Смольках они считают этически некорректным брать с учеников деньги за дополнительные занятия.
В городских школах учителя работают не менее самоотверженно, задерживаясь на работе допоздна, но там учителя уже имеют возможность подрабатывать репетиторами за деньги. В целом, как стремительность перемен, так и недостатки самой системы ЕГЭ, значительно повысило нагрузку на учителей. Государство поступило очень хитро, при микроскопическом повышении зарплат интенсивность труда учителей резко повысилась. Опять основная надежда на энтузиазм и ответственность людей, на их работу через «не могу».
Главными недостатками Единого экзамена участники дискуссии и учителя тех школ, где удалось побывать, называют различие в требованиях ЕГЭ и школьных программ, малое количество часов, выделенные на предметы (1 час русского языка и по другим предметам в 10-11 классе), отсутствие нормальных критериев для оценки части С.
Нижегородская Вышка старается проводить активную разъяснительную работу по ЕГЭ. Для этого организована тестовая сдача единого экзамена по многим предметам, а в следующем году филиал планирует начать обучение школьников к ЕГЭ по индивидуальным траекториям, в зависимости от того, какие предметы они выберут. Об этом «Полит.ру» рассказала заместитель директора филиала Татьяна Константиновна Потапова. Кажется, что она знает о нижегородских школах все. Проезжая по городу можно было услышать ее рассказ о том, кто директор школы, когда школа была построена, какие у нее успехи и проблемы. Такое профессиональное владение темой связано с тем, что до прихода в Вышку Т.К. Потапова работала и директором школы, и в Департаменте образования города, многие школы Нижнего Новгорода были построены и созданы при ее непосредственном участии.
Вузы области активно перестраиваются под систему ЕГЭ. Услуги по сдаче ЕГЭ предлагает не только Вышка, но и некоторые другие высшие образовательные учреждения области. Стоимость одного тестового экзамена в Нижегородском регионе составляет 300-400 рублей. Отмечается падение интереса абитуриентов к обычным курсам подготовки в вузы. Так школьники одного из сел в Городецком районе рассказали, что посещали обычные курсы подготовки по физике и математике (каждый курс стоил 3 тыс. рублей), эти занятия показались им ненужными, не дающими должной подготовки к ЕГЭ, и теперь они обратились к услугам репетиторов (200-300 рублей в час). Для этого, после занятий,они ездят из своего села в Городец.
Учителей также крайне волнует вопрос, что делать тем школьникам, которые не способны сдать ЕГЭ. Куда может пойти школьник после 9 класса? Что делать тем, кто получит не школьный аттестат, а справку? – судя по состоявшему обмену мнений эти вопросы крайне остры и на них до сих учителя не получили ответа.
Кроме того, эти проблемы порой больше заботят учителей, чем самих родителей, некоторые из которых не соизмеряют способности своих детей с требованиями 10-11 классов и непонятно, что они будут делать, когда через 2 года их ребята не сдадут ЕГЭ. Часть родителей занята борьбой за существование и полностью передоверили заботу об образовании своих детей школам.
Низкая зарплата учителей и директоров школ – одна из главных проблем современной российской школы в регионах. Как рассказал директор средней общеобразовательной школы №124 Юрий Павлович Глазков, молодой специалист, придя в школу, может получить максимум 4330 рублей. Фактически, при такой зарплате, молодому человеку выгодно пойти работать техничкой (уборщицей). Деньги те же – а ответственность гораздо меньше. Молодые специалисты, которые все-таки становятся преподавателями, в значительной степени полагаются на материальную и денежную помощь своих родителей, но потом все равно уходят из школы, так как хотят получать нормальную зарплату. Сам директор школы, со всеми надбавками и премиями, может получить около 13 тыс. рублей.
Учителя вынуждены работать с максимальной нагрузкой, на 2-3 ставки, но все равно суммарный заработок не так высок. Полина Викторовна Бережная, преподаватель русского языка и литературы в средней школе №11 Нижнего Новгорода, мама троих детей, рассказала, что ее преподавательская нагрузка составляет 45(!) часов в неделю, плюс классное руководство, надбавки за олимпиады, НОУ, проверку тетрадей, и за все это она может получить максимум 16 тыс. рублей. Как прожить на эти деньги, сохраняя качество обучения и неся ответственность за жизнь и здоровье детей? – этот вопрос неизменно сопровождал экспертов и журналистов в ходе поездки по сельским и городским школам Нижегородской области.
В то же время директора и учителя школ не уверены, что станут больше зарабатывать при новой системе оплате труда и переходе на подушевое финансирование. Нижегородская область еще к этим новациям практически не перешла, ожидается, что это случится в 2009 году и пока мнение преподавательского сообщества больше теоретическое.
В ходе круглого стола в Нижнем Новгороде одна из учителей высказала мнение, что при новой системе при нормальной нагрузке учитель не сможет заработать больше 9 тыс. и ему все равно придется опять работать в 2-3 ставки, чтобы обеспечить себе более-менее приемлемую зарплату. Похожие мнения звучали и в ходе круглого стола в Пермском крае, там также говорили о происходящем сокращении учителей и прочих проблемах, сопровождающих переход к новой системе финансирования.
«Чем должна заниматься школа: учить детей или писать бумажки?» – спрашивали нас как учителя Пермского края, так и Нижегородской области. Они жаловались, что школам приходится отвечать на бесконечные запросы не только районных, областных и федеральных органов Министерства образования и науки, но и на требования государственных органов: пожарной инспекции, Роспотребнадзора, социальной защиты, административно-технической инспекции и даже прокуратуры. «Знаете, раньше у меня было время побывать на уроках, побеседовать с учителями, а теперь я постоянно пишу бумаги», – заявил один из директоров школы Нижнего Новгорода.
Кое-кто из учителей даже заметил, что после того, как президент страны Дмитрий Медведев заявил о том, что пора перестать «кошмарить» бизнес, все проверяющие органы кинулись «кошмарить» бюджетные организации. «Прокуратура выписала мне штраф в 1000 рублей. Так я им в ножки хотел поклониться, что только тысячу», – эти слова директора школы позволили усомниться в заявленной государством цели по модернизации образования. Учителя Нижнего Новгорода рассказали, что прокуратуру почему-то интересует высота школьных парт, и что за последние 15 лет на администрацию школы обрушился «шквал бумаг и шквал проверяющих». Об этом же нам говорили и директора школ Пермского края.
В комментарии «Полит.ру» заместитель министра образования Нижегородской области Н.Ю. Бабанов отметил, что региональное министерство ничего не может сделать, чтобы уменьшить количество проверяющих и бумаг, так как почти все проверяющие инстанции – федерального подчинения.
Следующим этапом проекта станет поездка экспертов ГУ-ВШЭ в Ленинградскую область. Это связано с тем, что Лаборатория социологии образования и науки Питерского филиала Вышки уже несколько лет проводит полевые исследования в этом регионе, а Светлана Савельева, зам. заведующего этой Лаборатории, известного социолога Даниила Александрова, принимала активное участие в поездках в Пермь и Нижний Новгород.
В целом, несмотря на очевидные проблемы, связанные как с региональной спецификой, так и ситуацией во всей стране, было крайне радостно видеть, что в Нижегородской области есть целый ряд прекрасных школ, где работают настоящие энтузиасты в области школьного образования.
Порой хотелось пригнать огромный кран, поднять и перенести чудесный детский садик и начальную школу и всех ее воспитателей и учителей из села Смольки Городецкого района, которыми помимо средней и старшей школы руководит Александр Иванович Серов, в Москву. Или переселиться с ребенком на 11 лет в Автозаводский район Нижнего Новгорода, поближе к настоящему оазису школьного образования – лицею №165, которым руководит Наталья Владимировна Созинова, со слов которой я и начала свой рассказ.
Голос таких профессионалов как они, наконец, должен быть услышан. Пожалуй, именно на них, на тех людях, которые думают о проблемах школы и о том, какое образование получат все те чудесные девчонки и мальчишки, которых мы увидели в Нижегородской области, держится будущее России. Подробное обсуждение затронутых в ходе дискуссий в Перми и Нижнем Новгороде проблем читайте в дальнейших материалах «Полит.ру».